Подходы к коррекционному соправождению детей с тяжелыми нарушениями речи
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Консультация для родителей (законных представителей) детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podhody_k_korrektsionnomu_sopravozhdeniyu.docx | 18.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к коррекционному сопровождению
Речь представляет собой важную социальную функцию, благодаря которой человек активно взаимодействует в социуме, в связи с чем, ее утрата или деформация может привести к трансформации жизненного пути. Речь, как высшая психическая функция, очень часто нарушается не только сама по себе, но и вместе с другими функциями. Часто нарушение речи сопровождают задержка психического развития, особенности сенсорной сферы, моторики, несформированностью эмоционально-волевого регулирования. Поэтому актуальным становится не только ранняя диагностика речевых нарушений, но и изучение роли сочетанного влияния медикаментозной терапии и логопедической коррекции в преодолении нарушений речи у детей дошкольного возраста.
Современный подход к проблеме выявления и коррекции нарушений речи требует от практикующего логопеда четких представлений о том, каким образом и по каким законам происходит становление речи у нормально развивающегося ребенка. Эти знания служат основой для грамотного проведения логопедического обследования детей, своевременного выявления у них речевых нарушений и их адекватной классификации. Лишь на этой основе возможно правильное планирование и реализация систематической коррекционной помощи детям с речевой патологией.
При подозрении на задержку в картине речевого развития ребенка необходимо пройти следующие обследования:
- Обследование слуха: (отоакустическая эмиссия, метод исследования слуховых вызванных потенциалов).
- Осмотр у врача-невролога (определяет уровень психического, речевого и моторного развития, внимание уделяется размерам и форме головы, проводится обследование чувствительной и двигательной сфер, исследуются симметричность и живость нормальных рефлексов, способность к координации движения). Для оценки темпов психомоторного и речевого развития ребенка используются: денверский тест психомоторного развития, шкала Гриффитс, шкала раннего речевого развития, шкала Бейли для оценки развития грудных детей [3, с.72].
- Обследование у учителя-логопеда: представляет собой комплекс мероприятий направленных на выявление нарушений речи у обследуемого путем всестороннего и полного изучения речи, ее отдельных компонентов, с учетом данных развития личности с учетом возраста.
- Обследование у нейропсихолога (для детей старше 4-х лет): позволяет установить степень нарушения когнитивных функций, и то, как это приводит к нарушению повседневной активности, а также выявить вероятные причины наступивших изменений.
- Дополнительные методы исследования (электроэнцефалография, магнитно-резонансная томография, компьютерная томография, допплеросонография, дуплексное сканирование шейных артерий).
При неврологическом осмотре важно обращать внимание на речевое развитие и своевременно направлять детей на речевую диагностику и коррекционные занятия. Вопреки сложившемуся поликлиническому стереотипу, логопедическая коррекция проводится не с 3-х лет, а с любого возраста, когда это необходимо [2, с.46].
На сегодняшний день существуют различные подходы к коррекции речевых нарушений, они включают в себя как нелекарственные методы, так и медикаментозную поддержку. Педагогическую коррекцию осуществляют учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог и др., в свою очередь медикаментозную терапию реализовывают врач-невролог или психоневролог.
- Нелекарственные методы включают в себя:
- педагогическую коррекцию;
- практические приемы и упражнения для развития речи;
- коррекцию артикуляции.
- Лекарственная терапия: при подборе схемы медикаментозного лечения опираются на принципы:
- обеспечение ребенка достаточным количеством аминокислот, витаминов и микроэлементов с учетом потребностей растущего организма (Актовегин, Нейромультивит, Лецитин и др.);
- ноотропная терапия (пирацетам, пантогам, кальция глютаминат, энцефабол, семакс, кортексин, тенотен и др.).
