Рабочая программа ТНР
рабочая программа по логопедии

Шкодина Оксана Викторовна

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми                               нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx109.35 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе

для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи)

Учитель-логопед: Шкодина Оксана Викторовна

МО,  2023г.

Оглавление

Наименование раздела

Страница

Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность ДО

Пояснительная записка

3

1.

Целевой раздел

3

1.1

Цели и задачи программы

3

1.1.2

Принципы и подходы к формированию программы

6

1.2

Характеристика воспитанников с ОНР на учебный год

6

1.3

Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста

9

1.4

Развивающее оценивание качества коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда

12

2.

Содержательный раздел.

14

2.1.

Подготовительный этап

14

2.1.2.

Основной этап

15

2.2

Проектирование образовательного процесса

17

2.3.

Тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда

18

2.4

Комплексно-тематическое планирование

19

2.5.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с

семьями дошкольников с ТНР

25

3.

Организационный раздел

28

3.1

Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

28

3.2

Система коррекционной и образовательной деятельности

29

3.3.

Распорядок дня, организация режимных моментов

30

3.4.

Расписание и особенности работы учителя-логопеда

33

3.5

Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учи-

теля-логопеда

34

3.6

Список литературы и дидактических пособий

37

Пояснительная записка

   Рабочая программа коррекционно-развивающей деятельности с детьми подготовительной логопедической группы № 16 составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,  Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной образовательной программы дошкольного образования и в соответствии с адаптированной образовательной программой дошкольного образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

При написании рабочей программы парциально использовалась Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Нищевой Н.В.

Рабочая программа рассчитана на один учебный год, который длится с 1 сентября 2023г. по 1 июля 2024г.

  1. Целевой раздел

  1. Цели и задачи программы

Целью данной рабочей программы является построение системы образовательной и коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 6 до 7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.

Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с тяжелой речевой патологией (общим недоразвитием речи).

Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития.

Основными задачами рабочей программы в соответствии с ФАОП

является следующие задачи:

  • коррекция недостатков психофизического недоразвития обучающихся с ОВЗ;
  • обеспечение равных возможностей для детей с ОВЗ;
  • создание благоприятных условий для развития детей с ОВЗ;
  • объединение обучения и воспитания в единый процесс;
  • формирование общей культуры личности обучающихся с ОВЗ; обеспечение психолого-педагогической поддержки семей с детьми с ОВЗ;
  • формирование социокультурной среды, соответствующей психо- физическим и индивидуальным особенностям детей с ОВЗ;
  • овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми                               нарушениями речи (общим недоразвитием речи).

Коррекционные задачи рабочей программы.

  1. Работать над совершенствованием процессов слухового и зрительного восприятия, внимания, памяти, мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификаций.
  2. Развивать общую, ручную и артикуляционную моторику.
  3.         Осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций.
  4.         Расширять объем импрессивной и экспрессивной речи и уточнять предметный, предикативный и адъективный компоненты словаря, вести работу по формированию семантической структуры слова, организации семантических полей.
  5.         Совершенствовать восприятие, дифференциацию и навыки употребления детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
  6. Совершенствовать навыки связной речи детей.
  7.         Вести работу по коррекции нарушений фонетической стороны речи, по развитию фонематических процессов.
  8.         Формировать мотивацию детей к школьному обучению, учить основам грамоты.

В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и

укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка.  Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально-коммуникативное развитие.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в

соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание

речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой, педагоги под руководство учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;

  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность;

В основу приоритетов деятельности группы положены следующие факторы:

  • учет государственной политики;
  • особенности контингента детей и кадрового состава группы;
  • учет запроса родителей;

особенности региона. 1.1.2. Принципы и подходы к формированию программы.

Рабочая программа строится на основе принципов дошкольного образования:

  • Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития.
  • Признание ребенка полноценным участником образовательных отношений.
  • Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
  • Сотрудничество с семьями воспитанников.
  • Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
  • Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
  • Соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития ребенка.

  1. Характеристика воспитанников с ОНР на учебный год

Группу посещают дети шестого года жизни с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи, с первым, вторым, третьим и четвертым уровнями речевого развития).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), общим недоразвитием речи (ОНР) – это дети с поражением центральной нервной системы, что обуславливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных умственных отклонений в развитии и к своеобразному формированию психики.

У детей с первым уровнем речевого развития активный словарь находится в зачаточном состоянии, он включает звукоподражания, лепетные слова и небольшое количество общеупотребительных слов. Звуковые комплексы непонятны окружающим и часто сопровождаются жестами. Небольшой словарный запас отражает непосредственно воспринимаемые предметы и явления. Слова, обозначающие отвлеченные понятия, дети не используют. Наблюдается преобладание корневых слов, лишенных флексий, или неизменяемых звуковых комплексов.

Пассивный словарь шире активного, однако, понимание речи вне ситуации ограничено. Для детей с первым уровнем речевого развития характерно непонимание значение грамматических изменений слова в роде, падеже и числе. Фразовая речь полностью отсутствует. Способность воспроизводить звуковую и слоговую структуру слова не сформирована. Бедность словаря не позволяет определить состояние звукопроизношения. Звуковой анализ слова детям недоступен, они не могут выделить отдельные звуки в слове.

У детей со вторым уровнем речевого развития активный словарь расширяется не только за счет существительных и глаголов, но и за счет прилагательных и наречий. Наблюдаются попытки изменять слова по родам, числам и падежам. Существительные употребляются в именительном падеже, а глаголы – в инфинитиве или в форме 3 лица настоящего времени. У детей начинает формироваться фразовая речь. Фраза, как правило, бывает аграмматичной. Также аграмматично изменение существительных и глаголов по числам. Прилагательные используются значительно реже, они могут не согласовываться с другими словами в предложении. Предлоги в речи часто заменяются или опускаются, союзы и частицы не используются. Способами словообразования дети не пользуются. Понимание речи улучшается,

расширяется их пассивный словарь. Звукопроизношение нарушено значительно. Между изолированным воспроизведением звуков и их употреблением речи существует резкое расхождение. Но отмечается более точная дифференциация звуковой стороны речи. Детям доступно воспроизведение слоговой структуры слова. Наибольшие затруднения вызывает произнесение односложных и двусложных слов со стечением согласных, а также трех- и четырехсложных слов. Недостаточное усвоение звукового состава слова задерживает формирование словаря детей и овладение ими грамматическим строем.

