Рабочая программа "Речецветик"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)
Общеразвивающая программа по
дополнительному образованию «Речецветик»
по подготовке к школьному обучению
детей старшего дошкольного возраста
на 2024-2025 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1rabochaya_programma_rechetsvetik.docx | 110.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик»
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
Протокол №
От «..» августа 2024 года
УТВЕРЖДАЮ
Заведующая МБДОУ
_________Лысых М.Г.
Приказ № от «..» августа 2024 года
Общеразвивающая программа по
дополнительному образованию «Речецветик»
по подготовке к школьному обучению
детей старшего дошкольного возраста
на 2024-2025 учебный год
Учитель-логопед
Ширяева Надежда Геннадиевна
п. Усть – Уда
2024-2025 уч.год
Содержание программы
- Пояснительная записка 3
- Организация образовательной деятельности 4
- Содержание коррекционной работы 5
- Планируемые результаты освоения рабочей программы 15
Система мониторинга 1
- 6
1. Пояснительная записка.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.
В разделе программы «Речевое развитие» предусматривается использование логопедической поддержки.
Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет.
Цель программы - сформировать полноценную систему языка, соответствующую биологическому возрасту ребенка, совершенствовать грамматический строй, уточнять лексику, обогащать словарный запас, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения решаются следующие задачи:
- уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.
Данная программа разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида. Логопедическое фронтальное занятие проводится совместно с воспитателем группы один раз в неделю. Лексико-грамматический материал закрепляется логопедом на индивидуальных, подгрупповых занятиях; воспитателем – в течение рабочей недели (рабочие листы), родителями – в выходные дни (рекомендации логопеда).
2.Организация образовательной деятельности
Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями
Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов – логопеда и воспитателя. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:
Логопед:
- речевое и языковое развитие.
Родители:
- выполнение рекомендаций логопеда;
- закрепление навыков и расширение знаний.
Воспитатель:
- расширение словаря;
- развитие связной речи.
Организация предметно-пространственной развивающей среды
- 1.Логопедический альбом для обследования речи.
- 2. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
- 3. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
- 4.Предметные картинки по лексическим темам.
- 5.Игры для совершенствования грамматического строя речи.
- Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
- 7.Пособия для развития всех видов моторики (мелкой, общей).
3.Содержание коррекционной работы
Направления работы:
Пополнение словаря:
- номинативный словарь;
- предикативный словарь;
- словарь признаков;
- числительные и местоимения;
- навыки словообразования.
Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- словоизменение;
- согласование.
Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):
- пересказ;
- рассказ по серии сюжетных картин;
- рассказ по сюжетной картине;
- описательный рассказ;
- сравнительный рассказ.
Тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми.
Сентябрь 2024г
(Домашняя логопедическая тетрадь №1 «Учим слова и предложения». Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. У.М.Сидорова; развитие речевого дыхания – А.А. Гуськова «Развитие речевого дыхания детей»)
Дата №занятия | Цели, этапы занятия: 1.Развитие памяти/внимания | 2.Развитие общей/мелкой моторики | 3.Развитие речевого дыхания | 7.Развитие лексики, грамматики | 8.Развитие связной речи |
I | Игры: 1«5 шагов» 2.«Отгадай загадки» | 1. Упражнение для пальчиков «Грибы» | 1.«Осенний ветерок» с45 2. «Дождик» с45 3. «Ветерок» с48 | Лексическая тема Грибы 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1. Разучивание наизусть описательного рассказа «Рыжик» 2.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь» |
