Комплексы артикуляционной гимнастики
картотека по логопедии (старшая группа)

Долгобородова Оксана Мевленовна

В данном материале подобраны актуальные, рабочие, артикуляционные упражения для постановки часто нарушеннных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksy_artikulyatsionnoy_gimnastiki.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

                                                 Рекомендации

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Все упражнения следует повторять не 5-6 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд или пол счет до 5.

По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка! 

  Комплекс №1

    (общая артикуляционная гимнастика)

  1. Открыть широко рот, удержать открытым до 5 сек. Закрыть.
  2. Надуть щеки – покой.
  3. Надуть  щеки – втянуть щеки.
  4. Поднять брови – опустить брови.
  5. Нахмуриться, сдвинуть брови  к переносице – покой.
  6. Закрыть глаза – открыть.
  7. Поочередно закрыть правый, левый глаза.
  8. Плотно зажмурить глаза – открыть.
  9. Прищуриться – открыть.
  10. Наморщить нос – покой.
  11. Поднять вверх верхнюю губу, обнажить верхние зубы.
  12. Губы вытянуть вперед «хоботком» – покой.
  13. Губы вытянуть вперед «хоботком», подвигать «хоботком»

     вправо-влево несколько раз.

Комплекс №4

(для свистящих звуков)

  1. Улыбочка – трубочка, поочередно несколько раз.
  2. Упражнение «Наказать непослушный язык»

    Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя…».

  1. Положить широкий язычок на нижнюю губу, укрепить боковые края – подуть на кончик. Можно сдувать ватку, кальку.
  2. Упражнение «Жевать язык»

При широко открытом рте длительно произносить звук «и», в тот момент, когда края языка станут широкими, закусить их коренными зубами и «пожевать» – покусать несколько раз.

  1. Упражнение «Мартышка»

Широкий язык положить между нижней губой и зубами.

  1. Упражнение «Упрямый ослик» Губы в улыбке, рот открыт.

С силой произносить сочетание ИЕ. Кончик упирается в нижние зубы.

  1. Упражнение «Чистим нижние зубки» Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончиком языка «почистить» нижние зубы с внутренней стороны, делая движения языком вправо-влево.

Нижняя челюсть при этом не двигается.

  1. Кончик языка поставить за нижние зубы, «выгарбливать» спинку языка вверх так, чтобы при открывании рта ее скоблили верхние зубы.    *
  2. Упражнение «Мостик».

Рот открыть, кончик языка поставить за нижние зубы, выгибать язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы.

*большая часть  детей не могут выполнить это упражнение

                             

   Комплекс №5.

    (для шипящих звуков)

  1. Улыбочка – трубочка, поочередно несколько раз.

     2.Упражнение «Наказать непослушный язык»

   Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя…».

        Удержать широкий язычок  в форме «чашечки» на нижней губе,    

 укрепить боковые края – подуть на кончик.

3 Упражнение «Вкусное варенье».

         Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облиз-    

         нуть верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз.

4.Упражнение «Жевать язык».

        При широко открытом рте длительно произносить звук «и», в этот      

        момент, когда края языка станут широкими, закусить их коренны  

         ми зубами и «пожевать» – покусать несколько раз.

5.Упражнение «Лошадка»

        Рот широко открыть. Присасывать язык к твердому небу и      

       отщелкивать. Нижняя челюсть при этом не двигается.

6.Упражнение «Грибок».

Широко открыть рот, присосать широкий язык к верхнему небу и удержать в таком положении 5-6 секунд.  

7.Упражнение «Гармошка».

 Улыбнуться, сделать «грибок» (т.е. присосать широкий язык к нёбу), и, не отрывая языка открывать и закрывать рот (зубы не смыкать).

    8..Упражнение «Лакаем молоко».

При широко открытом рте выполнять языком «лакательные» движения. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.

    9.Упражнение «Лесенка».

Кончиком языка в форме «чашечки» закрыть верхнюю губу, затем плавно передвинуть на верхние зубы, потом передвинуть за зубы, удерживая боковые края языка у верхних коренных зубов. Рот при этом широко открыт.

    10.Упражнение «Парус».

Открыть рот. Язык в форме «чашечки» поставить за верхние зубы, удерживать язык в таком положении несколько минут.

     

         Комплекс №6

    (звук Л)

1. Упражнение «Пароход гудит».

 Губы в улыбке, рот открыт. С напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…».

2. Упражнение «Наказать непослушный язык».

 Улыбнуться, пошлепать языком между губами – «пя-пя-пя…».

3. Упражнение «Индюк».

Приоткрыть рот. Язык положить на верхнюю губу и производить движения передним краем языка по верхней губе вперед-назад, не отрывая язык от верхней губы. Сначала движение медленно, затем ускорить, добавить голос, пока не послышится «гл-гл-гл».

4. Упражнение «Вкусное варенье».

Открыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу поочередно от середины в левый угол рта, от середины в правый угол.

     5.Упражнение « Приклеим конфетку» *

Рот приоткрыт. "Пощелкать» кончиком языка за верхними зубами.

     6. Упражнение «Качели».

Губы в улыбке. Рот приоткрыть, показать зубы. Положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за зубы и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.

7. Упражнение «Маляр».

Приоткрыть рот, начиная от зубов, кончиком языка погладить нёбо, как можно глубже.

8.Упражнение «Лакаем молоко».

При широко открытом рте выполнять «лакательные» движения. . Следить за тем, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.

    9. Упражнение «Лесенка».

Открыть рот, узким кончиком языка коснуться верхней губы, затем наружной части зубов, потом коснуться верхних альвеол.

    10.Упражнение « Поймай мышку»

Цель упражнения: выработка правильной артикуляции звук Л.

Рот открыть, положить язык на нижнюю губу и произносить звук    

А. Медленно закрыть рот, слегка прикусив язык, но звук продол-      жать  произносить. (поймать мышку за хвостик)

*большая часть  детей не могут выполнить это упражнение

Комплекс №2

    (артикуляционные упражнения для напряжения языка)

     

  1. Упражнение «Иголочка».

Рот открыт. Показать узкий язык.

  1. Упражнение «Почистим зубы».

Улыбнуться, показать зубы. Приоткрыть рот, кончиком языка «почистить» нижние зубы, затем верхние, делая движения языком из стороны в сторону.

  1. Упражнение «Вкусное варенье».

       Открыть рот, широким языком облизывать верхнюю губу    

        поочередно от середины в левый угол рта, от середины в    

        правый угол.

  1. Медленно облизать напряженным языком верхнюю, затем  нижнюю губу.

6. Упражнение «Маятник».

Рот приоткрыт, движения напряженного языка из стороны в сторону, касаясь углов рта.

7.  Упражнение «Твердый орешек».

Губы плотно сжать. Зубы во рту разомкнуты. Напряженный язык упирается поочередно в левую, то в правую щеку. Надавливая пальцем на щеку, пытаться напрягать язык до твердости.

8. Упражнение «Лакаем молоко».

При широко открытом рте выполнять « лакательные»      

движения. . Следить за тем, чтобы работал только язык, а      

 нижняя челюсть и зубы оставались неподвижными.

    9.Упражнение «Катаем шарик»

       Губы сомкнуты. Напряженный кончик языка движется между гу    

      бами и зубами, делая круговые движения как бы вокруг губ, но с    

      внутренней стороны рта. Движения выполняются сначала в одном  

      направлении (по часовой стрелке) - 5—6 кругов, затем в другом    

      направлении (против часовой стрелки) - 5—6 кругов. Скорость  

      движения языка можно менять.

    10.Упражнение «Футбол»

      Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в дру  

      гую щеку. Выполнять это упражнение 10 -15 раз.

    Комплекс №6.1

     (звук Л)

  1. Открыть рот, язык положить на нижнюю губу в форме чашечки, не соприкасаясь с верхними зубами. Затем расслабить язык и втянуть его в рот. Повторить много раз.
  2. Упражнение «Болтушка».

Открыть рот, напряженным кончиком языка с включением голоса водить (скрести) по верхним альвеолам взад – вперед то медленно, то быстро.

  1. Открыть  рот, язык положить на нижнюю губу в форме чашечки, не меняя положения языка, ввести его в рот и достать верхние альвеолы загнутым кончиком языка.
  2. Открыть  рот, язык положить на нижнюю губу в форме чашечки, не меняя положения языка, ввести его в рот и достать верхние альвеолы загнутым кончиком языка, включая голос. Язык неподвижен, слышится длительный звук «л». Тыльной стороной ладони ощущается теплый поток воздуха.

Комплекс №7(Звук Р)

 

1.Вибрация губами «пру» сначала  глухая, а потом с голосом.

2.Кончик языка положить на нижнюю губу, расслабить его, прикрыть      

 верхней губой и произносить «пру».

3.Кончик языка положить между губами, длительно, звонко произносить  звук «бру».

4.Упражнение « Расческа» На оскале протискивать широкий язык между передними резцами вперед, как бы « расчесывая» его.

5.Упражнение «Оскал» 

Улыбнуться, показав зубы. Зубы разомкнуть и удержать в таком положении 5-6 секунд.

6.Упражнение «Посчитаем зубки». 

При широко открытом рте предложить «посчитать» верхние зубы,     начиная от коренных, справа налево, касаясь их изнутри.

7.Упражнение «Лошадка».

 При широко открытом рте присасывать язык к твердому небу и отщелкивать.

8.Упражнение «Грибок». 

Широко открыть рот, присосать широкий язык к верхнему небу и удержать в таком положении 5-6 секунд.  

9.Упражнение «Гармошка».

 Улыбнуться, сделать «грибок» (т.е. присосать широкий язык к нёбу), и, не отрывая языка открывать и закрывать рот (губы не смыкать).

10.Упражнение «Лакаем молоко». 

При широко открытом рте выполнять «лакательные» движения.

11.Упражнение «Лесенка».

Кончиком языка в форме «чашечки» закрыть верхнюю губу, затем плавно передвинуть на верхние зубы, потом поставить за зубы, удерживая боковые края языка у верхних коренных зубов. Рот при этом широко открыт.

12.Упражнение «Пулеметик».

Открыть рот, поднять широкий язык за верхние резцы и часто произносить звук «т» (т-т-т…).

13..Упражнение «Молоточек». 

Открыть рот, поднять широкий язык за верхние резцы и часто произносить звук «д» (д-д-д…).

Артикуляционная гимнастика — это комплекс

упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи

вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука.

Артикуляционная гимнастика — упражнения для тренировки органов

артикуляции необходимые для правильного звукопроизношения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной

гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с

правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

 

 Рекомендации по выполнению:

Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему. Все упражнения следует повторять не 5-6 раз; если упражнение статическое (заключается в удерживании определенной мимической позы), выполнять его следует 10-15 секунд или пол счет до 5.

По окончанию гимнастики обязательно похвалите ребёнка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация интегрированного занятия "Разучивание комплекса артикуляционной гимнастики с использованием других здоровьесберегающих технологий"

Презентация заняла 1 место на городском конкурсе творческих презентаций(2011г.) по городу Архангельску. Занятие проводит логопед и воспитатель. Возможно проведение занятия в средней и старшей группе д...

"Комплекс артикуляционной гимнастики для постановки звуков " Крепенчук О.И.

Общая артиуляционная гимнастика.I-комплекс для постановки свистящих звуков «с,з,ц»II-комплекс для постановки шипящих «ш,ж,ч,щ».III-комплекс для постановки звука "Л"IV...

Комплекс артикуляционной гимнастики

Комплекс содержит краткое описание и картинку для более правильного восприятия упражнения....

начальный комплекс артикуляционной гимнастики с элементами пальчиковой гимнастики при стёртой дизартрии

Артикуляционные движения сопровождаются движениями рук, это способствует:усилению воздействия на двигательный центр, расширению зрительного диапозонов, распределению внимания (контроль над движением р...

Комплекс артикуляционной гимнастики,способствующей выработке движений и положений артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения свистящих звуков.

Комплекс артикуляционной гимнастики, способствующий выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков .1.«Заборчик»...

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...