Рабочая программа "Речецветик"
рабочая программа по логопедии (старшая группа)

Ширяева Надежда Геннадиевна

Общеразвивающая программа по

дополнительному образованию «Речецветик»

по подготовке к школьному обучению

детей старшего дошкольного возраста

на 2024-2025 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1rabochaya_programma_rechetsvetik.docx110.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад общеразвивающего вида «Колокольчик»

ПРИНЯТО

Педагогическим советом

Протокол №

От «..» августа 2024 года

                                 УТВЕРЖДАЮ

           Заведующая МБДОУ

         _________Лысых М.Г.

Приказ №  от «..» августа 2024 года

Общеразвивающая программа по

дополнительному образованию «Речецветик»

по подготовке к школьному обучению

детей старшего дошкольного возраста

на 2024-2025 учебный год

Учитель-логопед

Ширяева Надежда Геннадиевна

п. Усть – Уда

2024-2025 уч.год

Содержание программы

  1. Пояснительная записка        3
  2. Организация образовательной деятельности                                            4
  3. Содержание коррекционной работы        5
  4. Планируемые результаты освоения рабочей программы        15

 Система мониторинга        1

  1. 6

1. Пояснительная записка.

Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного образования и входят в систему общественного дошкольного воспитания. Им принадлежит ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе.

В разделе программы «Речевое развитие» предусматривается использование логопедической поддержки.

Данная рабочая программа сообразуется с образовательной программой работы детского сада, отвечает Федеральным государственным стандартам (ФГОС) к структуре образовательных программ дошкольного образования и условиям реализации. Рабочая программа предназначена для обучения и воспитания детей 5-6 лет.

Цель программы - сформировать полноценную систему языка, соответствующую биологическому возрасту ребенка, совершенствовать грамматический строй, уточнять лексику, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения решаются следующие задачи:

  • уточнение, расширение и обогащение лексической стороны речи; формирование грамматического строя речи; развитие связной речи дошкольников;
  •  осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками ДОУ.
  •  забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

Данная программа разработана для реализации в условиях детского сада общеразвивающего вида. Логопедическое фронтальное занятие проводится совместно с воспитателем группы один раз в неделю. Лексико-грамматический материал закрепляется логопедом на индивидуальных, подгрупповых занятиях; воспитателем – в течение рабочей недели (рабочие листы), родителями – в выходные дни (рекомендации логопеда).

2.Организация образовательной деятельности

Взаимодействие с педагогами ДОУ и родителями

Данная программа может быть успешно реализована при условии включения в коррекционно-развивающую деятельность родителей (или лиц, их заменяющих), а также педагогов – логопеда и воспитателя. Работа по речевому развитию детей проводится не только логопедом, но и в нерегламентированной деятельности воспитателей: на прогулках, в вечерние и утренние часы, а также во время непосредственной образовательной деятельности. Родители ребёнка  постоянно закрепляют сформированные у ребёнка умения и навыки. При организации образовательной деятельности прослеживаются приоритеты в работе взрослых участников образовательного процесса:

Логопед:

  • речевое и языковое развитие.

Родители:

  •  выполнение рекомендаций логопеда;
  •  закрепление навыков и расширение знаний.

Воспитатель:

  •  расширение словаря;
  •  развитие связной речи.

Организация предметно-пространственной развивающей среды

  1. 1.Логопедический альбом для обследования речи.
  2. 2. Сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.
  3. 3. «Алгоритмы» составления описательных рассказов.
  4. 4.Предметные картинки по лексическим темам.
  5. 5.Игры для совершенствования грамматического строя речи.
  6. Дидактические игры для совершенствования памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия.
  7. 7.Пособия для развития всех видов моторики (мелкой, общей).

3.Содержание коррекционной работы

Направления работы:

Пополнение словаря:

  1.  номинативный словарь;
  2.  предикативный словарь;
  3.  словарь признаков;
  4.  числительные и местоимения;
  5.  навыки словообразования.

Совершенствование грамматического строя (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1.  словоизменение;
  2.  согласование.

Совершенствование связной речи (осуществляется на этапах формирования первичных произносительных и коммуникативных умений и навыков):

  1.  пересказ;
  2.  рассказ по серии сюжетных картин;
  3.  рассказ по сюжетной картине;
  4. описательный рассказ;
  5. сравнительный рассказ.