II | Игры: 1«5 шагов» 2.«Отгадай загадки» 3. «Чего не стало?» | 1. Упражнение для пальчиков «У Лариски – две редиски» | 1. «Синьор-помидор» с112 2. «Большая тыква» с113 | Лексическая тема Овощи 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор» 2. Составление сравнительного рассказа «Помидор и тыква» |
III | Игры: 1«5 шагов» 2.«Отгадай загадки» 3. «Чего не стало?» | 1. Упражнение для пальчиков «Апельсин» | 1.«Щечки-яблочки» с112 | Лексическая тема Фрукты 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Яблоко» 2. Составление сравнительного рассказа «Яблоко и помидор» |
IV | Игры: 1«5 шагов» 2.«Отгадай загадки» | 1. Упражнение для пальчиков «Деревья» | 1. «Елочка» с91 2. «Береза» с92 | Лексическая тема Деревья 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза» 2. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель» |
Октябрь 2024г
(Домашняя логопедическая тетрадь №1 «Учим слова и предложения». Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. У.М.Сидорова; развитие речевого дыхания – А.А. Гуськова «Развитие речевого дыхания детей»)
Дата № занятия | Цели, этапы занятия: 1.Развитие памяти/внимания | 2.Развитие общей/мелкой моторики | 3.Развитие речевого дыхания | 7.Развитие лексики, грамматики | 8.Развитие связной речи |
I | Игры: 1«5 шагов» 2.«Отгадай загадки» | 1. Упражнение для пальчиков «Наша квартира» | 1.»Включаем свет» 2. «Часы» | Лексическая тема Дом 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Дом» 2.Составление сравнительного рассказа «Сравни два дома» |
II | Игры: 1«5 шагов» | 1. Упражнение для пальчиков «Дом и ворота» | 1.»Стучим в ворота» | Лексическая тема Мой поселок 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Наш поселок» |
III | Игры: 1.«5 шагов» 2. .«Отгадай загадки» | 1. Упражнение для пальчиков «Сидит белка на тележке» | 1.»Волк» 2.»Олень» с52 | Лексическая тема Байкал. Дикие животные 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательных рассказов: «Байкал», «Лиса» 2.Составление сравнительного рассказа «Лиса и волк» |
IV | Игры: 1«5 шагов» 2.«Отгадай загадки» | 1. Упражнение для пальчиков «Много мебели» | 1.»Включаем свет» 2. «Часы» | Лексическая тема Мебель 1.Игра «Один-много» 2. Игра «Сосчитай до десяти» | 1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Шкаф» 2. Составление сравнительного рассказа «Стул и табурет» |
Рабочий лист
Лексическая тема Грибы.
1.Игра «5 шагов» Учить наизусть названия 5ти грибов: Масленок, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй гриб.
2. Упражнение «Грибы»
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели —
Все пенёчки оглядели.
3.Упражнение «Осенний ветерок»
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
4. Игра «Один-много» / с мячом Масленок – маслята, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.
5. Игра «Сосчитай до десяти» /один масленок, два масленка…десять маслят
6. Упражнение «Расскажи о грибе» / учим наизусть рассказ «Рыжик»/ с показом на картинке
Это рыжик. Он оранжевого цвета. У рыжика есть шляпка и ножка. Он очень вкусный. Я люблю собирать рыжики.
7.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь»» с показом на картинке
Это рыжик, а это груздь. Рыжик оранжевого цвета, а груздь белый. И у рыжика, и у груздя есть шляпка и ножка.
____________________________________________________________________
Рекомендации логопеда
Лексическая тема Грибы.
1.Игра «5 шагов» Учить наизусть названия 5ти грибов: Масленок, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй гриб.
2. Упражнение «Грибы»
Ножки, ножки, где вы были?
За грибами в лес ходили.
Что вы, ручки, работали?
Мы грибочки собирали.
А вы, глазки, помогали?
Мы искали да смотрели —
Все пенёчки оглядели.
3.Упражнение «Осенний ветерок»
Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.
И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.
4. Игра «Один-много» / с мячом Масленок – маслята, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.
5. Игра «Сосчитай до десяти» /один масленок, два масленка…десять маслят
6. Упражнение «Расскажи о грибе» / учим наизусть рассказ «Рыжик»/ с показом на картинке
Это рыжик. Он оранжевого цвета. У рыжика есть шляпка и ножка. Он очень вкусный. Я люблю собирать рыжики.
