Занятия с семьёй, как увлекательный опыт, способствующий более эффективному развитию речевых способностей у детей с ТНР
консультация по логопедии (старшая группа)

Данная методическа разработка подготовлена для родителей, которые хотели бы развивать речь своих детей (возрастная категория детей 5-7 лет). В данной методической разработке представлен комплекс речевых игр, направленный на развитие лексико-грамматического строя речи детей. Игры описаны очень простым языков и даны чёткие простые инструкции для лёгкой их реализации родителями в домашних условиях. Кроме того для реализации подобранных игр от родителей не потребуется никакой дополнительной подготовки, достаточно лишь немного свободногг времени и желания родителей сделать речь своих детей более красивой, грамотно оформленной и богатой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл demidova_rechevye_igry_2024.docx111.32 КБ

Предварительный просмотр:


Занятия с семьёй, как увлекательный опыт, способствующий более эффективному развитию речевых способностей у детей с ТНР

Методическая разработка по развитию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников (консультация для родителей)

                                                               учитель-логопед

ГБДОУ №25 комбинированного вида

 Пушкинского района Санкт-Петербургаhttps://avatars.mds.yandex.net/i?id=0e5e7e620589d0c07245b6ff334f2cc54559e380-12168744-images-thumbs&n=13

Демидова Татьяна Александровна

     Каждый родитель желает, чтобы у его детей была красивая, грамматически правильная, лексически богатая, связная речь. Безусловно, важной составляющей получения такой речи у ребёнка является образец речи, который ребёнок слышит в своём окружении. Самое первое и важное окружение ребёнка – это, конечно, родители. Именно родители являются для своего ребёнка образцом, тем авторитетным взрослым, на которого он хочет быть похожим и перенимать всё самое лучшее. Поэтому так важно взрослым показывать детям образец красивой, лексически богатой и грамматически правильной речи.

     К сожалению, так бывает, что ребёнок упорно и стойко делает ошибки в грамматическом оформлении своих высказываний, а также не может подобрать нужное слово при попытке рассказать о проведённом дне в детском саду или др.. Это характеризуется, как недостаточность в развитии лексико-грамматического строя и связной речи и требует работы по исправлению этих недостатков.

     Родителям непросто организовать занятия со своим ребёнком дома. Речевые упражнения игры, которых на просторах интернета можно найти большое количество не всегда понятны родителям, а именно не всегда понятно, как предложить ребёнку ту или иную игру. Специально для родителей я подготовила несколько очень простых речевых игр, в которых подробно описала инструкцию, которую родитель предложит ребёнку. Игры и инструкции к играм очень просты. Каждый родитель без труда сможет их реализовать во взаимодействии со своим ребёнком. Играть можно дома, на прогулке, в очереди в магазине/в поликлинике и т.д.. Никакой дополнительной подготовки данные игры от родителей не требуется - только немного времени и желания сделать речь своего ребёнка красивей, грамотней и богаче!

     Играя со своими родителями, дети получают море положительных эмоций! А всё, что ребёнок выполняет с радостью, эмоционально, увлечённо всегда лучше запоминается ребёнком! Так работает наш мозг! Родителю важно быть заинтересованным, активным в совместных занятиях со своими детьми, тогда обязательно у детей будут отличные результаты в развитии их речи!

      Со всеми предложенными играми можно играть с мячом. Взрослый произносит слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок ловит мяч, даёт ответ и бросает мяч обратно взрослому. Мяч может быть большой, маленький, массажный. Вместо мяча можно использовать мягкую игрушку (если перебрасывать из рук в руки).

Речевые игры

  1. Игра «Назови ласково» (любое слово ребенку необходимо назвать в

уменьшительно-ласкательной форме)

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру «Назови ласково». Я буду называть какой-либо предмет, а ты этот же предмет назовёшь ласково. Например, я скажу – «кольцо», а ты назовёшь кольцо ласково – «колечко» (солнце-солнышко, тапок – тапочек, кукла – куколка и т.д.).

  1. Игра «Один-много» (взрослый называет слово в единственном числе,

ребенок изменяет это же слово, произнося его во множественном числе со словом «много»).

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру. Представь, что ты пришёл в магазин, где все предметы продаются только по одному: одна чашка, одно ведро, один карандаш – все вещи и предметы по одному. Тебе же нужно много таких предметов! Давай я буду продавцом, а ты покупателем.

Продавец (взрослый): «Здравствуйте, в моём магазине продаётся только одна чашка»

Покупатель (ребёнок): «Здравствуйте! Но мне нужно много чашек».

и т.д. (продавец: «В моём магазине продаётся одна тарелка… покупатель: «Но мне нужно много тарелок»).

Можно придумывать слова из разных лексических тем (групп), а можно играть в рамках одной лексической темы (то есть, это будут магазины: игрушек; продуктовый магазин; овощной отдел; фруктовый отдел; кондитерский отдел и т.д.; магазин посуды; магазин одежды и т.д.

