Комплексы артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)
В данном материале подобраны актуальные, рабочие, артикуляционные упражения для постановки часто нарушеннных звуков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Рекомендации
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Все упражнения следует повторять не 5-6 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд или пол счет до 5.
По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!
Комплекс №1
(общая артикуляционная гимнастика)
- Открыть широко рот, удержать открытым до 5 сек. Закрыть.
- Надуть щеки – покой.
- Надуть щеки – втянуть щеки.
- Поднять брови – опустить брови.
- Нахмуриться, сдвинуть брови к переносице – покой.
- Закрыть глаза – открыть.
- Поочередно закрыть правый, левый глаза.
- Плотно зажмурить глаза – открыть.
- Прищуриться – открыть.
- Наморщить нос – покой.
- Поднять вверх верхнюю губу, обнажить верхние зубы.
- Губы вытянуть вперед «хоботком» – покой.
- Губы вытянуть вперед «хоботком», подвигать «хоботком»
вправо-влево несколько раз.
Комплекс №4
(для свистящих звуков)
- Улыбочка – трубочка, поочередно несколько раз.
- Упражнение «Наказать непослушный язык»
Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя…».
- Положить широкий язычок на нижнюю губу, укрепить боковые края – подуть на кончик. Можно сдувать ватку, кальку.
- Упражнение «Жевать язык»
При широко открытом рте длительно произносить звук «и», в тот момент, когда края языка станут широкими, закусить их коренными зубами и «пожевать» – покусать несколько раз.
- Упражнение «Мартышка»
Широкий язык положить между нижней губой и зубами.
- Упражнение «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот открыт.
С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик упирается в нижние зубы.
- Упражнение «Чистим нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.
Нижняя челюсть при этом не двигается.
- Кончик языка поставить за нижние зубы, «выгарбливать» спинку языка вверх так, чтобы при открывании рта ее скоблили верхние зубы. *
- Упражнение «Мостик».
Рот открыть, кончик языка поставить за нижние зубы, выгибать язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.
*большая часть детей не могут выполнить это упражнение
Комплекс №5.
(для шипящих звуков)
- Улыбочка – трубочка, поочередно несколько раз.
2.Упражнение «Наказать непослушный язык»
Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя…».
Удержать широкий язычок в форме «чашечки» на нижней губе,
укрепить боковые края – подуть на кончик.
3 Упражнение «Вкусное варенье».
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облиз-
нуть верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.
4.Упражнение «Жевать язык».
При широко открытом рте длительно произносить звук «и», в этот
момент, когда края языка станут широкими, закусить их коренны
ми зубами и «пожевать» – покусать несколько раз.
5.Упражнение «Лошадка»
Рот широко открыть. Присасывать язык к твердому небу и
отщелкивать. Нижняя челюсть при этом не двигается.
6.Упражнение «Грибок».
Широко открыть рот, присосать широкий язык к верхнему небу и удержать в таком положении 5-6 секунд.
7.Упражнение «Гармошка».
Улыбнуться, сделать «грибок» (т.е. присосать широкий язык к нёбу), и, не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).
8..Упражнение «Лакаем молоко».
При широко открытом рте выполнять языком «лакательные» движения. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.
9.Упражнение «Лесенка».
Кончиком языка в форме «чашечки» закрыть верхнюю губу, затем плавно передвинуть на верхние зубы, потом передвинуть за зубы, удерживая боковые края языка у верхних коренных зубов. Рот при этом широко открыт.
10.Упражнение «Парус».
Открыть рот. Язык в форме «чашечки» поставить за верхние зубы, удерживать язык в таком положении несколько минут.
Комплекс №6
(звук Л)
1. Упражнение «Пароход гудит».
Губы в улыбке, рот открыт. С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…».
2. Упражнение «Наказать непослушный язык».
Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя…».
3. Упражнение «Индюк».
Приоткрыть рот. Язык положить на верхнюю губу и производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от верхней губы. Сначала движение медленно, затем ускорить, добавить голос, пока не послышится «гл-гл-гл».
4. Упражнение «Вкусное варенье».
Открыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу поочередно от середины в левый угол рта, от середины в правый угол.
5.Упражнение « Приклеим конфетку» *
Рот приоткрыт. "Пощелкать» кончиком языка за верхними зубами.
6. Упражнение «Качели».
Губы в улыбке. Рот приоткрыть, показать зубы. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.
7. Упражнение «Маляр».
Приоткрыть рот, начиная от зубов, кончиком языка погладить нёбо, как можно глубже.
8.Упражнение «Лакаем молоко».
При широко открытом рте выполнять «лакательные» движения. . Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.
9. Упражнение «Лесенка».
Открыть рот, узким кончиком языка коснуться верхней губы, затем наружной части зубов, потом коснуться верхних альвеол.
