Мастер-класс "Играем в камешки Марблс - речь развиваем"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Смолкина Елена Анатольевна

Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками? Именно сами дети и натолкнули меня на мысль об использовании камней в своей педагогической деятельности. Ведь они очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность, это приносит радость и положительно влияет на их всестороннее развитие.  Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, камешки можно применять не только на занятиях по развитию речи, а во всех образовательных областях, как элементы дидактической игры или сюрпризный момент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mk.docx25.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс для педагогов МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко»

«Играем с камешками Марблс – речь развиваем»

«Движение руки всегда тесно связано

с речью и способствуют ее развитию»

В. М. Бехтерев

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Прежде, чем я назову тему моего мастер-класса, попрошу Вас разгадать ее самим. Для этого разделитесь на две группы. И посмотрите – перед вами на столе лежат камушки, переверните их. На них написаны буквы – составьте слова, которые спрятаны в них. Что у вас получилось? Верно, у первой группы получилось слово – камушки, а у второй – Марблс.

Итак, тема моего мастер-класса «Играем с камешками Марблс – речь развиваем».

На заре цивилизации, когда у врачевателей был достаточно ограниченный набор методик лечения больных, в качестве лекарственных средств использовались различные природные материалы: травы, цветы, животный жир, камни

Относясь к силам природы с благоговением, древние люди наделяли все их проявления высшим, божественным разумом. Так и камни воспринимались как божественный дар, посылаемый Богами на Землю для того чтобы помочь людям. 

Как же выглядят Марблы?  Это небольшая сферическая игрушка, обычно — разноцветный шарик, изготовленный из стекла, глины, стали или агата. Эти шары различаются по размеру. Чаще всего они около 1,25—2,5 см в диаметре, но размер может варьироваться. Камешки имеют разнообразную цветовую гамму. Марблы используются в различных играх, носящих общее название «марблс» (marbles) (от англ. означает «мрамор»).

Шары марблс возникли в хараппской цивилизации в Индии, на берегу реки Инд. При раскопках вблизи города Мохенджо-Даро были найдены шары, изготовленные из обожженной глины и обточенного камня. Археологи также находят их при раскопках древних цивилизаций в Европе, Африке, Северной и Центральной Америке. 

Марблс также упоминается в исторических документах Древнего Рима и Египта. Изначально их делали из глины, камня и стекла, а место их изготовления называли «стеклянным переулком». Немецкий мастер создал специальное устройство для изготовления этих шаров в 1846 году. Недорогое массовое производство ...

   Но еще, говорят ученные, что игра в Марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Изделия в виде шариков были обнаружены в различных археологических зонах всего мира. Марблс делались из кремня, камня и обожженной глины.              

Приблизительно двести лет назад западный мир впервые познакомился с китайскими керамическими шариками. О появлении в обиходе фарфоровых шариков рассказывается в самой первой книге о Марблс, изданной в 1815 году в Англии.

 Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

Игра в Марблс признана детскими  психологами одной из самых полезных для подрастающего поколения: она развивает меткость, скорость, точность и моторику, а красивые оттенки стеклянных камушков пробуждают  в ребенке чувство прекрасного.

Цель: познакомить педагогов с нетрадиционной технологией использования камешков Марблс в обучении детей.

Задачи:

  • Мотивировать педагогов на применение камешков Марблс в индивидуальной работе с дошкольниками.

Оборудование: контейнеры с камешками Марблс разного цвета; поле для крестиков-ноликов; картинки для мозаики; цветной рис; цветная манка.

Скажите пожалуйста, а Вы замечали, с каким увлечением дети играют с камешками? Именно сами дети и натолкнули меня на мысль об использовании камней в своей педагогической деятельности. Ведь они очень любят собирать различные камешки и играть с ними. Даже простое перебирание камешков, рассматривание, поиск самого красивого делает малыша спокойным и уравновешенным, воспитывает любознательность, это приносит радость и положительно влияет на их всестороннее развитие.  Этот материал является настоящей находкой для использования в работе с детьми, камешки можно применять не только на занятиях по развитию речи, а во всех образовательных областях, как элементы дидактической игры или сюрпризный момент.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Постоянная стимуляция зон коры головного мозга, отвечающих за мелкую моторику, - необходимый элемент в системе логопедического воздействия. Применение камушков «Марблс» это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей.

