Консультация для начинающих воспитателей "Речевой этикет"
консультация по логопедии
Консультация для начинающих воспитателей "Речевой этикет"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 42.98 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБУЧЕНИЕ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ
Подготовила: учитель-логопед Хайрутдинова Ю.Ш.
Этикет (французское etiquette - ярлык, этикетка) – совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда).
Как видим, в этом определении содержится указание на внешнее проявления отношения к людям. Однако внешнее проявление, как правило, отражает внутреннюю суть отношений. Разумеется, в идеале эти отношения должны быть взаимно доброжелательными.
Этикет - порядок поведения и общения людей. Этикет - это порядок поведения, удобных для всех. Соблюдать этикет - значит, соблюдать правила поведения Главное правило: стараться не ставить человека в неудобное положение, т.е. поступать так, чтобы ему было хорошо рядом с тобой. Любовь и уважение к людям помогает нам соблюдать этикет.
Этикет - это порядок поведения, способствующий созданию наилучших условий для общения людей разного происхождения, национальной принадлежности, социального положения, образования, различных взглядов, убеждений, интересов. Суть его - в умении быть приятным для окружающих, настраивать людей на общение с собой, понимать их и видеть их достоинства (И.Курочкина).
Речевое проявление этикетных отношений специалисты называют речевым этикетом в узком смысле.
Речевой этикет-это правила речевого поведения, определяемые взаимоотношениями говорящих, принятые данным национальным коллективом носителей языка, а также малыми социальными группами, в зависимости от возраста, социальной принадлежности, обстановки общения (Н.И.Формановская).
В речевой этикет включаются: обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, поздравление, прощание, благодарность и другие. Знакомя детей с правилами речевого этикета, важно помочь им понять необходимость культуры речевого общения, познакомить их с миром “волшебных” слов, различными вариантами этикетных форм, развивать умения отбирать языковые средства в зависимости от участников и ситуации общения (с кем, где, когда, зачем говорить), воспитывать желание быть культурным, вежливым человеком.
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, отражать разумный характер взаимоотношений общающихся (А.А Акишина, В.Е Гольдин, В.Г Костомарова, Н.И Формановская и другие).
Уже в дошкольном детстве можно сформировать привычку к определенным нормам речевого поведения, позволяющим воспитать личность человека, который в процессе коммуникации способен на определенный уровень восприятия информации, воздействия на нее и управления ею.
В дошкольном возрасте обращается особое внимание на обучение детей вежливости, правилам речевого этикета. Хотя невозможно скрыть и того, что нередко взрослые разрешают себе по отношению к ребенку или в его присутствии не совсем изысканные слова, выражения, которые тут же детьми перенимаются и «пускаются в обращение». Потом за такие «словесные кульбиты» их – к большому удивлению – наказывают.
«Дети - увеличительные стекла зла», - как-то заметил Л. Н. Толстой. Неверно употребленные, грубые слова взрослых дети услышат быстрее, чем вежливые, так как последнее для детей привычнее, это норма.
Что же такое речевой этикет?
Этикет – совокупность правил поведения, касающихся отношения к людям (обхождения с окружающими, формы обращения и приветствий, манеры поведения в общественных местах). Такое определение дает «Словарь по этике».
Вежливость – это методика применения этикета.
Общеизвестно, что самое важное в воспитании вежливости у ребенка – постоянный добрый пример. Взрослые демонстрируют детям «модели поведения», траснлируют необходимость в любой ситуации придерживаться норм этикета, быть вежливым.
Современный подход к ребенку как: к ЛИЧНОСТИ, нуждающийся в понимании, в уважении ее интересов и прав, делает проблему воспитания вежливости особенно актуальной. Поэтому очень важно, чтобы «этикетными» способами установления контактов с людьми владели в полном объеме, как родители, так и педагоги.
