Речь педагога как фактор развития детей дошкольного возраста
консультация по логопедии

Теленченко Татьяна Анатольевна

К речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи педагога рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Гимназия г. Троицка»

дошкольное отделение № 7

 «Речь педагога

как фактор развития детей дошкольного возраста»

Подготовили:

учителя-логопеды

 Виноградова А.Н.,

Теленченко Т.А.

 «Речь педагога

как фактор развития детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи педагога рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Чтобы дети научились четко, последовательно излагать свои мысли, делать выводы, пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, педагогам необходимо выполнять следующие требования

Среди требований к речи педагога ОО выделяют:

Правильность – соответствие речи языковым нормам. Педагогу необходимо знать и выполнять в общении с детьми основные нормы русского языка: орфоэпические нормы (правила литературного произношения), а также нормы образования и изменения слов.

Точность – соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе. Особое внимание педагогу следует обратить на семантическую (смысловую) сторону речи, что способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность – выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Педагогу следует учитывать, что именно в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота – отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Устранение нелитературной лексики – одна из задач речевого развития детей дошкольного возраста. Решая данную задачу, принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), педагогу необходимо заботиться о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность – особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Выразительность речи педагога является мощным орудием воздействия на ребенка. Владение педагогом различными средствами выразительности речи (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.) Способствует не только формированию произвольности выразительности речи ребенка, но и более полному осознанию им содержания речи взрослого, формированию умения выражать свое отношение к предмету разговора.

Богатство – умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Педагогу следует учитывать, что в дошкольном возрасте формируются основы лексического запаса ребенка, поэтому богатый лексикон самого педагога способствует не только расширению словарного запаса ребенка, но и помогает сформировать у него навыки точности словоупотребления, выразительности и образности речи.

Уместность – употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения. Уместность речи педагога предполагает, прежде всего, обладание чувством стиля. Учет специфики дошкольного возраста нацеливает педагога на формирование у детей культуры речевого поведения (навыков общения, умения пользоваться разнообразными формулами речевого этикета, ориентироваться на ситуацию общения, собеседника и др.).

Безусловно, знание педагогом названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ОО.

В речи педагога не допускается:

Употребление слов – паразитов.

 Небрежное, неряшливое произношение ( недоговаривание окончаний слов, проглатывание отдельных звуков, невнятное произношение согласных).

Речь с национальным акцентом, с характерными особенностями местных говоров: яканьем, цоканьем и др.

Побуквенное произнесение некоторых слов: что (вместо што ), его (вместо ево ), счастье ( щастье ) и т.д.

Произнесение слов с неправильным ударением.

Неточность произнесения отдельных звуков или слов.

Ошибки в лексико – грамматическом оформлении.

Требования к связной речи педагога и ее лексико – грамматическому оформлению

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание, является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, педагог не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудно установить связь между частями предложения, осмыслить и понять содержание.

Но нельзя ограничиваться и употреблением только простых предложений. Важно шире использовать недлинные сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т.д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, то есть то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь педагога громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи педагога достигается, прежде всего, правильным и точным использованием слов.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в речи педагогов

  • НАДЕТЬ – ОДЕТЬ

 Глагол НАДЕТЬ обозначает действие, производимое по отношению к самому себе или (в конструкциях с предлогом на) по отношению к другому лицу либо предмету: надеть пальто, туфли, перчатки, очки, кольцо; надеть шубу на ребенка, надеть чехол на кресло, надеть наволочку на подушку. Глагол ОДЕТЬ обозначает действие, обращенное на другое лицо или предмет, выраженный прямым дополнением (т.е. существительным или местоимением в винительном падеже без предлога): одеть ребенка, одеть куклу.

  • ОБУТЬ, обую, обуешь; обутый; обут, -а, -о; св. кого-что . Формы побудительного наклонения: обуть - обуй, обувать - обувай . Обуть (глагол совершенного вида)- 1) надеть обувь на себя или кого-то еще; 2) снабдить обувью кого-то ( Всю семью надо одеть-обуть ). Обувать - глагол несовершенного вида с тем же значением. Глаголы сов. вида обозначают законченное или ограниченное во времени действие, глаголы несов. вида - неограниченное во времени. Таким образом, когда Вы говорите: "Обуй ботинки," - то ожидаете немедленного исполнения действия, а когда говорите: "Обувай," - то ожидаете начала "длительного" процесса. В принципе, разница в значении очень невелика.
  • ЕСТЬ - КУШАТЬ

Глагол КУШАТЬ стилистически ограничен в своем употреблении. В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме 1 лица ( нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем; надо: я ем, мы едим. В 3-м лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде ( кушай, кушайте, пожалуйста ), где формы ешь, ешьте, звучат несколько фамильярно.