7.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь»» с показом на картинке
Это рыжик, а это груздь. Рыжик оранжевого цвета, а груздь белый. И у рыжика, и у груздя есть шляпка и ножка.
Рабочий лист
Лексическая тема «Овощи»
Лист №1
1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти овощей: огурец, помидор, капуста, лук, морковь.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй овощ.
2. Упражнение для пальчиков
«У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски, / По очереди разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших на обеих руках/
У Алешки – две картошки.
У Сережки – сорванца, -
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки,
Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.
3. Синьор-помидор
И.п.: стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. 1 — на вдохе руками сопротивляться расхождению ребер, пауза; 2 — на выдохе плотно сжать губы, препятствуя выдоху воздуха. От напряжения всех мышц краснеет лицо. Повторить 3—4 раза.
Большая тыква
И.п.: о.с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза.
4. Игра «Один-много» / с мячом Огурец – огурцы, помидор – помидоры, кабачок – кабачки, тыква – тыквы, баклажан – баклажаны.
5. Игра «Сосчитай до десяти» /один огурец, два огурца…десять огурцов
6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор»/ с показом на картинке
Это помидор. Он красный, круглый, сладкий. Из помидора можно сделать вкусный салат.
7. Составление сравнительного рассказа «Помидор и тыква» с показом на картинке
Это помидор, а это тыква. Помидор красный, а тыква желтая. Помидор меньше тыквы. Эти овощи круглые, из них делают сок. Из помидора – томатный, а из тыквы – тыквенный.
Рекомендации логопеда
Лексическая тема «Овощи»
Лист №1
1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти овощей: огурец, помидор, капуста, лук, морковь.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй овощ.
2. Упражнение для пальчиков
«У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски, / По очереди разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших на обеих руках/
У Алешки – две картошки.
У Сережки – сорванца, -
Два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки,
Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.
3. Синьор-помидор
И.п.: стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. 1 — на вдохе руками сопротивляться расхождению ребер, пауза; 2 — на выдохе плотно сжать губы, препятствуя выдоху воздуха. От напряжения всех мышц краснеет лицо. Повторить 3—4 раза.
Большая тыква
И.п.: о.с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза.
4. Игра «Один-много» / с мячом Огурец – огурцы, помидор – помидоры, кабачок – кабачки, тыква – тыквы, баклажан – баклажаны.
5. Игра «Сосчитай до десяти» /один огурец, два огурца…десять огурцов
6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор»/ с показом на картинке
Это помидор. Он красный, круглый, сладкий. Из помидора можно сделать вкусный салат.
7. Составление сравнительного рассказа «Помидор и тыква»/ с показом на картинке
Это помидор, а это тыква. Помидор красный, а тыква желтая. Помидор меньше тыквы. Эти овощи круглые, из них делают сок. Из помидора – томатный, а из тыквы – тыквенный.
___________________________________________________________________
Рабочий лист
Лексическая тема «Фрукты»
Лист №1
1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти фруктов: яблоко, груша, мандарин, апельсин, лимон.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй фрукт.
2. Упражнение для пальчиков «Апельсин»
Мы делим апельсин /ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук/
Много нас, а он один.
Это долька – для ежа, /поочередно загибать пальцы на обеих руках
Это долька – для стрижа, Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра,
А для волка – кожура, /развести руками
Он сердит на нас, беда! /погрозить пальчиком
Разбегайтесь, кто куда! /бег пальцами по столу
3. Щечки-яблочки
И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.
4. Игра «Один-много» / с мячом
Яблоко – яблоки, груша – груши, мандарин – мандарины, апельсин – апельсины, лимон – лимоны
5. Игра «Сосчитай до десяти» /одно яблоко, два яблока…десять яблок
6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Яблоко»/ с показом на картинке
Это яблоко. Оно зеленое, круглое, сладкое. Из яблока можно сделать салат, яблочный сок.
