Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста
консультация по логопедии (младшая группа)

Костенко Татьяна Сергеевна

Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.

Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Так же в этом возрасте обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. с этой целью стоит использовать «пальчиковые игры».

Дыхательная гимнастика, должна проводится для выработки правильной воздушной струи при произнесении звуков, для укрепления иммунитета и обязательно в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:


Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Период раннего детства считается ключевым в освоении ребенком родного языка, а его успешное протекание во многом зависит от специфики социального окружения ребенка, условий его воспитания, личностных особенностей взрослых людей, окружающих ребенка.

Поэтому, начиная с раннего детства, с профилактической целью, а также для коррекции необходимо проводить специальную гимнастику (комплекс упражнений, направленную на укрепление мышц, выработку полноценных движений, определенных положений органов артикуляционного аппарата.

Так же в этом возрасте обязательно нужно развивать ловкость, точность, координацию, синхронность движений пальцев рук. с этой целью стоит использовать «пальчиковые игры».

Дыхательная гимнастика, должна проводится для выработки правильной воздушной струи при произнесении звуков, для укрепления иммунитета и обязательно в игровой форме.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Лягушка»: максимально открывать и закрывать рот, растягивать губы в улыбочку, трубочкой.

2. «Сказка о язычке»: язычок сидит в домике, вышел из домика, посмотрел вправо-влево, снова спрятался в домик

3. «Надуть щечки» (щечки толстые - худые).

4. «Язычок гуляет»: язычок пошел гулять (широкий, расслабленный язычок на нижней губе); в домик спрятался опять (язык в состоянии покоя лежит за нижними резцами).

5. «Лакание молока».

Молоко лакает кот.

Котик нас лакать зовет.

6. «Мышка»: улыбнуться и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пи-пи-пи».

7. «Заяц»: поднять верхнюю губу, обнажая только зубы.

8. «Медведь»: оттягивать вниз нижнюю губу, обнажая только нижние зубы.

9. «Лошадка»: цоканье языком.

10. «Вкусное варенье»: широким языком облизать верхнюю губу, а затем нижнюю.

Дыхательная гимнастика.

1. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Осенние цветочки»: медленно набрать воздух через нос, плечи не поднимать; определить цвет цветочка (повторить 3-5 раз).

2. Развитие плавного, длительного вдоха.

Упражнение «Узнай фрукт»: воспитатель приносит блюдо с апельсином, лимоном, яблоком. Дети рассматривают фрукты, нюхают, запоминают ароматы. Затем всем по очереди завязывает глаза и предлагает узнать фрукт по запаху.

Предварительно напоминает, как делается глубокий, длительный вдох; следит, чтобы дети не поднимали плечи. Затем предлагает определить фрукты на вкус.

3. Развитие плавного, длительного выдоха: сдувать с ладони перышко.

4. Развитие плавного, длительного выдоха. Игра на дудочке.

5. Развитие глубокого вдоха, выдоха.

Упражнение «Сдувание снежинок со снежной поляны». С листа бумаги сдувать бумажные снежинки.

6. Развитие плавного, длительного выдоха. С помощью бумажных «снежных»комочков определять, чей комочек улетит дальше.

7. 7. Развитие речевого дыхания. Используется имитация пиалы из которой поднимается пар. Упражнение «Подуем на горячий чай».

8. Развитие плавной, длительной воздушной струи. Упражнение «Паровоз».

9. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания – носовой вдох, ротовой выдох. Упражнение «Пузырьки»: воспитатель показывает, как можно пускать пузыри с помощью соломинки: вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами.

10. Формирование предпосылок комбинированного типа дыхания. Упражнение «Воздушные шары».

Развитие мелкой моторики.

1. «Хорошие животные»: гладить животных (мягкие игрушки).

2. Пальчиковая гимнастика: работать над темпом и ритмом речи.

-Пальчик-мальчик,

Где ты был?

- С этим братцем

Песни пел.

- С этим братцем

Танцевал.

- С этим братцем

Я ходил в спортзал.

- С этим братцем

Я в лесу гулял.

3. Развитие мелкой моторики: указательным пальцем правой руки делать круговые движение на левой ладони. «Сорока-белобока».

4. Развитие мелкой моторики. Щипцеобразное разминание (продольное и поперечное) мышечного валика локтевого края ладони. «Гуси,гуси.»