Все упражнения могут варьироваться в зависимости от возраста ребенка, его умственной и моторной способности, а также заинтересованности в игре. В ходе упражнений предусмотрено с одной стороны, решение сенсорных задач с учетом различных умений и навыков детей, с другой, - приобретение детьми новых знаний и умений, которые они могли бы использовать в других видах деятельности.

В занятие, проводимое педагогом, может включаться одно или несколько видов упражнений. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно их усложняя. Занятия с камешками лучше проводить в малых группах (не больше 3 - 5 человек, если возраст детей от 3 до 7 лет) или индивидуально. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию д л я  в ы п о л н е н и я .

Работа с камешками предоставляет пространство для творчества и исследования, для индивидуальной и групповой арт-терапии, для снятия усталости, напряжения, разрешения негативных эмоциональных переживаний. С какого возраста можно использовать данные камешки? С 2-3 лет и старше. Имеется богатый и разнообразный практический материал – комплексы игр с использованием камешков Марблс. Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. Игры с камешками Марблс используются во всех образовательных областях, сейчас я вам хочу показать некоторые из них:

Давайте сядем удобно, чтобы мы видели друг друга и поиграем с этими камнями.

Возьмите камни, которые лежат напротив вас и закройте глаза. Что вы ощущаете? Какой камень на вес? Легкий, тяжёлый? А какой на ощупь? Гладкий или шероховатый? Да, он шероховатый. Предлагаю выполнить дыхательную гимнастику – согрев камушки. Сначала делаем вдох носом, а выдох – ртом. Медленно и плавно выдыхаем теплый воздух изо рта – поднеся камешек ближе ко рту, затем складываем губы в трубочку и отодвигая руку подальше - дуем прохладным воздухом, и снова греем теплым. Выдыхая, чуть-чуть втягиваем животик в себя. Молодцы! Возьмите в руку другой камушек и сравните их друг с другом. Они отличаются? Чем? Тем, что один теплый, а другой холодный. Значит мы с вами совершили чудо – согрели камень своим теплом.

Комментарий: эта игра позволяет дифференцировать собственные ощущения, анализировать и высказывать их, тем самым обучая основам самоанализа и взаимодействия. Очень важным является осознание того, что каждый из нас может сотворить чудо.

Убираем камни в сторону.

Перед вами разноцветная коробочка с сухим бассейном. По очереди опустите в нее руку и прощупайте разные крупинки сыпучего материала. Сыпучий материал может быть разный – это и кинестетический песок, и цветной рис, цветная манка. Теперь достаньте все предметы из сыпучего материала, которые спрятаны в ваших разноцветных коробочках. Посмотрите, как можно разделить предметы на две группы. Что у вас получилось. Верно, одна группа – это домашние животные, другая группа дикие животные, а третья группа – это медведи. Разложите, камушки в той последовательности, в которой  у вас указано на схеме. Выберите любой камень из схемы. Скажите, на что он похож. Какого цвета, формы, размера. Мягкий или твердый, гладкий или шершавый, горячий или холодный блестящий или нет. (Насыпаем в баночки разные крупы (фасоль, чечевицу, гречку). Опишите его по очереди. А теперь постучите о камень соседа. Что вы слышите? На что похож звук?

Комментарий: (таким образом идет работа по всем трем каналам восприятия: зрение-визуальное, слух-аудиальное, ощущение-кинестетическое.

Еще раз посмотрите на свой камешек. Во что можно его превратить, как вам кажется? (в ягоду, фрукт, колесо от машины, цветок, солнышко).

Комментарий: данное упражнение способствует развитию познавательных процессов детей (внимание, восприятие, воображение, речь).