7. Составление сравнительного рассказа «Яблоко и помидор»/ с показом на картинке
Это яблоко, а это помидор. Яблоко зеленое, а помидор красный. И помидор, и яблоко круглые, сладкие. Из них делают сок. Из яблока – яблочный, а из помидора – томатный. Яблоко – это фрукт, а помидор – это овощ.
Рекомендации логопеда
Лексическая тема «Фрукты»
Лист №1
1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти фруктов: яблоко, груша, мандарин, апельсин, лимон.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй фрукт.
2. Упражнение для пальчиков «Апельсин»
Мы делим апельсин /ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук/
Много нас, а он один.
Это долька – для ежа, /поочередно загибать пальцы на обеих руках
Это долька – для стрижа, Это долька – для утят,
Это долька – для котят,
Это долька – для бобра,
А для волка – кожура, /развести руками
Он сердит на нас, беда! /погрозить пальчиком
Разбегайтесь, кто куда! /бег пальцами по столу
3. Щечки-яблочки
И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.
4. Игра «Один-много» / с мячом
Яблоко – яблоки, груша – груши, мандарин – мандарины, апельсин – апельсины, лимон – лимоны
5. Игра «Сосчитай до десяти» /одно яблоко, два яблока…десять яблок
6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Яблоко»/ с показом на картинке
Это яблоко. Оно зеленое, круглое, сладкое. Из яблока можно сделать салат, яблочный сок.
7. Составление сравнительного рассказа «Яблоко и помидор»/ с показом на картинке
Это яблоко, а это помидор. Яблоко зеленое, а помидор красный. И помидор, и яблоко круглые, сладкие. Из них делают сок. Из яблока – яблочный, а из помидора – томатный. Яблоко – это фрукт, а помидор – это овощ.
____________________________________________________________________
Рабочий лист
Лексическая тема «Деревья»
1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти деревьев: береза, ёлка, сосна, осина, рябина.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй дерево.
2. Упражнение для пальчиков «Деревья»
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
/покачивать руками из стороны в сторону/
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
/покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы/
3. Елочка
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.
Береза
Стоит Алена, листва зелена,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.
4. Игра «Один-много» / с мячом
Береза – березы, ёлка – ёлки, сосна – сосны, осина – осины, рябина - рябины
5. Игра «Сосчитай до десяти» /одна береза, две березы…десять берез
6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза»/ с показом на картинке
Это береза. Береза – это лиственное дерево. У нее есть ствол, корни, ветки, листья и серёжки. Очень полезен берёзовый сок. Береза – это символ нашей страны России.
7. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель»/ с показом на картинке
Это берёза, а это ель. И у берёзы и у ели есть ствол, ветки и корни. У березы ветки растут вверх к солнцу, а у ели вниз к земле. У березы ствол белый, а у ели коричневый. . Берёза это лиственное дерево, а ель хвойное.
Рекомендации логопеда
Лексическая тема «Деревья»
1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти деревьев: береза, ёлка, сосна, осина, рябина.
Сделай пять шагов. На каждый шаг называй дерево.
2. Упражнение для пальчиков «Деревья»
В поле дерево стоит,
Ветер ветки шевелит.
/покачивать руками из стороны в сторону/
Дует ветер нам в лицо,
Закачалось деревцо!
/покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы/
3. Елочка
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.
Береза
Стоит Алена, листва зелена,
Тонкий стан, белый сарафан.
(Береза.)
И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.
4. Игра «Один-много» / с мячом
Береза – березы, ёлка – ёлки, сосна – сосны, осина – осины, рябина - рябины
5. Игра «Сосчитай до десяти» /одна береза, две березы…десять берез
6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза»/ с показом на картинке
Это береза. Береза – это лиственное дерево. У нее есть ствол, корни, ветки, листья и серёжки. Очень полезен берёзовый сок. Береза – это символ нашей страны России.
7. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель»/ с показом на картинке
Это берёза, а это ель. И у берёзы и у ели есть ствол, ветки и корни. У березы ветки растут вверх к солнцу, а у ели вниз к земле. У березы ствол белый, а у ели коричневый. . Берёза это лиственное дерево, а ель хвойное.
4.Планируемые результаты освоения рабочей программы
Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают возможности ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:
К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития речи ребенка:
Старший дошкольный возраст:
• Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами общения — словесными, мимическими, пантомимическими с учетом конкретной ситуации.
- Развитие связной речи, умения строить короткий связный текст.
- Развитие элементарного осознания языковой действительности.
Образовательная область «Коммуникация»
Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:
- ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения
- ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
- ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу; составляет описательные и сравнительные рассказы.
• педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.
5. Мониторинг
Мониторинг проводится в целях анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности дошкольников 5-6 лет.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:
- Грамматический строй речи
- Навыки словообразования
- Понимание логико-грамматических конструкций
- Связная речь.
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования устной речи детей старшего возраста Володиной В.С..
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей применяется следующая система мониторинга.
Приёмы диагностического изучения:
- Сбор анамнестических данных
- Беседы с родителями
- Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
- Беседа с детьми
- Беседа с воспитателями
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту
Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся по программе «Речецветик» МБДОУ детского сада «Колокольчик»
№ | Фамилия, имя ребёнка | Возраст на 01.09. | Грамматический строй | Навыки словообразования | Понимание логико-грамматических конструкций | Связная речь | Всего баллов | Уров ень |
1 | ||||||||
2 | ||||||||
3 | ||||||||
4 | ||||||||
Итого |
месяц 20 -20 учебный год учитель-логопед: Ширяева Н.Г.
Уровень речевого развития определяется суммой баллов:
Уровень развития | Количество баллов |
Высокий | 41 - 45 баллов |
Выше среднего | 32 - 40 баллов |
Средний | 23 - 31 балл |
Низкий | 14 - 22 балла |
Низший | 9 - 13 баллов |
В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей.
Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
1. Грамматический строй речи:
Оценка | № | Предъявление задания |
«Послушай и повтори». Оценка:
| 1 | Птичка свила гнездо. |
2 | В саду было много красных яблок. | |
3 | Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу. | |
4 | Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно. | |
5 | На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади. | |
«Исправь ошибки» Оценка: | 6 | Дом нарисован мальчик. |
7 | Собака вышла в будку. | |
| 8 | По морю плывут корабль. |
9 | Хорошо спится медведь под снегом. | |
1 0 | Над большим деревом была глубокая яма. | |
«Составь предложения». | 1 1 | Мальчик, открывать, дверь. |
Оценка: | 1 2 | Сидеть, синичка, на, ветка. |
• 5 баллов - предложение составлено верно; | 1 3 | Груша, бабушка, внучка, давать. |
| 1 4 | Витя, косить, трава, кролики, для. |
замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности;
| 1 5 | Петя, купить, шар, красный, мама. |
«Вставь пропущенное слово». | 1 6 | Лена наливает чай ... чашки. |
Оценка: | 1 7 | Почки распустились ... деревьях. |
| 1 8 | Птенец выпал. гнезда. |
• 3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи; | 1 9 | Щенок спрятался ... крыльцом. |
| 2 0 | Пес сидит . конуры. |
«Один - дом, а если их много, то это - дома». | 2 1 | Один - стол, а много - это. |
Оценка: | 2 2 | Стул - |
• 5 баллов - правильный ответ; | 2 3 | Окно - |
| 2 4 | Звезда - |
стимулирующей помощи;
| 2 5 | Ухо - |
«Один- дом, а много чего? - домов». | 2 6 | Один - стол, а много чего? - . |
Оценка: | 2 7 | Стул - ... |