В детском саду дети общаются друг с другом и с педагогом от 6-7 до 9 часов в день. Во время общения и происходит обмен способами и навыками общения, умениями ролевого поведения. Ежеминутно в течение всего дня дети учатся у взрослых и друг у друга речевому поведению, характерным жестам, мимике, словечкам. Конечно, этикет только одно из многочисленных средств общения, но особо значимое, ценное. Замечено, что взрослый человек часто учит не тому, ЧТО говорит, а КАК говорит, как общается, как относится к детям, коллегам и др. Нередко взрослый требует вежливости к себе, особого внимания к своим словам, но не умеет слушать, поблагодарить ребенка или извиниться перед ним.
У этикета есть словесные и несловесные средства («волшебные слова», «волшебные взгляды», рукопожатия, позы, жесты, интонация, манеры, поступки). Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, но особо важно пополнить детский словарь словесными средствами.
Самых распространенных «волшебных слов», которые всегда должны быть в «запасе» всего-то около 30.
Формирование основ поведенческой культуры проходит своеобразный цикл. Приступая к изучению каждого правила, мы даем ребенку:
- Знание этого правила;
- Формируем понимание его разумности и необходимости;
- Предоставляем возможность применить правило, совершить практический поступок или действие;
- Эмоционально его прочувствовать, т.е. радоваться правильному его выполнению или пережить неудачу.
Рекомендации педагогам:
Воспитатель должен учитывать, что знания и понимание речевого этикетного правила еще не обеспечивают его выполнение ребенком. Для воспитания речевого этикетного поведения, необходимо следующие условия:
- Позитивный настрой на занятиях и в повседневной жизни. Нельзя никого из воспитанников забыть или обидеть. Обращения по именам, похвала, призы и прочие увлекающие детей способы обучения помогут в создании позитивного настроя;
- Пример взрослых, и, прежде всего воспитателя. Ребенок видит и оценивает взрослых, прощает или не прощает ошибки, допущенные ими. Воспитателю желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности, разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия своим собственным поучительным словам. Все должно быть продумано для достижения главной цели-создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка;
- Связь с семьей. Эта связь позволяет сохранить единство и преемственность требований. Общая цель и семьи, и детского сада - хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе создаем из малыша, являясь в этом важнейшем деле сотрудниками;
- Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение же правильному и красивому поведению в свою очередь способствует речевому развитию воспитанника. С помощью проведения словарной работы у него расширяется круг этико-поведенческих понятий. В речевой запас дошкольника вводятся такие понятия, как “Этикет”, ”уважение”, “любовь”, “вежливость”, “общение” и другие.
Воспитание культуры поведения с позиций современного речевого этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.
Курочкина И.Н выделила следующие принципы:
Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность, активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников.
Принципы речевого этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.
Формирование навыков речевого этикета детей происходит при активном использовании разнообразных методов и приемов:
1.Приучение: воспитатель дает детям речевой образец и приучает к этому образцу, контролируя точность выполнения ими того или иного правила. Например, демонстрирует красоту и правильность поведения за столом; Эстетику доброжелательного обращения взрослого и детей во время игры, занятия, разговора со старшими и сверстниками.
2.Упражнения: многократно повторяется то или иное действие, отрабатывается до машинального, сознательно не регулируемого. Но отрабатывать любое действие следует на основе осознания ребенком его необходимости и разумности. Например, мы приучаем ребенка к правильному использованию столовых приборов. Прежде всего, объясняем ему, как удобно и красиво держать их в руках, почему их следует использовать и т.д. Учим, правильно взять нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы.
3.Воспитывающие ситуации: создаются условия, в которых ребенок стоит перед выбором речевых формул. Например, есть вилкой и ножом или одной вилкой, держать вилку в правой или левой руке. Л.С.Выготский отмечал: ”Самым характерным для овладения собственным поведением является выбор…”.
4.Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5.Наказание: применяется крайне редко и никогда не допускается наказание, приводящие к боли и физическому страданию. Недостатком этого метода является то, что ребенок в результате наказания знает, как поступать нельзя, но не знает, как поступать надо. Осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка товарища должно быть направленно на то, чтобы вызвать у провинившегося желание поступать хорошо.
