Консультация для родителей: к чтению готов?
консультация по логопедии

Плешанова Светлана Борисовна

Консультация для родителей на тему готовности ребёнка к началу чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_k_chteniyu_gotov.docx16.25 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«К чтению готов?»

Подготовила: учитель-логопед

Плешанова С.Б.

Каждому навыку — свое время.

Многочисленные исследования давно доказали, что раннее овладение чтением прекрасно развивает мышление, внимание, память и логику малыша. Поэтому, начиная заниматься с детьми, развивать и обучать их, родители думают первым делом о том, как научить малыша читать. Они, как правило, считают, что это самое главное звено в цепи раннего развития ребенка. Ставится четкая цель — обязательно научить чадо грамоте, да еще, желательно, в кратчайшие сроки. Родители прикладывают большие усилия в обучении чтению, нередко забывая про то, что ребёнка надо развивать всесторонне. Мало того, часто целью взрослых является не само развитие малыша, а возможность гордиться его одаренностью перед знакомыми. Однако при такой постановке вопроса вы только измучаете и себя и ребенка, привьете ему отвращение и страх перед учебой и даже можете нанести серьезный урон психике маленького человека.

Ни в коем случае не ставьте себе сроков, в течение которых «обязаны» научить ребенка читать. Не сравнивайте ваше дитя с другими, которые бойко читают уже в два с половиной года У каждого ребенка свой путь в жизни, свои темпы освоения того или иного навыка. Лучше двигаться потихонечку, наблюдать за ребенком: что ему интересно, а что нет. Ведь в дошкольном возрасте мы не только ставим цель научить читать, а еще и стараемся развить мышление, речь малыша, расширить его словарный запас, развить логику, тем самым всесторонне подготавливая его к школе.

Что же касается непосредственно чтения, то оно связано с предшествующим опытом ребенка. Успехи в овладении чтением зависят от многих факторов: личности ребенка, его отношения к книгам, самостоятельности и уверенности в себе, мышлений и чувственного опыта, уровня развития устной речи. Чтение - это не просто механическое складывание букв в слова, а слов — в предложения. Чем больше к моменту освоения чтения накопилось у ребенка собственного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат

 

Как определить, готов ли ваш малыш к обучению грамоте? Возможно, эта анкета, анализирующая общее развитие малыша, поможет вам разобраться.

Развитие познания:

1. Владеет ли ребенок основными понятиями (правый - левый, большой-маленький)?

2. Способен ли понять простейшие случаи классификации?

3. Может ли угадать концовку незамысловатой истории?

4. Может ли удержать в памяти и выполнить их? минимум три указания  

 

Базовый опыт:

1.        Был ли ребенок в библиотеке?

2.        Приходилось ли ему сопровождать вас в магазин, на почту и т.д.?

3.        Приходилось ли ребенку бывать в зоо¬парке, в театре, в деревне?

4.        Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?

5.        Проявляет ли ребенок повышенный ин¬терес к чему-либо, есть ли у него какое-нибудь увлечение?

 

Языковое развитие:

1.        Может пи ребенок назвать и обозна¬чить основные окружающие его предметы?

2.        Легко ли отвечает на вопросы взрослых?

3.        Может ли он объяснить, для чего служат

различные вещи, например пылесос или утюг?

4.        Может ли ребенок объяснить, где рас¬положены предметы (на столе, под столом)?

5 Может ли рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?

6.        Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?

7.        Способен ли ребенок участвовать в об¬щем разговоре?

Физическое развитие:

1.        Хорошо ли ребенок слышит?

2.        Все ли в порядке со зрением?

3.        Способен ли малыш посидеть спокойно в течение некоторого времени?

4.        Развита ли у него координация моторных навыков?

Уровень эмоционального развития:

1.        Весел ли ребенок дома и среди товарищей?

2.        Легко ли ему "Переключиться» при изменениях в привычном распорядке дня? Перейти к решению новой задачи?

3. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Общение:

1.        Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?

2.        Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?

3.        Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

Зрительные способности:

1, Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы?

2. Различает ли буквы и короткие слова?

3.        Может ли заметить отсутствие картинки, если ему показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?

4.        Способен ли разложить по порядку серию картинок?

5.        Понимает ли, что читают слева направо.

  6 Может ли он сформулировать главную мысль по картинке, проследить связи?

Слуховые способности:

1.        Может ли ребенок рифмовать слова?

2.        В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки?

3. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?

4 Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

Отношение к книгам:

1.        Возникает пи у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?

2.        Внимательно и с удовольствием ли он

слушает, когда ему читают?

3.        Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?

           Анализ предложенных вопросов (чем больше положительных ответов, тем лучше) свидетельствует о степени готовности вашего ребенка к овладению процессом чтения. Только не отчаивайтесь, если ребёнок вдруг оказался не готов. Отложите ненадолго свои стараний, переключитесь, скажем, на рисование или спорт. Читать он обязательно научится – всему своё время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "О ЧТЕНИИ ДЕТЯМ"

Эта консультация была выполнена в виде буклета в программе  Microsoft Publisher. В ней  я подобрала литературу для чтения детям от 0 до 6 лет! Рассказала о том, какие требования предъявляют ...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы для детей с рождения и до школы

Данная консультация для родителей по чтению художественной литературы детям от рождения и до школы направлена на решение уже достаточно избитой проблемы - как мало мы читаем. А ведь любовь к книге зак...

Консультация для родителей "Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности".

Именно книга, как хранилище и источник духовного опыта человечества, должна выполнить  роль духовно-нравственного развития в семье....

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе

Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....

Консультация для родителей по чтению художественной литературы (средней группе)

Книга - не учебник, она не дает готовых рецептов, как научить ребенка любить литературу,потому, что научить сложному исскуству чтения и понимания книги очень трудно....

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе

Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...