У детей с третьим уровнем речевого развития на фоне сравнительно развернутой речи наблюдается неточное знание и употребление многих обиходных слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова, характеризующие качества, признаки, состояние предметов и действий. При употреблении простых предлогов дети допускают большое количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Словарный запас ограничен, поэтому отмечается неточный выбор слов, замены происходят по смысловому и звуковому признаку. Грамматические формы сформированы еще недостаточно. Способами словообразования дети почти не пользуются. Отмечаются трудности подбора однокоренных слов.  

    Много грамматических ошибок допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов в предложениях: смешение и замена окончаний существительных, неправильное согласование существительных с прилагательными, глаголами и местоимениями, неразличение вида глаголов, ошибочное ударение в слове. В активной речи используются преимущественно простые предложения. Большие затруднения вызывают построения сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, часто отсутствует правильная связь между словами. У большинства детей сохраняются недостатки произношения звуков и нарушения звукослоговой структуры слова. Дефекты звукопроизношения проявляются в затруднениях при различении сходных фонем. Уже редко наблюдаются перестановки звуков и слогов. Понимание обиходной речи в основном хорошее. Ошибки возникают из-за недостаточного различения грамматических форм, оттенков значения однокоренных слов и причинно-следственных связей.

Дети, относящиеся к четвертому уровню речевого развития, не имеют грубых нарушений звукопроизношения, но у них наблюдается недостаточно четкая дифференциация звуков. Нарушения звукослоговой структуры слов проявляются в различных вариантах искажения звуконаполняемости: замены, перестановки, пропуски слогов и звуков, сокращения согласных при стечениях. Речь отличается недостаточной внятностью и выразительностью, нечеткой дикцией. Для детей этого уровня развития характерны достаточная сформированность лексических средств языка и умение устанавливать системные связи внутри лексических групп. Они имеют определенные нарушения смысловой стороны языка. Дети смешивают родовые и видовые понятия; заменяют слова близкими по значению словами, плохо понимают фразы и пословицы с переносным значением. Стойкими остаются ошибки при употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов, при образовании слов с помощью увеличительных суффиксов. В грамматическом оформлении речи детей отмечаются ошибки в употреблении существительных в родительном и винительном падежах множественного числа. Имеют место нарушения согласования прилагательных с существительными мужского и женского рода, единственного и множественного числа, нарушения в согласовании числительных с существительными. Особую сложность представляют конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске и замене союзов. Отличительной особенностью детей с четвертым уровнем речевого развития являются недостатки связной речи: нарушения логической

последовательности, пропуски главных событий. При рассказывании о событиях своей жизни, при составлении рассказов на свободную тему дети используют простые малоинформативные предложения.

Рабочая программа создана с учетом ограниченных возможностей здоровья детей, особенностей их развития, особенностей семей воспитанников, особенностей региона. Что подтверждается проведенными исследованиями.

При разработке программы учитывался контингент детей группы компенсирующего развития, выявленный ходе диагностики речевого развития.

Дети с тяжелым нарушениям речи, общим недоразвитием речи:

с 2 уровнем речевого развития -   0 человек

 с 3 уровнем речевого развития -      5 человек с 4 уровнем речевого развития – 16 человек

  1. Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с детьми с ТНР старшего дошкольного возраста (с 6 до 7 лет)

          Специфика дошкольного детства не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обуславливает необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры Программы базируются на ФГОС ДО и имеют свои отличительные особенности в связи с приоритетом компенсирующей направленности группы.

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения программы в

соответствии с ФАОП (1.2).

Речевое развитие

  • Ребенок хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, проявляет инициативу в общении, умеет задавать вопросы, делать умозаключения, знает и умеет пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке; у него сформированы элементарные навыки звукослогового анализа, что обеспечивает формирование предпосылок грамотности.

  • Ребенок любознателен, склонен наблюдать, экспериментировать; он обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире.

  •  Ребенок способен к принятию собственных решений с опорой на знания и умения в различных видах деятельности.

  •  Ребенок инициативен, самостоятелен в различных видах деятельности, способен выбрать себе занятия и партнеров по совместной деятельности.

  • Ребенок активен, успешно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; у ребенка сформировалось положительное отношение к самому себе, окружающим, к различным видам деятельности.

  • Ребенок способен адекватно проявлять свои чувства, умеет радоваться успехам и сопереживать неудачам других, способен договариваться, старается разрешать конфликты.

  • Ребенок обладает чувством собственного достоинства, верой в себя.

  • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализует в разных видах деятельности.

  • Ребенок умеет подчиняться правилам и социальным нормам, способен к волевым усилиям.

  • У ребенка развита крупная и мелкая моторика, он подвижен и вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения, умеет управлять ими.

    Целевые ориентиры на этапе завершения Программы

К концу данного возрастного этапа ребенок:

1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;

6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом); 10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;

11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;

16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;

17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

18) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

19) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;

20) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

21) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

 22) владеет предпосылками овладения грамотой.

  1. Развивающее оценивание качества коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда

Необходимость педагогической диагностики достижений воспитанников и оценки качества образования регламентированы в п.1.3 ФАОП ДО для детей с ТНР Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Бутовская средняя общеобразовательная школа № 2»

Необходимым условием реализации образовательной программы для детей с ТНР является проведение комплексного психолого- педагогического обследования.

Направление обследования раскрывает целостную картину речевого, физического и психического развития ребенка.

Содержание обследования связано с содержанием логопедической работы и работы по образовательным областям, что позволяет видеть уровень актуального развития ребенка и прогнозировать расширение зоны ближайшего развития.

Организация обследования позволяет получить наиболее точные, полные и объективные сведения об имеющихся на момент проведения обследования особенностях и возможностях развития каждого воспитанника. Обследование строится на основе широкого использования диагностических возможностей игры и других видов детской деятельности, тесно связанных                  с игрой.

Оценка результатов обследования отражает динамику овладения программным содержанием, количественные и качественные характеристики происходящих изменений.

Фиксирование результатов обследования осуществляется в индивидуальной речевой карте ребенка и является удобным, относительно простым, не требует от педагога большого количества сил и времени; форма фиксирования результатов обеспечивает их конфиденциальность.

Для отслеживания динамики развития и уточнения направлений коррекционно-развивающей работы проводятся два среза:

-первый (в начале учебного года) позволяет разработать оптимальную для всей группы и для каждого ребенка программу логопедической работы;

-второй (в конце года) позволяет получить полное представление о динамике развития ребенка в течение года и на этой основе наметить общие перспективы дальнейшей логопедической работы.

Комплексное психолого-педагогическое обследование является основным средством мониторинга его достижений, необходимым условием успешной логопедической работы и важнейшим условием создания и реализации индивидуальных коррекционно-образовательных программ.