• 5 баллов - правильный ответ; | 2 | Окно - ... |
• 4 балла - самокоррекция; | 8 | |
• 3 балла - правильный ответ после | 2 | Звезда - ... |
стимулирующей помощи; | 9 | |
• 2 балла - форма образована | 3 | Ухо - ... |
неверно; | 0 | |
• 1 балл - невыполнение. |
2. Навыки словообразования:
Инструкция | № | Предъявление задания | Оценка | |
«У кошки - котята, а у ....» | 1 | козы- |
| |
2 | волка - | |||
3 | утки - | |||
4 | лисы - | |||
5 | льва - | |||
6 | собаки - | |||
7 | курицы - | |||
8 | свиньи - | |||
9 | коровы - | |||
1 0 | овцы - | |||
«Кукла из бумаги - она бумажная, а ...» | 1 1 | шляпка из соломы - | ||
1 2 | горка изо льда - | |||
1 3 | варенье из вишни - | |||
1 4 | варенье из яблок - | |||
1 5 | варенье из сливы - | |||
1 6 | кисель из клюквы - | |||
1 7 | салат из моркови - | |||
1 8 | суп из грибов - | |||
1 9 | лист дуба - | |||
2 | лист осины - | |||
0 | ||||
«Если днём жара, то | 2 | мороз - | ||
день - жаркий, а | 1 | |||
если » | 2 2 | солнце - | ||
2 | снег- | |||
3 | ||||
2 | ветер - | |||
4 | ||||
2 | дождь - | |||
5 | ||||
«У собаки лапа | 2 | кошки - | ||
собачья, а у ..» | 6 | |||
2 | волка - | |||
7 | ||||
2 | льва- | |||
8 | ||||
2 | медведя- | |||
9 | ||||
3 | лисы - | |||
0 |
3. Понимание логико-грамматических конструкций:
№ | Предъявление задания | Оценка |
1 | Покажи ключ, карандаш. |
|
2 | Покажи карандашом ключ. | |
3 | Карандаш - ключом. | |
4 | Нарисуй круг под крестом. | |
5 | Крест - под кругом. | |
6 | Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной? | |
7 | Ваня выше Пети. Кто меньше ростом? | |
8 | Сашу ударил Коля. Кто драчун? | |
9 | Охотник бежит за собакой. Кто впереди? | |
10 | Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале? |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4 картинки). Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.
1) Критерий смысловой целостности:
5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;
4 балла - незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинноследственных связей или отсутствие связующих звеньев;
3 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла;
2 балла - рассказ не завершен;
1 балл - отсутствует описание ситуации.
- Критерий лексико-грамматического высказывания:
5 баллов - грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств.
4 балла - без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
3 балл - аграмматизмы, далекие смысловые замены;
2 балла - односложные предложения, неадекватное использование лексических средств;
1 балл - рассказ не оформлен.
- Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов - полностью самостоятельная работа;
4 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ - самостоятельно;
3 балла - картинки разложены и составлен рассказ со стимулирующей помощью
2 балла - картинки разложены педагогом, рассказ - с помощью;
1 балл - невыполнение даже при наличии помощи.
- Послушай рассказ, запомни и перескажи.
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
- Критерий смысловой целостности:
5 баллов - воспроизведены все смысловые звенья;
4 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;
3 балла - пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла,
2 балла - рассказ не завершен, включение посторонней информации;
1 балл - невыполнение;
- Критерий лексико-грамматического высказывания:
5 баллов - нарушений лексических и грамматических средств нет;
4 балла - аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
3 балла - односложные предложения, неадекватное использование слов;
• 2 балла - аграмматизмы, повторы; |
• 1 балл - пересказ не доступен. |
3) Критерий самостоятельности выполнения задания: |
• 3 балла - самостоятельный пересказ после первого |
предъявления; |
• 2 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2 |
вопроса); |
• 3 балла - пересказ после повторного прочтения; |
• 1 балл - пересказ по вопросам; |
• 0 баллов - невыполнение даже по вопросам. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР
Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...
Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели
Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...
Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)
рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...