"Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду"
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Костенко Татьяна Сергеевна

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.

Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ

Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов.

 Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму.

 Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).

К детям с ОВЗ относятся следующие категории:

   - дети с тяжелыми нарушениями слуха,

   - с тяжелыми нарушениями зрения,

  - с тяжелыми нарушениями речи,

  - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП),

   - с нарушениями интеллекта (У.О),

   - с задержкой психического развития(ЗПР),

   - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА),

 - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР),

  - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_deti_s_ovz.pptx273.85 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду Подготовили учителя-логопеды: Афанасьева И.М., Костенко Т.С. Педагог-психолог Куркова О.А .

Слайд 2

Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Слайд 3

Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна В неё входят дети : -с нарушениями слуха - с нарушениями зрения - с тяжелыми нарушениями речи - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП ) - с нарушениями интеллекта ( У.О.) - с задержкой психического развития(ЗПР ) - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы ( РДА) - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР) - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др .)

Слайд 4

Дети с нарушением слуха 2 основные группы: 1.Глухие (рано и позднооглохшие ) 2 . Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи ) Наблюдается : Недоразвитие зрительного восприятия Замедление формирования подражания З атруднения при выборе по образцу Отсутствие речи и дефицит доречевого общения

Слайд 5

Если в группе есть ребенок с нарушением слуха педагогу нужно научиться : Проверять исправность слухового аппарата Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят Использовать достаточно наглядности Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией Инициировать общение

Слайд 6

Дети с нарушениями зрения 2 основные группы: 1 . Слепые 2 . Слабовидящие

Слайд 7

Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей: 1. Узкий круг интересов 2. Меньший эмоциональный отклик 3. Снижение познавательных интересов 4. Снижение полноты и точности отображаемого 5. Представления значительно отличаются от нормы, присутствует схематичность.

Слайд 8

При занятиях со слабовидящими детьми применять: Упражнения для снятия напряжения с глаз Хорошую освещенность рабочего места Наглядность крупную и четкую Хорошо дублировать раздаточным материалом Сопровождать рассказом то, что показываете Возможность использовать другие сохранные анализаторы

Слайд 9

Дети с тяжелыми нарушениями речи Алалия Дизартрия Заикание Общее недоразвитие речи

Слайд 10

Причины: трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе); повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке; дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус; недостаточная подвижность губ и языка; задержка речевого развития вследствие задержки психического развития; неграмотная речь в семье и др.

Слайд 11

Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью инневарции речевого аппарата Заикание – это нарушение ритма и плавности речи ОНР или общее недоразвитие речи - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.…

Слайд 12

У ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается: Нарушение звукопроизношения( не произносит, искажает, заменяет другими) Нарушение восприятия звуков речи Ограниченный словарный запас Недостаточное понимание речи, не обусловленной бытовой ситуации Нарушение связной речи Стойкие аграмматизмы в речи

Слайд 13

У ребенка с дизартрией наблюдается : слабость артикуляционных мышц кажется , что ребёнок постоянно говорит в нос звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются нарушается речевое дыхание наблюдаются нарушения голоса проблемы с мелодичностью речи

Слайд 14

Если в группе есть ребенок с нарушением речи педагог должен уметь: создать доброжелательную обстановку в группе относиться терпимо к речевому дефекту ребенка создать ситуацию успеха у детей и веру в собственные возможности формировать интерес к занятиям снимать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости н е акцентировать внимание на речевом дефекте ребенка п одбирать стихотворный материал, учитывая произносительные возможности ребёнка

Слайд 15

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП – возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга . Основная особенность при ДЦП - тесная связь двигательных нарушений с сенсорными . Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др. Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу. Часты нарушения речи и снижения зрения и слуха . Различные степени нарушения интеллекта. Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.

Слайд 16

Д ети с задержкой темпа психического развития (ЗПР) ЗПР- обратимое замедление темпа психического развития Характерные черты: Недостаточность общего запаса знаний Ограниченность представлений Незрелость мышления Низкая степень устойчивости внимания Низкая интеллектуальная целенаправленность Преобладание игровых интересов Быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью

Слайд 17

Ребёнок с ранним детским аутизмом (РДА) Аутизм-нарушение психического развития, при котором человек испытывает трудности с общением, социальным взаимодействием. Основные симптомы: Отклонения в развитии моторики, речи Отсутствие интереса к окружающим людям Стойкое избегание контактов с обществом Стереотипность поведения и деятельности Трудности в проявлении эмоций Уровень интеллектуального развития: от явно выраженнной умственной отсталости до одарённости в отдельных областях знаний и искусства

Слайд 18

Рекомендации по работе с детьми- аутистами Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому Принимайте его таким, какой он есть Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность Придерживайтесь определенного режима дня Соблюдайте ежедневные ритуалы Не трогайте ребенка без особой нужды Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом

Слайд 19

Не повышайте голос и не издавайте громких звуков Не выпускайте ребенка из поля своего зрения Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка

Слайд 20

Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ: Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть ) Помощь в приспособлении к окружающей среде Единство совместной деятельности Мотивированность к учебному процессу Включение родителей в коррекционный процесс Формирование правильного отношения общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.

Слайд 21

Этапы деятельности ПМПК ДОУ : Предварительный этап Проводится анализ актуальных ресурсов специалистов ДОУ Второй этап Первичное обследование ребенка. Проводится диагностика ребенка специалистами ПМПК детского сада Третий этап: Составляется коллегиальное заключение и намечается индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Четвертый этап: Реализация коррекционно- развивающих мероприятий. Пятый этап: Анализ коррекционно-развивающих мероприятий .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

отчёт о летней оздоровительной работе с детьми в средней группе детского сада

материал о  летней оздоровительной работе с детьми и родителями в летний период....

статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"

Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры     д...

Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду

Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду...

Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду

Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал  «В гостях у логопеда».Он ...

Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...

Отчёт работы с детьми в средней группе детского сада.

Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно - развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задач...

Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в детскому саду

Видимый результат:1.Повышается самооценка  в новом коллективе.2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности.3.Оснижается прояв...