Для проведения педагогической диагностики индивидуального развития ребенка используется «Карта развития ребенка дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи (ОНР) с 4 до 7 лет», «Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи (с 5 до 7 лет) Нищевой Н.В. и «Речевая карта» Крупенчук О.И., а также стимульный материал для проведения обследования.

Задачами углубленной педагогической диагностики являются выявление особенностей общего и речевого развития детей: состояние компонентов речевой системы, соотношения развития различных компонентов речи, сопоставление уровня развития языковых средств с их активизацией (использованием в речевой деятельности).

Углубленное педагогическое обследование позволяет выявить не только негативную симптоматику в отношении общего и речевого развития, но и позитивные симптомы, компенсаторные возможности, зону ближайшего развития.

Диагностика позволяет решать задачи развивающего обучения и адаптировать программу в соответствии с возможностями и способностями каждого ребенка. Речевая карта разработана для детей от 5 до 7 лет, что позволяет проследить динамику речевого развития ребенка на протяжении нескольких лет.

В уточненном логопедическом заключении определяется уровень сформированности речи ребенка в соответствии с психолого- логопедической классификацией: тяжелое нарушение речи, общее

недоразвитие речи (1,2,3,4 уровня речевого развития) или фонетико- фонематическое недоразвитие речи. Затем отражается специфика речевого нарушения в соответствии этиопатогенетической классификации (алалия, ринолалия, дизартрия и д.р.), указываются синдромы, выявленные неврологом.

Диагностическая работа учителя-логопеда проводится по индивидуальной «Речевой карте» (автор Н. В. Нищева)   2 раза в год- в сентябре и в мае, что позволяет оценить качество КРР учителя-логопеда.

II Содержательный раздел

Коррекционно-образовательная деятельность в соответствии с направлениями развития ребенка.

В группе для детей с тяжелыми нарушениями речи коррекционное направление работы является приоритетным. Основным предметом коррекционной деятельности логопеда является ОО «Речевое развитие». Работа в рамках данной образовательной области подразделяется на два этапа.

  1. Подготовительный этап

  • Формирование произвольного слухового и зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных и освоение новых (прямоугольник, куб, шар, пирамида) геометрических форм. Закрепление усвоенных величин предметов. Закрепление усвоенных и освоение новых цветов и цветовых оттенков. Обучение определению пространственного расположения предметов относительно друг другу и обозначение его словом. Обучение узнаванию контурных, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений. Расширение объема зрительной, слуховой и слухоречевой памяти.
  • Формирование кинестетической и кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики. Развитие кинестетической организации движений пальцев рук по подражанию и самостоятельно. Формирование кинестетического анализа и синтеза. Продолжение подготовки артикуляторного аппарата с помощью специальных методов. Формирование нормативных артикуляторных укладов. Совершенствование движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной инструкции.
  • Формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Обучение решению задач в

уме, опираясь на образные представления о предметах. Формирование основы словесно-логического мышления. Развитие умения устанавливать причинно-следственные зависимости, делать обобщения.

  • Совершенствование основных компонентов мыслительной деятельности, формирование логического мышления, обучение планированию  деятельности и контролю ее при участии речи.
  • Обучение детей пониманию иносказательного смысла загадок без использования наглядной опоры.
  • Формирование слухозрительного и слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения ритмических структур.
  • Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению по речевой инструкции.
  • Формирование сенсорно-перцептивного уровня восприятия (в работе с детьми, страдающими дизартрией).
  • Обучение распознаванию звуков речи, умению правильно слушать и слышать речевой материал.

2.1.2. Основной этап

  • Развитие импрессивной речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм словоизменения и словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций. Расширение пассивного словаря.
  • Расширение объема и уточнение словаря импрессивной речи. Обучение различению возвратных и невозвратных глаголов, предлогов, обозначающих пространственное отношение. Формирование понимания значения непродуктивных суффиксов, суффиксов со значением очень большой, различных приставок.
  • Формирование предметного, предикативного и адъективного словаря экспрессивной речи.
  • Совершенствование словаря экспресивной речи, семантизация лексики. Обучение умению подбирать слова с противоположным значением, использовать слова, обозначающие материал; обучение осмыслению образных выражений; формирование умения употреблять слова, обозначающие личностные характеристики, слова с эмотивным значением и многозначные слова.
  • Формирование грамматических стереотипов словоизменения и  

словообразования в экспрессивной речи.

  • Совершенствование навыков употребления существительных в косвенных падежах, глаголов в форме изъявительного наклонения, совершенного и несовершенного вида, возвратных и невозвратных глаголов.
  • Совершенствование навыка употребления предлогов со значением местоположения и направления действия.
  • Обучение правильному употреблению существительных, образованных с помощью непродуктивных суффиксов, уменьшительно-ласкательных суффиксов и со значением "очень большой".
  • Совершенствование навыков употребления притяжательных, относительных и качественных прилагательных, а также прилагательных в сравнительной и превосходной степени.
  • Обучение подбору однокоренных и образованию сложных слов.
  •  Совершенствование навыков употребления глаголов с приставками.
  • Формирование синтаксической структуры предложений.
  • Обучение употреблению сложноподчиненных предложений с некоторыми подчинительными союзами.
  • Коррекция нарушений фонетической стороны речи.
  • Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и дифференциация. Формирование способности осуществлять простые формы фонематического анализа и синтеза. Знакомство с понятиями «слог», «слово». Формирование осознания принципа слогового строения слова, умения слышать гласные звуки, называть количество слогов и составлять слова из заданных слогов. Совершенствовать навыки воспроизведения слов различной слоговой структуры.
  • Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и голосовой функций.
  • Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных упражнений. Отработка объема, силы, точности и координации артикуляторных движений.
  • Знакомство с понятием «предложение». Знакомство с печатными буквами.
  • Формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического и речевого дыхания.
  • Развитие основных акустических характеристик голоса в специальных голосовых упражнениях.
  • Обучение грамоте.
  • Подготовка к школе.

  1. Проектирование образовательного процесса

Учебный план

В группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 4 подгрупповых или 2 фронтальных занятий продолжительностью 30 минут каждое, что не превышает рекомендованную САНПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем. Индивидуальные занятия со специалистами не включаются в

 сетку занятий. Лечебная физкультура выносится за сетку занятий, как лечебная процедура.

ТАБЛИЦА 1

Модель организации коррекционно-развивающей работы в группе

Совместная деятельность взрослого и детей

Самостоятельная деятельность        

Взаимодействие с семьями

Коррекционно- развивающие индивидуальные, подгрупповые, фронтальные,

интегрированные         с  участием        разных специалистов

занятия.

