"Особенности работы с детьми с ОВЗ в детском саду"
презентация к уроку по логопедии (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Адаптация детей с ОВЗ к условиям ДОУ
Для детей с ОВЗ период адаптации в группу нормально развивающихся сверстников особенно сложен, поскольку многие из этих детей привыкли к ежеминутной опеке родителей, не имеют опыта установления социальных контактов.
Детские виды деятельности (сюжетно-ролевые игры, конструирование, рисование и др.) развиты у них на более низком уровне, чем у сверстников, и для них из-за этого практически невозможно лидирование и признание, а это зачастую наносит детям моральную травму.
Необходимо уделить достаточное внимание подготовке детей группы и их родителей к тому, что в нее поступит ребенок с особенностями, так как большой проблемой является наличие внешних особенностей и дефектов (слюнотечение, поведение, ненормальное положение конечностей и др., а также специальные технические средства: очки, слуховой аппарат).
К детям с ОВЗ относятся следующие категории:
- дети с тяжелыми нарушениями слуха,
- с тяжелыми нарушениями зрения,
- с тяжелыми нарушениями речи,
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП),
- с нарушениями интеллекта (У.О),
- с задержкой психического развития(ЗПР),
- с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы (РДА),
- с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР),
- с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др.).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_deti_s_ovz.pptx | 273.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дети с ограниченными возможностями здоровья это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания
Группа дошкольников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна В неё входят дети : -с нарушениями слуха - с нарушениями зрения - с тяжелыми нарушениями речи - с нарушениями опорно-двигательного аппарата(ДЦП ) - с нарушениями интеллекта ( У.О.) - с задержкой психического развития(ЗПР ) - с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы ( РДА) - с комплексными нарушениями развития (ДЦП+ЗПР) - с иными нарушениями (диабет, порок сердца и др .)
Дети с нарушением слуха 2 основные группы: 1.Глухие (рано и позднооглохшие ) 2 . Слабослышащие (с речью и с недоразвитием речи ) Наблюдается : Недоразвитие зрительного восприятия Замедление формирования подражания З атруднения при выборе по образцу Отсутствие речи и дефицит доречевого общения
Если в группе есть ребенок с нарушением слуха педагогу нужно научиться : Проверять исправность слухового аппарата Проверять хорошо ли ребенок видит и слышит взрослого и ребят Использовать достаточно наглядности Говорить четко, в нормальном темпе и с нормальной артикуляцией Инициировать общение
Дети с нарушениями зрения 2 основные группы: 1 . Слепые 2 . Слабовидящие
Восприятие детей с нарушениями зрения развивается по тем же закономерностям как и в норме, но имеют ряд особенностей: 1. Узкий круг интересов 2. Меньший эмоциональный отклик 3. Снижение познавательных интересов 4. Снижение полноты и точности отображаемого 5. Представления значительно отличаются от нормы, присутствует схематичность.
При занятиях со слабовидящими детьми применять: Упражнения для снятия напряжения с глаз Хорошую освещенность рабочего места Наглядность крупную и четкую Хорошо дублировать раздаточным материалом Сопровождать рассказом то, что показываете Возможность использовать другие сохранные анализаторы
Дети с тяжелыми нарушениями речи Алалия Дизартрия Заикание Общее недоразвитие речи
Причины: трудности в различении звуков на слух (при нормальном слухе); повреждение во время родов речевой зоны, расположенной на макушке; дефекты в строении речевых органов — губ, зубов, языка, мягкого или твёрдого нёба. Примером могут служить короткая уздечка языка, расщелина верхнего неба, называемая в народе «волчьей пастью», или неправильный прикус; недостаточная подвижность губ и языка; задержка речевого развития вследствие задержки психического развития; неграмотная речь в семье и др.