6.Пример для подражания: является своеобразным наглядным образцом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой могут стать привлекательным, а значит, и желательным образцом для подражания.
7.Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.
8.Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9.Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимание детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.
Общие рекомендации по применению речевого этикета
- посчитайте свой «запас», а потом детский. Между ними присутствует самая непосредственная, прямая зависимость – «чем больше отдаешь, тем больше получишь».
Так что же мы отдаем из своего «волшебного запаса» в течении дня детям? Вспоминаем и считаем!
УТРОМ – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь?»
А ЗАВТРАКОМ, ОБЕДОМ, УЖИНОМ – «Приятного аппетита», «Благодарю» «Спасибо», «Позволь за тобой поухаживать», «Все было очень вкусно».
ВО ВРЕМЯ ОБЩЕНИЯ – «Разреши», «Будь добр», «Пожалуйста», «Извини», «Позволь», «Если тебя не затруднит», «Прошу прощения».
ПОСЛЕ ТИХОГО ЧАСА – «Как спалось?», «Как твое здоровье?».
ВЕЧЕРОМ – «Добрый вечер», «До свидания», «До завтра», «До встречи», «Счастливого пути», «Всего хорошего», «Всего доброго», «Доброй ночи», «Приятных снов».
- Воспитанием вежливости педагоги детского сада МОГУТ заниматься во время всех режимных моментов, на любых занятиях и вне их.
Далее предлагаю картотеку логопедических игр, посвященных обучению речевому этикету, с включениями элементов игр и театрализации.
Картотека логопедических игр по речевому этикету.
«Змей Горыныч»
Цель: дать детям представление о том, что в каждой проблемной или конфликтной ситуации есть несколько вариантов (или стилей) поведения, учить их находить выход из различных ситуаций, гибко изменяя стиль поведения.
Ход игры
К детям прилетает Змей Горыныч (мягкая игрушка). Это необычный Змей Горыныч, все головы у него разные. Одна голова очень добрая — Добруля, другая очень злая — Злюка, а третья голова — Задавака, потому что она очень любит задавать детям вопросы.
В ходе игры воспитатель предлагает детям различные проблемные и конфликтные ситуации, которые по-разному разрешают Добруля и Злюка, а Задавака задает детям вопросы, выясняет, как бы поступили они в данной ситуации. Важно, чтобы дети не просто описывали свои действия, а демонстрировали их, показывали, что и как они сделают. Ситуации, к примеру, могут быть такими.
Ситуация . Ссорятся двое детей из-за новой игрушки. Добруля говорит, что отдала бы игрушку другому ребенку, ведь ему так хочется поиграть. Злюка утверждает, что ни за что бы не уступила, ведь ей самой тоже очень нравится игрушка и хочется с ней играть. Задавака задает вопрос: «А как бы поступили вы?»
«Испорченный телефон»
Цель: учить детей применять нормы речевого этикета.
Ход игры
Вариант 1. Играющие разбиваются на две команды, которые садятся друг против друга. Ведущий зовет к себе по «телефонисту» от каждой команды и тихо говорит им на ухо вежливые слова (приветствие, прощание, просьбы, извинения и т. д.), которые те передают дальше. Побеждает та команда, которая быстрее и без искажений передаст слова.
Вариант 2. «Телефонисты» передают слова по своему выбору в соответствии с заданием воспитателя. Например: приветствие друга, воспитателя, родителей утром, днем, вечером.
«Просьба»
Цель: упражнять детей в способах установления контактов и выражения просьбы.
Оборудование: игрушки.
Ход игры
Дети делятся на пары. У одного — игрушка, а второй должен уговорить его дать поиграть с ней. Затем дети меняются парами и ролями. Далее нужно выяснить, почему кому-нибудь не дали игрушку.
«Отказ»
Цель: формировать у детей навыки бесконфликтного поведения, учить находить вежливую форму отказа.