Образовательная деятельность        в ходе        режимных моментов.

 детей.

воспитанников, социальными партнерами (детской библиотекой, школой)

ТАБЛИЦА 2

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки

Возраст

Продолжительность коррекционно- развивающего занятия

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой

половине дня, во второй половине дня

С 6 до 7

30 минут фронтальное, подгрупповое, занятие; 20 минут индивидуальное занятие

30 минут

интегрированное занятие.

В первой половине дня – 1,5 часа (включая

индивидуальное занятие с логопедом)

Во второй половине дня - 30 минут (включая

индивидуальную работу по заданию логопеда).

     

     В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физкультминутка и/или релаксационная пауза в зависимости от общего состояния детей. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями не менее 10 минут. В середине фронтального или интегрированного занятия обязательно проводится релаксационная пауза.

В середине учебного года (январь) и в начале мая для воспитанников организуются недельные каникулы, во время которых проводят образовательную деятельность только художественно-эстетического и оздоровительного циклов и индивидуальные занятия со специалистами.

В июне образовательная деятельность не организуется. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

  1. Тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности учителя-логопеда

Планирование представлено в книге Н. В. Нищевой «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с 3 до 7 лет».

  1. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности

  1. период (сентябрь, октябрь, ноябрь)

Сентябрь

  • Обследование состояния речи детей.
  • Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.
  • Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

  1. Развитие речи:
  1. Лексика. Лексические темы:

Сентябрь 4 неделя

«Осень. Приметы осени»

Октябрь, 1 неделя

«Домашние животные и их детёныши»

Октябрь, 2 неделя

 «Перелетные птицы»

Октябрь, 3 неделя

«Продукты»

Октябрь, 4 неделя

«Лес. Грибы. Ягоды»

Ноябрь, 1 неделя

«Осень в лесу. Деревья»

Ноябрь, 2 неделя

«Зимующие птицы»

Ноябрь, 3 неделя

«Игрушки. Профессия художник»

Ноябрь, 4 неделя

«Дикие животные и их детёныши»

Ноябрь, 5 неделя

«Труд мамы»

  1. Грамматический строй речи:
  • Отработка падежных окончаний имен существительных.
  • Преобразование имен существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число.
  • Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа.
  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  • Согласование существительных с притяжательными местоимениями.
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами по лексическим темам.
  • Согласование числительных "2" и "5" с существительными.
  1. Развитие связной речи:
  • Составление простых распространенных предложений.
  • Обучение умению детей задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом.
  • Обучение составлению описательных рассказов по лексическим темам.
  • Работа над диалогической речью.
  • Обучение пересказу небольших рассказов и сказок.

  1. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:
  • Знакомство со звуками А, У, О, Э, И, Ы, М, МЬ, П, ПЬ, Т, ТЬ, К, Х.
  • Закрепление представлений о пройденных звуках, формирование представлений о шипящих звуках.
  • Различение изученных гласных и согласных.
  • Выделение ударного гласного в начале, середине и конце слова.
  • Выделение согласного из слова в начале, середине и конце слова.
  • Закрепление понятий «гласный», «согласный», «звук», «буква», «твердый согласный», «мягкий согласный».
  • Анализ обратных и прямых слогов, слов с ними.
  • Знакомство с новыми буквами, закрепление представлений о пройденных буквах.
  • Выкладывание из букв, чтение прямых и обратных слогов, слов с ними.
  • Подбор слов на заданный звук.
  • Анализ слов различной звукослоговой структуры.

  1. Развитие общих речевых навыков:
  • Выработка четких, координированных движений органов речевого аппарата.
  • Обучение короткому и бесшумному выдоху.
  • Работа над постановкой диафрагмального дыхания.
  • Работа над мягкой атакой голоса.
  1. Работа над слоговой структурой слова:
  • Работа над односложными словами со стечением согласных звуков в начале и конце слова.
  • Над 2-хсложными словами без стечения согласных звуков.
  • Над 3-хсложными словами без стечения согласных звуков.
  1. Звукопроизношение:
  • Уточнение произношения гласных и простых согласных звуков.
  • Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков.

  • Постановка и первоначальное закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.
  1. Развитие мелкой моторики пальцев рук:
  • Обводка, штриховка, закрашивание.
  • Составление фигур и узоров по образцу.
  • Работа со шнуровкой и мозаикой.
  • Письмо в тетради элементов букв, палочек, точек.
  • Печатание в тетради букв, слогов и слов.
  • Прописи для профилактики дисграфии.

  1. период (декабрь, январь, февраль)
  1. Развитие речи.
  1. Лексика. Лексические темы:

Декабрь, 1 неделя

«Зима. Признаки зимы»

Декабрь, 2 неделя

«Виды транспорта»

Декабрь, 3 неделя

«Обувь. Профессия продавец»

Декабрь, 4 неделя

«Электроприборы»

Декабрь 5 неделя

«Праздник Новый год. Зимние забавы. Зимние виды спорта (профессии хоккеист, фигурист, лыжник)»

Январь, 1 неделя

«Зимние забавы»

Январь, 2 неделя

«Инструменты. Рабочие профессии (механик, монтер, техник, строитель).»

Январь, 3 неделя

«Животные севера. Антарктида»

Январь, 4 неделя

«Животные жарких стран Африка. Австралия»

Февраль, 1 неделя

«Природа средней полосы России. Охраняемые животные. Заповедники, зоопарки»

Февраль, 2 неделя

«Дом и его части. Мебель. Мир материалов: дерево. Профессия столяр и плотник»

Февраль, 3 неделя

«День защитника Отечества. Военные профессии (танкист, летчик, подводник, пограничник)»

  1. Грамматический строй речи:
  • Закрепление употребления падежных окончаний имен существительных единственного числа.
  • Закрепление употребления окончаний существительных в именительном падеже множественного числа.
  • Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
  • Практическое употребление простых предлогов.
  • Образование притяжательных и относительных прилагательных по лексическим темам.
  • Образование существительных единственного и множественного числа по лексическим темам.
  • Согласование числительных "2" и "5" с существительными по лексическим темам.
  1. Развитие связной речи:
  • Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы.
  • Обучение составлению рассказов по картине и пересказу небольших текстов.
  1. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:
  • Обучение различению на слух твердых и мягких согласных и их символов.
  • Обучение делению слова на слоги, понятие «слово», «слог».
  • Знакомство с понятием «предложение», схема предложения без предлогов и с предлогами.
  • Знакомство со звуками Г, Б, Д, Н, В, Ф, С, СЬ, З, ЗЬ, Ц, Ш, Ж.
  • Дифференциация изученных звонких и глухих согласных.
  • Продолжение знакомства с буквами, обучение составлению слов.
  • Обучение послоговому чтению слов.
  • Обучение полному звуковому анализу слов типа: мука, кошка. 3.Развитие общих речевых навыков:
  • Продолжение работы над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи. Знакомство с различными видами интонаций. 4.Работа над слоговой структурой слов:
  • Со стечением согласных звуков в начале, середине и конце слова.
  • Над слоговой структурой 3-х сложных слов со стечением согласных в начале слова.

