Игры и творческие задания, направленные на развитие речевой деятельности
консультация по логопедии

Игры для речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 11.docx15.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация «Игры и творческие задания, направленные

на развитие речевой деятельности детей»

Речевое творчество - это самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний. Хорошая речь, как отмечал В. А. Сухомлинский – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Общество испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения. Творческая деятельность детей характеризуется созданием нового продукта, никогда ранее не существовавшего. Стимулом для творческой деятельности являются творческие задания, требующие от ребёнка нестандартного решения.

Дети с ТНР в общении со сверстниками и взрослыми мало проявляют речевую активность, не умеют составлять творческие рассказы; у них неразвита связная речь и воображение, они не умеют составлять рассказы из личного опыта. Поэтому сложно сформировать у них интерес к речевому творчеству.  Развитие речевого творчества у этих детей проходит через игры и разнообразные творческие задания как индивидуально, так и со всей группой. В игре мы учим детей сочинять сказки, загадки, составлять творческие рассказы на различные темы. Игра для ребёнка становится важным источником речевого творчества.

 Творческая игра наиболее полно формирует личность ребёнка. В игре всё «как будто», «понарошку», но в этой условной обстановке, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства и переживания подлинны, искренни. Детское творчество проявляется в замысле игры и в поиске средств для её реализации. Игра приучает детей подчинять свои действия и мысли определённой цели, помогает воспитывать целенаправленность. Интересные игры создают радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность в активной деятельности. Создавая игровой образ, ребёнок не только выражает своё отношение к выбранному герою, но и проявляет личные качества. Очень важно давать простор детской инициативе, возможность самому решить игровую задачу. Например, игра «Фантастический зверь» упражняет детей в образовании притяжательных прилагательных, составлении предложений. Игра «Удивительная клякса» развивает воображение и творческие способности, связную речь. Игра «Какой это человек» учит детей сравнивать людей с животными (по внешнему виду, движениям, поступкам), характеризовать их нравственные поступки и эмоциональное состояние.

Детям особенно нравятся игры-театрализации и драматизации, т.к. в этих играх есть сюжетный замысел и ролевые действия; можно давать сравнительную характеристику героев, отличительные признаки предметов, которые оживают в этих играх.  Игра «Составим сказку» учит детей составлять тексты сказочного содержания, как на предложенный сюжет, так и своего содержания. «Придумай свой конец сказки» - дети сочиняют конец знакомой сказки (Колобок не сел лисе на нос, а покатился дальше и…  Волку не удалось съесть козлят, потому что…).  «Сочини сказку по картине» - объекты наделены свойствами или чертами характера человека (ёлка – мудрая, лужа – грязная, прутик – труженик, трава – равнодушная, цветы – болтливые).  «Однажды в лужу упал мяч… (ребёнок сочиняет, что было дальше) – поможешь другому в беде, и тебе помогут». «Сказка про любимую игрушку» – ребёнок вводит новый персонаж в сказку, наделив добрыми качествами свою игрушку.

При составлении рассказов фантастического содержания используется игровой приём: «Пришёл в гости волшебник».  Например, рассказ-фантазия про клубок ниток, с которым играл котёнок (картина «Кошка с котятами»).  Игра «Что было, что будет» учит детей представлять прошлое и будущее объекта и составлять об этом рассказ (детям предлагают прокатиться на машине времени и рассказать, что было с ними в прошлом и будет в будущем). Игра «Космонавты» - развивает произвольный контроль, самоконтроль, воображение, эмоциональность, выразительность движений.  Дети представляют, что они космонавты, а стульчики – ракеты. Мы отправляемся   в путешествие на другую планету. Здесь много интересного и неизвестного.  (Дети рассказывают, что увидели на планете). С помощью игр и творческих заданий на различные лексические темы у детей расширяется словарный запас, совершенствуется структура сложных слов и грамматический строй речи, развивается монологическая форма речи, творческие способности, потребность в действенном, образном освоении своих впечатлений, интонационная выразительность речи.  Ребёнок учится не копировать виденное, а передавать своё отношение к изображаемому или рассказываемому, свои мысли и чувства. Творчество проявляется и в замысле – выборе темы рассказа и в нахождении способа осуществления задуманного.  Наблюдения за объектами живой и неживой природы обогащают детей свежими жизненными впечатлениями, к которым дети смогут обратиться при выполнении творческих заданий по речевому творчеству. Словарная работа при этом направлена на понимание смыслового богатства слова, построении высказывания, обучение способам наилучшего использования языковых средств.   Монолог требует от ребёнка умение осознанно строить высказывания.    Необходимо создавать такие условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания, как в обычном разговоре, так и через игру. Учитывается индивидуальный уровень речевого развития детей.

   Таким образом, у детей накапливается опыт выполнения творческих заданий и это приносит им удовлетворение и радость.Творчество дошкольника, считает И. П. Волков – это создание им оригинального продукта, в процессе работы над которым у ребёнка самостоятельно применяются усвоенные знания, умения, навыки, в том числе осуществляется их перенос, комбинирование известных способов деятельности или создаётся новый для ребёнка подход к решению задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет на тему «Игры и творческие задания, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности у детей дошкольного возраста».

Речь, во всём её многообразии, является необходимом компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников ...