Занятия с семьёй, как увлекательный опыт, способствующий более эффективному развитию речевых способностей у детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)
Данная методическа разработка подготовлена для родителей, которые хотели бы развивать речь своих детей (возрастная категория детей 5-7 лет). В данной методической разработке представлен комплекс речевых игр, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи детей. Игры описаны очень простым языков и даны чёткие простые инструкции для лёгкой их реализации родителями в домашних условиях. Кроме того для реализации подобранных игр от родителей не потребуется никакой дополнительной подготовки, достаточно лишь немного свободногг времени и желания родителей сделать речь своих детей более красивой, грамотно оформленной и богатой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demidova_rechevye_igry_2024.docx | 111.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятия с семьёй, как увлекательный опыт, способствующий более эффективному развитию речевых способностей у детей с ТНР
Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников (консультация для родителей)
учитель-логопед
ГБДОУ №25 комбинированного вида
Пушкинского района Санкт-Петербурга
Демидова Татьяна Александровна
Каждый родитель желает, чтобы у его детей была красивая, грамматически правильная, лексически богатая, связная речь. Безусловно, важной составляющей получения такой речи у ребёнка является образец речи, который ребёнок слышит в своём окружении. Самое первое и важное окружение ребёнка – это, конечно, родители. Именно родители являются для своего ребёнка образцом, тем авторитетным взрослым, на которого он хочет быть похожим и перенимать всё самое лучшее. Поэтому так важно взрослым показывать детям образец красивой, лексически богатой и грамматически правильной речи.
К сожалению, так бывает, что ребёнок упорно и стойко делает ошибки в грамматическом оформлении своих высказываний, а также не может подобрать нужное слово при попытке рассказать о проведённом дне в детском саду или др.. Это характеризуется, как недостаточность в развитии лексико-грамматического строя и связной речи и требует работы по исправлению этих недостатков.
Родителям непросто организовать занятия со своим ребёнком дома. Речевые упражнения игры, которых на просторах интернета можно найти большое количество не всегда понятны родителям, а именно не всегда понятно, как предложить ребёнку ту или иную игру. Специально для родителей я подготовила несколько очень простых речевых игр, в которых подробно описала инструкцию, которую родитель предложит ребёнку. Игры и инструкции к играм очень просты. Каждый родитель без труда сможет их реализовать во взаимодействии со своим ребёнком. Играть можно дома, на прогулке, в очереди в магазине/в поликлинике и т.д.. Никакой дополнительной подготовки данные игры от родителей не требуется - только немного времени и желания сделать речь своего ребёнка красивей, грамотней и богаче!
Играя со своими родителями, дети получают море положительных эмоций! А всё, что ребёнок выполняет с радостью, эмоционально, увлечённо всегда лучше запоминается ребёнком! Так работает наш мозг! Родителю важно быть заинтересованным, активным в совместных занятиях со своими детьми, тогда обязательно у детей будут отличные результаты в развитии их речи!
Со всеми предложенными играми можно играть с мячом. Взрослый произносит слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно взрослому. Мяч может быть большой, маленький, массажный. Вместо мяча можно использовать мягкую игрушку (если перебрасывать из рук в руки).
Речевые игры
- Игра «Назови ласково» (любое слово ребенку необходимо назвать в
уменьшительно-ласкательной форме)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть какой-либо предмет, а ты этот же предмет назовёшь ласково. Например, я скажу – «кольцо», а ты назовёшь кольцо ласково – «колечко» (солнце-солнышко, тапок – тапочек, кукла – куколка и т.д.).
- Игра «Один-много» (взрослый называет слово в единственном числе,
ребенок изменяет это же слово, произнося его во множественном числе со словом «много»).
Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру. Представь, что ты пришёл в магазин, где все предметы продаются только по одному: одна чашка, одно ведро, один карандаш – все вещи и предметы по одному. Тебе же нужно много таких предметов! Давай я буду продавцом, а ты покупателем.
Продавец (взрослый): «Здравствуйте, в моём магазине продаётся только одна чашка»
Покупатель (ребёнок): «Здравствуйте! Но мне нужно много чашек».
и т.д. (продавец: «В моём магазине продаётся одна тарелка… покупатель: «Но мне нужно много тарелок»).