  • ПОДСКАЗАТЬ -СКАЗАТЬ

Глагол ПОДСКАЗАТЬ используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения , а также в переносном значении: навести на мысль: опыт подсказывает иное решение . Поэтому нельзя говорить: подскажите, пожалуйста, как пройти... Надо: скажите, пожалуйста, как пройти...

  • ОПЛАТИТЬ - ЗАПЛАТИТЬ 

Глагол ОПЛАТИТЬ (вносить плату, отдавая деньги за что-нибудь, в возмещение чего-нибудь) употребляется в тех случаях, когда говорится о возмещении расхода, стоимости, кредита, о получении денежного документа (чека) и т.п. Этот глагол употребляется только в конструкциях с винительным падежом без предлога (оплатить покупку, проезд...). Глагол ЗАПЛАТИТЬ употребляется при указании на отдачу денег (или других ценностей) за покупку, а также в качестве штрафа или вознаграждения. Надо говорить: заплатить премию, заплатить штраф, но: оплатить работу, оплатить проезд.

  • «КЛАСТЬ» И « ЛОЖИТЬ »

Нормой является употребление слова «класть», в то время как « ложить » является просторечием. ...Глагол «класть» употребляется без приставок. Но это касается только глаголов несовершенного вида, с совершенным же видом ситуация полностью противоположная -говорить и писать «положить » считается правильным, « покласть » — просторечием. Эти нормы закреплены во всевозможных словарях и справочниках, а потому считаются единственно правильными.

  • ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ

Глаголы ПЕЧЬ, ЖЕЧЬ, СТРИЧЬ При употреблении этих глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: К/Ч и Г/Ж НОРМА: ПЕКУ, ПЕЧЕМ ,ПЕЧЕШЬ, ПЕЧЕТЕ, ПЕЧЕТ, ПЕКУТ . Но НЕ! Пекешь , пекет , пекем , пекете НОРМА: ЖГУ, ЖЖЕМ, ЖЖЕШЬ, ЖЖЕТЕ, ЖЖЕТ ,ЖГУТ . Частая ошибка - без чередования. НЕПРАВИЛЬНО: жгешь , жгет , жгем , жгете . Аналогичные ошибки – при употреблении глагола СТРИЧЬ. НОРМА: СТРИГУ, СТРИЖЕМ, СТРИЖЕШЬ СТРИЖЕТЕ ,СТРИЖЕТ, СТРИГУТ . НО НЕ! стригем , стригешь , стригете.

  • ТОРТЫ , БАНТЫ , ЛИФТЫ

В словах под ударением должен быть первый г ласный звук во всех формах ( т`ортов , б`антов , л`ифтов ; в т`ортах , в б`антах , в л`ифтах ; на т`ортах , на б`антах , на л`ифтах ; л`ифт , л`ифта , л`ифту , л`ифтом , на л`ифте ).

  • ЗвонИть

Глаголы, образованные от глагола звон `и ть с разными приставками (позвон и ть, перезвон и ть, созвон и ться), во всех формах произносятся с таким же ударением, как и в глаголе звон и ть ( позвон` и шь , перезвон `и т , созвон` и мся и т. д.).

  • ВКЛЮЧИТЬ

Глаголы с тем же корнем, что и в глаголе включ и ть, но с другими приставками (подключ и ть, переключ и ть, подключ и ться, заключ и ть) во всех формах произносятся с тем же ударением, что и в глаголе включ и ть ( подключ` и т , заключ` и м , подключ` и шься и т. д.).

  • НАРЕЧИЯ

Наречия – слова неизменяемые, поэтому морфологических ошибок не возникает. Но есть ошибочные варианты состава слова наречия.

НОРМА: Сзади (НЕ взади), Назад ( НЕ взад), Позади (НЕ взаду ), Назад  вперед ( НЕ взад), Внутрь (НЕ вовнутрь), Куда (НЕ куды ), Туда (НЕ туды), Сюда ( НЕ сюды ). В норме нет слов тудой, сюдой.

Там (НЕ тама ), Здесь (не здеся ), Тут (НЕ тута), Около (НЕ коло), Зря (НЕ зазря), Сразу (НЕ зараз), Сначала ( НЕ сперва, перво-наперво), Потом ( НЕ опосля), Впервые (НЕ впервой), Снова ( НЕ по-новой), Глубоко (НЕ глЫбоко), Безразлично (НЕ без разницы), По правде (НЕ взаправду), Нарочно (НЕ понарошке), Зря (НЕ зазря), Нарочно (НЕ понарошке, но вполне допустимо у детей), Шире (НЕ ширше), Длиннее (НЕ длиньше), Пополам (НЕ напополам), Один за другим (НЕ один за одним).