Тематическое перспективное планирование групповой работы с детьми.

Сентябрь  2024г

(Домашняя логопедическая тетрадь №1 «Учим слова и предложения». Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. У.М.Сидорова; развитие речевого дыхания – А.А. Гуськова «Развитие речевого дыхания детей»)

Дата

№занятия

Цели, этапы занятия:

1.Развитие памяти/внимания

2.Развитие общей/мелкой моторики

3.Развитие речевого дыхания

7.Развитие лексики, грамматики

8.Развитие связной речи

I

Игры:

1«5 шагов»

2.«Отгадай загадки»

1. Упражнение для пальчиков «Грибы»

1.«Осенний ветерок» с45

2. «Дождик» с45

3. «Ветерок» с48

Лексическая тема Грибы

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1. Разучивание наизусть описательного рассказа «Рыжик»

2.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь»

II

Игры:

1«5 шагов»

2.«Отгадай загадки»

3. «Чего не стало?»

1. Упражнение для пальчиков

 «У Лариски – две редиски»

1. «Синьор-помидор» с112

2. «Большая тыква» с113

Лексическая тема Овощи

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор»

2. Составление сравнительного рассказа «Помидор и тыква»

III

Игры:

1«5 шагов»

2.«Отгадай загадки»

3. «Чего не стало?»

1. Упражнение для пальчиков «Апельсин»

1.«Щечки-яблочки» с112

Лексическая тема Фрукты

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Яблоко»

2. Составление сравнительного рассказа «Яблоко и помидор»

IV

Игры:

1«5 шагов»

2.«Отгадай загадки»

1. Упражнение для пальчиков «Деревья»

1. «Елочка»

с91

2. «Береза»

с92

Лексическая тема Деревья

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза»

2. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель»

Октябрь  2024г

(Домашняя логопедическая тетрадь №1 «Учим слова и предложения». Речевые игры и упражнения для детей 5-6 лет. У.М.Сидорова; развитие речевого дыхания – А.А. Гуськова «Развитие речевого дыхания детей»)

Дата

№ занятия

Цели, этапы занятия:

1.Развитие памяти/внимания

2.Развитие общей/мелкой моторики

3.Развитие речевого дыхания

7.Развитие лексики, грамматики

8.Развитие связной речи

I

Игры:

1«5 шагов»

2.«Отгадай загадки»

1. Упражнение для пальчиков

 «Наша квартира»

1.»Включаем свет»

2. «Часы»

Лексическая тема Дом

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательного рассказа  «Дом»

2.Составление сравнительного рассказа «Сравни два дома»

II

Игры:

1«5 шагов»

1. Упражнение для пальчиков

 «Дом и ворота»

1.»Стучим в ворота»

Лексическая тема Мой поселок

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Наш поселок»

III

Игры:

1.«5 шагов»

2. .«Отгадай загадки»

1. Упражнение для пальчиков «Сидит белка на тележке»

1.»Волк»

2.»Олень» с52

Лексическая тема Байкал. Дикие животные

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательных рассказов: «Байкал», «Лиса»

2.Составление сравнительного рассказа «Лиса и волк»

IV

Игры:

1«5 шагов»

2.«Отгадай загадки»

1. Упражнение для пальчиков «Много мебели»

1.»Включаем свет»

2. «Часы»

Лексическая тема Мебель

1.Игра «Один-много»

2. Игра «Сосчитай до десяти»

1.Разучивание наизусть описательного рассказа «Шкаф»

2. Составление сравнительного рассказа «Стул и табурет»

Рабочий лист

Лексическая тема Грибы.

1.Игра «5 шагов» Учить наизусть названия 5ти грибов: Масленок, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй гриб.

2. Упражнение «Грибы» 

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели —

Все пенёчки оглядели.

3.Упражнение «Осенний ветерок»

Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.

4. Игра «Один-много» / с мячом  Масленок – маслята, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.

5. Игра «Сосчитай до десяти» /один масленок, два масленка…десять маслят

6. Упражнение «Расскажи о грибе» / учим наизусть рассказ «Рыжик»/ с показом на картинке

Это рыжик. Он оранжевого цвета. У рыжика есть шляпка и ножка. Он очень вкусный. Я люблю собирать рыжики.