                 -   Знакомство с различными видами интонаций.

4.Работа над слоговой структурой слов:

  • Со стечением согласных звуков в начале, середине и конце слова.
  • Над слоговой структурой 3-х сложных слов со стечением согласных в начале слова.

5.Звукопроизношение:

  • Продолжение работы по постановке неправильно произносимых или отсутствующих звуков в речи детей.
  • Автоматизация и дифференциация поставленных звуков. 6.Мелкая моторика пальцев рук:
  • Пальчиковые упражнения и стихи.
  • Развитие конструктивного праксиса.
  • Пальчиковая азбука.
  • Продолжение штриховки и обводки картинок.
  • Усложнение работы с карандашом.
  • Составление букв из различных элементов и материалов.
  • Печатание в тетради букв, слогов и слов.
  • Прописи для профилактики дисграфии.

3 период (март, апрель, май).

  1. Развитие речи:
  1. Лексика. Лексические темы:

Март, 1 неделя

«Домашние животные и их детеныши. Труд сельских жителей (профессии ветеринар, доярка, пастух, животновод)»

Март, 2 неделя

«Мамин праздник. Забота о взрослых Музыка. Профессия музыкант, композитор»

Март, 3 неделя

«Наша Родина Россия. Москва – столица России»

Март, 4 неделя

«Книги. Библиотека. Профессия писатель, поэт, художник иллюстратор.»

Март, 5 неделя

«Театр. Профессия артист»

Апрель, 1 неделя

«Весна»

Апрель, 2 неделя

«Космос. Солнце и луна. Времена суток. Планеты и звезды. Профессия конструктор, космонавт»

  Апрель, 3 неделя

 «Человек. Наше тело. Как устроен человек»

Апрель, 4 неделя

«ПДД Мы-водители»

Май, 1неделя

«День Победы Военная техника»

Май, 2 неделя

«Семья. Родословная. Генеалогическое дерево.»

Май, 3 неделя

«Насекомые»

Май, 4 неделя

«Скоро в школу»

Май, 5 неделя

«Лето. Луга»

  1. Грамматический строй речи:
  • Закрепление        употребления        падежных        окончаний        существительных единственного и множественного числа.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Закрепление употребления простых предлогов, а также сложных предлогов.
  • Образование сравнительной степени прилагательных.
  • Образование наречий от прилагательных.
  • Закрепление образования новых слов с помощью приставок и суффиксов.
  1. Развитие связной речи:
  • Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, по сюжетной картине и по серии сюжетных картинок.
  • Составление различных типов сложноподчиненных предложений с союзом.
  • Составление рассказов из опыта.
  1. Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений:
  • Знакомство со звуками Щ, Ч, Л, Р, Й
  • Дифференциация изученных звуков.
  • Анализ слов из 4-6 звуков, составление схемы слова, подбор слов к моделям.
  • Закрепление навыков слогового анализа и анализа предложений.
  • Знакомство с йотированными гласными (буквами), чтение слогов и слов с ними.
  • Обучение навыкам послогового слитного чтения слов, предложений. 3.Развитие общих речевых навыков:
  • Продолжение работы над речевым дыханием.
  • Продолжение работы над темпом, ритмом и выразительностью речи. 4.Развитие мелкой моторики:
  • Выполнение упражнений для пальчиков.
  • Усложнение работы с карандашом.
  • Усложнение работы над конструктивным праксисом.
  • Составление букв из разных элементов и материалов.
  • Печатание букв, слогов, слов и предложений.
  • Прописи для профилактики дисграфии.
  • Пальчиковая азбука.
  1. Работа над слоговой структурой слова:
  • Закрепление слоговой структуры 2-хсложных слов со стечением согласных.
  • Закрепление слоговой структуры 3-4-хсложных слов со стечением согласных.
  1. Звукопроизношение:

Постановка и закрепление отсутствующих или неправильно произносимых звуков.

Планирование представлено в книгах Н. В. Нищевой «Комплексно- тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с 6 до 7 лет». В рабочей программе приводится планирование на одну неделю.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьей в соответствии с ФАОП ДО уделяется все большее внимание, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и семейных отношениях. В дошкольных учреждениях создаются условия, имитирующие домашние, к образовательно- воспитательному процессу привлекаются родители, которые участвуют в организованной образовательной деятельности, интегрированных занятиях, спортивных праздниках, викторинах, вечерах досуга, театрализованных представлениях, экскурсиях. Педагоги работают над созданием единого сообщества, объединяющего взрослых и детей. Для родителей проводятся тематические родительские собрания и круглые столы, семинары, мастер- классы, организуются диспуты, создаются библиотеки специальной литературы в каждой группе ДО.

В группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи учитель-логопед и другие специалисты пытаются привлечь родителей к коррекционно-развивающей работе через систему методических рекомендаций. Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приемах и еженедельно по пятницам в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Рекомендации родителям по организации домашней работы с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей как в речевом, так и в общем развитии. В методический комплект к программе входит серия домашних тетрадей «Занимаемся вместе» с методическими рекомендациями

для родителей. Эти пособия позволяют объединить усилия педагогов и родителей в воспитании гармонично развитой личности.

Методические рекомендации, данные в тетрадях, подскажут родителям, в какое время лучше организовать совместную игровую деятельность с ребенком, во что и как следует играть с ребенком дома. Они предоставят ребенку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребенку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребенком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые разовьют его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребенка в школе. К тому же, богатый иллюстративный материал пособий освободит родителей от поиска необходимых картинок и поможет сделать занятия более интересными и яркими. Задания пособий подобраны в соответствии с изучаемыми в подготовительной логопедической группе №16 «Цыплята» ДО лексическими темами и требованиями программы.

Для детей подготовительной группы родители должны стремиться создавать такие ситуации, которые будут побуждать детей применять знания и умения, имеющиеся в их жизненном багаже. Опора на знания, которые были сформированы в предыдущей возрастной группе, должна стать одной из основ домашней совместной деятельности с детьми. Родители должны стимулировать познавательную активность детей, создавать творческие игровые ситуации.