Требуется постоянное внимание к грамматической стороне речи детей и исправление ошибок в ней.

Это необходимо для того, чтобы дети усвоили правильные грамматические формы; в то же время исправление ошибок способствует тому, что дети начинают осознавать, как надо правильно говорить. Следовательно, исправлять ошибки детей надо так, чтобы ребенок различал, как он сам говорит и как педагог; если ребенок замечает, осознает две формы слова — неправильную и правильную, то он и сам сможет исправить ошибку; во всяком случае он будет стараться говорить правильно.

В тех случаях, когда какие-либо грамматические ошибки широко распространены в речи детей группы, следует проводить специальные дидактические игры или дидактические упражнения.

Педагогические требования к применению специальных игр и упражнений: 1) Выбор дидактической игры или упражнения обосновывается жизненной необходимостью упражнять детей в том, чем они еще плохо владеют;

2) Педагог каждый раз должен ясно видеть дидактическую задачу, т. е. то, чему он намерен учить детей (например, дидактическое упражнение на усвоение форм глаголов и т. п.);

3) Материал для упражнения следует подбирать так, чтобы в нем были не только слова одной грамматической формы или одной грамматической категории, в которых дети делают ошибки, но и близкие к ним формы и категории, уже усвоенные детьми. Например, если дети делают ошибки в среднем роде имен существительных, то для дидактической игры нужно подобрать слова не только среднего рода, но и женского и мужского рода, чтобы дети имели возможность сопоставить, сравнить, выделить слова среднего рода и среди других имен существительных и почувствовать особенности этих слов, дифференцировать слова среднего рода. Это, конечно, делается детьми практически — ребенок называет: голубое платье, но голубая лента или голубой шарф;

 4) Материал дидактической игры должен быть хорошо знаком детям, слова должны вызывать конкретные, знакомые образы, сама дидактическая игра должна будить мысль ребенка;

5) В дидактических играх желательно использовать наглядный материал.

6) Как и всякая дидактическая игра, специальные упражнения на формирование грамматической правильности речи проводятся живо, интересно для детей; игровое начало — залог успешного усвоения.

Методы, которые помогают усовершенствовать речь педагога

1. Чаще обращайтесь к помощи словаря.

Самыми верными помощниками на вашем столе должны быть словари. Используйте словарь, чтобы изучить значение и происхождение новых слов, с которыми вы сталкиваетесь. Также используйте его, чтобы проверить точное значение и правописание слов, в которых вы не уверены. Словарь можно использовать всякий раз, когда вы нуждаетесь в альтернативе тому или иному слову, чтобы избежать тавтологии. В вашем компьютере, вероятно, есть словарь, обязательно пользуйтесь им.

2. Больше читайте.

Чтение хороших авторов помогает развить грамотность речи . Современные и классические романы, научная литература и статьи в газетах и журналах - все это важные источники для обогащения вашего словарного запаса. Читая, вы не только черпаете информацию из сюжета, вы учитесь правильно строить фразы, узнаете новые слова.

3. Ищите и используйте новые слова.

Встретив на своем пути новое слово, обратитесь к словарю, чтобы выяснить его значение и происхождение. Вам будет легче запомнить новые слова, если вы будете стараться использовать их, как можно чаще. Главная выгода богатого словарного запаса заключается в том, что вы всегда сможете выразиться понятно, подобрав точное по значению слово.

4.Участвуйте в развивающих играх.

 В детстве изучая язык, мы решаем шутливые задачки, играем, проходим тесты, экспериментируем, делаем ошибки. Попробуйте повысить грамотность речи с помощью различных игр . Анаграммы, кроссворды, шифры, шарады, ребусы и другие подобные загадки превосходно влияют на грамотность.

5. Послушайте себя со стороны

 Если это возможно, создайте видеоклип, с записью вашей речи, запишите занятие с детьми. Большинство людей обнаруживает, послушав себя со стороны, что ежедневно совершает множество речевых ошибок. Это может быть неправильное построение предложений, слова-паразиты и др.

Развивайте грамотность своей речи и вы будете вознаграждены.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.  Почётный работник общего образования,инструктор высшей квалификационной категориипо физической культуреГ...

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста.

Игровые методики на занятиях спортом как фактор развития детей дошкольного возраста....

Консультация для педагогов «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста в условиях ФГОС»

Проблема социально-личностного развития ребёнка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры ...

Комфортная развивающая предметно - пространственная среда как фактор развития детей дошкольного возраста

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.        ...

«Экспериментальная деятельность как один из факторов развития детей дошкольного возраста»

В данном материале описываются методы фиксации наблюдений в сдетьми в разных возрастных группах из опыта работы....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Инновационные технологии в работе педагогов по речевому развитию детей дошкольного возраста.

       Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Усп...