7.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь»» с показом на картинке

Это рыжик, а это груздь. Рыжик оранжевого цвета, а груздь белый. И у рыжика, и у груздя есть шляпка и ножка.

____________________________________________________________________

Рекомендации логопеда

Лексическая тема Грибы.

1.Игра «5 шагов» Учить наизусть названия 5ти грибов: Масленок, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй гриб.

2. Упражнение «Грибы» 

Ножки, ножки, где вы были?

За грибами в лес ходили.

Что вы, ручки, работали?

Мы грибочки собирали.

А вы, глазки, помогали?

Мы искали да смотрели —

Все пенёчки оглядели.

3.Упражнение «Осенний ветерок»

Для выполнения этого упражнения нужны настоящие листья или листья из бумаги.

И.п.: ноги вместе, руки держат листья на уровне лица. 1 — плавный вдох; 2 — на выдохе произносить: «Ф-ф-ф!». При правильном выполнении упражнения листочек отклоняется в сторону. Повторить 4—5 раз.

4. Игра «Один-много» / с мячом  Масленок – маслята, груздь, рыжик, подберезовик, подосиновик.

5. Игра «Сосчитай до десяти» /один масленок, два масленка…десять маслят

6. Упражнение «Расскажи о грибе» / учим наизусть рассказ «Рыжик»/ с показом на картинке

Это рыжик. Он оранжевого цвета. У рыжика есть шляпка и ножка. Он очень вкусный. Я люблю собирать рыжики.

7.Составление сравнительного рассказа «Рыжик и груздь»» с показом на картинке

Это рыжик, а это груздь. Рыжик оранжевого цвета, а груздь белый. И у рыжика, и у груздя есть шляпка и ножка.

Рабочий лист

Лексическая тема «Овощи»

Лист №1

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти овощей: огурец, помидор, капуста, лук, морковь.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй овощ.

2. Упражнение для пальчиков

 «У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски,     / По очереди разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших на обеих руках/

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца, -

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.

3. Синьор-помидор

И.п.: стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. 1 — на вдохе руками сопротивляться расхождению ребер, пауза; 2 — на выдохе плотно сжать губы, препятствуя выдоху воздуха. От напряжения всех мышц краснеет лицо. Повторить 3—4 раза.

Большая тыква

И.п.: о.с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза.

4. Игра «Один-много» / с мячом  Огурец – огурцы, помидор – помидоры, кабачок – кабачки, тыква – тыквы, баклажан – баклажаны.

5. Игра «Сосчитай до десяти» /один огурец, два огурца…десять огурцов

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор»/ с показом на картинке

Это помидор. Он красный, круглый, сладкий. Из помидора можно сделать вкусный салат.

7. Составление сравнительного рассказа «Помидор и тыква» с показом на картинке

Это помидор, а это тыква. Помидор красный, а тыква желтая. Помидор меньше тыквы. Эти овощи круглые, из них делают сок. Из помидора – томатный, а из тыквы – тыквенный.

Рекомендации логопеда

Лексическая тема «Овощи»

Лист №1

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти овощей: огурец, помидор, капуста, лук, морковь.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй овощ.

2. Упражнение для пальчиков

 «У Лариски – две редиски»

У Лариски – две редиски,     / По очереди разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших на обеих руках/

У Алешки – две картошки.

У Сережки – сорванца, -

Два зеленых огурца.

А у Вовки – две морковки,

Да еще у Петьки – две хвостатых редьки.

3. Синьор-помидор

И.п.: стоя, ладони на грудной клетке, большие пальцы направлены назад. 1 — на вдохе руками сопротивляться расхождению ребер, пауза; 2 — на выдохе плотно сжать губы, препятствуя выдоху воздуха. От напряжения всех мышц краснеет лицо. Повторить 3—4 раза.

Большая тыква

И.п.: о.с. 1 — сед, руки округлить перед собой (вдох); 2 — на выдохе произносить: «О-г-о-о-о!». Повторить 3—4 раза.

4. Игра «Один-много» / с мячом  Огурец – огурцы, помидор – помидоры, кабачок – кабачки, тыква – тыквы, баклажан – баклажаны.