Особенности организации домашних занятий с детьми каждой возрастной группы родителей должны нацеливать специалисты на своих консультативных приемах, в материалах на стендах и в папках «Специалисты советуют».

Специально для родителей детей, посещающих группу компенсирующей направленности, в методический комплект к Комплексной программе включены материалы для стенда «Родителям о речи ребенка» и

материалы для оформления родительских уголков в групповой раздевалке. Материалы родительских уголков помогают родителям организовать развивающее общение с ребенком и дома, и на прогулке, содержат описание опытов, подвижных игр, художественные произведения для чтения и заучивания.

План консультативной работы с родителями

Месяцы

Мероприятия

Сентябрь

Родительское собрание: «Знакомство родителей с содержанием логопедической работы в течение учебного года».

Индивидуальные беседы-консультации: «Знакомство с результатами обследования речи детей».

Консультация: «Особенности развития речи у детей с ОНР».

Октябрь

Консультация: «Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей шестого года жизни».

Семинар-практикум: «Как помочь ребенку в формировании навыков звукового анализа и синтеза».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Ноябрь

Консультация: «Приемы автоматизации звуков и введение их в речь ребенка».

Индивидуальные беседы-консультации: «Значение сформированности грамматических категорий у детей 6-7 лет».

Семинар-практикум: «Развитие связной речи детей с путем знакомства их с художественной литературой».

Декабрь

Консультация: «Проблемы организации домашних занятий». Индивидуальные беседы: «Спроси у логопеда».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Январь

Консультация: «Роль семьи в становлении речи ребенка». Консультация-практикум: «Играем и развиваем речь «между делом»».

Индивидуальные беседы: «Систематичность - залог положи- тельного результата».

Анкетирование: «Динамика коррекционной работы учителя-

логопеда».

Февраль

Школа для родителей: «Значение речи взрослых в формировании грамматически правильной речи у дошкольников. Игры для развития грамматического строя речи». Индивидуальные беседы: «Достижения детей по преодолению речевых недостатков».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Март

Консультация: «Предупреждение и преодоление нарушений письменной речи у будущих школьников».

Индивидуальные беседы: «Если ваш ребенок левша».

Семинар-практикум: «Подготовка руки ребенка к письму в школе».

Апрель

Консультация: «Речевая готовность ребенка к школе». Беседа: «Польза чтения».

Оформление стенда «Уголок логопеда»

Май

Консультация: «Правильная речь – залог успеха первоклассни- ка!».

Родительское собрание: «Подведение итогов коррекционного обучения».

Июнь

Индивидуальные беседы: «Рекомендации родителям на летний период».

Анкетирование: «Подведение итогов коррекционной работы перед школьным обучением».

III Организационный раздел

  1. Основные направления коррекционной и образовательной деятельности

В соответствии с профилем группы образовательная область «Речевое развитие» выдвинута в данной рабочей программе на первый план, так как овладение родным языком является одним из основных элементов формирования личности.

Такие образовательные области, как «Познавательное развитие»,

«Социально-коммуникативное        развитие»,        «Художественно- эстетическое развитие»», «Физическое развитие» связаны с основным направлением и позволяют решать задачи умственного, творческого, эстетического, физического и нравственного развития, и, следовательно, решают задачу всестороннего гармоничного развития личности каждого ребенка.

Отражая специфику работы в группе компенсирующей направленности и учитывая основную ее направленность, а также, имея в виду принцип

интеграции образовательных областей, задачи речевого развития включаются не только в образовательную область «Речевое развитие», но и в другие области.

Содержание работы по пяти образовательным областям соответствует ФАОП ДО.

  1. Речевое развитие
  • Овладение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря.
  • Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.
  • Развитие речевого творчества.
  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой.
  • Развитие понимания на слух различных жанров детской литературы.
  • Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
  • Профилактика речевых нарушений и их системных последствий.

  1. Система коррекционной и образовательной деятельности

Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:

I период – сентябрь, октябрь, ноябрь; II период – декабрь, январь, февраль; III период – март, апрель, май, июнь.

Логопедическое обследование проводится с 1 по 15 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 15 сентября.

На работу с одной подгруппой детей в подготовительной к школе группе – 30 минут. В подготовительной группе логопед, исходя из возможностей детей, может проводить два раза в неделю фронтальную работу. Как правило, для фронтальной работы отводятся понедельник и четверг (и в эти дни подгрупповую работу логопед не проводит), в среду же и пятницу проводится подгрупповая работа.

Все остальное время в сетке работы учителя-логопеда занимает индивидуальная работа с детьми, которую учитель- логопед проводит в своем кабинете.

В связи с тем, что в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи проводится индивидуальная работа логопеда

 с детьми во время утренней прогулки, необходимо восполнить время прогулки, потраченное каждым ребенком на индивидуальное занятие, и для этого обеспечить более ранний выход детей (на 10–15 минут) на вечернюю прогул ку по сравнению с массовыми группами.

   Следует обратить внимание специалистов на сокращение продолжительности организованной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по сравнению с общеразвивающими группами. Это делается для того, чтобы не допустить переутомления и дезадаптации детей, так как в сетке группы компенсирующей    направленности больше видов работы с детьми; в логопедической группе работает большее количество специалистов, чем в массовой группе, а превышение недельной нагрузки на ребенка недопустимо.

В середине учебного года, с 01.01 по 11.01, в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи устраиваются зимние каникулы, а в первую неделю мая – весенние каникулы. Если на этот период выпадают рабочие дни, то в эти дни всеми специалистами проводится только индивидуальная работа с детьми, кроме того, все специалисты принимают участие в совместной деятельности с детьми, организуют игровую деятельность дошкольников, обязательно проводятся музыкальные, физкультурные и логоритмические занятия. Так же организуется коррекционно- развивающая работа и в июне при переходе детского сада на летний режим работы.

  1. Распорядок дня, организация режимных моментов

Организация режимных моментов, распорядок дня

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки не превышает нормативы СанПин.

Распорядок дня в группе компенсирующей направленности включает в себя:

  • прием пищи (завтрак, обед, полдник);
  • ежедневную прогулку, продолжительность которой не менее 4-4, 5 часов;
  • дневной сон продолжительность 2-2,5 часа в разных возрастных группах;
  • самостоятельную деятельность детей;
  • коррекционно-развивающую работу (групповые и индивидуальные занятия с учителем-логопедом);
  • непосредственную образовательную деятельность (с детьми старшего дошкольного возраста и во второй половине дня, но не чаще двух раз в неделю);
  • общественно-полезный труд (в подготовительной к школе группе);
  • разные виды двигательной активности, физические упражнения и закаливающие мероприятия.

