Консультация для родителей
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Волкова Ольга Владимировна

Консультация для родителей детей старшей - подготовительной к школе групп. Предлагаю дидактические игры для семейного досуга с целью активизации словарного запаса у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volkova_dlya_sayta_igry.docx16.84 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Активизация словарного запаса с применением дидактических игр»

Подготовил учитель-логопед Волкова О.В.

Представляю Вашему вниманию дидактические игры,  которые можно организовать в любое свободное время и в любом месте: пока Вы едете в автомобиле, идете домой из детского сада или в гости, ожидаете очередь в поликлинике.  Хорошо бы провести соревнование в кругу семьи.

Дидактическая игра  «Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Ход игры: Вы называете ребёнку ряд слов, и просите определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясните ребёнку, что похожие слова - это слова- приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

Дидактическая игра  «Слова – приятели»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький), смелый - (храбрый), прекрасный - (красивый) и т.д.

Дидактическая игра  «Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, активизация словаря признаков.

Ход игры: В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы "какой?", "какая?", "какое?", "какие?".

Например, трава (какая она?) -

зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная …

 Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

Дидактическая игра  «Магазин игрушек»

Цель: расширение словаря, развитие умения подбирать обобщающее слово,

развитие речевого внимания.

Для этой игры лучше использовать настоящую посуду.

Давай поиграем в магазин. Я буду покупателем, а ты продавцом. Мне нужна посуда для супа - супница. Посуда для салата - салатница; посуда для хлеба - хлебница; посуда для молока - молочник; посуда для масла - маслёнка; посуда для конфет - конфетница; посуда для сухарей - сухарница; посуда для соли - солонка; посуда для сахара - сахарница.

После проговаривания всей имеющейся посуды, можно поменяться ролями.

Наша задача побуждать ребёнка произносить названия посуды самостоятельно.

 Дидактическая игра  «Скажи наоборот»

Цель: подбор антонимов.

Эту игру можно проводить с мячом: бросаете мяч ребёнку и произносите слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ, ДЕНЬ … НОЧЬ, РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ),

ЖАРА … ХОЛОД, ЗЛО … ДОБРО, ПРАВДА … ЛОЖЬ, ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ, ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ, ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ,

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ,  ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ, ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

И т.д.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчинённых предложений.

-Мама положила хлеб... куда? (в хлебницу)

-Брат насыпал сахар... куда? (в сахарницу)

-бабушка сделала вкусный салат и положила его... куда? (в салатницу)

- Папа принёс конфеты и положил их ... куда? (в конфетницу)

-Марина не пошла сегодня в школу, потому что... (заболела)

-Мы включили обогреватели, потому что... (стало холодно)

-Я не хочу спать, потому что... (ещё рано)

-Мы поедем завтра в лес, если... (будет хорошая погода)

-Мама пошла на рынок, чтобы... (купить продукты)

-Кошка забралась на дерево, чтобы... (спастись то собаки)

Дидактическая игра «Назови три слова»

Цель: активизация словаря.

Ход игры: Ребенок становится перед взрослым. Ему задаются вопросы. Нужно, делая три шага вперёд, называть с каждым шагом три слова - ответа, не замедляя темпа ходьбы.

-Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

-Что можно варить?

-Что можно читать?

-Чем можно рисовать?

-Что может летать?

-Что может плавать?

-Что (кто) может скакать? И т. д.

Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: развитие связной речи.

Ход игры: Ребенку предлагаются перевернутые изображением вниз (так, чтобы взрослый не видел изображение) картинки с животными.

Ребенку нужно описать животное, не называя его, по такому плану:

1. Внешний вид.

2. Чем питается.

Взрослый должен отгадать описываемое животное.

 Затем ребенок и взрослый меняются местами. Взрослый описывает животное, а ребенок угадывает.

Дидактическая игра «Кто кем был или что чем было»

Цель: активизация словаря и расширение знаний об окружающем.

Кем или чем раньше был цыплёнок (яйцом), лошадь (жеребёнком),

лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей), ботинки (кожей), рубашка (тканью), рыба (икринкой), шкаф (доской), хлеб (мукой), велосипед (железом), свитер (шерстью) и т.д.?

ИГРАЙТЕ С УДОВОЛЬСТВИЕМ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...