Консультация для родителей:" Фонематический слух - основа правильной речи".
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для родителей : "Фонематический слух - основа правильной речи ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 17.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»
Учитель-логопед Колесникова Елена Александровна.
С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать. Физический слух – это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка», коза-коса»… Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение и называется фонематическим слухом. Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки. Тренировать фонематический слух просто необходимо!
Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать. Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!
Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.
Игры на развитие фонематического слуха.
1.Поймай звук.
Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.
2.Повтори за мной.
Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки:
А-О-И, И-У-Ы, …
И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …
АО, ИУ, ЫА, УЭ…
АО - ИУ, ЫА - УЭ…
3.Назови одинаковый звук в словах.
Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.
4.Назови первый звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: Слон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».
5. Назови последний звук в слове.
Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ… Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».
6. Придумай имя (слово).
Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя на заданный звук например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, свет.
Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма. Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке. Опубликовано: 9.11.2024г. Учитель-логопед Колесникова Елена Александровна.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»
Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень важно научиться различать, анализировать и дифференцировать на ...
Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»
Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...
Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"
Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...
Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...
Консультация на тему: «Фонематический слух - основа правильной речи».
Консультация для родителей...
Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».
Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....