5. Игра «Сосчитай до десяти» /один огурец, два огурца…десять огурцов

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Помидор»/ с показом на картинке

Это помидор. Он красный, круглый, сладкий. Из помидора можно сделать вкусный салат.

7. Составление сравнительного рассказа «Помидор и тыква»/ с показом на картинке

Это помидор, а это тыква. Помидор красный, а тыква желтая. Помидор меньше тыквы. Эти овощи круглые, из них делают сок. Из помидора – томатный, а из тыквы – тыквенный.

___________________________________________________________________

Рабочий лист

Лексическая тема «Фрукты»

Лист №1

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти фруктов: яблоко, груша, мандарин, апельсин, лимон.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй фрукт.

2. Упражнение для пальчиков «Апельсин»

Мы делим апельсин /ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук/

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,  /поочередно загибать пальцы на обеих руках

Это долька – для стрижа, Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура,  /развести руками

Он сердит на нас, беда! /погрозить пальчиком

Разбегайтесь, кто куда! /бег пальцами по столу

3. Щечки-яблочки

И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

4. Игра «Один-много» / с мячом  

Яблоко – яблоки, груша – груши, мандарин – мандарины, апельсин – апельсины, лимон – лимоны

5. Игра «Сосчитай до десяти» /одно яблоко, два яблока…десять яблок

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Яблоко»/ с показом на картинке

Это яблоко. Оно зеленое, круглое, сладкое. Из яблока можно сделать  салат, яблочный сок.

7. Составление сравнительного рассказа «Яблоко и помидор»/ с показом на картинке

Это яблоко, а это помидор. Яблоко зеленое, а помидор красный. И помидор, и яблоко круглые, сладкие. Из них делают сок. Из яблока – яблочный, а из помидора – томатный. Яблоко – это фрукт, а помидор – это овощ.

Рекомендации логопеда

Лексическая тема «Фрукты»

Лист №1

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти фруктов: яблоко, груша, мандарин, апельсин, лимон.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй фрукт.

2. Упражнение для пальчиков «Апельсин»

Мы делим апельсин /ритмично сжимать и разжимать пальцы обеих рук/

Много нас, а он один.

Это долька – для ежа,  /поочередно загибать пальцы на обеих руках

Это долька – для стрижа, Это долька – для утят,

Это долька – для котят,

Это долька – для бобра,

А для волка – кожура,  /развести руками

Он сердит на нас, беда! /погрозить пальчиком

Разбегайтесь, кто куда! /бег пальцами по столу

3. Щечки-яблочки

И.п.: о.с. 1 — вдох ртом, задержать дыхание на 2—3 с, надуть обе щеки; 2 — спокойно выдохнуть. Повторить 3—4 раза.

4. Игра «Один-много» / с мячом  

Яблоко – яблоки, груша – груши, мандарин – мандарины, апельсин – апельсины, лимон – лимоны

5. Игра «Сосчитай до десяти» /одно яблоко, два яблока…десять яблок

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Яблоко»/ с показом на картинке

Это яблоко. Оно зеленое, круглое, сладкое. Из яблока можно сделать  салат, яблочный сок.

7. Составление сравнительного рассказа «Яблоко и помидор»/ с показом на картинке

Это яблоко, а это помидор. Яблоко зеленое, а помидор красный. И помидор, и яблоко круглые, сладкие. Из них делают сок. Из яблока – яблочный, а из помидора – томатный. Яблоко – это фрукт, а помидор – это овощ.

____________________________________________________________________

Рабочий лист

Лексическая тема «Деревья»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти деревьев: береза, ёлка, сосна, осина, рябина.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй дерево.

2. Упражнение для пальчиков «Деревья»

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

/покачивать руками из стороны в сторону/

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

/покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы/

3. Елочка

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.

Береза

Стоит Алена, листва зелена,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза.)

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.

4. Игра «Один-много» / с мячом  

Береза – березы, ёлка – ёлки, сосна – сосны, осина – осины, рябина - рябины

5. Игра «Сосчитай до десяти» /одна береза, две березы…десять берез

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза»/ с показом на картинке

Это береза. Береза – это лиственное дерево. У нее есть ствол, корни, ветки, листья и серёжки. Очень полезен берёзовый сок. Береза – это символ нашей страны России.

7. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель»/ с показом на картинке

Это берёза, а это ель. И у берёзы и у ели есть ствол, ветки и корни. У березы ветки растут вверх к солнцу, а у ели вниз к земле. У березы ствол белый, а у ели коричневый. . Берёза это лиственное дерево, а ель хвойное.

Рекомендации логопеда

Лексическая тема «Деревья»

1.Игра «5 шагов»: Учить наизусть названия 5ти деревьев: береза, ёлка, сосна, осина, рябина.

Сделай пять шагов. На каждый шаг называй дерево.

2. Упражнение для пальчиков «Деревья»

В поле дерево стоит,

Ветер ветки шевелит.

/покачивать руками из стороны в сторону/

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо!

/покачивать руками вниз – вверх, не сгибая пальцы/

3. Елочка

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — наклон туловища вперед (вдох-выдох); 2 — и.п. (вдох-выдох). Повторить 2—3 раза.

Береза

Стоит Алена, листва зелена,

Тонкий стан, белый сарафан.

(Береза.)

И.п.: ноги врозь, руки опущены. 1 — поднять руки через стороны вверх, подняться на носки (вдох); 2 — руки вперед вниз, опуститься на всю стопу (выдох). Повторить 2—3 раза.

4. Игра «Один-много» / с мячом  

Береза – березы, ёлка – ёлки, сосна – сосны, осина – осины, рябина - рябины

5. Игра «Сосчитай до десяти» /одна береза, две березы…десять берез

6. Разучивание наизусть описательного рассказа «Береза»/ с показом на картинке

Это береза. Береза – это лиственное дерево. У нее есть ствол, корни, ветки, листья и серёжки. Очень полезен берёзовый сок. Береза – это символ нашей страны России.

7. Составление сравнительного рассказа «Береза и ель»/ с показом на картинке

Это берёза, а это ель. И у берёзы и у ели есть ствол, ветки и корни. У березы ветки растут вверх к солнцу, а у ели вниз к земле. У березы ствол белый, а у ели коричневый. . Берёза это лиственное дерево, а ель хвойное.

4.Планируемые результаты освоения рабочей программы

Планируемые результаты освоения детьми общеобразовательной программы дошкольного образования описывают возможности ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы:

К семи годам при успешном освоении Программы достигается следующий показатель развития речи ребенка:

Старший дошкольный возраст:

• Налаживание диалогического общения детей со сверстниками, умение пользоваться разнообразными средствами общения — словесными, мимическими, пантомимическими с учетом конкретной ситуации.

  •  Развитие связной речи, умения строить короткий связный текст.
  •  Развитие элементарного осознания языковой действительности.

Образовательная область «Коммуникация»

Составляет по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.

Употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.

Результатом успешной коррекционно-логопедической работы по данной программе можно считать следующее:

  •  ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения
  •  ребёнок овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции;
  •  ребёнок владеет средствами общения и способами взаимодействия, способен изменять стиль общения в зависимости от ситуации с взрослыми и сверстниками: усваивает новые слова, относящиеся к различным частям речи, смысловые и эмоциональные оттенки значений слов, переносное значение слов и словосочетаний. Применяет их в собственной речи. Подбирает однокоренные и образовывает новые слова. Согласовывает слова в числе, роде, падеже. Исправляет деформированное высказывание. Самостоятельно составляет рассказ по картинке, по серии картинок, пересказывает тексты, используя развёрнутую фразу; составляет описательные и сравнительные рассказы.

• педагоги и родители детей с нарушениями речи включены в коррекционно-образовательный процесс, взаимодействуют с учителем - логопедом в результате этого у ребёнка сформированы первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: в соответствии с возрастными возможностями уточнён и обобщён словарь, сформирован грамматический строй речи, достаточно развита связная речь по лексическим темам в соответствии с образовательной программой дошкольного учреждения.

5. Мониторинг

Мониторинг проводится в целях анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности дошкольников 5-6 лет.

В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему компоненты:

  1. Грамматический строй речи
  2.  Навыки словообразования
  3.  Понимание логико-грамматических конструкций
  4.  Связная речь.

Используемая методика:        иллюстрированный        материал        для обследования устной речи детей старшего возраста Володиной В.С..

Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей  применяется следующая система мониторинга.

