Развитие фразовой речи у детей младшего возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Бадагова Кристина Александровна

Речь — это уникальная возможность общения ребенка со своими сверстниками, однако, не у всех она формируется в нормальном процессе (своевременно).  В результате чего, ребенок становится замкнутым, либо агрессивным с окружающими.  Исследуя проблему развития речи Ушакова О.С., была сторонником того, что ребенку необходимо слышать речь взрослого. Очень важным аспектом для развития речи ребенка является общение матери с ребенком. Как бы абсурдно это не звучало, но даже в случаях задержки речевого развития, если мать постоянно озвучивает все действия (одевание, купание), а точнее ведет монолог со своим чадом, он впитывает это как губка. Чем больше она комментирует свои действия, находясь элементарно на кухне с ребенком, рассказывает о процессе готовки блюда, вкладывая в это эмоции и превращая в игру, в которой он может принять непосредственное участие, тем больше это способствует активизации речи ребенка. Выготский Л.С. считает, что во время овладения речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Игра способствует развитию индивидуальности ребенка, раскрывает творческие способности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_frazovoy_rechi_u_detey_mladshego_vozrasta.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фразовой речи у детей младшего возраста.

Речь — это уникальная возможность общения ребенка со своими сверстниками, однако, не у всех она формируется в нормальном процессе (своевременно). В результате чего, ребенок становится замкнутым, либо агрессивным с окружающими. Исследуя проблему развития речи Ушакова О.С., была сторонником того, что ребенку необходимо слышать речь взрослого. Очень важным аспектом для развития речи ребенка является общение матери с ребенком. Как бы абсурдно это не звучало, но даже в случаях задержки речевого развития, если мать постоянно озвучивает все действия (одевание, купание), а точнее ведет монолог со своим чадом, он впитывает это как губка. Чем больше она комментирует свои действия, находясь элементарно на кухне с ребенком, рассказывает о процессе готовки блюда, вкладывая в это эмоции и превращая в игру, в которой он может принять непосредственное участие, тем больше это способствует активизации речи ребенка. Выготский Л.С. считает, что во время овладения речью ребенок идет от части к целому: от слова к соединению двух или трех слов, далее – к простой фразе, еще позже – к сложным предложениям. Игра способствует развитию индивидуальности ребенка, раскрывает творческие способности детей.

Существуют следующие виды игр:

  • Театрализованные игры

В театрализованной деятельности в раннем возрасте ребенок выступает в роли зрителя. Важно научить ребенка слушать и понимать представление. Например, использование кукол «Би-ба-бо» (которые буквально оживают на глазах) вызывает положительные эмоции и включает речевую активность ребенка. Игра с куклами Бибабо пополняет словарный запас ребенка. Способствует улучшению интонационной стороны речи. Например, просите ребенка с разной интонацией произнести слова: принеси, помоги, возьми. Весь этот процесс учит детей эмоциональной выразительности (радость, грусть, удивление) и формирует невербальные и вербальные средства коммуникации. Использование этих методов формирует диалогические умения дошкольников.

  • Сюжетно-ролевые игры

Сюжетно-ролевая игра – это деятельность, в которой ребенок подражает действиям взрослого в специально созданных самими детьми игровых моментах.

  • Дидактические игры

Дидактическая игра является сложной педагогической деятельностью, методом обучения детей дошкольного возраста, когда через специально подобранный материал формируются представления об окружающем мире.

Также очень важно использовать не только общение, но и опору на все рецепторы ребенка:

  1. Показ и рассматривание предмета (зрительное восприятие)
  2. Выполнение действия с предметом (осязательные рецепторы)
  3. Просьбы и поручения (двигательное развитие)
  4. Вопрос – ответ (слуховое восприятие)
  5. Общение через игрушку (развитие воображения)
  6. Повторение пройденного или комментирование действий (развитие и укрепление памяти и внимания).