  1. Игра «Скажи наоборот» (образование антонимов)

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру «Скажи наоборот». Например, я скажу «большой», а ты назовёшь слово наоборот – «маленький».  Давай продолжим. Я скажу «горячий», а наоборот?  и т.д.

Слова для игры: большой-маленький, горячий -холодный, жара – холод, добро – зло, быстрый – медленный, широкий-узкий, толстый-тонкий (худой), высокий-низкий, подниматься -спускаться, жарко-холодно и т.п..

  1.  Игра «Путаница»

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть. «Давай поиграем. Я буду произносить предложения. Возможно, они будут неверные, запутанные. Интересно, ты сможешь найти ошибку и распутать предложения?» Далее взрослый фантазирует – придумывает «неправильное предложение» Например: Конфета ест Машу (Маша ест конфету). Пирожки пекут бабушку. Заяц догоняет волка. Собака боится кошку. Дерево растёт на яблоке. Дорога едет по машине. Розы поливают Машу. Лягушка рисует Ваню.  

  1. Игра «У меня – у Гнома – у Великана»

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем в игру, которая называется «У меня - у великана – у лилипута». Я придумаю слово – «лимон» и скажу: «У меня – лимон». У великана он будет огромный и я скажу: «У великана – лимонище». А у лилипута он будет маленький и я скажу: «У лилипута – лимончик». Теперь ты. Давай, когда ты будешь говорить про себя, ты будешь ставить руки на пояс, когда про великана – поднимать руки высоко вверх, когда будешь говорить про лилипута – садиться на корточки». Можно предложить ребёнку менять высоту голоса (когда ты будешь говорить про себя, говори обычным голосом, когда про великана – очень низким, когда про лилипута – будешь говорить высоким тоненьким голосом).

  1.  Игра «Лишний, потому что…» (Ребенку предлагается определить

лишний предмет и объяснить свой ответ)

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем. Я сейчас назову 4 слова, 3 из них объединены каким-то одним признаком, а одно совсем к ним не подходит. Твоя задача, определить, какое слово лишнее и почему. Например, я скажу – яблоко, слива, груша, помидор. Подумай, какое слово здесь лишнее? (потому что помидор - это овощ, а яблоко, слива и груша – фрукты). Важно, чтобы ребёнок не только верно определил лишнее слово, но и объяснил свой выбор.

Речевой материал: помидор, картофель, яблоко, огурец (лишнее яблоко, потому что яблоко -  это фрукт, а помидор, картофель и огурец – это овощи); кошка, собака, корова, медведь; тарелка, диван, чашка, стакан; кровать, шкаф, кресло, чайник; футболка, кроссовки, свитер, платье) и т.д.

     Если ребёнку сложно выбирать лишнее слово из 4х представленных, можно сократить количество слов до 3х (2 слова объединены одним общим признаком, а одно к ним не подходит).

7. Игра «Словесное сражение»

     Взрослый предлагает ребёнку поиграть: «Давай поиграем. Мы будем подбирать к слову «яблоко» как можно больше слов – признаков, то есть говорить - какое яблоко, описывать его. Будем называть слово и загибать пальцы. Кто назовёт больше слов и загнёт больше пальцев, тот и победил. Количество слов можно считать, например, завязывая узелки на верёвочке, или рисуя кружки на бумаге и т.д.

Например: Яблоко (какое?) – маленькое, сладкое, круглое, зеленое, сочное, вкусное.

     Можно описывать друг друга. Ребёнку будет очень приятно услышать о себе много приятных слов-признаков. В ответ он придумает в Ваш адрес не меньшее количество слов, описывающих Вас. На каждое придуманное слово, можно обниматься. Уверена, Ваш ребёнок никогда не откажется от Ваших объятий.  Настроение у всех будет отличное, и от объятий, и от добрых слов, услышанных в свой адрес.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: "РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ОСНОВЕ ЭЛЕМЕНТАРНОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ"

Развитие музыкально-ритмических способностей – одна из самых сложных в педагогике. Результаты работы показывают, что использование технологии Т.Э. Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошк...

Опыт работы на тему "Развитие певческих способностей у детей дошкольного возраста"

Детское исполнительство, практически осуществляется в пении, ритмике, игре на инструментах. Основное его качество – выразительность, т.е. способность непосредственно и искренне передать настроен...

Опыт работы по теме «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность».

В материале описан опыт работы воспитателя по теме "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность"....

Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Опыт работы на тему«РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»...

Опыт работы по теме «Развитие сенсорных способностей у детей раннего возраста»

Сенсорное развитие младшего дошкольника - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов....

Опыт работы на тему: «Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»

Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача с...

Опыт работы на тему «РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ЧЕРЕЗ ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Дошкольный возраст является недолгим по длительности в жизни человека, периодом, однако чрезвычайно важным и насыщенным, в том числе и с точки зрения познания и приобретения знаний о мире. Источником ...