Ход игры
Дети стоят или сидят в кругу. Поочередно (по кругу) они просят у соседа игрушку или вещь, которые им необходимы для работы (еще не выложен узор из мозаики, не закончен рисунок и т. д.). Ребенок должен вежливо отказать просящему и сам попросить об услуге соседа.
Необходимо учиться отказывать в вежливой форме, стараясь не повторять ответы других детей.
«Приглашение»
Цель: учить детей способам установления контактов, приглашения к совместной деятельности. Формировать бесконфликтный стиль поведения.
Ход игры
Дети по желанию разбиваются на пары. Первый партнер задумывает место, куда бы он хотел пойти (в лес, парк, на речку, в кино, цирк, театр, на стадион, в кафе—мороженое и т. д.). Второй пытается угадать это место, приглашая напарника пойти с ним. Например, «Маша, я хочу пригласить тебя в театр.» — «Спасибо, но этот спектакль я уже смотрела». Продолжить игру до тех пор, пока второй участник не отгадает место, которое загадал первый. Затем партнеры меняются ролями.
«В кругу симпатий»
Цель: развивать способность видеть положительные качества сверстников и делать им комплименты
Оборудование: мяч.
Ход игры
Звучит песня Б. Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты.». Детям, стоящим или сидящим в кругу, воспитатель объясняет правила игры: игрок, бросая мяч, говорит комплимент тому, кто его ловит. Поймавший мяч благодарит за это и бросает мяч дальше, произнося следующий комплимент и т. д.
«Волшебное кресло»
Цель: учить детей видеть достоинства окружающих и высказывать свое доброжелательно отношение к ним.
Оборудование: «волшебное кресло».
Ход игры
Дети по очереди садятся на «волшебное кресло». Как только ребенок садится в кресло — «высвечиваются» его достоинства, внешние и внутренние. Дети описывают хорошие качества ребенка (по очереди), высказывая свое доброе отношение в таких выражениях «Мне нравится, что...», «Я всегда рад видеть ее, потому что...», «Мне приятно, когда она ...» и т. п.
«Магнитофон»
Цель: формировать умение в доброжелательной форме высказывать пожелания другим людям, учитывая их индивидуальность, желания, стремления.
Оборудование: магнитофон или диктофон на телефоне.
Ход игры
Игроки высказывают свои пожелания сверстникам, близким, друзьям, знакомым, персонажам сказок и мультфильмов (Красной Шапочке, Серому Волку, Незнайке, Карабасу Барабасу, Карлсону, Малышу и т. п.), чтобы записать их на магнитофон и отправить адресату.
«Назови себя»
Цель: учить представлять себя коллективу сверстников.
Ход игры
Ребенку предлагают представить себя, назвав свое имя так, как ему больше нравится, как называют дома или как он хотел бы, чтобы его называли в группе.
«Поздравления и пожелания»
Цель: воспитывать желание доставлять радость окружающим своими поздравлениями и пожеланиями; высказывать их, соблюдая нормы речевого этикета.
Ход игры
Вариант 1. Участники игры делятся на две команды. Игроки одной команды будут «поздравляющими», игроки другой — «желающими». Они образуют пары. По сигналу первый игрок произносит поздравление, а второй дополняет его пожеланием. Например, «Поздравляю с Новым годом!», — «Желаю счастья в Новом году!»
Поздравления и пожелания произносятся парами по очереди. Можно выбрать наиболее удачные поздравления и пожелания, ведь каждый должен придумать что—то свое, не повторяясь.
Вариант 2. Проводится концерт по заявкам. Каждая пара после поздравлений и пожеланий исполняет для кого-либо концертный номер: дети поют, танцуют, читают стихи.
«Помогай»
Цель: развивать способность видеть нуждающихся в помощи и предлагать ее, соблюдая все правила речевого этикета.
Ход игры
Дети идут друг за другом по кругу со словами:
По земле из края в край
Ходит мальчик Помогай.
Всем и каждому помог
Помогай чем только мог.