Приёмы диагностического изучения:

  •  Сбор анамнестических данных
  •  Беседы с родителями
  •  Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
  •  Беседа с детьми
  •  Беседа с воспитателями

Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую карту

Диагностическая карта речевого развития дошкольников, занимающихся по программе «Речецветик» МБДОУ детского сада «Колокольчик»

Фамилия,

имя

ребёнка

Возраст

на

01.09.

Грамматический строй

Навыки словообразования

Понимание логико-грамматических конструкций

Связная речь

Всего

баллов

Уров

ень

1

2

3

4

Итого

        месяц        20        -20        учебный год        учитель-логопед:        Ширяева Н.Г.

Уровень речевого развития определяется суммой баллов:

Уровень развития

Количество баллов

Высокий

41 - 45 баллов

Выше среднего

32 - 40 баллов

Средний

23 - 31 балл

Низкий

14 - 22 балла

Низший

9 - 13 баллов

В графе «итого» подсчитывается коэффициент выполнения: коэффициент = сумма баллов / количество детей.

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки 

1. Грамматический строй речи:

Оценка

Предъявление задания

«Послушай и повтори».

Оценка:

  • 5 баллов - правильное и точное воспроизведение;
  • 4 балла - перестановка слов в предложении без искажения смысла;
  • 3 балла - пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
  • 2 балла - пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры, замена на прямую речь, предложение не закончено;
  • 1 балл - не воспроизведение.

1

Птичка свила гнездо.

2

В саду было много красных яблок.

3

Дети катали из снега комки и лепили снежную бабу.

4

Петя сказал, что не пойдет гулять, потому что холодно.

5

На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

«Исправь ошибки»

Оценка:

6

Дом нарисован мальчик.

7

Собака вышла в будку.

  • 5 баллов - выявление и исправление ошибки;
  • 4 балла - незначительные неточности (пропуск, перестановка, замена слов, нарушение порядка);
  • 3 балла - ошибка выявлена, аграмматичное исправление;
  • 2 балла - ошибка выявлена, но не исправлена,
  • 1 балл - ошибка не выявлена.

8

По морю плывут корабль.

9

Хорошо спится медведь под снегом.

1

0

Над большим деревом была глубокая яма.

«Составь предложения».

1

1

Мальчик, открывать, дверь.

Оценка:

1

2

Сидеть, синичка, на, ветка.

• 5 баллов - предложение составлено верно;

1

3

Груша, бабушка, внучка, давать.

  • 4 балла - нарушен порядок слов;
  • 3 балла - пропуски, привнесение,

1

4

Витя, косить, трава, кролики, для.

замены слов, аграматизмы, незначительные смысловые неточности;

  • 2 балла - смысловая неадекватность
  • 1 балл - отказ от выполнения задания.

1

5

Петя, купить, шар, красный, мама.

«Вставь пропущенное слово».

1

6

Лена наливает чай ... чашки.

Оценка:

1

7

Почки распустились ... деревьях.

  • 5 баллов - правильный ответ;
  • 4 балла - самокоррекция;

1

8

Птенец выпал. гнезда.

• 3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;

1

9

Щенок спрятался ... крыльцом.

  • 2 балла - правильный ответ после помощи второго вида;
  • 1 балл - неэффективное использование помощи как первого, так и второго вида.

2

0

Пес сидит . конуры.

«Один - дом, а если их много, то это - дома».

2

1

Один - стол, а много - это.

Оценка:

2

2

Стул -

• 5 баллов - правильный ответ;

2

3

Окно -

  • 4 балла - самокоррекция;
  • 3 балла - правильный ответ после

2

4

Звезда -

стимулирующей помощи;

  • 2 балла - форма образована неверно;
  • 1 балл - невыполнение.

2

5

Ухо -

«Один- дом, а много чего? - домов».

2

6

Один - стол, а много чего? - .

Оценка:

2

7

Стул - ...

• 5 баллов - правильный ответ;

2

Окно - ...

• 4 балла - самокоррекция;

8

• 3 балла - правильный ответ после

2

Звезда - ...

стимулирующей помощи;

9

• 2 балла - форма образована

3

Ухо - ...

неверно;

0

• 1 балл - невыполнение.

2. Навыки словообразования:

Инструкция

Предъявление

задания

Оценка

«У кошки - котята, а у ....»

