Артикуляционная гимнастика
статья по логопедии

Миронова Анастасия Николаевна

Артикуляционная гимнастика. Овладение ребенком правильной и чистой речью имеет важное значение для формирования его личности. Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. В статье представлен основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

Овладение ребенком правильной и чистой речью имеет важное значение для формирования его личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности, руководить коллективом. И, наоборот, неясная речь человека затрудняет его  взаимоотношения с окружающими людьми. Также хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах. Поэтому начинать заботиться о правильности речи ребенка надо как можно раньше.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов — кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов речевого аппарата. Таким образом, произношение звуков речи — это сложный двигательный навык.

Уже с младенческих дней ребенок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно-мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками (лепетом). Такие движения и являются первым этапом в развитии речи ребенка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно.

для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, мягкое нёбо.

Метод воспитания звукопроизношения путем специфической гимнастики признан целым рядом известных авторов, специализирующихся на расстройствах речи (М. Е. Хватцен, О. В. Правдина, М. В. Фомичева и др.).

Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого нёба, необходимых для правильного произнесения как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики необходимо соблюдать определенную последовательность — идти от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме.

В любом упражнении все движения органов артикуляционного аппарата осуществляются последовательно, с паузами перед каждым новым движением, чтобы взрослый мог контролировать качество движения, а ребенок — ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия. Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, т. е. для достижения конечного результата используется зрительный самоконтроль. Исключение составляют дети с дизартрией. При выполнении артикуляционной гимнастики зрительный контроль у таких детей используется выборочно, с учетом формы и степени дизартрии.

После того как ребенок научится выполнять движения, зеркало убирают, и функции контроля берут на себя собственные кинестетические ощущения ребенка (ощущения движения и положения органов артикуляционного аппарата). С помощью наводящих вопросов взрослого ребенок определяет, что делает его язык (губы), где он находится, какой он (широкий, узкий) и т. д. Это дает детям возможность делать свои первые открытия вызывает интерес к упражнениям, повышает их эффективность.

Каждому упражнению в соответствии с выполняемым действием дается название (например, движения широкого кончика языка за верхние и нижние зубы — «Качели»), к нему подбирается картинка-образ. Картинка служит ребенку образцом для подражания какому-либо предмету или его движениям при выполнении упражнений артикуляционной гимнастики. Логопед также приучает детей внимательно слушать словесную инструкцию, точно ее исполнять, запоминать последовательность действий.

Упражнения перед зеркалом логопед выполняет вместе с ребенком. Для этого он должен уметь показать правильную артикуляцию и ощущать положения и движения органов своего артикуляционного аппарата без зрительного контроля, что требует определенного навыка и достигается путем тренировки.

Комплекс упражнений, длительность и частота проведения гимнастики зависят от характера и тяжести речевого нарушения. Так, при легких функциональных дислалиях артикуляционная гимнастика обычно заканчивается с переходом к автоматизации правильного выполнения движения. При дизартриях упражнения рекомендуют проводить длительно, и тем длительнее, чем тяжелее поражение.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики помогает детям:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

-улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научиться удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду артикуляционных движений;

-подготовить речевой аппарат к правильному произношению звуков.

Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики:

1. Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику,  рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Взрослый показывает правильное выполнение упражнения.

3. Упражнение выполняет ребенок, а взрослый контролирует  точность движения, плавность, темп, устойчивость, переход от одного движения к другому.

4. Если у ребенка не получается какое-либо движение, можно помогать найти позу с помощью шпателя или  ручки чайной ложки.

5. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем или шоколадом.

Наиболее эффективно выполнение артикуляционных упражнений под счет, с хлопками, под музыку, а также в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями.

Основной комплекс упражнений артикуляционной гимнастики:

Артикуляционная гимнастика для подвижности губ.

Работа по развитию подвижности губ начинается с подготовительных упражнений:

• рассмешить ребенка (непроизвольное растягивание губ);

• намазать губы сладким («слизывание» — поднятие кончика языка вверх или вниз);

• поднести ко рту длинный леденец (вытягивание губ ребенка вперед).

После вызывания непроизвольных движений они закрепляются в произвольном плане, в активной гимнастике. На первых порах движения будут выполняться не в полном, не в точном объеме, затем закрепляются в специальных упражнениях для губ («улыбка, «хоботок», чередование их).

Артикуляционная гимнастика для губ и щек.

1.«Щечки замерзли». Покусывание, похлопывание и растирание щек.

2.«Толстушка». Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.

3.«Худышка». Втянуть щеки.

4.«Кулачки». Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

Артикуляционная гимнастика для мышц языка.

Работа по развитию подвижности языка начинается с общих движений, с постепенным переходом к более тонким, дифференцированным движениям. В случае выраженной дизартрии для артикуляционной гимнастики рекомендуются следующие упражнения:

• помещение кончика языка к внутренней поверхности нижних резцов;

• вытягивание языка вперед и убирание его назад;

• стимуляция мышц корня языка. Сначала произвольно, путем рефлекторных сокращений, в результате раздражения корня языка шпателем. Затем движения закрепляются в безусловных рефлексах, а затем и произвольных «кашлевых» движениях.

Далее проводится выполнение тонких, дифференцированных движений языка. С этой целью целенаправленно подбираются движения, направленные на выработку нужного артикуляционного уклада, с учетом нормальной артикуляции звука и характера дефекта. Артикуляционную гимнастику лучше всего проводить в виде игр, которые подбираются с учетом возраста ребенка, характера и степени органического поражения. Рекомендуются следующие упражнения:

Артикуляционная гимнастика для нижней челюсти.

Необходимым условием четкой речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Если у ребенка при выполнении упражнений наблюдается саливация (саливация (лат. salivatio) — выделение слюнными железами слюны. Слюноотделение крупных желез происходит рефлекторно при раздражении пищей чувствительных нервных окончаний ротовой полости или при воздействии условных раздражителей (вид, запах пищи, то перед артикуляционной гимнастикой рекомендуется проведение следующих упражнений:

1. Ребенку объясняют необходимость проглатывания слюны.

2. Проведение массажа жевательных мышц, которые мешают проглатыванию слюны.

3. Вызывая пассивно и активно жевательные движения, попросить ребенка откинуть голову назад, так возникает непроизвольное желание проглотить слюну; можно подкрепить просьбой.

4. Ребенку перед зеркалом предлагается жевать твердую пищу (можно печенье, это стимулирует движения жевательной мускулатуры и приводит к необходимости делать глотательные движения, можно подкрепить просьбой (таким образом, непроизвольные движения переходят в произвольные).

5. Произвольное закрытие рта за счет пассивно-активных движений нижних челюстей. Сначала пассивно: одна рука логопеда — под подбородком ребенка, другая — на его голове, путем надавливания и сближения руками челюсти ребенка смыкаются — движение «сплющивание». Потом это движение проделывается при помощи рук самого ребенка, затем активно без помощи рук, с помощью счета, команды.

Таким образом, артикуляционная гимнастика не только способствует правильному развитию речи, но и благотворно влияет на мышцы лица, укрепляя их. Артикуляционные упражнения в виде сказок, стихов, загадок, считалок, образных иллюстраций, слайдов. Становится более интересным, увлекательным, эмоциональным. Ребёнок не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики протекает активнее, быстрее, преодоление трудностей проходит легче.

Список использованной литературы:

1. Анищенкова Е. С. "Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников", Издательство: АСТ.

2. Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика». – Санкт-Петербург, 2007.

3. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – М. : Просвещение, 1989.

4. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика : Методическое пособие. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

5. Пожиленко Е. А. Артикуляционная гимнастика : методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – СПб. : КАРО, 2004.

6. Анищенкова Е. С. Артикуляционная гимнастика для развития речи дошкольников. – М. : Астрель, 2007.

7. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля Артикуляционная гимнастика. М. : Карапуз, 2000.

8. Куликовская Т. А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках. Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М. : ГНОМ и Д, 2007.

9. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. — М. : Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...

МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)

Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать  при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....

Консультация для педагогов: «Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»

Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...

Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»

Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...

«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика

laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика      ...