«Подборка игр для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста». Рекомендации родителям и педагогам .
статья по логопедии

Виктория Прокофьева

В данной статье мы сделали подборку дидактических игр и пособий, направленных на обогащение и активизацию словарного запаса у детей дошкольного возраста. Для удобства, мы распределили игры по блокам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГБУ ГОРОДСКОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР

ДОНМ

«Подборка игр для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Рекомендации родителям и педагогам

Учитель логопед: Прокофьева Виктория Сергеевна

Педагог-психолог: Семёнова Маргарита Игоревна

Москва 2024

Количественный и качественный рост словаря является очень важным аспектом развития и совершенствования, как речевого общения, так и развития всех высших психических функций ребенка (память, внимание, мышление, восприятие).

Взаимодействуя с окружающим миром, становясь непосредственным участником различных видов деятельности, ребенок постепенно накапливает и расширяет пассивный словарь (то, что понимает, но не использует в речи), а также активный словарь (слова, свободно употребляемые в повседневной жизни).

Для детей дошкольного возраста наиболее доступным способом пополнения словарного запаса является дидактическая игра (мемо, лото, настольные игры, печатные пособия), поэтому формирование словаря проводится в игровой форме.

Также необходимо учитывать актуальный уровень развития ребенка, чтобы постепенно усложнять речевой материал.

Е.Ф. Архипова характеризует качественный состав словарного запаса в дошкольный период:

На 4-м году жизни словарь пополняется названиями действий и предметов, с которыми дети сталкиваются в быту: части тела у животных и человека, предметы обихода, некоторые цвета, формы, физические качества, свойства действий. Появляется способность обозначать определенным словом группу предметов. Дети знают определенные материалы, их качества и свойства, умеют обозначать ориентиры во времени и пространстве;

5-й год жизни – активное использование названий предметов, входящих в тематические циклы: продукты питания, предметы обихода, овощи, фрукты, различные материалы;

6-й год жизни – дифференцированные по степени выраженности качества и свойства, расширяются знания, формируются видовые и родовые понятия;

7-й год жизни – подбор антонимов и синонимов к словосочетаниям, усвоение многозначности слов, самостоятельное образование сложных слов, подбор, родственных слов.

Какие же игры мы можем использовать для обогащения словарного запаса ребенка? Мы подобрали игры и условно разделили их на 2 блока:

- 1 блок игр, которые соответствуют основным каналам восприятия: зрительное, тактильное, слуховое.

- 2 блок – речедвигательные игры.

  1. Блок.

Зрительное восприятие.

В этот блок мы включили - «Лото», «Игры-секретики», «Мемори».

Целью данных игр – является обогащение предметного словаря, развитие логического мышления, внимания, памяти и зрительного восприятия. В начале каждой игры, детям объясняются правила.

Лото. В процессе игры в лото взрослый предлагает ребенку достать из мешочка изображение предмета и назвать его. Остальные участники ищут, у кого на карточке есть такое же изображение. С помощью лото можно пополнять словарь по различным лексическим темам: «Овощи», «Одежда», «Транспорт» и т.д.

Также можно использовать игры-секретики окошками вкладышами на деревянной основе. На деревянном основании есть окошки, за которыми скрываются различные предметы. По просьбе педагога, ребенок открывает окошки и называет, что под ними находится. Эту игру можно усложнять такими инструкциями:

- открой сначала желтый, потом зеленый;

- постучи по окошку определенным способом, например 2 раза указательным пальцем или 1 раз пальцем и 1 раз кулачком;

- открой окошко слева от синего…

Усложнять игру можно начиная 3-летнего возраста, ориентируясь на познавательные возможности вашего ребенка. Ребенку важно чувствовать свою успешность.

Игра «Мемори».

По инструкции, дети ищут пары одинаковых или похожих предметов. Карточки разложены на столе изображением вниз, что как раз и создает эффект неожиданности. Игроки по очереди открывают карточки. Если картинки оказываются разными, то карточки опять переворачиваются. Если же картинки оказываются одинаковыми, то остаются открытыми или забираются игроком. Ставится задача: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать.

Тактильное восприятие.

Цель данных игр – обогащение предметного словаря, развитие тактильного восприятия.

В этом блоке мы рекомендуем игры - «Чудесный мешочек», «Поиски

предметов в контейнере с сыпучим наполнением (пшено, гречка и т.д.)».