1

козы-

  • 5 баллов - правильный ответ;
  • 4 балла - самокоррекция
  • 3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • 2 балла - неверно образованная форма;
  • 1 балл - невыполнение.

2

волка -

3

утки -

4

лисы -

5

льва -

6

собаки -

7

курицы -

8

свиньи -

9

коровы -

1

0

овцы -

«Кукла из бумаги - она бумажная, а ...»

1

1

шляпка из соломы -

1

2

горка изо льда -

1

3

варенье из вишни -

1

4

варенье из яблок -

1

5

варенье из сливы -

1

6

кисель из клюквы -

1

7

салат из моркови -

1

8

суп из грибов -

1

9

лист дуба -

2

лист осины -

0

«Если днём жара, то

2

мороз -

день - жаркий, а

1

если        »

2

2

солнце -

2

снег-

3

2

ветер -

4

2

дождь -

5

«У собаки лапа

2

кошки -

собачья, а у ..»

6

2

волка -

7

2

льва-

8

2

медведя-

9

3

лисы -

0

3. Понимание логико-грамматических конструкций:

Предъявление задания

Оценка

1

Покажи ключ, карандаш.

  • 5 баллов - правильный ответ;
  • 4 балла - самокоррекция;
  • 3 балла - правильный ответ после стимулирующей помощи;
  • 2 балла - правильный ответ после помощи второго вида;
  • 1 балл - невыполнение.

2

Покажи карандашом ключ.

3

Карандаш - ключом.

4

Нарисуй круг под крестом.

5

Крест - под кругом.

6

Скажи, что верно: весна бывает перед летом или лето - перед весной?

7

Ваня выше Пети. Кто меньше ростом?

8

Сашу ударил Коля. Кто драчун?

9

Охотник бежит за собакой. Кто впереди?

10

Папа прочел газету после того, как позавтракал. Что папа сделал вначале?

Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Бобик» (4 картинки). Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ.

C:\Users\Надежда\Desktop\Marina\AppData\Local\Temp\FineReader11.00\media\image1.jpeg

1) Критерий смысловой целостности:

 5 баллов - рассказ соответствует ситуации, имеет смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности;

 4 балла - незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинноследственных связей или отсутствие связующих звеньев;

 3 балла - выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла;

 2 балла - рассказ не завершен;

 1 балл - отсутствует описание ситуации.

  1.  Критерий лексико-грамматического высказывания:

 5 баллов - грамматически правильный рассказ с адекватным использованием лексических средств.

 4 балла - без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

 3 балл - аграмматизмы, далекие смысловые замены;

 2 балла - односложные предложения, неадекватное использование лексических средств;

 1 балл - рассказ не оформлен.

  1.  Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов - полностью самостоятельная работа;

 4 балла - картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ - самостоятельно;

3 балла - картинки разложены и составлен рассказ со стимулирующей помощью

2 балла - картинки разложены педагогом, рассказ - с помощью;

 1 балл - невыполнение даже при наличии помощи.

  • Послушай рассказ, запомни и перескажи.

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

  1.  Критерий смысловой целостности:

5 баллов - воспроизведены все смысловые звенья;

 4 балла - смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями;

 3 балла - пересказ неполный, значительные сокращения, искажения смысла,

 2 балла - рассказ не завершен, включение посторонней информации;

1 балл - невыполнение;

  1.  Критерий лексико-грамматического высказывания:

 5 баллов - нарушений лексических и грамматических средств нет;

 4 балла - аграмматизмов нет, но есть стереотипность высказываний, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

 3 балла - односложные предложения, неадекватное использование слов;

• 2 балла - аграмматизмы, повторы;

• 1 балл - пересказ не доступен.

3) Критерий самостоятельности выполнения задания:

                                 • 3 балла - самостоятельный пересказ после первого

                                    предъявления;

• 2 балла - пересказ после минимальной помощи (1-2

                                    вопроса);

                             • 3 балла - пересказ после повторного прочтения;

• 1 балл - пересказ по вопросам;

                       • 0 баллов - невыполнение даже по вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Циклограмма распределения рабочего времени учителя-логопеда в течение рабочей недели

Циклограмму распределения рабочего времени учителя-логопеда необходимо поместить в рабочую программу....

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...