В рабочей программе приводятся режимы дня в данной возрастной группе на теплый и холодный периоды года, график работы и расписание работы учителя-логопеда.

   

Образовательная область. Направление деятельности

Количество занятий в неделю

Речевое развитие. Восприятие художественной литературы

1

Познавательное развитие. Познавательно-исследовательская, конструктивно-модельная деятельность

1

Познавательное развитие. Развитие математических представлений

2

Художественно эстетическое развитие. Рисование

2

Художественно-эстетическое развитие. Лепка/аппликация

1

Художественно-эстетическое развитие. Музыкальное развитие

2

Физическое развитие. Физическая культура

3 (1 на свежем воздухе)

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

4

Индивидуальные занятия с логопедом

3

Индивидуальное занятие с воспитателем

3

Подготовительная группа (с 6 до 7 лет)

В старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с октября по май (включительно) проводится в неделю 14 подгрупповых и групповых занятий продолжительностью 30 минут, 2 занятия лечебной физкультурой для нуждающихся (как лечебные процедуры), по 3 индивидуальных занятия с учителем-логопедом и воспитателями для каждого ребенка, что не превышает рекомендованную САНПИН недельную нагрузку (6 часов 15 минут). Занятия лечебной физкультурой и индивидуальные занятия не включаются в сетку занятий.

         Социально-коммуникативное развитие детей осуществляется в

      образовательной      деятельности в ходе режимных моментов, в совместной

       и    самостоятельно игровой деятельности, в семье.

Организация режима пребывания детей в группе образовательного учреждения.

Режим дня логопедической подготовительной группе №16 «Цыплята»

холодный период (сентябрь – май)

Режимные моменты

Подготовительная группа

Утренний прием детей в группе, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00-8.00

Утренняя гимнастика

8.00-8.10

Подготовка к завтраку, завтрак

8.10-8.40

Утренний круг

8.40-9.00

Непосредственно организованная образовательная деятельность, занятия со специалистами  (общая длительность, включая перерывы) индивидуальная работа учителя-логопеда (в логопедических группах)

9.00-10.10

Подготовка к прогулке, прогулка

10.10-12.30

Возвращение с прогулки, самостоятельная деятельность, игры,  индивидуальная работа учителя-логопеда (в логопедических группах)

12.30-12.45

Подготовка к обеду, обед

12.45-13.15

Спокойные игры, подготовка ко сну, чтение художественной литературы, дневной сон

13.15-15.00

Постепенный подъём, гимнастика пробуждения, воздушные, водные процедуры, самостоятельная деятельность

15.00-15.30

Подготовка к полднику, полдник

15.30-16.00

Занятия воспитателя (при необходимости), индивидуальная работа воспитателя с детьми  по заданию учителя-логопеда (в логопедических группах), игры, самостоятельная деятельность, чтение художественной литературы, вечерний круг

16.00-17.00

Подготовка к прогулке, прогулка,

17.00-18.30

Ужин

18.30

Уход домой

до 19.00

Примечание: В теплое время года совместная деятельность, а также индивидуальная работа воспитателей и специалистов может быть проведена на улице.

Подготовительная группа № 16 Логопедия

Понедельник

9.00-9.30

Коррекция нарушения речевого развития

9.40-10.10 Окружающий мир/Природа

10.45-11.15 музыка

16.30—17.00 Бассейн

Вторник

9.00-9.30

Математические представления/

сенсорные эталоны 9.55.-10.25 физкультура .с/з

12.00-12.30

Рисование/

16.00-16.30 Индивидуальная работа

Среда

9.00-9.30

Развитие речи, основы грамотности

9.40-10.10  

Лепка/ аппликация/

12.00-12.30 музыка

16.00-16.30 Индивидуальная работа

Четверг

9.00-9.30

Математические представления/

сенсорные эталоны

9.40-10.10

Рисование/ прикладное творчество

11.50-12.20 физкультура с/з

16.30-17.00 Индивидуальная работа

Пятница

9.00-9.30

Развитие речи, основы грамотности 9.40-10.10

Конструирование

11.25-11.55 физкультура пр

  1. Расписание и особенности работы учителя-логопеда

На текущий учебный год нагрузка учителя-логопеда в группе ТНР составляет 20 часов.

Расписание учителя-логопеда

День недели

время работы

Понедельник

9.00-13.00

Вторник

15. 00-19. 00

Среда

9.00-13.00

Четверг

9.00-13.00

Пятница

9.00-13.00

Понедельник

9.00-9.30

9.35-10.05

10.00-11.45

10.45-11.15

11.15-13.00

подгрупповая деятельность с 1 подгруппой подгрупповая деятельность с 2 подгруппой индивидуальная деятельность с детьми

совместная деятельность с детьми на музыкальном занятии индивидуальная деятельность с детьми

Вторник

15.00-19.00

индивидуальная деятельность с детьми

консультации родителей

Среда

9.00 - 9.30

9.35 - 10.05

10.05 – 12.00

12.00-12.30

12.30–13.00

подгрупповая деятельность с 1 подгруппой подгрупповая деятельность с 2 подгруппой

индивидуальная деятельность с детьми

совместная деятельность с детьми на музыкальном занятии

индивидуальная деятельность с детьми

Четверг

9.00 – 11.50

11.50 -12.20

12.20-13.00

индивидуальная деятельность с детьми

  совместная деятельность с детьми на физкультурном занятии

индивидуальная деятельность с детьми

Пятница

9.00 - 9.30

9.35 - 10.05

10.05-13.00

подгрупповая деятельность с 1 подгруппой подгрупповая деятельность со 2 подгруппой

индивидуальная деятельность с детьми

Циклограмма коррекционной работы учителя-логопеда (20 часов в неделю)

  1.         Организация предметно-пространственной развивающей среды и материально-техническое оснащение кабинета учителя- логопеда

Организуя развивающую предметно-пространственную среду логопедического кабинета в соответствии с требованиями ФГОС ДО необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • Доступности – дидактический и игровой материал расположен на детском столе, магнитных досках, коврографе, нижних открытых полках, а методическая литература и документация логопеда – на верхних или закрытых полках.
  • Системности – весь материал систематизирован по разделам, каждому разделу отведена отдельная полка. Имеются картотеки игр.
  • Здоровьесбережения – имеется соответствующее нормам освещение, стол и стулья подбираются для детей в соответствии с их ростом, стены кабинета светлого, теплого, спокойного цвета.
  • Вариативности – наглядно-методический материал и пособия много- вариативны.

В зависимости от целевого и содержательного компонента программы учитель-логопед использует различное оборудование и материалы для образовательной деятельности с детьми.

Центр речевого и креативного развития:

  • Коврограф и комплект материала к нему.
  • Магнитная доска и комплект материала к ней.
  • Настенное зеркало.
  • Логопедические альбомы для обследования речи.
  • Настольно-печатные дидактические игры для для автоматизации и дифференциации звуков.
  • Настольно-печатные дидактические игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи.
  • Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Настольно-печатные дидактические игры для развития связной речи.
  • Лото, домино и другие настольно-печатные дидактические игры по изучаемым темам.
  • Подвесные модули для развития физиологического дыхания.
  • Дыхательные тренажеры, нетрадиционные материалы для развития направленной воздушной струи.
  • Ватные палочки для постановки звуков и артикуляционного массажа,
  • шпатели.
  • Демонстрационные дидактические пособия.
  • Раздаточный материал для работы над развитием навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
  • Рассыпная и магнитная азбука.
  • Дидактический литературный материал.
  • Атрибуты для игр-драматизаций.

Центр сенсорного развития:

  • Музыкальные инструменты и звучащие игрушки.
  • Маленькая ширма.
  • Записи голосов природы.
  • Карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов.
  • Картинки и настольно-печатные дидактические игры для развития зрительного восприятия и профилактики нарушения письменной речи («Узнай по контуру», «Чья тень?», «Чего не хватает?»).
  • Картинки и настольно-печатные дидактические игры для развития цветоразличения и цветовосприятия.
  • «Волшебный мешочек» для развития тактильных ощущений.

Центр моторного и конструктивного развития:

  • Пальчиковые бассейны с разными наполнителями.
  • Специальные пособия и нетрадиционные материалы для развития мелкой моторики.
  • Детские эспандеры, массажные кольца, массажные мячики, массажные коврики, прищепки.
  • Мячи разного диаметра.
  • Трафареты для обводки по лексическим темам.
  • Разрезные картинки.
  • Игрушки – шнуровки, игрушки – застежки.
  • Бусы, мозаика, конструкторы (магнитный, геометрический).
  • Сборные игрушки и вырубные картинки, схемы к ним.
  • Картотека пальчиковых игр и упражнений.

  1. Список методической литературы и дидактических пособий

Главные книги методического комплекта к «Комплексной программе»

  1. Нищева Н. В. Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  2. Нищева Н. В. Планирование коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в соответствии с ФАОП ДО. – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

  1. Нищева Н. В. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 5 до 6 и с 6 до 7лет). – СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

Образовательная область «Речевое развитие»

  1. Нищева Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе логопедической группе для детей с ОНР. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  2. Нищева Н. В. Обучение грамоте детей дошкольного возраста. Парциальная программа. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  3. Нищева Н. В. Мой букварь. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

  1. Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  2. Нищева Н. В. Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза у старших дошкольников — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  3. Нищева Н. В. Тетрадь для подготовительной к школе логопедической группы детского сада — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 20123.
  4. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 1. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  5. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  6. Нищева Н. В. Тетрадь по обучению грамоте детей дошкольного возраста № 3. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  7. Нищева Н. В. Новые разноцветные сказки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

  1. Нищева Н. В. Развивающие сказки — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

  1. Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  2. Нищева Н. В. Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков. Выпуски 1, 2, 3, 4. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  3. Нищева Н. В. Тексты и картинки для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

  1. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Р], [Р’]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  2. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Л], [Л’], дифференциации сонорных звуков и звука [J]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  3. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ш], [Ж]— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  4. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [С], [З], дифференциации свистящих и шипящих звуков — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  5. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [Ц], [Ч], [Ц] — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  6. Нищева Н. В. Тетрадь-тренажер для уточнения произношения звуков раннего онтогенеза — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  7. Нищева Н. В. Картотека заданий для автоматизации правильного произношения и дифференциации звуков разных групп — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.
  8. Нищева Н. В. Картинки и тексты для автоматизации звуков. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

  1. Нищева Н. В. Веселая артикуляционная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

  1. Нищева Н. В. Веселая мимическая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023.

  1. Нищева Н. В. Веселая дыхательная гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

  1. Нищева Н. В. Веселые чистоговорки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

  1. Нищев В. М. Нищева Н. В. Веселые подвижные игры. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

  1. Нищев В. М. Нищева Н. В. Веселая пальчиковая гимнастика. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.

  1. Нищев В. М. Веселая считалки. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

  1. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 1.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  2. Нищева Н. В. Серии картинок для обучения дошкольников рассказыванию. Выпуск 2. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022
  3. Нищева Н. В. Четыре времени года. Цикл занятий по развитию речи старших дошкольников при рассматривании произведений пейзажной живописи. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  4. Нищева Н. В. Картотека предметных картинок. Образный строй речи дошкольника. Имена прилагательные. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.

  1. Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Глагольный словарь дошкольника. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021.
  2. Нищева Н. В. Картотека сюжетных картинок. Предлоги. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2020.

  1. Нищева Н. В. Формирование навыка пересказа у детей дошкольного возраста. Образовательные ситуации на основе текстов русских народных сказок. — СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2020.
  2. Нищева Н. В. Обучение детей пересказу по опорным картинкам. Выпуск 1, 2, 3, 4. – СПб., ДЕТСТВО- ПРЕСС, 2021.
  3. Нищева Н. В. Картотека предметных тематических картинок. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

  1. Нищева Н. В. Картотеки подвижных игр, упражнений, пальчиковой гимнастики — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022.
  2. Нищева Н. В. Подвижные и дидактические игры на прогулке. — СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2022


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

Рабочая программа речевое развитие (1 младшая группа) по теме: Рабочая программа педагога ДОУ с учётом ФГОС дошкольного образования по образовательной области «Речевое развитие»

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.Ра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционно-развивающей работы в средней логопедической группе для детей с ОНР

Программа предназначена для детей 4-5летнего возрастаСрок освоения программы – 2 годаРазработана на основе следующих программ и методических пособий:Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. «Программа ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 3-4 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа педагога и рабочая программа для детей ОРН 5-6 лет

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России №1155 от 17.10.2013) включает в себя требования к структуре основной образовательной програ...

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" для 1 младшей группы (рабочая программа воспитателя)

рабочая программа воспитателя с учетом комплексной программы "Мир открытий" Л.Г.Петерсон...

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2019-2020 учебный год.

Создание рабочих групп по разработке основной образовательной и рабочих программ; дополнительных общеразвивающих программ; платных программ дошкольного образования в МАДОУ ДСКВ "Сказка" на 2...