5. Развитие мелкой моторики: удерживать пальцы в кулаке, сгибать и разгибать их; согнуть пальцы одной руки в кулак – «птички пьют из бочки»; пальцы другой руки попеременно вставлять сверху в отверстие «бочки».

6. Развитие мелкой моторики. Перетирать тремя пальцами – большим, указательным, средним – крупу (гречку, рис).

7. Развитие мелкой моторики: имитировать движения в сопровождении стихотворного текста, с использованием прищепок, аппликационных шаблонов.

8. Развитие мелкой моторики: сжимать пальчики в кулачки и разжимать (повторять 3-5 раз).

9. Развитие мелкой моторики. Игра «Пальчики здороваются».

Развитие фонематического слуха.

1. Развитие фонематического слуха (звучащие игрушки, узнать звучание одного инструмента среди других.

2. Развитие фонематического слуха на неречевом материале. Действия с бумагой (рвать, листать, сминать).

3. Развитие фонематического слуха. Стоять спиной к воспитателю, рассказывать, что он делает: переливает воду, щелкает ножницами.

4. Развитие фонематического слуха: определять на слух знакомые звучащие игрушки.

5. Развитие фонематического слуха на неречевом матереале. Пение птичек громко и тихо. Когда звучит громкое пение, дети машут руками (летают, тихое – приседают.

6. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Звучащий предмет». На столе две коробочки, в одной колокольчик. Воспитатель достает его и демонстрирует звучание, затем убирает в коробочку; меняет коробочки местами и предлагает детям найти колокольчик, выбрав нужную коробку.

7. Развитие фонематического слуха. Упражнение «Кто как кричит?»

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Консультация для воспитателей «Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста»

1-2 слайд

В настоящее время количество детей, имеющих нарушения речи, увеличивается. Поэтому возрастает необходимость по предупреждению (профилактике) речевых нарушений у дошкольников. Важную роль в профилактике играет совместная работа логопеда и воспитателей детских дошкольных учреждений. Предупреждать речевые нарушения у детей необходимо с раннего возраста, в каждой возрастной параллели свои профилактические задачи:

3 слайд

• в раннем возрасте (до 3 лет) - предупреждение недоразвития речи соц. характера, так как речь ребенка формируется по подражанию, то есть в процессе общения с окружающими его взрослыми. Неправильное речевое окружение и воспитание может являться причиной возникновения у детей дефектов речи. Нарушения речи, возникшие в дошкольном возрасте, в дальнейшем могут повлечь за собой целый ряд вторичных нарушений речи, которые в той или иной степени могут повлиять на деятельности и поведении ребенка в целом. Поэтому так важно заботиться о своевременной профилактике нарушений и уделять внимание развитию речи детей.

• в младшем и среднем возрасте (3-5 лет)- ведется работа по предупреждению дефектов звукопроизношения.

4 слайд

Правильное звукопроизношение складывается из:

- хорошо развитого слухового внимания;

- нормального речевого дыхания;

- развитой артикуляционной и мелкой моторики.

5 слайд

Развитие мелкой моторики, правильного дыхания, слухового внимания, артикуляционной гимнастики – это все залог правильной, красивой речи!

6 слайд

Артикуляционная гимнастика

Хорошая дикция – основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависит от активной и правильной работы артикуляционного аппарата. Развивать артикуляционный аппарат помогают специальные упражнения.

С детьми первой и второй младших групп – объем требований невелик. Нужно познакомить детей с основными органами артикуляционного аппарата: ртом, губами, зубами, языком, небом и с основными движениями языка ( поднимать язык вверх, опускать вниз, направлять язык к углам рта). Это можно сделать в игровой форме, рассказав сказку «О веселом язычке». (РАЗДАТЬ СКАЗКИ)

7 слайд

В средней группе необходимо следить за четкостью выполнения движений, за умением переключать органы артикуляционного аппарата с одной позы на другую. Артикуляционная гимнастика проводится сидя, спина прямая, ребенок расслаблен. Усадить ребенка нужно так, чтобы он видел лицо воспитателя и воспитатель мог отследить выполнение упражнений ребенком. Проводить гимнастику систематически, тогда будет эффект.