Ноотропы - группа лекарственных средств, которые различаются по своему составу и механизмам действия, но имеют ряд общих свойств: оказывают положительное влияние на высшие интегративные функции головного мозга, улучшают память, облегчают процессы обучения, стимулируют интеллектуальную деятельность, повышают устойчивость мозга к повреждающим факторам, улучшают кортикально-субкортикальные связи [4].
- Антихолинергические преппараты, используемые с целью коррекции нарушенной нервно-мышечной передачи (при моторной апраксии лица, преимущественном нарушении артикуляции). Среди препаратов назначается Нейромидин.
- Коррекция сопутствующих состояний (синдром дефицита внимания и гиперактивности). Используется препарат Страттера.
- Другие препараты (Когитум).
- Другие методы лечения: электрорефлексотерапия, магнитотерапия, лазерная терапия, иппотерапия, дельфинотерапия, арттерапия и др. [3, с.89].
Схемы лечения, дозировка и длительность курса реабилитации осуществляется под строгим контролем врача-невролога или психоневролога, с учетом характера патологии.
Анализ зарубежных исследований показывает, что подходы к медицинской коррекции патологий ЦНС, выявленных на ранних стадиях развития ребенка, а, следовательно, к сопровождению детей «группы риска» в современном российском обществе и Западных странах отличаются.
Так, рассмотрение схем сопровождения ребенка в Германии показывает, что:
- ноотропные препараты в лечении новорожденных детей не используются;
- вазоактивная медикаментозная терапия не используется у недоношенных новорожденных;
- диакарб не применяется в терапии гидроцефального синдрома;
- не применяются препараты с седативным эффектом: пантогам, ноофен, глицин и другие;
- до 2-х летнего возраста дети получают физическую реабилитацию, с двухлетнего к терапии присоединяется Botox и т.д. [1, с.78].
Несмотря на разницу в подходах любая лекарственная поддержка обязательно должна быть подкреплена специальными занятиями (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, кинезитерапевта и др.), тогда она принесет значительно больше пользы для ребенка.
Логопедическое воздействие осуществляются через игровую деятельность, организация и структура которой тесно связана с речевыми возможностями и уровнем несформированности психомоторных функций ребенка.
Такие исследователи, как Р.Е. Левина, Р.И. Лалаева, В.И. Лубовский, Т.Б. Филичева, Е.М. Мастюкова, в своих психолого-педагогических исследованиях выяснили, что дети с речевыми нарушениями, обладают своеобразными особенностями общего психомоторного поведения. Это определяет необходимость в разработке и введения в систему специальных заданий, упражнений и приемов по коррекционно-педагогическому воздействию, которое осуществляется в целях полной нормализации речевой и других функций ребенка [5, с.181].
При этом на практике используются различные методы и методики коррекционно-логопедического воздействия, которые реализуются через ведущий вид деятельности ребенка, в зависимости от возраста:
- Развитие фонематического слуха: способности четко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.
- Развитие речевого дыхания и правильной воздушной струи: осуществляется через рот, вдох совершается быстро, выдох замедлен. При речевом дыхании за вдохом следует пауза, а затем плавный выдох. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания соответствующей громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
- Развитие познавательной деятельности: развитие когнитивных процессов, влияющих на формирование речи, а также на развитие ребенка в целом (внимания, памяти, восприятия, мышления и т.д.).
- Артикуляционная гимнастика: развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад в глубь рта и т. д.); развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами); развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении. Гимнастика для губ, языка, щек является неотъемлемой частью предварительной работы по исправлению произносительной стороны речи.
- Логопедический массаж: представляет собой логопедическую технологию, активный метод механического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Он включает в себя классический, сегментарно-рефлекторный, точечный, зондовый, массаж по Ауглину.
- Пальчиковая гимнастика: развитие мелкой моторики пальцев рук, влияющей на формирование речи ребенка и оказывающее благоприятное воздействие на организм в целом.
- Кукольный театр: драматизация сказок, различных произведений. Данный вид деятельности способствует развитию мелкой моторики, предусматривает работу над дикцией, интонацией и темпом речи, повышает положительное эмоциональное состояние детей, активизирует внимание.