Многие родители задаются вопросом, как разговорить молчуна? Часто причиной является недостаток внимания, когда родители практически не общаются со своим чадом. Но в ином случае, гиперопека так же может вызвать задержку речевого развития, когда ребенку достаточно ткнуть пальчиком, как этот предмет уже в его руке. Важно вызвать необходимость ребенка озвучивать свои желания, поощрять его даже в моменты невнятно произнесенных звуков и слогов. Приведем несколько методов с помощью которых можно определить причины задержки и способы их устранения.

Методика 1. «Изучение понимания речи»

Цель: выявить уровень восприятия речи взрослого.

Пассивный словарь — это набор слов и выражений, которые ребенок понимает, но не использует в речи из-за задержки речевого развития. В процессе игровой деятельности, основной задачей родителей является - обогащение словарного запаса, предметы, действия, явления, которые окружают детей в бытовой жизни. Попросить ребенка выполнить простые инструкции, правильно показать на фотографии (где мама? а где собака и т.д.), зеркало (покажи нос, глаза), игрушки (попросить найти, принести, при этом, озвучивая свои действия с предметами), наглядный материал (просить ребенка показать тот или иной предмет, либо действие изображенное на картинке - человек идет, ползет, стоит, лежит; где много-мало, большой-маленький и т.д.). А вот после того, как ребенок усвоит и научится правильно показывать предметы на картинках, нужно попросить его назвать их.

Методика 2. «Повтори и назови»

Цель: определить уровень активного словарного запаса детей.

Затем плавно переходим к подражанию, когда вместе с ребенком совершаем самые простые действия и проговариваем их. Необходимо использовать односложные или двусложные слова, чтобы ребенку было легче повторить за вами.

Я иду (держите ребенка за руку и идете по комнате).

Я бегу (держите ребенка за руку и бежите по комнате, включая эмоциональный аспект).

Я мою (вместе погружаете руки в тазик с водой, эмоционально проговариваете свои действия, можно даже побрызгать друг на друга).

Я лечу (поднимаете ребенка на руки и крутите его в воздухе, как самолет).

Я ползу (вместе с ребенком ползаете по полу, кто быстрее).

Я еду (паровозиком, едете друг за другом –«ту-ту»).

По мнению Ж. Пиаже, детское спонтанное словотворчество доказывает способность ребенка усваивать информацию. Даже в случае, если ребенок повторяет первый слог нужно поощрять всякие попытки подражания

Обязательным условием является превращение всего процесса в игру и умение заинтересовать ребенка

После того, как ребенок усвоил употребление глаголов 1 лица, учим использовать глаголы 2 и 3 лица.

Я иду, ты идешь, он идет.

Заучиваются словосочетания, связанные с обиходно-бытовой деятельностью (хочу пить, иду спать, мою руки, дай куклу). Важно включить в речь ребенка качественные прилагательные (большой-маленький, холодный-горячий). Одна из самых распространенных игр «Прятки». Просим ребенка спрятаться (1,2,3,4,5 прячься, я иду искать). В процессе поиска ребенка, вы заглядываете за предметы и говорите:

«за шкафом -нет, за кроватью- нет, под стулом- есть, я тебя нашла!» После многократного повторения, просите ребенка искать теперь вас. И при этом проговаривать так же, как и вы во время поиска.

Методика 3. «Опиши картинку»

Цель: определить состояние контекстной речи.

Переносим словесный опыт на наглядный материал. Просим малыша назвать действие, которое изображено на картинке.

С помощью этого эксперимента можно выявить причину задержки и определить уровень сформированности речевого развития. Использование этих методик позволяет быстро овладеть речью, а сам процесс превратить в увлекательную игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по развитию связной речи для детей младшего возраста

В картотеке размещены дидактические игры по развитию связной речи...

Развитие связной речи у детей младшего возраста.

Развитие связной речи у детеймладшего дошкольного возраста....

Развитие активной речи у детей младшего возраста

    Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер - весь психический склад личности выявляются в речи...

Статья: "Коррекционная работа по развитию фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладение ею представляет сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает появляться тогда, когда головной мозг, слух, речевой (артикуляционный) а...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...