1 Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове.
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Москвитина Юлия Евгеньевна

1 Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Развитие фонематического слуха. Определение места звука в слове.

Определение места звука в слове помогает развить фонематический слух.  Он необходим ребёнку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. 

Развитие навыков звукового анализа и синтеза, к которым относится и определение места звука в слове, позволяет создать необходимые предпосылки для обучения детей грамоте и помогает предотвратить возможные нарушения устной и письменной речи. 

  Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки, но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.

Родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов.

 Приступая к играм по формированию звукового анализа, надо четко представлять себе последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Общие правила работы по формированию навыков звукового анализа:

·        соблюдайте строгую последовательность в предъявлении форм звукового анализа:

выделение звука из звуков, слогов, слов, т.е. определение наличия данного звука (есть такой звук или нет);

·        определение первого звука, последнего звука, установление места звука (начало, середина, конец слова),

·        полный звуковой анализ.

       Вашему вниманию предлагаем игры, которые будут способствовать развитию фонематического восприятия и навыка звукослогового анализа.

 

1. «Выдели звук»

Предложите ребенку хлопать в ладоши (топать ногой, ударять но коленкам, поднимать руку вверх...) тогда, когда он услышит заданный звук.

 

2. «Звуковые песенки»

Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ — дети кричат в лесу, ИА — так кричит ослик, УА — так плачет ребенок. Как мы удивляемся? О-О-О! (И т. п.) Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем — второй.

 

3. «Назови лишнее слово»

Из четырех слов, отчетливо произнесенных взрослым, ребенку нужно назвать то, которое отличается от остальных.

Гора, гора, нора, гора.  Голос, колос, голос, голос. Коса, коса, коза, коса.

Утенок, утенок, котенок, утенок.

4.  «Какой звук стоит в начале слова?»

Вы бросаете малышу мяч и произносите слово, которое начинается на любой гласный звук. Например: аист, осы, утка, эхо, иней, лучше — с ударением на первый гласный, тогда ребенку будет легче его определить. Услышав слово и поймав мяч, малыш некоторое время будет думать, какой же звук первый? Пусть он сам несколько раз повторит слово и, подражая вам, выделит начальный гласный. Затем четко его произнесет и вернет мяч вам.

 

5. «Что за звук спрятался в середине слова?»

Игра, похожа на предыдущую, но гласный стоит уже в середине слова: зал, жук, дом, сэр, сыр, мир и т.д. Внимание! Берите слова только с одним слогом. Не включайте в игру такие слова, как лес, лед, люк. В них слышен один гласный звук, но буква пишется совсем другая. Малышу разница в понятиях «звук» и «буква» еще неизвестна.

 

6. « Что за звук в конце слова?»

Правила те же, только гласный звук надо искать в конце слов: ведро, нога, столы, бери, каратэ и т.д. Ударение опять падает на искомый звук.

Подобным же образом можно выделять и согласные звуки. Условия подбора слов те же: звук должен звучать ясно, не оглушаться и не пропадать, когда его произносят. Слова могут быть такими: мак, стул, малыш, крот, танк, волк, дом, гол и т.д.

 

7. «Договори словечко»

Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук — такой большой на ветке... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка, на него свалилась... (шишка).

Как-то вечером две мышки унесли у Пети... (книжки).

Не полезет Влад на ель: у него в руках... (портфель).

То назад, то вперед может плыть... (пароход).

 

         Игры для развития фонематического слуха рекомендуется уже для детей после трех лет. Хороший фонематический слух необходим ребенку для усвоения звуковой системы языка, для грамотной устной и письменной речи. Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному. Не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда помимо развития фонематического слуха вы поможете малышу и в развитии внимания, памяти, воображения, инициативности и исполнительности.

 

Для того чтобы развить фонематический слух у ребенка, придется потрудиться. Чем раньше вы начнете заниматься, тем больше шансов, что в школе у ребенка не будет проблем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская разработка по теме: "Определение места звука в слове"

Одной из сложных форм фонематического анализа и синтеза является  определение места звука в слове. Я заменила классическую таблицу на улицу звуков. Изображение пальца указывает на начало слова, д...

Методическая разработка. Дидактическое пособие по развитию речи «Фонематический анализ слова – определение места звука в слове».

Фонематическое восприятие – это умение услышать звук (фонему) и отличить его от других в потоке речи. Фонематические представления считаются сформированными, если ребенок может вспомнить слово (...

Определение места звука в слове

Определение места звука в слове...

Задания для детей по определению места звука в слове. Гласные звуки.

Примеры заданий для звукового анализа, который мы выполняем с детьми на занятиях по подготовке к обучению грамоте....

Определение места звука в слове

Схема-памятка для родителей "Как определить место звука в слове"....

Развитие фонематического анализа. Определение позиции звука [Л] в слове.

При помощи данной разработки учитель - логопед (воспитатель, родитель) может проводить коррекционно-развивающие игры на развитие фонематического анализа. Выбирается схема слова с заданным звуком в опр...