Ребенка знакомят с содержимым мешочка или готовят два набора (один для ознакомления, другой для мешочка). В мешочек помещаются разные предметы (игрушки, овощи, фрукты и т.д.). Ребёнок опускает в него руку, на ощупь определяет и называет то, что он нашёл. Вытащив предмет, он говорит, например, про мяч: «Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Его можно бросать, ловить….».

Мы можем использовать волшебный мешочек для разных целей:

- искать предметы по текстуре (колючий, гладкий, мягкий, твердый, деревяный)

- искать предметы по форме (круглый, квадратный, овальный, треугольный)

- искать предметы по размеру (большой, средний, маленький, длинный, короткий)

При поиске предметов в контейнере с сыпучими материалами

можно использовать сюрпризный момент, например, обернуть предметы в фольгу. Ребёнок ищет, достает предмет, называет и описывает его: «Я нашёл огурец. Он овальный, зеленый…»

Слуховое восприятие. В этом блоке мы используем игры со звуками.

Цель: обогащение словарного запаса с помощью прослушивания, угадывания и называния различных звуков природы, бытовых шумов, животных, птиц, насекомых, музыкальных инструментов.

Игра «В мире звуков»

Для этой игры можно воспользоваться пособием Ольги Суховой

«Слушать интересно», либо найти звуки в интернете в библиотеке шумов. Также, мы предлагаем послушать окружающие нас звуки, открыв окно, находясь на прогулке, на природе (например пение птиц, голоса людей, звук проезжающей машины).

В ходе этой игры у ребенка активно пополняется глагольный словарь (стучит, идёт, едет, летит). Также дети учатся подбирать слова-действия по способу подачи голоса. Кошка – мяукает, кузнечик – стрекочет, конь – ржёт, корова – мычит. С помощью таких игр ребенок начинает лучше различать неречевые шумы, что является основой для формирования фонематического восприятия.

  1. Блок. Речедвигательные игры, направленные на развитие словаря.

Цель: активизация, актуализация словаря посредством сочетания движений и речи.

Игры с ортопедическими ковриками (можно заменить на листы

картона). Перед ребенком выкладывается дорожка из ортопедических ковриков и даётся инструкция: «Наступаешь на синий, назови животное, наступаешь на красный назови насекомое и т.д.». Данную игру можно усложнять различными движениями: «Наступаешь на синий, назови животное и присядь, наступаешь на красный назови насекомое и хлопни».

Игры с мячом.

«Я знаю 5 названий (любая лексическая тема)». Взрослый даёт

ребёнку мяч и предлагает вспомнить 5 предметов из любой лексической темы: «одежда, животные, мебель…». Задача ребенка называть предметы и одновременно подбрасывать мяч, или стучать им об пол. Один удар мяча, одно слово. Эту игру можно усложнять, увеличивая количество слов.

«Снежный ком». Взрослый передает мяч по кругу и называет слово из

любой категории (птицы, инструменты….). Тот, кому перешёл мяч, называет предыдущее слово и своё. Игра продолжается 2-3 круга в зависимости от количества детей и возраста.

Речевые игры.

Цель: активизация, актуализация и пополнение словарного запаса, развитие слухового внимания.

Игра «Подбери нужное слово».

Инструкция: «Подбери подходящие по смыслу слова».

Мокрый …. (зонт), тяжёлый …, радостный….,

Светит …; пишет …; висит ….

Игра «Что не так?».

Инструкция. «Правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляют ошибки.

Игра «Бюро находок» или «Найди по описанию». Цель - пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов. Инструкция. Детям сообщается, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины».

Дошкольники узнают предмет по описанию, запоминают не только название предмета, но и его признаки.

Разнообразить эту игру можно еще такими вариантами:

- найди вокруг несколько квадратных предметов, красных предметов и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, тел...

Консультация для педагогов на тему: «Дидактическая игра и её роль в обогащении словарного запаса детей дошкольного возраста».

Крнсультация о том, как дидактическая игра влияет на обогащение словарного запаса дошкольников...

Консультация для педагогов «Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок долже...

Перспективный план работы с родителями по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Перспективный план работы с родителями поразвитию речи детей старшего дошкольного возраста«Сказки как средство обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Консультация для педагогов и родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкол...