Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.
статья по логопедии

В статье пойдет речь о роли театрализованных игр в работе с детьми с ТНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Эти игры помогают детям освободиться от фиксации на своём дефекте; их можно использовать для развития общей и речевой моторики, как средство коррекции речи, как активное средство психотерапии.

          У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом этапе работы нужно давать игровые упражнения, направленные на выработку мимики, жестов и пантомимики, что является прологом к будущим театрализованным играм. Так же в работу целесообразно включать: - упражнения по развитию мимики: «Съели кислый лимон» (дети морщатся), «Рассердились на драчуна» (сдвинули брови), «Встретили знакомую девочку» (улыбаются), и др.

- игровые упражнения по обучению жестам: «Покажите высокого мальчика» (низкого), (вверх, вниз, вокруг; я, ты, мы; маленького комарика, медведя).

 - упражнения по развитию пантомимики: «Расцвели, как цветы», «Завяли как травка» и др.

          Благодаря этим систематически проводимым упражнениям подвижнее и выразительнее становится мимика, движения приобретают уверенность, дети легче переключаются с одного движения на другое, учатся понимать оттенки в выражении лица, в жестах и движениях человека.

          На втором этапе можно использовать такие приёмы, как сопровождение действий словами. Затем уже переходим непосредственно к театрализованным играм. Дети заранее с воспитателем заучивают стихи, прибаутки, потешки, тексты, учатся вождению кукол (настольных, плоскостных и т.д.).

После театрализованной игры обязательно нужно задать детям вопросы по содержанию. Ситуацию речевого общения можно усложнять, введя в игру дополнительного героя. Дети с удовольствием вступают в беседу, отгадывают загадки, описывают предметы.

           На третьем этапе дети овладевают умением отвечать на вопросы, пояснять, рассказывать без наглядной опоры на предмет или действие.

Вопросы нужно формулировать таким образом, чтобы, отвечая на них, дети использовали имеющиеся у них знания и представления. («Почему котёнок вылез из дымохода чёрным? Почему он стал белым?» и т.д.)

            Далее подводим детей к более сложному виду театрализованной игры. Даем возможность ходить вместе с куклой по группе, самостоятельно выполнять различные движения, ориентироваться в пространстве, активизировать речь в более сложных диалогах.  

        На четвёртом и пятом этапе, когда развивается речь без зрительной опоры, когда закрепляются навыки связной речи, можно разыгрывать с детьми театрализованные игры по знакомым им произведениям. Дети уже не боятся выступать перед зрителями.

          На занятиях нужно использовать разные по жанру литературные тексты. Один и тот же текст дети могут инсценировать в разных видах театра.

В заключении хотелось бы сказать, что театрализованная игра может стать частью занятия или режимного момента. Проводить такие игры нужно систематически. Выбирать и распределять речевой материал необходимо в соответствии с возможностями детей. Через различные виды театра следует развивать у детей мелкую и общую моторику. Подбирать игры для театрализации на первых трёх этапах работы надо по схеме «логопед – дети», на последних двух «ребёнок – дети» (логопед выступает в роли ненавязчивого посредника, режиссёра).

  Театрализованная игра - один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

У детей логопедических групп бедная мимика, невыразительные, плохо скоординированные движения, слабо развито чувство ритма, поэтому уже на самом первом уровне работы я даю игровые упражнения, направле...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Творческие игры в коррекционнгой работе....

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей с общим недоразвитием речи. Одной из первых форм детской и...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...

Роль творческой игры в коррекционной работе с детьми

Известно, что дети с речевой патологией имеют нарушение темпо-ритмической организации, развитие которой успешно осуществляется в театрализованных играх. Они помогают детям освободиться от фиксации на ...