Консультация "Когда обращаться к логопеду?"
консультация по логопедии (средняя группа)

Капбасова Айнура Серекжановна

Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_obrashchatsya_k_logopedu.docx113.99 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда обращаться к логопеду?»

Подготовила: учитель-логопед Picture background

Капбасова Айнура Серекжановна

Грамотная и понятная речь – не врожденное качество. Ребенок на протяжении всех первых лет жизни шаг за шагом учится правильно и четко произносить разные звуки, составлять слова и предложения, выражать свои мысли последовательно и ясно. Но нередко речевое развитие проходит со сложностями. Если родители замечают у ребенка какие-то проблемы с речью, важно, как можно скорее обратиться к специалисту – логопеду.

Когда стоит обращаться к логопеду?

  • до 1 года – если у ребенка нет гуления и лепета, то есть попыток произносить сначала отдельные звуки («агу», «гы», «кхх»), а затем повторяющиеся слоги («бубу», «гиги», «диди», «тата»).
  • 1-2 года – если ребенок совсем не говорит.
  • 2-3 года – если ребенок все понимает, но отказывается говорить, если он почти не произносит понятные слова, но при этом активно и много общается на «своем» языке. Родителей малыша в этом возрасте должны настораживать любые отличия речи ребенка от речи его сверстников.
  • 4-6 лет – если ребенок говорит невнятно, звуки смазанные и нечеткие. Проблемы с речью точно есть, если малыш смягчает простые звуки («щапка» вместо «шапка», «тяшка» вместо «чашка», «масинка» вместо «машинка»), не выговаривает или заменяет их («тот» вместо «кот»).
  • Старше 6 лет – если ребенок не произносит или выговаривает неправильно какие-то звуки («р», «л»), запинается, заикается, повторяет первые слоги и звуки. Веские причины обращения к логопеду – неспособность ребенка отвечать на вопросы, запоминать и пересказывать короткие стишки, рассказы, пропуск или замена слогов в длинных словах.
  • В школьном возрасте – проблемы с чтением и письмом.

Цели и задачи обращения к учителю-логопеду

Работа специалиста заключается в устранении проблем с устной речью, письмом и чтением. Для этого учитель-логопед решает следующие задачи:

  • корректирует звукопроизношение;
  • формирует фонематические процессы, то есть способность воспринимать, понимать, анализировать отдельные элементы звуковой речи (звуки, слова, предложения);
  • расширяет и обогащает словарный запас ребенка;
  • развивает грамматический строй речи, ее связность;
  • готовит малыша к обучению письму и чтению.

В каком возрасте нужно начинать логопедическую работу с ребенком?

Раньше существовало мнение, что ребенка нет смысла приводить к логопеду в возрасте младше 5 лет. Но оно давно устарело. К 5 годам речь уже во многом сформирована, ведь начинается этот процесс, когда малышу не исполнилось и года.

Именно в первый год жизни ребенка нужно начинать задумываться о правильности развития его речи, а при возникновении любых сомнений обращаться к специалисту. Особенно это касается детей, которые наблюдаются у невропатолога из-за проблем во время беременности и родов. Современные технологии работы учителей-логопедов позволяют выявить и скорректировать проблемы с речевым развитием на самой ранней стадии. А это всегда проще, чем исправлять неправильно сформированную речь.

Как избежать проблем с речью и вовремя их распознать – 10 рекомендаций родителям от учителя-логопеда:

1 совет. Говорите с ребенком во время приготовления еды, уборки, одевания и раздевания, игры, прогулки и любой другой деятельности. Рассказывайте и спрашивайте о том, что вы и малыш видите, делаете, слышите.

2 совет. Используйте правильно построенные фразы, предложения. Нужно говорить предложениями на 1-2 слова длиннее, чем у малыша. Если он пока не говорит фразами, общайтесь с ним предложениями из 2 слов.

3 совет. Вопросы должны быть открытыми, чтобы у ребенка был стимул использовать для ответа несколько слов. Например, вместо «Ты играешь?» спрашивайте: «Что ты делаешь?».

4 совет. Не торопите ребенка с ответами на вопросы и формулированием своих мыслей. Подождите, пока он скажет все, что хотел.

5 совет. Прислушивайтесь к окружающим звукам (лаю собаки, шуму машины, шелесту листьев) и спрашивайте у малыша, что он слышит.

6 совет. Рассказывая ребенку короткие истории и сказки, просите его пересказать услышанное вам или кому-нибудь еще.

7 совет. Если словарный запас у малыша небогатый, расширяйте его. Показывайте и называйте ему разные предметы и явления (части тела, фрукты и овощи, транспорт и т. д.) и просите повторять слова. Вводите в речь ребенка по 5-6 слов, а когда он научится хорошо произносить их, добавляйте новые. Занимайтесь ежедневно и обязательно хвалите, воодушевляйте малыша, даже если у него пока что-то не получается.

8 совет. Если ребенок не говорит предложениями, а использует для общения только слова, учите его коротким фразам. Например, малыш знает слово «кружка». Последовательно вводите в его речь предложения: «Дай кружку», «Папина кружка» и т. д.

9 совет. Занимайтесь с малышом в игровой форме – интерес активизирует речевое подражание, способствует развитию памяти и внимания.

10 совет. Обращайте внимание на речевое развитие ребенка с самого раннего возраста. Не дожидайтесь, когда он «перерастет», «сам заговорит».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Когда необходимо обращаться к логопеду?"

Статью можно использовать для консультации родителям  на стенде....

Когда обращаться к логопеду: памятка для родителей

Материал для будущих родителей. Основные этапы становления и развития речи детей, несколько советов родителям....

В каком возрасте следует обращаться к логопеду?

Существовало ошибочное мнение,что ребенок нуждается в логопедической помощи только перед школой для исправления дефектов звукопроизношения. Работа логопеда охватывает разный возраст, и работает логоп...

Когда и в каких случаях нужно обращаться к логопеду?

Рекомендации для родителей: "Когда и в каких случаях нужно обращаться к логопеду?"...

Когда обращаться к логопеду?

В этой статье я обращаюсь к родителям,чтобы они не оставались в стороне и дополнительно развивали способности своего малыша,ведь речь человека развивается с детства и до конца жизни,именно в детском в...

"Во сколько обращаться к ЛОГОПЕДУ" (консультация)

Консультация ЛОГОПЕДА родителям...