Консультация для родителей «Развиваем пальчики – развиваем речь».
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослым значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_15_razvivaem_palchiki_-_razvivaem_rech.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение «Рождественская СОШ»
Учитель-логопед: Щеглова О.В.
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеет особое развивающее воздействие. У новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша.
До сих пор недостаточно осмысленно взрослым значение игр «Ладушки», «Коза рогатая» и др. Многие родители видят в них развлекательное, а не развивающее, оздоравливающее воздействие. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Такую тренировку следует начинать с самого раннего детства. Исходя из оздоровительного воздействия на организм ребенка каждого из пальцев, помогайте ребенку координировано и ловко ими манипулировать. Обращайте внимание на овладение ребенком простыми, но в тоже время жизненно важными умениями – держать чашку, ложку, карандаши, умываться. Например, если в четыре года он не умеет доносить в пригоршне воду до лица – значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.
Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой.
Что же происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
7. В результате усвоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Все упражнения можно разделить на три группы.
I группа.Упражнения для кистей рук:
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
«Солнце»
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить, пальцы широко раздвинуть)
II группа. Упражнения для пальцев условно статические:
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
«Человечек»
«Топ-топ-топ!» - топают ножки,
Мальчик ходит по дорожке.
(Указательный и средний пальцы «ходят» по столу)
III группа. Упражнения для пальцев динамические:
- развивают точную координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
«Посчитаем»
Поднять кисть руки вверх, широко раздвинуть пальцы.
Раз- два- три- четыре-пять!
Будем пальчики считать – Крепкие, дружные,
Все такие нужные…
(Поочередно сгибать пальцы в кулачок, начиная с большого)
Рекомендации по выполнению пальчиковой гимнастики:
1. Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено участие обеих рук, затем – другой рукой, после того – двумя одновременно.
3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый – самый легкий.
4. Сначала покажите ребёнку и объясните, как должно выполняться упражнение.Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
Помните!
Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Помогите своему ребёнку развить тонкую моторику рук и быстрее научиться правильно, красиво, говорить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Играем пальчиками - развиваем речь».
Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.Если движение пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие в п...
консультация для родителей "Играем пальчиками развиваем речь"
Стимулируя мелкую моторику, мы активизируем зоны, отвечающие за речь. В дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений,, чтобы рисовать, писать, одеваться....
Консультация для родителей "Играем пальчиками - развиваем речь"
Яркая консультация для родительского уголка....
Консультация для родителей:"Развиваем пальчики - улучшаем речь".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей "Развиваем пальчики- развиваем речь".
Движение рук всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию....
Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»
Консультация для родителей «Развиваем пальчики - развиваем речь»...
Консультации для родителей. Развиваем пальчики - развиваем речь.
Пальчиковые игры развивают не только пластику рук, но и межполушарное взаимодействие головного мозга. Упражнения для пальчиковой гимнастики подбираются с учетом возраста ребенка, постепенно усложняясь...