 Не выпуская из рук наши два камешка выполняем массажные движения. Покатываем камешки между ладошками. Катим камешек от кончиков пальцев до основания ладони. Не забываем про каждый пальчик. Теперь перекладываем камешки в левую руку и снова повторяем движения перекатывания камешков от кончиков пальцев до основания левой ладони. Камешек дает нам силу и спокойствие, делает нас сильнее и здоровее.

Теперь прокручиваем наши камни по ладони сначала по часовой стрелки несколько вращений, затем против часовой стрелки. Молодцы!

Сжимаем наши камни в кулаках сначала левой рукой, затем правой.

Убираем наши камни в коробочку.

Перед вами сетка с девятью квадратами. Положите два кумушка в центр листа. Затем камушек зеленого цвета положите в левую верхнюю клетку, а камень фиолетового цвета - положите в правую верхнюю клетку. Положите камень любого цвета  - в правую нижнюю клетку; а три камня любого цвета - в левый нижний. Проверку задания можно выполнить через предъявление эталона к заданию и через устный контроль педагогом.

Детям также интересно раскладывать камешки на картинку. Предлагаю вам заполнить картинки камнями в тех местах, где изображен белый круг. Картинки можно выбирать любые, например - по теме недели. На этой неделе у нас в саду тема «Домашние животные», поэтому у вас картинки с домашними животными. Но кое-что есть у них еще общее, нужно догадаться, что именно.

Чтобы детям было интересно автоматизировать поставленные звуки, можно использовать камушку - закрывая проговариваемые слоги. Например, мы поставили звук –Л-, перед нами карточка со слогами, читаем слог, и закрываем камушком, следующий слог – снова закрываем и так далее.

Послушайте меня внимательно, я буду произносить слова, когда вы услышите, что в слове есть звук -Л-, кладите на карточку свой камушек в пустую ячейку, если в слове нету заданного звука – ничего не делайте.

(Ложка, мост, волк, нос, стрела, стул, ковер, лопата, река, облако, чайка, платок, овощи, стол, карандаш, цифра, колобок, кукла, лыжи, глаз).

А теперь убирая камешки вспомните несколько слов, которые я проговорила со  звуком -Л-.

 Таким образом, разработанные мною игры с использованием литотерапии в работе с детьми с речевой патологией помогли в решении коррекционных задач. Используя в работе различные камни, кинетический песок, наблюдается положительная динамика в развитии самостоятельной речевой активности ребенка, зрительного и фонематического восприятия, мелкой моторики, памяти, тактильного восприятия, связной речи, а также творческих способностей детей, которую отслеживаю при проведении диагностики. Это еще раз доказывает, что литотерапия действительно является уникальным средством в развитии детей с речевой патологией.

Работа с разноцветными камнями так же по силе воздействия на ребенка вызывает положительную реакцию: радость, улыбку, положительные эмоции.

Уважаемые коллеги, я продемонстрировала вам использование в своей работе разнообразные методы и приемы для всестороннего развития каждого ребенка. Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование камешков МАРБЛС в работе с детьми с нарушениями речи

Игры и упражнения с камешками на этапе автоматизации звуков....

«Использование камешков «Марблс» в развитии дошкольников»Применение камешков Марблс – это нетрадиционный способ обучения. Особый дидактический материал. Идущий от потребностей ребенка. Сама суть Марблс побуждает активность и интерес ребенка. Заставляе

Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.М.М.Кольцова пришла к зак...

Использование камешков марблс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ С КАМЕШКАМИ МАРБЛС.

Применение камешков "Марблс" это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Камешки — интересный, доступный для сенсорного развития, и к тому же многогранный матери...

Консультация для педагогов. Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста. Камешки Марблс что это такое?

Консультация для педагогов Развивающие игры с камешками «Марблс» в работе с детьми раннего возраста....

Камешки Марблс как нетрадиционный материал в обучении детей. Знакомство родителей с камешками «Марблс»

Нетрадиционные материалы любопытны детям как игра с неизвестным, их использование вносит некий элемент сюрприза, волшебства, ожидания чуда – а ведь, как известно, познание мира, учение начинаютс...

Картотека игр с камешками Марблс. Шаблоны для выкладывания. Сказки с использованием камешков Марблс

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. Работа с ребенком...