Нейроигры и упражнения в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии
Нейроигры и упражнения являются эффективным инструментом при коррекции речевых нарушений. в своей работе я использую нейроупражнения для постановки проблемных звуков, их автоматизации и дифференциации. В данном материале помещены примеры нейроигр при выполнении артикуляционных упражнений, автоматизации поставленных звуков и дифференциации звуков
Скачать:
Предварительный просмотр:
Нейроигры в работе логопеда.
Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин тяжелых нарушений речи, проблем с координацией, недостатка развития моторики, а также нарушений чтения и письма.
Эффективно проводить коррекционную работу с детьми с ТНР помогает использование нейропсихологических методов и приёмов. В процессе применения логопедом нейроигр и нейроупражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.
Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.
В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок соотносит выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов, стишков. Такие игры способствуют улучшению звукопроизношения, ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Нейроигры можно применять на всех этапах логопедических занятий: от момента выполнения артикуляционных упражнений до постановки звуков и их автоматизации в речи .
На подготовительном этапе артикуляционные упражнения совмещаются с движением рук.
Например:
- Упражнение «Месим тесто».
Улыбнуться. Покусать середину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно).
- Упражнение «Расчёска».
Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + провести пальцами правой руки по левой ладони, затем упражнение повторить с правой ладошкой.
Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + показать большой палец левой руки (остальные пальцы сомкнуты в кулак), затем проделать упражнение наоборот.
Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).
Нейроигры на автоматизацию изолированного звука:
«Зеркальное рисование»
Такие игры развивают зрительно-моторную координацию, синхронизируют работу полушарий.
Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях, произнося отрабатываемый звук.
« Нейродорожки»
Такие игры направлены на развитие координации, мелкой моторики. Сначала ребёнок произносит звук и двигает пальчики обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит заданный звук и левой, и правой руками одновременно выполняет разные движения.
Нейроигры на отработку слогов и слов:
«Скажи и покажи»
Ребенок четко проговаривает слоги или слова и одновременно показывает заданные педагогом жесты правой или левой рукой (можно чередовать руки)
Игры с су-джок мячиком
Ребенок катает мячик по часовой стрелке между ладошками и произносит слоги с поставленным звуком.
Кинезиологические упражнения на дифференциацию звуков:
«Кулак-ребро-ладонь».
Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Например: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь.
«Колечки-хлопок».
Произносим звук «С» - показываем пальцами колечки (соединяем указательный и большой пальцы). Произносим «З» - сделать хлопок руками.
Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость и способствует эффективной работе по исправлению речевых нарушений: развития фонематического восприятия, автоматизации поставленных звуков и их дифференциации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
На мастер-классе представлена система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к...

Презентация для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
Наглядный показ материала....

Буклет для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"
Наглядная информация для педагогов....
Нейроигры и упражнения в работе учителя-логопеда с дошкольниками.
Примение нейроигр при коррекции речевых нарушений у дошкольников....
Нейроигры — эффективный инструмент в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста
Существенно увеличилось количество детей, посещающих детский сад с ОВЗ, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В связи с тем, что процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, з...

"Нейроигра - эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"
Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поделиться с вами опытом работы по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда»....