Консультация для родителей:" Фонематический слух - основа правильной речи".
консультация по логопедии (старшая группа)

Консультация для родителей : "Фонематический слух - основа правильной речи ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Фонематический слух - основа правильной речи»

Учитель-логопед Колесникова Елена Александровна.

 С нарушениями детской речи сталкиваются практически все родители. Очень редко удаётся избежать тех или иных проблем, появляющихся при освоении ребёнком родного языка. Самые распространённые трудности – со звуками. Сразу правильно и чётко произносить все согласные получается далеко не у всех. Чистая речь ребёнка зависит не только от умения выговаривать «проблемные» звуки, но и от умения их различать.                                 Физический слух – это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух – это умение анализировать услышанные звуки речи. Фонематический слух – это способность выделять, воспроизводить, различать звуки речи.                                                                       Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь заменив в слове даже один звук, мы можем получить совершенно иное слово: «Дом-том», «бочка-почка»,     коза-коса»…  Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух.                                                           Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя   научиться слушать и понимать речь.                Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь).                                         Это умение и называется  фонематическим слухом.                              Маленький ребёнок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Всем детям необходимо развивать фонематический слух, особенно детям с речевыми проблемами. Порой ребёнок не замечает, что он неправильно произносит звуки.  Тренировать фонематический слух просто необходимо!

Чем раньше с ребёнком начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешнее будет идти общее развитие ребёнка, тем грамотнее он будет писать и читать. Работу с детьми-дошкольниками лучше проводить через игру. Давай поиграем!

 Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вскоре Вы заметите, что ребёнок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию, исправить дефектное произношение.

 Игры на развитие фонематического слуха.

1.Поймай звук.

Цель: развивать умение слышать заданный звук, «поймать» заданный звук. Попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук «А»: О-У-А-И-Э… Аналогичная работа с другими гласными звуками: О, И, У, Ы, Э.

2.Повтори за мной.

Цель: развивать фонематический слух, умение повторить за взрослым цепочку гласных звуков в разной последовательности. Попросите ребёнка повторить за вами звуки:

А-О-И, И-У-Ы, …

И-О-А-Ы-Э, У-О-И-А-Ы, …

АО, ИУ, ЫА, УЭ…

АО - ИУ, ЫА - УЭ…

3.Назови одинаковый звук в словах.

Цель: развивать фонематический слух, слышать и называть слова с одинаковым звуком. Взрослый произносит три-четыре слова, с заданным звуком: Собака, колбаСа, ноС – дети должны назвать одинаковый звук (с), который есть в этих словах.

4.Назови первый звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, слон и предлагает определить, с какого звука начинается это слово. Взрослый говорит: Слон. Затем показывает игрушки или картинки животных, игрушек и т. д. и просит «Назови первый звук в слове».

5. Назови последний звук в слове.

Цель: развивать фонематический слух, учить определять место звука в слове. Взрослый показывает игрушку (картинку), например, кот и предлагает определить, какой звук в конце слова. Для этого - проговаривать чётко слово и последний звук голосом выделять громче: коТ, соМ, трактоР, малыШ…                                                            Затем показывает игрушки (картинки) животных, игрушек и т. д. и просит «Назови последний звук в слове».

6. Придумай имя (слово).

Цель: учить подбирать слова на заданный звук. Придумай имя  на  заданный  звук например, звук С – Слава, София, Света, Сергей; сок, сумка, свет.

 Уважаемые родители! Развивая фонематический слух, Вы облегчите ребёнку процесс освоения чтения и письма.                           Удачи Вам и Вашим детям! И пусть фонематический слух будет в порядке.                                                                                                        Опубликовано:    9.11.2024г.                                                                            Учитель-логопед Колесникова Елена Александровна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: «Фонематический слух — основа правильной речи»

Консультация для воспитателей:«Фонематический слух — основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи"

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без неё нельзя научиться слушать и понимать речь. Очень  важно научиться  различать, анализировать и дифференцировать на ...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»

Консультация для воспитателей «Фонематический слух - основа правильной речи»...

Консультация для воспитателей "Фонематический слух - основа правильной речи!"

Консультация учителя-логопеда для воспитателей дошкольных отделений...

Консультация для педагогов «Фонематический слух - основа правильной речи »

Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш про...

Консультация для воспитателей «Фонематический слух — основа правильной речи».

Что же такое фонематический слух? Под фонематическим слухом  — основным компонентом восприятия речи — понимается способность человека слышать отдельные фонемы, или звуки в слове....