Развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям/
консультация по логопедии
Очень часто родители отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitiya_rechi_i_myshleniya_doshkolnikov.docx | 17.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Очень часто родители отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так необходима любовь и забота мамы! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Родителям дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир.
Первый и главный вопрос для нее - чему учить? Сегодня 3-4-летний «знаток» без труда управляется с телевизором и микроволновкой, шлепает по клавиатуре компьютера и кнопкам мобильного телефона. И все же мир вокруг нас не изменился в том смысле, что каждый ребенок открывает его для себя заново. Поэтому начнем сначала.
Без потерь передать ребенку важнейшие знания о мире удастся, только разложив их по полочкам. Приучите ребенка (и себя) к тому, чтобы занятия с ним были ежедневными, хотя бы по 10-15 минут. Некоторые упражнения можно выполнять по дороге в магазин или в транспорте, можно задавать ребенку вопросы и задания при ежедневной работе по дому, т.е. в повседневной жизни. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!
Прежде всего займитесь изучением предметов и их качеств. Для удобства общения допустимы тематические уроки - «одежда», «посуда», «мебель», «транспорт» и т.д., а также учебные игры - «Мишка одевается», «Я мою посуду», «Квартира для куклы» и т.д. Эти простейшие примеры приведут к сути: малыш начинает свободно ориентироваться в формах, цветах, сходствах и различиях, научится характеризовать предмет и его действие, сравнивать несколько предметов, соотносить размер, материал. Быстро будет расширять словарный запас.
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Совсем другую реакцию, однако, вызывает более старший ребенок, строящий не правильно предложения и делая грубые грамматические ошибки,говорящий к примеру, о жвачке: «Пожеваю и покладу на стол». Чтобы подобного не случилось, объясните малышу, как правильно произносить звуки и слова, строить словосочетания и предложения. Не забудьте и о частях речи. Кстати, ученые подсчитали, что имен прилагательных в речи ребенка гораздо меньше, чем существительных и глаголов. Восполнить пробел помогут описания («Какая собачка?», «Какой автобус?»). Ваша цель – научить малыша говорить много и правильно.
Прогулки на даче и в городе тоже можно использовать для игр и бесед с ребенком. В лесу или в парке старайтесь максимально точно называть цвета листьев, кочек, пней, стволов, веток. Если ребенок видит вокруг только зеленый цвет, сравните окраску двух листочков с разных деревьев. В глаза сразу бросится существенная разница. Вот тут-то и могут появиться такие слова, как «светло-зеленый», «темно-зеленый», «изумрудный», «салатный», «болотный», «желто-зеленый». Предложите ребенку отправиться на поиски новых цветов - всматривайтесь вместе, вглядывайтесь, и тогда вы заметите, как меняется лист от попавшего на него света, от соприкосновения с другими растениями.
Найдите на полянке три цветка (травинки, шишки). Попробуйте описать один из них, а ребенок пусть догадается, о каком именно идет речь. Потом поменяйтесь ролями.
Попросите ребенка определить характер деревьев. Начните рассказывать сами - пусть малыш заметит, что они не похожи друг на друга. Предложите малышу найти два совершенно одинаковых листка (цветка, камушка). Если он справится, рассмотрите их внимательно. Пусть ребенок убедится в том, что, как бы ни были похожи предметы, в каждом есть неповторимое отличие. Когда малыш поймет, насколько многообразна природа, попросите его отыскать два совершенно разных листа. Ребенок с радостью принесет вам большой лист клена и маленький березовый, уверяя, что они не похожи друг на друга. Исследуйте их вместе и вы увидите, что оба они тонкие, с черешком и прожилками, оба растут на дереве, их формы разные, но совсем другие, чем у мяча или дома. Сопоставив несколько пар листьев, малыш убедится, что самые разные предметы могут иметь сходство, особенно те, которые зовутся одинаково (как в нашем случае - «листья»).
Можно сыграть с ребенком в игру «Что на что похоже и почему?» Гуляя по лесу, задавайте ему такие вопросы: «Лист на что похож? Чем? На что похожи пень, цветок, коряга, ветка?» Отвечайте сами, но слушайте внимательно и ребенка. Ведь у наших малышей такое непосредственное творческое восприятие!
Можно немного видоизменить игру, уделяя больше внимания сходству различных предметов: «Чем лист похож на бумагу?» (Толщиной, легкостью.); «А на траву?» (Цветом.); «А на каплю?» (Формой.)
Из таких игр рождается еще одно увлекательное занятие: придумывание и отгадывание загадок, построенных на сравнении предметов между собой. Например, если малыш сказал, что лист похож на каплю по форме, но отличается цветом, помогите ему составить загадку: «Висит капля зеленая, как трава».
Следующий вид упражнений - скороговорки. Важно, чтобы дети поняли, что необходимо говорить не только быстро, но и чисто, ясно для окружающих. Скороговорки можно найти в разных детских книжках.
Ткач ткет ткани на платок Тане.
Около кола - колокола.
Как у горки, на пригорке жили тридцать три Егорки.
Орел на горе, перо на орле.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
А что, если предложить ребенку произносить одну и ту же фразу с разными интонациями (нежно, зло, вопросительно, с удивлением, с радостью, со страхом, приказывая, прося, умоляя, громко, тихо)?
Милая моя, ты не спишь!
Вы ели на завтрак мороженое?
Мама купила (купи) виноград.
Скорее домой!
У нас кончился хлеб.
Подобные задания помогут малышу развить речь, воображение, избавиться от скованности, научат смеяться над своими ошибками, не стесняясь товарищей.
Многие игры имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Поиграйте со своим малышом, доставьте ему радость!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников (рекомендации родителям).
Основная трудность для родителей - нежелание ребёнка заниматься. Чтобы преодолеть это, необходимо заинтересовать малыша. Важно помнить, что основная деятельность детей - игровая....
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Рекомендации родителям по развитию речи и мышления дошкольников...
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Рекомендации родителям детей дошкольников....
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Рекомендации будут полезны для родителей дошкольников, а так же могут использоваться воспитателями для развития речи детей....
Рекомендации родителям : « Развивающие игры для развития речи и мышления дошкольников»
Один из основных разделов домашнего обучения - развитие речи. Известно, что дети болтают без умолку, еще когда им это по возрасту не положено, ко всеобщему умилению окружающих. Ваша цель - приохотить ...
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям.
Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ познать мир. Маленькие дети могут и хотят учиться - это неоспоримый факт. Первый и главный вопрос - чему учить?...
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям...