План-конспект мастер-класса: «Простые секреты учителя-логопеда»
методическая разработка по логопедии

Андреева Симона Семеновна

Цель: Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_prostye_sekrety_uchitelya-logopeda_.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект мастер-класса:

«Простые секреты учителя-логопеда»

Цель: Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами работы учителя-логопеда для общего развития.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; речевого дыхания; работа над дикцией; сенсорного развития.

Оборудование:

1. Ноутбук, проектор, экран, мультимедиа презентация.

2. Одноразовые тарелки.

3. Методические пособия для дыхательной гимнастики «Солнышки», «Бабочки», «Футбол», «Осьминожки», «Гусенички», «Ароматные цветочки».

4. Апельсины, сладкая соломка, сушки для артикуляционной гимнастики.

5. Мешочек с чистоговорками.

6. Мягкая игрушка, предметы разной формы, величины, фактуры.

7. Мозаика, крабик, шнуровки, бутылочки с крупой.

Ожидаемые результаты мастер-класса:

1.  Понимание его участниками сути системы работы педагога-мастера;

2.  Практическое освоение ими важнейших навыков в рамках транслируемого опыта;

3. Активизацию познавательной деятельности участников мастер-класса;

4. Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;

5. Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля педагогической деятельности.

Ход мастер-класса:

  1. Организационный момент. (3 мин)
  2. Вводная часть (2 мин)
  3. Основная часть (20 мин):
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие речевого дыхания
  • Развитие фонематического слуха
  • Сенсорное развитие
  • Мелкая Моторика регламент 5-7 минут
  1. Заключительная часть. Рефлексия. (5 мин)

 

Конспект занятия «Простые секреты учителя-логопеда».

Организационный момент (3 минуты)  

Добрый день, уважаемые коллеги. Прежде, чем мы начнем мастер – класс, для снятия усталости, а главное для развития внимания поиграем в игру «Он и она».

Повнимательней, друзья.

Я начну, вы продолжайте,

Хором, быстро отвечайте.

  • Он слон – она …
  • Он лось – она …
  • Он кот – она …

- Ну, конечно это кошка, ну ошиблись вы немножко, так сыграем еще раз, обыграть хочу я вас.

  • Он морж – она …
  • Он заяц – она …
  • Он бык – она …

- Ну, конечно же корова, поиграйте теперь снова.

  • Он тигр – она …
  • Он осел – она …
  • Он баран – она …

- Ну вот, немножко отдохнули, расслабились.

   Сегодня мы хотели бы поговорить с вами о совершенствовании приёмов и методов в работе учителя-логопеда и о создании условий для повышения мотивации к логопедическим занятиям.

Вводная часть (2 минуты)  

Наш мастер-класс называется так «Простые секреты учителя-логопеда.»

    Попробуем продемонстрировать новизну и простоту приемов в работе учителя-логопеда.

Основная часть (30 минут)

    Артикуляционная гимнастика.

   Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Попробуем и мы.

  • Стандартная артикуляционная гимнастика может проходить с использованием видео ролика или красочной презентации.
  • А теперь попробуем творческий прием.

Используем дольку апельсина, бублик и сладкую соломку.

«Упражнения с соломинкой»

1. Высунуть язык и держать на нем соломинку как можно дольше.

2. Открой рот и постарайся удерживать соломинку в равновесии на языке. Можно прижать  к верхним зубам, но рот закрывать нельзя.

3. Сделай усы! Удерживай соломинку у верхней губы с помощью кончика языка. А теперь делаем усы удерживая соломинку губами.

4. А теперь задание потруднее: соломинку нужно удержать в вертикальном положении (почти), зажав один конец между зубами и языком.

«Упражнения с сушкой»

1."Язычок-гимнаст" - рот открыт, на язычок нанизываем сушку, поднять и опустить язычок с сушкой, подвигать им вправо-влево.

2. «Слоник»-  на губы надеть сушку, вытянуть вперед, как хоботок у слоника. Держать 5-7 секунд.

3. «Петля»- продеть язык через бублик и «спрятать» за верхние зубы, удерживать 5-7 секунд.

   Сложные упражнения, не у всех выходит с первого раза. Даже взрослому трудно выполнять.

«Упражнения с долькой апельсина»

1.Облизать языком колечко апельсина по кругу, в право-влево, вверх-вниз.

Развитие речевого дыхания.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а так же продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

 Правила для ротового выдоха:

  • делаем глубокий вдох носом, чтобы произвести глубокий выдох;
  • выдох должен быть очень плавным;
  • во время выдоха щеки надувать не нужно;
  • во время выдоха воздух должен выходить исключительно через рот;
  • во время разговора нельзя добирать воздух при помощи частых коротких вдохов.

Дыхательные упражнения должны быть ограничены по времени, так как могут вызвать плохое самочувствие.

     1. Дыхательная гимнастика «Парящие бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Материал: вырезать из цветной бумаги бабочек и подвесить их на нитках.

Логопед предлагает ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

      2. Подвижная игра «Гусеница»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Материал: понадобиться цветная бумага,трубочка.