Один из детей — Помогай — идет внутри круга в противоположном направлении. По окончании текста дети останавливаются. Тот ребенок, рядом с которым остановился Помогай, демонстрирует какое-либо действие (подметает пол, забивает гвозди, несет тяжелое ведро, стирает, поливает грядки, красит забор и т. д.). Помогай должен угадать, что он делает, и предложить свою помощь, обращаясь к ребенку по имени и придерживаясь правил вежливости. Ребенок с благодарностью принимает помощь и сам становится. Помогаем.
«Волшебные заросли»
Цель: формировать умение добиваться своей цели приемлемыми способами общения, вербальными и невербальными.
Ход игры
Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в центр круга, образованного тесно прижавшимися друг к другу «волшебными водорослями», (всеми остальными участниками игры). «Водоросли» понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения, они могут раздвинуться и пропустить участника в центр круга, если он говорит хорошие слова, а могут и не пропустить, если их «просят плохо». Затем следует обсуждение, когда и почему водоросли расступились, кого пропустили, а кого — нет.
«Позови ласково»
Цель: воспитывать доброжелательное отношение детей друг другу.
Ход игры
Ребенку предлагают бросить мяч или передать игрушку любому сверстнику (по желанию), ласково назвав его по имени.
«Волшебный стул»
Цель: воспитывать умение быть ласковым, анализировать в речи детей нежные, ласковые слова.
Ход игры
Один ребенок садится в центр на “волшебный стул” остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.
«Передача чувств»
Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом.
Ход игры
Ребенку дается задание передать “по цепочке” определенное чувство с помощью мимики, жестов, прикосновений. Затем дети обсуждают, что они чувствовали при этом.
«Скульптор»
Цель: учить договариваться и взаимодействовать в группе сверстников.
Ход игры
Один ребенок – скульптор, трое – пятеро детей – глина. Скульптор “лепит” композицию из “глины”, расставляя фигуры по задуманному проекту. Остальные помогают, затем вместе дают название “композиции “.
«Волшебный цветок»
Цель: учить выражать свою индивидуальность, представлять себя другим детям в группе.
Ход игры
Детям предлагают представить себя маленькими ростками цветов. По желанию они выбирают, кто какими цветком будет. Далее под музыку показывают, как цветок распускается. Затем каждый ребенок рассказывает о себе: где и с кем он растет, как себя чувствует, о чем мечтает.
«Разноцветный букет»
Цель: учить взаимодействовать друг с другом, получая от этого радость и удовольствие.
Ход игры
Каждый ребенок объявляет себя цветком и находит себе другой цветок для букета, объясняя свой выбор. Затем все “букетики” объединяются в один “букет” и устраивают хоровод цветов.
«Солнечный зайчик»
Цель: продолжать воспитывать дружелюбное отношение детей друг к другу, развивать атмосферу тепла, любви и ласки.
Ход игры
Детям предлагают с помощью зеркала “поймать” “солнечного зайчика“. Затем воспитатель говорит, что он тоже поймал “зайчика“, предлагает передать его по кругу, чтобы каждый мог приласкать его, согреться его теплом. Когда “зайчик“ возвращается к воспитателю, он обращает внимание на то, что за это время “зайчик“, обласканный детьми, вырос и уже не умещается в ладонях. “Зайчика“ выпускают, но каждый ловит частички его тепла, нежные лучики своим сердцем.
«Подарок другу»
Цель. Развивать умение невербально “описывать” предметы.
Ход. Один ребенок становится “именинником”; остальные, “дарят” ему подарки, передавая движениями и мимикой свое отношение к “имениннику”.
«Пирамида любви»
Цель. Воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям; развивать коммуникативные способности.
Ход. Дети сидят в кругу. Воспитатель говорит: “Каждый из нас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, своих детей, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим “пирамидку любви“ из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамидку.) Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.“
Дидактическая игра «Умей извиняться»
Цель. Игра учит детей уместно употреблять различные формы извинений.
Ход игры. Педагог спрашивает детей, с какими вежливыми словами они уже знакомы. Говорят, что есть еще вежливые слова, которыми пользуются, если обидели кого-нибудь или поступили неправильно и т. д. Это слова “извините“, “простите“.
Педагог читает стихотворение А. Кузнецовой “Поссорились“:
Мы поссорились с подругой
И уселись по углам.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала,
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала: “Не отдам!“
Педагог. Как же могут помириться девочки? (Конкурс ответов.) Автор стихотворения предлагает такой путь примирения:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу:
“Играть давай!“
Игра “Нежданный гость“
Обыгрывается ситуация: мальчик пришел к другу без приглашения. Друг вместе с родителями пьет чай с тортом. Что будут делать участники игры? Цель – запомнить, что обязанность хозяев дома хорошо принять любого гостя, но нежданный гость отказывается от приглашения к столу. Желательно подсказать детям, что если отказ от угощения обижает хозяев дома, тогда надо сесть за стол, но постараться не съесть чью-либо порцию, например мороженное или пирожное, которое на нежданного гостя не готовили.
Игра «Цветы для мамы»
Предлагается для обыгрывания ситуация, в которой ребенок в гостях дарит цветы хозяйке дома (маме или бабушке). Детей учат правильно и красиво вручать и принимать цветы: глядя в глаза, улыбаясь, произнося добрые слова.
Упражнение “Слова благодарности“
Гости выражают благодарность хозяевам дома за праздник, за угощение, за сувенир и т.п. Надо подобрать наиболее подходящие слова и запомнить, что следует чаще благодарить родных и друзей, говорить им приятное. На следующий день после праздника желательно снова сказать слова благодарности по телефону или при встрече.
Игра – упражнение «Пожалуйста»
Цель: Игра – упражнение вырабатывает навык употребления “волшебных“ слов.
Ход игры. Все становятся в круг. Педагог показывает разные движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово “пожалуйста“. Кто ошибается – выбывает из игры.
Игра – упражнение «Передай другому»
Цель. Игра – упражнение закрепляет навыки вежливого общения с окружающими.
Ход игры. Педагог вносит белый меховой комочек и предлагает детям, стоящим в кругу, обследовать (рассмотреть, потрогать, понюхать, погладить) его, а затем ласково назвать качества: беленький, пушистый, мягкий, ласковый и т. д. Затем бережно, осторожно передать его соседу, соблюдая правила вежливости: передавать комочек меха прямо в руки, глядя в глаза товарищу, называя сверстника ласково – уменьшительным именем: “Танечка, возьми, пожалуйста. Спасибо“.
Словесная игра «Вежливые отгадки»
Цель игры: закрепить у детей 4-6 лет умения находить слова для похвалы товарища (умения сказать добрые слова, выразить одобрение).
Игровая задача: отгадать, кто сказал комплимент.
Игровые действия: на роль водящего выбирают считающего; один из детей хвалит водящего, изменяя голос; водящий отгадывает похвалившего.
Игровые правила: обращается с похвалой тот ребенок, до которого дотронется воспитатель; водящий не должен открывать глаза, пока ему дети не скажут: “Отгадывай!“.
Ход игры: Дети становятся в круг, выбирается считалочкой водящий. Он садится или становится в круг и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движению:
1, 2, 3, 4, 5,
Постарайся угадать,
Кто тебя сейчас похвалит,
Комплимент тебе подарит?
С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, отгадывает, кто сказал комплимент. Происходит замена водящего, игра повторяется.
«Волшебное эхо»
Цель. Активизировать в речи детей различные варианты формул речевого этикета по любой ситуации стандартизированного речевого общения.
Ход игры:
В игре участвуют все дети группы.
Воспитатель рассказывает о том, что в лесу, в горах, живет эхо, которое повторяет все, что кто-нибудь сказал. Предлагает детям поиграть: «Я буду говорить, а вы по очереди будете эхом. Кому я брошу мяч, тот и будет эхом».