Алали́я — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью инневарции речевого аппарата Заикание – это нарушение ритма и плавности речи ОНР или общее недоразвитие речи - это системное нарушение речи, когда в речи ребенка нарушены почти все стороны речи: лексика, грамматика, слоговая структура, звукопроизношение.…
У ребенка с общим недоразвитием речи наблюдается: Нарушение звукопроизношения( не произносит, искажает, заменяет другими) Нарушение восприятия звуков речи Ограниченный словарный запас Недостаточное понимание речи, не обусловленной бытовой ситуации Нарушение связной речи Стойкие аграмматизмы в речи
У ребенка с дизартрией наблюдается : слабость артикуляционных мышц кажется , что ребёнок постоянно говорит в нос звуки в словах искажаются, заменяются на другие, пропускаются нарушается речевое дыхание наблюдаются нарушения голоса проблемы с мелодичностью речи
Если в группе есть ребенок с нарушением речи педагог должен уметь: создать доброжелательную обстановку в группе относиться терпимо к речевому дефекту ребенка создать ситуацию успеха у детей и веру в собственные возможности формировать интерес к занятиям снимать отрицательные переживания, связанные с речевой неполноценностью вовремя замечать признаки повышенной нервозности, агрессивности или, напротив, повышенной утомляемости, пассивности и вялости н е акцентировать внимание на речевом дефекте ребенка п одбирать стихотворный материал, учитывая произносительные возможности ребёнка
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата ДЦП – возникают вследствие поражения двигательных зон и двигательных путей головного мозга . Основная особенность при ДЦП - тесная связь двигательных нарушений с сенсорными . Страдает согласованность между глазом и рукой. Это затрудняет развитие навыков самообслуживания, продуктивной деятельности и др. Зависимость от взрослых отрицательно влияет на эмоционально-волевую сферу. Часты нарушения речи и снижения зрения и слуха . Различные степени нарушения интеллекта. Характерна повышенная утомляемость, впечатлительность, обидчивость.
Д ети с задержкой темпа психического развития (ЗПР) ЗПР- обратимое замедление темпа психического развития Характерные черты: Недостаточность общего запаса знаний Ограниченность представлений Незрелость мышления Низкая степень устойчивости внимания Низкая интеллектуальная целенаправленность Преобладание игровых интересов Быстрая пресыщаемость интеллектуальной деятельностью
Ребёнок с ранним детским аутизмом (РДА) Аутизм-нарушение психического развития, при котором человек испытывает трудности с общением, социальным взаимодействием. Основные симптомы: Отклонения в развитии моторики, речи Отсутствие интереса к окружающим людям Стойкое избегание контактов с обществом Стереотипность поведения и деятельности Трудности в проявлении эмоций Уровень интеллектуального развития: от явно выраженнной умственной отсталости до одарённости в отдельных областях знаний и искусства
Рекомендации по работе с детьми- аутистами Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому Принимайте его таким, какой он есть Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность Придерживайтесь определенного режима дня Соблюдайте ежедневные ритуалы Не трогайте ребенка без особой нужды Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом
Не повышайте голос и не издавайте громких звуков Не выпускайте ребенка из поля своего зрения Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка
Основные принципы в работе с детьми с ОВЗ: Психологическая безопасность (принятие ребенка таким, какой он есть ) Помощь в приспособлении к окружающей среде Единство совместной деятельности Мотивированность к учебному процессу Включение родителей в коррекционный процесс Формирование правильного отношения общества к людям с ОВЗ. Только это поможет жить не параллельно, а вместе. Это процесс длительный и можно говорить о выращивании не одного поколения, для которых совместное проживание станет частью мировоззрения.
Этапы деятельности ПМПК ДОУ : Предварительный этап Проводится анализ актуальных ресурсов специалистов ДОУ Второй этап Первичное обследование ребенка. Проводится диагностика ребенка специалистами ПМПК детского сада Третий этап: Составляется коллегиальное заключение и намечается индивидуальный коррекционно-образовательный маршрут. Четвертый этап: Реализация коррекционно- развивающих мероприятий. Пятый этап: Анализ коррекционно-развивающих мероприятий .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
отчёт о летней оздоровительной работе с детьми в средней группе детского сада
материал о летней оздоровительной работе с детьми и родителями в летний период....
статья "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА"
Здоровьесберегающие технологии в логопедической практике при работе с детьми младшей логопедической группы детского сада.Гейне Вера СергеевнаУчитель-логопедКБОУ кафедры д...
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду
Фольклорные жанры в работе с детьми дошкольного возраста в детском саду...
Информационно – познавательный устный журнал для родителей «В гостях у логопеда» как форма реализации единого подхода в коррекционной работе с детьми в семье и детском саду
Для обеспечения тесной взаимосвязи с родителями после множества бесед с родителями, наблюдений появился на свет ежемесячный информационно – познавательный устный журнал «В гостях у логопеда».Он ...
Методические рекомендации. Оздоровительная работа с детьми среднего возраста в детском саду
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит очень остро. Такие словосочетания, как «здоровьесберегающие технологии» и «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в б...
Отчёт работы с детьми в средней группе детского сада.
Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно - развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задач...
Использование нетрадиционного рисования «Зентангл» в работе с детьми с ОНР в детскому саду
Видимый результат:1.Повышается самооценка в новом коллективе.2. Происходит снятие агрессивности, вспыльчивости, проявления негативизма, двигательной и речевой расторможенности.3.Оснижается прояв...