"Развитие связной речи у детей с ОНР путём качественного обогащения словаря"
статья по логопедии
Приёмы и упражнения для развития словарного запаса и связной речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_svyaz.rechi_putem_kach._obogashch._slovarya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 комбинированного вида Петродворцового района Санкт-Петербурга
«Развитие связной речи у детей с ОНР
путем качественного обогащения словаря»
Учитель-логопед
Троицкая Л.В.
Одной из основных задач коррекционной работы логопеда с детьми ОНР - научить их связно и последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Одним из направлений работы по развитию связной речи у детей с ОНР является обогащение словарного запаса, причем качественное обогащение.
Словарный запас детей с ОНР III уровня включает достаточное количество слов обиходно-разговорной лексики. Но в словаре детей мало обобщающих понятий, почти нет антонимов, мало синонимов, они не обращают внимание на многозначность слов.
А ведь мы знаем, что работа над словом, как единицей языка, имеет немаловажное значение. Этот подход обеспечивает собственно языковое, речевое развитие ребенка и способствует формированию качественной стороны детской лексики, развитию произвольности речи, умение сознательно выбирать наиболее уместные для данного высказывания языковые средства. В конечном итоге данная работа служит развитию связной речи и повышению уровня общей речевой культуры.
Таким образом, программа обогащения и активизации словаря должна включать в себя, помимо задач ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности, углубления знаний о предметах и явлениях, формирование понятий, следующие задачи:
- раскрытие многозначности слова;
- расширение запаса синонимов и антонимов;
- формирование умения правильно употреблять слова.
Раскрыть перед детьми семантику многозначного слова помогают синонимические и антонимические сопоставления. Поскольку каждое из значений многозначного слова может соотноситься с разными синонимами и антонимами, используя их подбор, можно вести детей к различению, уточнению понимания разных значений слова.
В работе по качественному обогащению словаря детей особое место занимают лексические упражнения. Они способствуют предупреждению речевых недостатков, активизируют словарь, развивают у ребенка внимание к слову и его значению. Лексические упражнения формируют и практические навыки: умение быстро выбирать из своего словарного запаса наиболее точное, подходящее слово, составлять предложение, различать оттенки в значении слова.
Подобные упражнения проводятся без предметов и игрушек и только тогда, когда дети усвоят название последних. Большое место в этих упражнениях отводится такому приему, как вопрос. От формулировки вопроса зависит направление и содержание мыслительной деятельности ребенка, вопрос должен вызывать умственную активность. Ставя вопросы, мы учим детей обобщать, выделять главное, сравнивать, рассуждать. Надо чаще задавать такие вопросы: «Можно ли так сказать?», «Как сказать лучше?», «Кто скажет по-другому?». При этом не следует спешить с оценкой ответа, пусть ребенок сам подумает, переосмыслит то, что он сказал, аргументирует свое суждение.
Работа над синонимами преследует практическую цель научить ребенка выбирать наиболее подходящее слово и избегать повторений в своей речи. С этой целью необходимо использовать задания на подбор слов, близких по смыслу. Работа над синонимами приучает детей вдумываться в смысл употребляемых слов, правильно сочетать слова.
Недооценка работы над синонимами приводит к тому, что многие дети говорят «суп хороший, на улице хорошо, платье хорошее, рисунок хороший». И дело здесь не только в ограниченности словаря, но и в том, что ребенок не привык пользоваться богатством родного языка.
Следующим упражнением является подбор синонимов к словосочетаниям. Детям называют словосочетание, например: весна идет, снег идет, человек идет. Обращают внимание на то, как неинтересно слушать, когда повторяется одно и то же слово, и предлагают его заменить. «Весна идет - как можно сказать по-другому?» подбирая слова, близкие по смыслу (наступает, движется, шагает), дети приходят к выводу, что одно и то же слово идет в предложенных словосочетаниях имеет разное значение.
Выполняя задание на подбор синонимов, ребенок, конечно, не всегда дает собственно синоним, соответствующий словарным нормам, но все же подбирает такие слова, которые правильно передают смысл словосочетания. Например, к словосочетанию река бежит дети подбирают такие слова: течет, плывет, шумит, бурлит, льется, катится, журчит и др. среди этих ответов собственно синонимом является слово течет, а остальные могут быть названы «эквивалентными заменами».
Следующим упражнением является составление предложений с отдельными словами (существительными, прилагательными и др.) и со словами синонимического ряда (например, большой - огромный - громадный). Эти задания направлены на формирование умения употреблять заданное слово в сочетании с другими, так как известно, что это нередко вызывает у детей затруднения даже при правильном понимании значения слова.
Составление предложений с заданными словами представляет определенную трудность для ребенка: он должен удержать в памяти предложенные слова и суметь соединить их правильно по смыслу и по законам грамматики. Однако такие упражнения необходимы. Ведь показателем того, что слово понимается, и действительно вошло в активный словарь, является умение правильно употреблять его. А значение слов с наибольшей полнотой и ясностью раскрываются в сочетании с другими словами.
Составление предложений со словами синонимического ряда затрудняет ребенка еще и потому, что он плохо ориентируется в их смысловых оттенках. Это говорит о том, что в работе с синонимами нужно подчеркивать не только сходство, близость их значения, но и их различие.