- Логоритмика: формирование у детей речевых и двигательных функций под музыку, развитие координации движения.
- Музыкотерапия: способствует релаксации детского организма, развивает музыкальный слух, повышает положительное эмоциональное состояние.
- Нейропсихологические методы: способствуют активизации межполушарной связи, повышают работоспособность, физическую активность детей.
- Психогимнастика: восстановление мышечного тонуса, регуляция состояния организма, благотворное влияние на ЦНС.
- Сказкотерапия: использование логосказок при коррекции звукопроизношения, всестороннее развитие речи ребенка, формирование устойчивых условно-рефлекторных связей.
- Мнемотехники: система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, развитие речи.
- Хромотерапия: предусматривает коррекцию эмоционально-волевых процессов, способствует активизации внимания и лучшему усвоению материала.
- Формирование лексико-грамматических средств языка и развитие связной речи.
Некоторые представленные направления работы являются частью арттерапии и являются неотъемлемой частью психокоррекционной работы, осуществляемой в рамках логопедической коррекции.
Логопедическая работа содержит достаточное количество информации, которая способствует обогащению памяти детей образами и представлениями. Разнообразие заданий, быстрый темп проведения совместной деятельности препятствуют утомлению, развивают переключаемость внимания и позволяют поддерживать интерес детей на протяжении всего времени и эффективно осуществить процесс коррекционного воздействия.
Из выше сказанного следует, что процесс преодоления речевых нарушений сводится не только к педагогической коррекции, но и в особых случаях по назначению врача-невролога или психоневролога к медикаментозной и /или электротерапии. Такая сочетаемость обусловлена особенностью речевой функции, главное место в которой отводится центральной нервной системе.
Список литературы:
1. Баркун, Г.К. Актуальные проблемы ранней диагностики и коррекции отклонений в развитии недоношенных детей / Г.К. Баркун, И.М. Лысенко, Л.Н. Журавлева, С.П. Волчецкая, Е.Г. Косенкова // Охрана материнства и детства. 2012. № 2 (20). С. 76-80.
2. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития / Т.Е. Браудо, М.Ю. Бобылова, М.В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. 2017. Т. 12. № 1. С. 41-46.
3. Веселова, А.Н. Проблемы развития речи у детей /А.Н. Веселова. М.: Омега, 2011. С. 72.
4. Заваденко, Н.Н. Нарушения развития речи у детей и их коррекция /Новости медицины и фармации 12(218) 2007.
5.Меерзон, Т.И. Современные методы обучения в логопедической работе / Т.И. Меерзон, А.В. Петряева, Н.П. Плешакова // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации. Материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием. Ответственный редактор: А.Ю. Нагорнова. 2015. С. 181-185.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основные направления коррекционной-развивающей работы по формированию импрессивной речи в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
Импрессивная (от лат. imprtssio - впечатление), или пассивная. речь - восприятие, понимание речи, анализ и синтез разнообразных комбинаций звуков речи или письменных знаков.Устная импрессивная речь (ч...
Комплексный подход к адаптации в логопедической группе детей с тяжелыми нарушениями речи, со сложной структурой дефекта, детей-инвалидов.
Более половины из детей, поступающих в логопедические группы, кроме выраженного речевого нарушения имеют сопутствующие неврологические, соматические заболевания и психологические, личностные особеннос...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Алексенко Н.В. с воспитанниками средней группы №12 коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) на 2016-2017 учебный год.
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...
«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»
Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...
«Программа коррекционно-развивающей работы группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) средней логопедической группы»
laquo;Программа» представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в средней логопедической...
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи).
Адаптированная образовательная программа коррекционно-развивающей работы в группекомпенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общимнедоразвитием речи) с 5 до 8 лет (далее &laqu...
Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет
Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО Автор — учитель-логопед высшей квалификационной категории, отличник народного образования Н. В. Нищева...