10.Упражнение « Поймай мышку»
Цель упражнения: выработка правильной артикуляции звук Л.
Рот открыть, положить язык на нижнюю губу и произносить звук
А. Медленно закрыть рот, слегка прикусив язык, но звук продол- жать произносить. (поймать мышку за хвостик)
*большая часть детей не могут выполнить это упражнение
Комплекс №2
(артикуляционные упражнения для напряжения языка)
- Упражнение «Иголочка».
Рот открыт. Показать узкий язык.
- Упражнение «Почистим зубы».
Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы, затем верхние, делая движения языком из стороны в сторону.
- Упражнение «Вкусное варенье».
Открыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу
поочередно от середины в левый угол рта, от середины в
правый угол.
- Медленно облизать напряженным языком верхнюю, затем нижнюю губу.
6. Упражнение «Маятник».
Рот приоткрыт, движения напряженного языка из стороны в сторону, касаясь углов рта.
7. Упражнение «Твердый орешек».
Губы плотно сжать. Зубы во рту разомкнуты. Напряженный язык упирается поочередно в левую, то в правую щеку. Надавливая пальцем на щеку, пытаться напрягать язык до твердости.
8. Упражнение «Лакаем молоко».
При широко открытом рте выполнять « лакательные»
движения. . Следить за тем, чтобы работал только язык, а
нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.
9.Упражнение «Катаем шарик»
Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между гу
бами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с
внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном
направлении (по часовой стрелке) - 5—6 кругов, затем в другом
направлении (против часовой стрелки) - 5—6 кругов. Скорость
движения языка можно менять.
10.Упражнение «Футбол»
Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в дру
гую щеку. Выполнять это упражнение 10 -15 раз.
Комплекс №6.1
(звук Л)
- Открыть рот, язык положить на нижнюю губу в форме чашечки, не соприкасаясь с верхними зубами. Затем расслабить язык и втянуть его в рот. Повторить много раз.
- Упражнение «Болтушка».
Открыть рот, напряженным кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по верхним альвеолам взад – вперед то медленно, то быстро.
- Открыть рот, язык положить на нижнюю губу в форме чашечки, не меняя положения языка, ввести его в рот и достать верхние альвеолы загнутым кончиком языка.
- Открыть рот, язык положить на нижнюю губу в форме чашечки, не меняя положения языка, ввести его в рот и достать верхние альвеолы загнутым кончиком языка, включая голос. Язык неподвижен, слышится длительный звук «л». Тыльной стороной ладони ощущается теплый поток воздуха.
Комплекс №7(Звук Р)
1.Вибрация губами «пру» сначала глухая, а потом с голосом.
2.Кончик языка положить на нижнюю губу, расслабить его, прикрыть
верхней губой и произносить «пру».
3.Кончик языка положить между губами, длительно, звонко произносить звук «бру».
4.Упражнение « Расческа» На оскале протискивать широкий язык между передними резцами вперед, как бы « расчесывая» его.
5.Упражнение «Оскал»
Улыбнуться, показав зубы. Зубы разомкнуть и удержать в таком положении 5-6 секунд.
6.Упражнение «Посчитаем зубки».
При широко открытом рте предложить «посчитать» верхние зубы, начиная от коренных, справа налево, касаясь их изнутри.
7.Упражнение «Лошадка».
При широко открытом рте присасывать язык к твердому небу и отщелкивать.
8.Упражнение «Грибок».
Широко открыть рот, присосать широкий язык к верхнему небу и удержать в таком положении 5-6 секунд.
9.Упражнение «Гармошка».
Улыбнуться, сделать «грибок» (т.е. присосать широкий язык к нёбу), и, не отрывая языка открывать и закрывать рот (губы не смыкать).
10.Упражнение «Лакаем молоко».
При широко открытом рте выполнять «лакательные» движения.
11.Упражнение «Лесенка».
Кончиком языка в форме «чашечки» закрыть верхнюю губу, затем плавно передвинуть на верхние зубы, потом поставить за зубы, удерживая боковые края языка у верхних коренных зубов. Рот при этом широко открыт.
12.Упражнение «Пулеметик».
Открыть рот, поднять широкий язык за верхние резцы и часто произносить звук «т» (т-т-т…).
13..Упражнение «Молоточек».
Открыть рот, поднять широкий язык за верхние резцы и часто произносить звук «д» (д-д-д…).
Артикуляционная гимнастика — это комплекс
упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи
вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.
Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов
артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной
гимнастикой:
1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с
правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Рекомендации по выполнению:
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Все упражнения следует повторять не 5-6 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд или пол счет до 5.
По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"
Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.
Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики
Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии
Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.
Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Музыкальный артикуляционный комплекс "Артикуляционная гимнастика со Смайликом"
Веселая гимнстика со Смайликом...