Такие упражнения способствуют и тому, чтобы дети учились избегать в речи повторений одних и тех же слов. Известно, что дети чаще употребляют такие слова, как большой, маленький, и гораздо реже - синонимические слова: огромный, громадный, малюсенький, крошечный. Эти слова известны детям, но у них не выработалась привычка употреблять их в своей речи, поэтому необходимы специальные упражнения, способствующие переводу слов из пассивного словаря в активный словарь.
В формировании умения выбирать наиболее точное слово из синонимического ряда большой эффект дают специальные речевые ситуации, требующие вполне определенного словесного обозначения.
Например, воспитатель говорит: «Пошли два медвежонка гулять и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка пчела ужалила. Он пошел к маме грустный. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову грустный слова, близкие по смыслу. (Печальный, невеселый, скучный, унылый и др.) А, если он был таким, то он не просто пошел, а.,.? (Поплелся, потащился, побрел и др.)
Какое слово противоположное слову грустный? (Веселый.) Второй медвежонок был веселый. Как еще можно про него сказать? Подберите к слову веселый слова, близкие по смыслу. (Радостный, довольный, шустрый, жизнерадостный.)
А раз он был таким, то он не просто шел к маме, а...? (Скакал, бежал, прыгал, несся, мчался и др.)
А вот пример другой ситуации: «Если небо затянуло тучами, дует холодный ветер, часто идет дождь, то какими словами можно сказать про осень? Какая она? (Поздняя, хмурая, пасмурная, дождливая, прохладная и др.)
А если светит солнце, небо прозрачное, листья пожелтели, то, как можно сказать про осень? Какая она?» (Ранняя, солнечная, ясная, золотая)
Детям можно дать и такое задание: «Ученик долго решал задачу — думал, думал, наконец, решил. Как можно сказать про такую задачу? Какая она была? Для выбора ответа предлагается синонимический ряд: трудная — тяжелая — сложная. Дети, как правило, останавливаются па слове трудная — трудная задача. Далее следует спросить, как лучше сказать про задачу: трудная или тяжелая? Дети выбирают ответ трудная задача, т. е, используют наиболее точное в данном случае слово. Но чтобы они почувствовали разницу в значениях, им нужно задать такой вопрос: «Про что можно сказать тяжелая?*
Подобные речевые ситуации, ставящие ребенка в условия поиска точного ответа на вопрос, формирующие умение произвольно отбирать слова, следует использовать как можно шире.
Одним из заданий, способствующих формированию осознанного выбора языковых средств, совершенствованию точности словоупотребления, является задание на оценку словосочетаний и предложений по смыслу. Так, например, детям предъявляют правильные и неправильные сочетания слов легкий, трудный, тяжелый со словами ветер, чемодан, задача и предлагают ответить на вопросы: Можно ли так сказать? Как можно сказать по-другому? Дети коллективно выбирают наиболее точный и правильный ответ, но при этом они должны еще обосновать его, отвечая на вопрос: «Почему ты думаешь, что так можно (или нельзя) сказать?».
Среди многообразных видов работы над словом особое место занимает сравнение слов, противоположных по значению.
Работа над антонимами полезна тем, что приучает к сопоставлению предметов и явлений по различным признакам (временным и пространственным отношениям, по величине, весу и т.д.) кроме того, способствует активизации таких частей речи, как глаголы и прилагательные, которыми бедна речь дошкольников. Подбор антонимов вначале надо с помощью наглядного материала (натуральные предметы, картинки). Поскольку все задания по лексике нужно строить таким образом, чтобы они были связаны с основной частью занятия, после беседы по рассказу
«Первая рыбка» Е. Пермяка детям можно задать следующие вопросы:
В рассказе сказано «крохотный ершишка». Как можно сказать по-другому? Подберите к слову крохотный слова, близкие по смыслу. (Маленький, малюсенький.) Слову маленький какое слово будет противоположным по смыслу? (Большой.) Какими словами в рассказе сказано про «ершище»? (Большущий.) А теперь к слову большущий подберите слова, близкие по смыслу (Огромный, громадный.)
Затем можно предложить детям для оценки по смыслу словосочетания дольшущий ершик и маленький ершище. (Можно ли так сказать? Правильно ли это?)
Далее дети отвечают па вопросы: про что можно сказать крохотный? Что бывает большущим? (т.е. они должны составить словосочетание с предложенным словом).
Как видно из приведенного примера, задания были следующие: подбор синонимов, подбор антонимов, оценка словосочетаний по смыслу, задания типа «Что бывает?»
Сочетание различных приемов в работе по качественному обогащению словаря способствуют повышению эффективности работы по совершенствованию связной монологической речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
Задачи:- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать иактивизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями...
Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
Вовлечение воспитанников в речевое общение с взрослыми и сверстниками...
Система работы по обогащению словаря, формированию грамматического строя, развитию связной речи у детей 3-4 лет
- вовлекать в речевое общение со взрослыми и сверстниками;- подводить к составлению текстов- описаний;- обогащать и активизировать словарь существительными, прилагательными, глаголами, наречиями;- фор...