Логопед предлагает ребенку взять трубочку и дуть на середину гусеницы, тогда она начинает двигаться – получается увлекательная, полезная игра.

      3. Дыхательная гимнастика «Забей мяч в ворота»

Цель: развитие длительного плавного выдоха, активизация губных мышц и стимуляция мелкой моторики рук ребенка.

Материал: футбольное ворота, мяч, трубочка.

Ребенок вытягивает губы трубочкой и плавно дует на мячик, загоняя его в ворота, забивая как можно больше  голов противнику и не дать упасть мячу за край «футбольного поля».

      4. Дыхательная гимнастика «Мыльные, цветные пузыри»

Цель: закрепить умение детей дуть через трубочку, активизация губных мышц; тренировка дыхательной системы.

Материал: стакан с мыльным раствором, трубочки  для коктейля.

Логопед предлагает ребенку взять трубочку и подуть в стакан с мыльным раствором.

      5. «Ароматный цветочек» глубокий вдох носом, на выдохе произносим «Ах, как пахнет». Данное упражнение выполняем 5 раз.

Работа с дикцией.

    Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

  • «Волшебный мешочек» сейчас я к каждому буду подходить, Вы вытащите задание из мешочка и попробуете проговорить.

Шел гуськом гусак с гусаком,

Смотрит свысока гусак на гусака;

Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Дятел, дятел - наш приятель

Дуб долбит, как долотом.

Помоги нам, дядя дятел,

Для скворцов построить дом.

Испугались медвежонка

Ёж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и с трижонком.

Встретиться Змей и Змея захотели.

Встретиться Змей и Змея не сумели.

Змей в облаках, а Змея на земле.

Надо бы Змею спуститься к Змее.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.

Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.

Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Сенсорное развитие

   Сенсорное развитие является фундаментом общего умственного развития.

   Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упражнения.

Например:

"Волшебный мешочек"

 В непрозрачный мешочек кладут предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.). Предлагаем на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет.

Тактильные шарики

а) «Распредели шарики по картинкам»

Узнать на ощупь шарик с наполнителем и разложить по соответствующим картинкам.

-шарики плотные.

-крупы, гречка, сахар, горох, макароны, вода.

б) «Найди пару»

Находить одинаковые по тактильным ощущениям предметы.

Ход игрыпредложить детям рассмотреть шарики, потрогать их и определить какие они  на ощупь и предложить найти одинаковые по ощущениям.
«Чудо-коробочка»

Определить на ощупь и называть разные текстуры. Игру можно использовать во всех возрастных группах.

Материал: коробочка, материал из разной фактуры (щетка-колючая, монеты-холодная, шкурка-шершавая, мелованная бумага - гладкая, пленка-пупырчатая, оберточная бумага–мятая, палочки деревянные-ребристая, поролон-мягкий, ткань-шершавая, пряжа-мягкая).    
«Массажные коврики»

Ходьба по коврикам босиком.

Для развития речи тренировка ступней ног имеет ничуть не меньшее значение, чем тренировка пальцев рук. То есть, путешествуя по шершавой дорожке, ребенок незаметно развивает свою речь.

«Звенящие бутылочки»

    Умеете ли Вы распознавать звуки? Сделать это можно, например, при помощи такой игры. В одинаковые непрозрачные бутылочки положите самые разные предметы: рис, фасоль, перец, речной песок, камушки, канцелярские кнопки, пуговицы, горох и др. Найдите бутылочки с одинаковым звуком.

 «Мозаика»

Собрать рисунок. Назвать цвета.

  «Шнуровка»

Зашнуровать фетровых животных.

«Крабик»

Отстегнуть и пристегнуть круглые фигуры к пуговицам, назвать цвета.

Заключительная часть. Рефлексия. (5 минут)

   Вашему вниманию были представлены разные методические разработки. Что-то можно использовать дома, что-то может использовать каждый из Вас в своих занятиях. Мы старалась подобрать материал так, чтобы он мог касаться не только логопедических занятий, но и общеразвивающих.

      Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для родителей «Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе »

Цель мастер - класса: познакомить родителей с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики; дыхательной;  пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа....

Мастер - класс для родителей воспитанников логопедической группы. Тема: "Простые секреты учителя-логопеда, формируем звуки вместе"

Научить родителей различным приемам и методам, способствующим формированию у детей правильной речи....

Мастер- класс для родителей «Секреты учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков».

Мастер- класс для родителей «Секреты учителя – логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков»....

Мастер - класс для педагогов: " Секреты учителя- логопеда в индивидуальной работе по постановке и автоматизации звуков"

Распростронение личного педагогического опыта аудитории педагогов дошкольного образования....

Мастер - класс "Простые секреты учителя - логопеда. Формируем звуки вместе".

Мастер - класс для родителей днтей дошкольного возраста.Цель: Повышение компетентности родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми....

План-конспект мастер-класса «Простые секреты учителя-логопеда»

Создать условия для  повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию логопедических методик в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидностей форм работы....