Картотека дыхательных упражнений
картотека по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

 

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно - сосудистой системы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_dyhatelnyh_uprazhneniy.docx23.67 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дыхательных упражнений.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений буддийской гимнастики, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно - сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков речи.

  • Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
  • Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
  • Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
  • Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1.Следить за правильностью выполнения упражнений.

2. Вдох делать носом, плавный выдох через  рот.

3. Щёки не  надувать.

4. Дуть, пока не закончится весь воздух.

5. Следить за длительностью игр  (не более 2-3 минут).

А теперь предлагаю вашему вниманию несколько игр для развития речевого дыхания:

Игра «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Игра «Подуй на листочек». Высушенный лист с любого дерева (или вырезанный из бумаги) подвесить на ниточке на уровне рта ребенка.
Предложить ребенку стать ветерком, который дует на осенний листочек.

Игра «Снегопад». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд. Желательно не надувать щеки, при выполнении этого упражнения.

Игра «Задуй свечу». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Игра «Полёт одуванчиков». Во время цветения одуванчиков поиграйте с ними! Это могут быть соревнования по дальности илисиле полёта зонтиков.

Игра «Воздушный футбол». Соорудите из конструктора или кубиков ворота, возьмите шарик от пинг-понга или шарик из ваты. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

Игра «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

Игра «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные стаканчики и трубочки и предложите ребенку подуть в зеленый стаканчик через зеленую трубочку и т. д.

Игра «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

Игра «Губная гармошка». Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. При этом ваша задача не в том, чтобы научить его играть, потому не обращайте внимание на мелодию. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.

Игра «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.

 Игра «Лети, бабочка». Педагог показывает детям бабочек и предлагает поиграть с ними.

- Посмотрите, какие красивые бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.

«С цветка на цветок,

Я порхаю весь денёк».

Дети дуют на бабочек. Необходимо следить, чтобы дети стояли прямо, при выдохе не поднимали плечи. Дуть на одном выдохе, не добирая воздух, не надувая  щёки.  Губы слегка выдвигать вперед. Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.

Игра «Облака». Педагог: - Представьте, что подул сильный ветер и облака поплыли по небу. А теперь вы подуйте на облака.

«Подуем на плечо,

Подуем на другое,

Подуем на живот,

Как трубочка, наш рот.

Ну а теперь – на облака,

И отдохнем пока»

Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей. Во втором случае дети дуют на облака одновременно.

Игра «Горячий чай». Дети дуют на воображаемый чай, чтобы его остудить. Чашки из цветного картона, сверху наклеены узкие полоски тонкой цветной бумаги).

Игра «Бумажные флажки». Детям предлагается подуть на флажки. Флажки полощутся на ветру! Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Игра «Катись карандаш». Дети сидят за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребёнка лежит карандаш. Педагог предлагает с силой подуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Второй участник игры ловит карандаш.

Можно устроить соревнование. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатится дальше.

Игра «Вертушки». На улице показать детям, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем в группе предложить подуть на вертушку. Вот как завертелась! Подуйте ещё сильнее – вертушка вертится ещё быстрее. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Игра «Подуем на плечо». Ребенок стоит, ноги слегка расставлены, руки опущены, поворачивает голову направо и, сделав губу трубочкой дует на плечо, голова прямо – вдох носом, голову влево – выдох, голова прямо – вдох (подуем на плечо, подуем на другое, снова делает спокойный выдох, голова прямо – вдох носом, поднимает лицо кверху – выдох через губы, сложенные трубочкой (подуем на живот, как трубка станет рот, ну а теперь – на облако и остановимся пока»).

Игра «Аист». Стоять прямо, поднять руки в стороны, одну ногу, согнув в колене, вынести вперед и зафиксировать положение на несколько минут, удерживая равновесие; на выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося «ш-ш-ш» (6-7 раз).

Игра «Маятник».  Сесть по-турецки, руки на затылке; спокойно вдохнуть (пауза 3 сек), наклониться вперед – выдох, возвратиться в исходное положение – вдох. Повторить 3 – 4 раза.

Игра «Каша».  Вдыхать через нос, на выдохе произнести слово «пых». Повторить не менее 6 раз.

Игра «Дровосек». Встать прямо, ноги чуть уже плеч; на выдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «ух». Повторить 6 – 8 раз.

Игра «Сбор урожая».  Встать прямо, поднять руки вверх, чтобы достать яблоки – вдох (пауза 3 сек). Опустить руки, наклонить корпус вперед и вниз – выдох. Повторить 3 – 4 раза.

Игра «Комарик». Сесть, ногами обхватить ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

Игра «Сыграем на гармошке». Встать прямо, ноги слегка расставить, руки на поясе. Вдохнуть (пауза 3 сек). Наклон в левую сторону – медленно выдохнуть, растянув правый бок. Исходное положение – вдох (пауза 3 сек). Наклон в правую сторону – медленно выдохнуть. Повторить 3 – 4 раза.

Игра «Трубач». Поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10 – 15 сек).

Игра «Жук». Сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад – вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

Игра «Шину прокололи». Сделать легкий вдох, выдыхая, показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине – «ш-ш-ш».

Игра «Чей паровоз громче гудит». Для проведения игры необходимо несколько маленьких пузырьков с маленьким горлышком из-под лекарств или духов. Взрослый подносит пузырек к губам и дует в него, чтобы послышался свист, затем предлагает сделать тоже самое ребенку – подуть в каждый пузырек по очереди (не надувая при этом щеки).

Усложнение: ребенку предлагается определить, какой из 2-3 предъявленных пузырьков гудел (свистел) громче.

Игра «Отгадай по запаху».

Оборудование: шесть коробочек от киндер-сюрпризов с проделанными в них множеством отверстий: 2 коробочки наполнены апельсиновыми корками, 2 коробочки наполнены листьями сухой мяты, 2 коробочки наполнены пакетиками с ванильным сахаром.

А. “Парные коробочки”: ребенок последовательно нюхает каждую коробочку из своего набора и подбирает с аналогичным запахом из набора взрослого.

Б. “Поставь по порядку”: коробочки взрослого выставлены в определенном порядке, малыш нюхает их и пытается поставить свой набор в той же последовательности. Предлагаемая инструкция: “Поставь сначала мятную коробочку, потом апельсиновую, потом ванильную”.

Усложнение: за счет увеличения количества коробочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дыхательных упражнений для работы с коррекционными группами

В данном документе представлена подборка дыхательный упражнений, применяемых на занятиях в коррекционных группах....

Картотека дыхательных упражнений.

Картотека дыхательных упражнений используется мной на логопедических занятиях с детьми, а так же дается воспитателям для отработки....

Картотека дыхательных упражнений для детей раннего возраста

Дыхательные упражнения. Цель, оборудование, ход упражнения, стихи....

Картотека Дыхательные упражнения

Картотека Дыхательные упражнения поможет улучшить работу с детьми в области улчшения певческих навыков....

Картотека дыхательных упражнений

В картотеке представленны игры и упражнения на развитие физиологического дыхания, а также выработке плавного и продолжительного речевого выдоха...