Нейроигры и упражнения в работе учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии

Нейроигры и упражнения являются эффективным инструментом при коррекции речевых нарушений. в своей работе я использую нейроупражнения для постановки проблемных звуков, их автоматизации и дифференциации. В данном материале помещены примеры нейроигр при выполнении артикуляционных упражнений, автоматизации поставленных звуков и дифференциации звуков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нейроигры в работе логопеда.

Нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин тяжелых нарушений речи, проблем с координацией, недостатка развития моторики, а также нарушений чтения и письма. 

   Эффективно проводить коррекционную работу с детьми с ТНР помогает использование нейропсихологических методов и приёмов. В процессе применения логопедом нейроигр и нейроупражнений происходит активизация работы мозга, повышение его функциональности и пластичности, развитие уровня внимания и памяти, высших психических и моторных функций, развитие межполушарного взаимодействия.

Нейроигры – это различные телесно-ориентированные упражнения, которые позволяют через тело воздействовать на мозговые структуры.

В своей работе я использую нейроигры с речевым материалом, когда ребёнок соотносит выполнение двигательных упражнений с проговариванием отдельных звуков, слогов,  стишков. Такие игры способствуют улучшению звукопроизношения,  ритмичности речи, её интонационной выразительности, формированию правильного речевого дыхания. Нейроигры можно применять на  всех этапах логопедических занятий: от момента выполнения артикуляционных упражнений до постановки звуков и их автоматизации  в речи .

 На подготовительном этапе артикуляционные упражнения совмещаются с движением рук.

 Например:

- Упражнение «Месим тесто». 

Улыбнуться. Покусать середину языка + ритмично сжимать все пальцы в кулак (обеими рукам одновременно).

- Упражнение «Расчёска».

Улыбнуться. Протолкнуть язык между сомкнутыми зубами + провести пальцами правой руки по левой ладони, затем упражнение повторить с правой ладошкой.

Упражнение «Конфетка». Толкать языком правую щеку + показать большой палец левой руки (остальные пальцы сомкнуты в кулак), затем проделать упражнение наоборот.

Упражнение «Лошадка». Улыбнуться, пощёлкать языком + ритмично смыкать соединённые с большим пальцем остальные сомкнутые четыре пальца (обеими руками одновременно).

Нейроигры на автоматизацию изолированного звука:

 «Зеркальное рисование» 

Такие игры развивают зрительно-моторную координацию, синхронизируют работу полушарий.

Ребенок рисует одновременно двумя руками симметричные линии, спирали, восьмерки в разных направлениях, произнося отрабатываемый звук.

« Нейродорожки» 

Такие игры направлены на развитие координации, мелкой моторики.  Сначала ребёнок произносит звук и двигает пальчики обеих рук по одинаковым дорожкам, затем задание усложняется. Ребёнок произносит заданный звук и  левой, и правой руками  одновременно выполняет  разные движения.

Нейроигры на отработку слогов и слов:

«Скажи и покажи»

Ребенок четко проговаривает слоги или слова и одновременно показывает заданные педагогом жесты правой или левой рукой (можно чередовать руки)

 Игры с су-джок мячиком

Ребенок катает мячик по часовой стрелке между ладошками и произносит слоги с поставленным звуком.

Кинезиологические упражнения на дифференциацию звуков:

«Кулак-ребро-ладонь».

Используем данное упражнение для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков. Например: если услышишь звук «Ш» — ставь кулак, звук «Ж» — ставь ладонь. 

  «Колечки-хлопок».

Произносим звук «С» - показываем пальцами колечки (соединяем указательный и большой пальцы). Произносим «З» - сделать хлопок руками.

  Систематическое использование нейропсихологических упражнений и игр оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость и способствует эффективной работе по исправлению речевых нарушений: развития фонематического восприятия, автоматизации поставленных звуков и их дифференциации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс: "Нейроигры – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

На мастер-классе представлена  система упражнений с нейрокоррекционным воздействием, которые включаются в структуру логопедического занятия для коррекции нарушений речевых и психических процессов...

Мастер - класс для педагогов "Нейроигры - эффективный инструмент в работе учителя - логопеда"

Познакомить участников мастер-класса с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников. Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес к...

Нейроигры и упражнения в работе учителя-логопеда с дошкольниками.

Примение нейроигр при коррекции речевых нарушений у дошкольников....

Нейроигры — эффективный инструмент в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста

Существенно увеличилось количество детей, посещающих детский сад с ОВЗ, а также детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). В связи с тем, что процесс постановки, автоматизации и дифференциации звуков, з...

"Нейроигра - эффективный инструмент в работе учителя-логопеда"

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада поделиться с вами  опытом работы по теме «Нейроигра – эффективный инструмент в работе учителя-логопеда»....