8 – 9 слайд

Мелкая моторика

Упражнения на развитие мелкой моторики так же, как и артикуляционные упражнения должны проводится систематически. Обыгрывание с детьми потешек, стихов в сочетании с движением и музыкой, пальчиковые гимнастики, выкладывание узоров разными видами круп, рисование на манке, штриховки, шнуровки и многое другое способствует развитию мелкой моторики рук. Немало важным является развитие силы рук. Мы предлагаем использовать следующие игры……

10 слайд

Игры с детьми среднего возраста

11 слайд

Слуховое внимание

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но малыша можно этому научить. Необходимо развивать и совершенствовать слуховое внимание и речевой слух малыша. Ведь для того, чтобы произнести слово правильно, его сначала надо как следует расслышать.

Вслушиваясь в слова, играя с ними, ребенок формирует свой слух, улучшает дикцию, стараясь приблизить звучание своей речи к тому, что он слышит от окружающих. В играх малыш учиться различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных, птиц и людей. Уже в раннем возрасте можно познакомить детей со звучанием различных музыкальных инструментов.

Можно использовать:1. игры со звучащими игрушками, баночки-шумелочки;

2. Игры, направленные на восприятие ритма;

3. Различение одинаковых по высоте, силе, тембру звукокомплексов – игры «Три медведя», «Как семья разговаривает»;

  • Игра « Угадай, кто кричит»
  • Игра «Где позвонили?»
  • Игра «Где позвонили?»
  • Игра «Угадай, что делают»

Младший возраст:

  • Игра «Отгадай, что звучит»
  • Игра «Откуда доносится звук?»
  • Игра «Угадай, кто сказал»
  • Игра «Кто внимательный»

Со среднего возраста можно использовать игры на различение близких по звуковому составу слов

  • «Испорченный телефон»
  • «Светофор»
  • «Повтори»
  • «Похоже – не похоже»
  • «Японская печатная машинка»

13 слайд

Речевое дыхание

Речевое дыхание – дыхание в процессе речи, отличается от обычного более глубоким коротким вдохом и ротовым длинным выдохом.

Несовершенства речевого дыхания и их влияние на речь:

Ослабленный вдох и выдох, как следствие - тихая речь, затруднение произнесения длинных фраз;

нерациональное расходование выдыхаемого воздуха ведет к нарушению плавности речи, недоговариванию слов и фраз;

произнесение фраз на вдохе - судорожной, нечеткой речи;

неравномерный выдох - речь то громкая, то тихая

Конечно, нарушение речевого дыхания может быть как следствие:

• аденоидных разрастаний;

• общей физической ослабленности;

• сердечно-сосудистых заболеваний.

В младшем и среднем дошкольном возрасте игры направлены на удлинение, развитие силы и плавности воздушной струи. Внимание: дуть не в щеки, следить чтобы голова не закружилась. Проводить систематически, 2-3 минуты.

В раннем возрасте можно использовать такие игры:

«Мыльные пузыри»,

«Пузырь»,

«Бабочка лети»

Младший возраст:

  • «Снегопад»
  • «Футбол»
  • «Ветряная мельница»

Средний возраст:

  • «Загони мяч в ворота»
  • «Пилка дров»
  • «Покатай карандаш»
  • «Чайник закипел»

14 слайд

Вывод: систематическая работа по развитию фонематического слуха, артикуляционной и мелкой моторики, речевого дыхания создает благоприятные условия для нормального развития звуковой стороны речи детей дошкольного возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультативная помощь родителям. "Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста"

В методических рекомендациях родителям по профилактике нарушений звукопроизношения у  детей  младшего дошкольного возраста указаны: причины возникновения речевых нарушений и направления рабо...

"Профилактика нарушений речи у детей младшего дошкольного возраста"

Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов.  Особенно продуктив...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста.Полноценная речевая среда.Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в осно...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Наиболее часто встречаемые дефекты произношения звуков у детей, различные виды сигма-тизма — межзубный, боковой, губно-зубной; варианты ротацизма — боковой, одноударный, можно выявить ряд общих причин...

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста

Причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста может стать недоразвитие движений органов артикуляционного аппарата. Поэтому, важнейший этап в профилактике возникновения нарушен...

«Профилактика нарушений звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста»

*«Истоки творческих способностей, дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, питающие источник творческой мысли. Чем больше уверенности и...