Воспитатель бросает мяч по кругу (каждому игроку, или через одного, или вперемешку). Если ребенок не ответил на вопрос или повторил неправильно (с пропусками, перестановками), он платит фант. Вначале воспитатель называет отдельные формулы речевого этикета, соответствующие какойнибудь одной ситуации, а затем, по мере усвоения детьми синонимического ряда формул, присоединяет к формулам обращение, а затем и какую-нибудь мотивировку:
—Лови мяч, пожалуйста.
—Лови, Антоша, мяч, пожалуйста.
Ребенок меняет обращение. Если он не догадывается изменить обращение, то воспитатель говорит: «Это в лесу эхо глупое, повторяет все, что скажут. А вы
— волшебное эхо, подумайте, как ответить мне».
«Вежливые отгадки»
Цель. Закреплять у детей умение похвалить друг друга, сказать добрые слова, выразить одобрение, отвечать на побуждение.
Ход игры:
Дети становятся в круг. Выбирается водящий. Он садится в середине круга на стульчик и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу, приговаривая в такт движения:
Раз, два, три, четыре, пять, Постарайся угадать, Кто тебя сейчас похвалит, Комплимент тебе подарит? С последним словом дети останавливаются, воспитатель дотрагивается рукой до одного из детей, который произносит похвалу, одобрение, а водящий, не открывая глаз, должен отгадать, кто сказал комплимент.
«За что спасибо?»
Цель. Дать детям представление о значении развернутых фраз речевого этикета, образец «развертывания».
Ход игры:
В детском саду появилась ужасно любопытная обезьянка. Позавтракает ребенок, скажет «спасибо», а обезьянка тут как тут:
- А спасибо кому? — спрашивает она.
- Светлане Юрьевне.
- А спасибо за что? — не унимается обезьянка.
- За то, что нас завтраком накормила.
Собираются дети на прогулку, друг другу помогают, за помощь благодарят.
А обезьянка опять:
- А спасибо кому?
- Маше, - отвечает Вера.
- А спасибо за что?
- За то, что шарф помогла завязать.
Дети обезьянку полюбили, но ее вопросы ребятам надоели. И вот что дети придумали.
Вернулись они с прогулки, раздеваются, а обезьянка на шкафу сидит, детей поджидает.
Люда помогла Жене пуговицу на шубе расстегнуть, а он ей:
- Спасибо тебе, Люда. Я бы эту пуговицу сам не смог расстегнуть. Обезьянка рот открыла, а спросить-то не о чем. Стали дети обедать. После еды говорят:
- Спасибо, Светлана Юрьевна, за вкусный обед.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, борщ был очень-очень вкусный.
- Спасибо, Светлана Юрьевна, за заботу о нас. Обезьянка только моргает от удивления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/05/06/picture-83264.jpg)
Консультация для начинающих педагогов " Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста"
ДАННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ РАСЧИТАНА НА НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ ,рАСКРЫТЫ ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-96388-1421469418.jpg)
Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/10/picture-460270-1668077928.jpg)
Консультация :"Советы начинающим воспитателям"
Игры(Из опыта работы) Новое – это хорошо забытое старое –так говорится в народе. Вот я и хочу рассказать начинающим воспитателям об играх, которые использую в свое...
Консультация "Советы начинающим пловцам"
Помощь ребёнку начинающему плавать....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/13/picture-704966-1502619407.jpg)
Методика заучивания стихотворений и поэтических произведений. Консультация для начинающих воспитателей.
В дошкольном возрасте важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-669724-1442943193.jpg)
Презентация к консультации для начинающих воспитателей
Эта презентация поможет начинающим воспитателям в адаптации детей к ДОУ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/22/picture-669724-1442943193.jpg)
Консультация для начинающих воспитателей «Взаимодействие педагогов и родителей в период адаптации детей к условиям ДОУ»
Помочь начинающим воспитателям взаимодействовать с родителями в период адаптации детей к ДОУ...