Игры на формирование речевого дыхания
план-конспект занятия по логопедии

Представлена подборка дидактических игр на формирование речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_formirovanie_rechevogo_dyhaniya.docx15.28 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на формирование речевого дыхания

Игра «Подуем в трубочку»

Цель: тренировать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание, губы вытянуть в трубочку, язык просунуть между ними, свернуть его и подуть в получившуюся трубочку.

Поначалу можно дуть на занавеску, находящуюся напротив, или на узкую полоску бумаги, прикрепленную к чему-либо и расположенную по направлению воздушной струи. Необходимо следить, чтобы выдох проводился ребенком плавно, длительно, не надувая щек.

       Игра «Разноцветные листочки»

Цель: развить плавный, длительный, направленный выдох.

Оборудование: небольшая палочка, разноцветные сухие листья с разных деревьев.

Описание. На уровне рта ребенка на нитках подвешены сухие листья различной формы. Ребенок рассматривает их, называет, определяет цвет, затем медленно набирает воздух через нос (следить, чтобы не поднимались плечи) и дует на листочки через трубочку из губ, не раздувая щек.

Игра «Отгадай, что за овощ» 

Цель: тренировать глубокий вдох носом, научить различению запахов.

Оборудование: блюдо с овощами, имеющими ярко выраженный запах.

Описание. Рекомендуется для детей от 4 лет. Чтобы получить более насыщенный запах, взрослый делает на овоще надрез, укроп можно растереть в руках.

Затем ребенок с завязанными глазами должен понюхать и узнать по запаху предложенный ему овощ. Взрослый следит, чтобы вдох был медленным, плавным, глубоким, не поднимая плеч.

Игра «Фокус»

Цель: отработать длительную, направленную посередине языка воздушную струю.

Описание. Губы в улыбке, нижняя губа оттянута вниз, широкий язык плотно прижат к верхней губе. Сделать глубокий вдох носом и в этом положении языка подуть на ватку, лежащую на кончике носа так, чтобы она взлетела вертикально вверх.

Следить, чтобы выдох производился на язык, а не на верхнюю губу.

Если ребенок хорошо справляется с таким заданием, его можно усложнить: понемногу продвигать ватку по спинке носа по направлению ко лбу и таким же образом стараться ее сдуть.

Игра «Задуй ватку в ворота»

Цель: выработать умение целенаправленно менять силу выдоха.

Оборудование: кубики, конструктор или другой строительный материал, небольшой кусочек ваты.

Описание. Взрослый вместе с ребенком сооружает широкие «ворота» из кубиков или другого строительного материала и кладет перед ними небольшой кусочек ваты. Ребенок, слегка наклоняясь вперед, чтобы воздух попадал под ватку, должен подуть на нее длительным плавным выдохом и добиться попадания в «ворота». С этой целью при необходимости можно менять направление и силу воздушной струи. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, его можно слегка усложнить, постепенно делая «ворота» узкими.

Игра «Буря в стакане»

Цель: развить сильный, целенаправленный выдох.

Оборудование: стакан с водой, соломинка.

Описание. В стакан с водой опускается соломинка. Ребенок должен сделать глубокий вдох носом, вытянуть губы трубочкой и сильно подуть в соломинку, чтобы в стакане забурлила вода. При этом щеки не должны раздуваться, нельзя делать дополнительного вдоха.

Игра «Лодочки» 

Цель: научить детей менять силу и направление выдоха, укрепить мышцы губ.

Оборудование: таз с водой, бумажные или легкие деревянные (пластмассовые) лодочки, небольшой флажок.

Описание. Ребенок (или дети) сидит около таза с водой, в котором плавают лодочки. Взрослый предлагает совершить путешествие в другой «город», обозначенный флажком на другом краю таза. Для этого ребенок должен плавно дуть на лодочку, стараясь пригнать ее к другой стороне таза в том месте, где стоит флажок.

Игра «Птички (бабочки)»

Цель: укрепить мышцы губ, развить направленную воздушную струю.

Оборудование: фигурки птичек или бабочек, вырезанные и ярко раскрашенные.

Описание. «Птичек» («бабочек») сажают на краю стола. Двое играющих соревнуются в том, кому удастся как можно дальше продвинуть свою фигурку по поверхности стола. Перед началом игры делается один глубокий вдох носом, дополнительный вдох делать не разрешается. Вместо поверхности стола фигурки могут «летать» на ниточках, также с помощью сильного, направленного выдоха.

Игра «Лети, одуванчик!»

Цель: выработать длительную непрерывную воздушную струю, укрепить мышцы губ.

Описание. Ребенок срывает одуванчик, делает глубокий вдох носом и старается сдуть все его пушинки одним сильным непрерывным выдохом. Не допускаются прерывистое выдыхание воздуха или дополнительные вдох-выдох.

Игра «Загадай желание»

Игра «Кто дольше?»

Цель: развить речевое дыхание, силу голоса.

Описание. Игра проводится как соревнование по парам. Дети стоят лицом друг к другу.

По сигналу взрослого они одновременно делают глубокий вдох носом и начинают долго, на одной ноте тянуть определенный гласный звук (А, О, У, Ы, И). Кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха, тот считается победителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Игры на формирование речевого дыхания

Правильное речевое дыхание – залог успешного развития речи. Логопеды, психологи и педагоги сходятся во мнении, что правильному речевому выдоху ребёнка необходимо обучать ещё с раннего возраста. В 3-4 ...

Игры на формирование речевого дыхания

Правильное речевое дыхание – залог успешного развития речи. Логопеды, психологи и педагоги сходятся во мнении, что правильному речевому выдоху ребёнка необходимо обучать ещё с раннего возраста. В 3-4 ...

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ – ЗАЛОГ ПРАВИЛЬНОГО РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (Консультация для воспитателей и родителей)​Описывает значение речевого дыхания для детей с нормальным речевым развитием и для детей...

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания

Роль дыхания в развитии речи дошкольника: основные этапы работы по формированию речевого дыхания...

Дидактические игры на формирование речевого дыхания «Тучка», «Волшебная рукавичка», « Елочка».

Дидактические игры на формирование речевого дыхания «Тучка»,  «Волшебная рукавичка», « Елочка»...