Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда как эффективное условие развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Парфёнова Юлия Викторовна

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя имеет важное значение в решении многих задач образовательного процесса, в том числе в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_logoped_i_muz_ruk_.doc45 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда

как эффективное условие развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя имеет важное значение в решении многих задач образовательного процесса, в том числе в развитии фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

Фонематический слух – это не просто слух [2]. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух. Фонематический слух отвечает за различение звуков речи. Он помогает различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного [1].

Выстраивая свою работу, музыкальный руководитель и логопед, учитывают структуру речевого дефекта, осуществляют индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности, закрепляют знания, умения и навыки, приобретенные на музыкальных и логопедических занятиях. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми [3].

Исходя из собственной практики, работа развитию фонематического слуха у дошкольников мы строим согласно следующим этапам:

1 этап – узнавание неречевых звуков;

2 этап – различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз;

3 этап – различение слов, близких по звуковому составу;

4 этап – дифференциация слогов;

5 этап – дифференциация фонем;

6 этап – развитие навыков элементарного звукового анализа.

Реализуя первый этап – узнавание неречевых звуков, мы решаем следующие задачи:

1) развитие у детей способности узнавать и различать неречевые звуки;

2) развитие слухового внимания и слуховой памяти.

Мы предлагаем следующие упражнения на распознание:

- звучащих инструментов (свисток, дудочка);

- звучащих предметов (крупа в коробочке, шуршание бумаги);

- действий предметов (свист, стуки).

Проводим игры и упражнения на узнавание сверстников, голосов других людей. Например, такие игры и упражнения как «Покажи, что звучит». Логопед или музыкальный руководитель приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя. Также игры «Повтори за мной», «Самый внимательный», «Узнай по звуку» (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колоколь­чика, кашель и т.п.).

На втором этапе учим детей различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Рекомендуем игры для развития способности различать одинаковые слова, звуки и звукокомплексы «Как произнёс слова Незнайка?», «Произнеси тихо (громко)», «Угадай, чей голос?».

Например, в игре «В лесу» мы показываем детям картинку с изображением леса и говорим: «Медвежонок потерял свою маму. Он ходит по лесу и зовет ее: «Мама!». Когда он далеко от нас, его голос слышен тихо, когда близко – громко. Детям предлагаем инструкцию: «Послушайте и определите, далеко медвежонок или близко». За ширмой произносим слово «мама» то громко, то тихо, опять громко. Затем усложняем задание, показываем медвежонка и от его имени просим помочь найти маму, которая звала его: «Миша!», произнося это слово, меняя силу голоса. Дети определяют, далеко медведица или близко. В конце игры появляется медведица и благодарит ребят.

Третий этап предполагает обучение детей умению различать слова, близкие по звуковому составу. При различении степени громкости звука дети знакомятся с громким и тихим звучанием предметов, учатся соотносить интенсивность звучания с расстоянием (тихо - далеко, громко - близко), прислушиваться к звукам (реагировать на изменение порога чувствительности). Рекомендуем использовать такие игры как «Волк и зайцы», «Найди мишку», «Близко - далеко», «Тишина», «Коробочки гремят» и пр.

Например, игры «Коробочки гремят». Ребенку предлагаем послушать звучание 6 коробочек (2-х с манкой, 2-х гречей, 2-х с горохом). Все коробочки ставим на стол в один ряд. Ребенку предлагаем потрясти каждую из коробочек и послушать, как они гремят. Просим найти две одинаково звучащие коробочки.

На четвертом этапе учим детей различать слоги. Например, игра «Лишний слог», в которой логопед или музыкальной руководитель произносит слоговой ряд, например: на – на – на – па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются следующим образом: на-но-на, ка-ка-га-ка, па-ба-па-па и т.д.

Пятый этап включает в себя работу по формированию детей умения различать фонемы родного языка (сначала дифференциация гласных звуков, затем согласных звуков). К примеру, предлагаем игры «Медведица и медвежонок», «Успокой Таню», «Ловишка», «Синий – зелёный».

Для игры «Синий – зелёный» нужно приготовить два кружка – синий и зелёный. Предлагаем ребенку внимательно вслушиваться и определять, в каком слове есть условленный звук ([л], [л׳], например). Если в предлагаемом слове заданный твердый звук, ребенок поднимал синий кружок, если мягкий – зелёный.

На шестом этапе по развитию навыков элементарного звукового анализа решаются две задачи:

1) формирование у детей навыков элементарного звукового анализа;

2) формирование у детей навыков слогового анализа.

Мы выяснили, что чаще всего дети затрудняются:

- в выделении первого гласного, согласного звука (называют или слог, или все слово);

- в подборе картинок, включающих заданный звук;

- в самостоятельном придумывании и назывании слов с заданным звуком.

Предлагаем такие игры для формирования у детей навыков звукового и слогового анализа и синтеза как «Рассели картинки по домикам», «Поезд», «Почта», «Разложи игрушки» и т.д.

Так, например, в игре «Рассели картинки по домикам» детям предлагаем по количеству слогов расселить картинки по одно -, двух-, трех-, четырехэтажным домам.

Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза включает следующие этапы:

- анализ прямых и обратных слогов (например, па, то, ам, ом и т. д.);

- выделение гласного звука на фоне слова (в позиции под ударением, в безударной позиции);

- выделение конечного согласного звука;

- выделение начального согласного звука;

- определение места любого заданного звука в слове (начало, середина, конец слова);

- полный звуковой анализ слов.

Таким образом, тесное сотрудничество учителя-логопеда и музыкального руководителя позволяет повысить эффективность работы в по развитию у дошкольников фонематического слуха. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники научаются различать звуки сходные по акустическим или артикуляторным признакам, намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы и т.д.

Библиографический список

  1. Борисова Н.В. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда, как эффективное условие развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста//Современный урок. 2023. № 11. С. 1-3.
  2. Николаева А.Ю. Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в развитии темпо-ритмической стороны речи дошкольников // Молодой ученый. 2023. № 37 (484). С. 116-118.
  3. Соловьева Н.В. «Музыка и речь» развитие фонематического слуха у детей с нарушением речи совместная работа музыкального руководителя и учителя-логопеда.// Дошкольник.РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://doshkolnik.ru/musika/20377-muzyka-i-rech-razvitie-fonematicheskogo-sluha-u-deteiy-s-narusheniem-rechi-sovmestnaya-rabota-muzykalnogo-rukovoditelya-i-uchitelyalogopeda.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста.

В данной работе собран и систематизирован материал по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста

Речь, во всем ее многообразии, является необходимым компонентом общения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является успешное развитие фонематического слуха....

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста"

В консультации описаны основные этапы по формированию фонематического слуха у детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов на тему: «Игры и пособия по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраста»

Эта консультация используется логопедом при проведении круглого стола или педсовета. Ее цель - дать методические рекомендации воспитателям по развитию фонематического слуха у детей дошкольного возраст...