Можно придумывать слова из разных лексических тем (групп), а можно играть в рамках одной лексической темы (то есть, это будут магазины: игрушек; продуктовый магазин; овощной отдел; фруктовый отдел; кондитерский отдел и т.д.; магазин посуды; магазин одежды и т.д.
- Игра «Скажи наоборот» (образование антонимов)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, я скажу «большой», а ты назовёшь слово наоборот – «маленький». Давай продолжим. Я скажу «горячий», а наоборот? и т.д.
Слова для игры: большой-маленький, горячий -холодный, жара – холод, добро – зло, быстрый – медленный, широкий-узкий, толстый-тонкий (худой), высокий-низкий, подниматься -спускаться, жарко-холодно и т.п..
- Игра «Путаница»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть. «Давай поиграем. Я буду произносить предложения. Возможно, они будут неверные, запутанные. Интересно, ты сможешь найти ошибку и распутать предложения?» Далее взрослый фантазирует – придумывает «неправильное предложение» Например: Конфета ест Машу (Маша ест конфету). Пирожки пекут бабушку. Заяц догоняет волка. Собака боится кошку. Дерево растёт на яблоке. Дорога едет по машине. Розы поливают Машу. Лягушка рисует Ваню.
- Игра «У меня – у Гнома – у Великана»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру, которая называется «У меня - у великана – у лилипута». Я придумаю слово – «лимон» и скажу: «У меня – лимон». У великана он будет огромный и я скажу: «У великана – лимонище». А у лилипута он будет маленький и я скажу: «У лилипута – лимончик». Теперь ты. Давай, когда ты будешь говорить про себя, ты будешь ставить руки на пояс, когда про великана – поднимать руки высоко вверх, когда будешь говорить про лилипута – садиться на корточки». Можно предложить ребёнку менять высоту голоса (когда ты будешь говорить про себя, говори обычным голосом, когда про великана – очень низким, когда про лилипута – будешь говорить высоким тоненьким голосом).
- Игра «Лишний, потому что…» (Ребенку предлагается определить
лишний предмет и объяснить свой ответ)
Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем. Я сейчас назову 4 слова, 3 из них объединены каким-то одним признаком, а одно совсем к ним не подходит. Твоя задача, определить, какое слово лишнее и почему. Например, я скажу – яблоко, слива, груша, помидор. Подумай, какое слово здесь лишнее? (потому что помидор - это овощ, а яблоко, слива и груша – фрукты). Важно, чтобы ребёнок не только верно определил лишнее слово, но и объяснил свой выбор.
Речевой материал: помидор, картофель, яблоко, огурец (лишнее яблоко, потому что яблоко - это фрукт, а помидор, картофель и огурец – это овощи); кошка, собака, корова, медведь; тарелка, диван, чашка, стакан; кровать, шкаф, кресло, чайник; футболка, кроссовки, свитер, платье) и т.д.
Если ребёнку сложно выбирать лишнее слово из 4х представленных, можно сократить количество слов до 3х (2 слова объединены одним общим признаком, а одно к ним не подходит).
7. Игра «Словесное сражение»
Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем. Мы будем подбирать к слову «яблоко» как можно больше слов – признаков, то есть говорить - какое яблоко, описывать его. Будем называть слово и загибать пальцы. Кто назовёт больше слов и загнёт больше пальцев, тот и победил. Количество слов можно считать, например, завязывая узелки на верёвочке, или рисуя кружки на бумаге и т.д.
Например: Яблоко (какое?) – маленькое, сладкое, круглое, зеленое, сочное, вкусное.
Можно описывать друг друга. Ребёнку будет очень приятно услышать о себе много приятных слов-признаков. В ответ он придумает в Ваш адрес не меньшее количество слов, описывающих Вас. На каждое придуманное слово, можно обниматься. Уверена, Ваш ребёнок никогда не откажется от Ваших объятий. Настроение у всех будет отличное, и от объятий, и от добрых слов, услышанных в свой адрес.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"
Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...
Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"
Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...
Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».
В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....
Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...
Опыт работы по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»
Сенсорное развитие младшего дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов....
Опыт работы на тему: «Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»
Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача с...
Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...