Консультация для родителей неговорящих детей.
консультация по логопедии (младшая группа)
Консултация разработана для родителей неговорящих детей, с целью ознакомить их с проблемой и промативировать их к участию в коррекционных мероприятиях, проинформировать о причинах и способах коррекции задержки речевого развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 76.55 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ РАБОТЫ.
Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему-то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда.
Все родители, поняв, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.
- Внутриутробная патология.
Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:
- Наследственная предрасположенность.
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.
- Неблагоприятные роды и их последствия.
- Родовые травмы.
- Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.
- Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)
- Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.
- Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.
- Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.
- Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.
- Длительные простудные заболевания.
- Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.
- Сильный испуг или стресс.
Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения.
Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.
Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет?
За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами.
Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном.
К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два). Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост).
Именно в этом возрасте словарный запас ребенка увеличивается в 5-7 раз. Довольно быстро увеличивается и активный словарь за счет слов, которые ребенок употребляет в повседневной жизни, и очень важно содействовать этому. Главная цель - говорить с ребенком, чтобы он не только слушал взрослого , но и слышал; понимал о чем ему рассказывают, и в дальнейшем использовал свои знания в общении со сверстниками.
И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).
Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из-за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными.
К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля.
В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями.
Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно.
Воспитание звуковой культуры речи занимает одно из самых важных мест в работе по обучению детей родному языку. Это особая речевая задача, которую необходимо решать в дошкольном возрасте. Основная цель - научить ребенка правильно произносить все звуки, правильно пользоваться голосовым аппаратом.
Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи? Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, небольших стишков, напеванием колыбельных.
Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного.
Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.
Советы логопеда
- Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата.
Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. - Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.
- Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.
- Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.
- Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сначала "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.
- Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.
- Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен и индивидуален.
Как развивать речь у малоговорящих и неговорящих детей младшего дошкольного возраста.
Какую деятельность организовать
Совет
Во время игр нужно придерживаться двух принципов: выдвигать посильные требования и усложнять их постепенно
Детям с ЗРР нужна деятельность, которая решит их проблемы: жестовую речь, тревожность, агрессию. Они не могут сказать словами и поэтому часто выражают чувства и желания кулаками, криком, капризами. Есть дети-молчуны, которые проявляют малую активность при взаимодействии. Поэтому у них низкий уровень коммуникативных навыков. Некоторые не умеют играть, и у них низкий уровень развития игры. Важно научить их взаимодействовать, играть, облекать мысль в слово, чтобы их понимали.
Продуктивная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают лингвистические и сенсорные способности ребенка. Это поможет сформировать наглядно-образное мышление.
Рисование. Старайтесь любой рисунок ребенка превратить в рассказ, а рассказ – в рисунок, к которому нужно возвращаться, «перечитывать» и дополнять. Когда таких рассказов и рисунков наберется достаточное количество, можно сделать книгу.
Выполнение поручений. Просите малоговорящего ребенка показать ребенку, который отсутствовал по болезни, прочитанную без него книгу. Покажите посадки на клумбе или поделки, расскажите по порядку, как их делали. Поручайте активные роли в играх про увиденное в жизни: «Детский сад», «Школа», «День рождения» и др.
Игры-замещения. Используйте игры-имитации и игры-пантомимы, чтобы развить у ребенка рефлексию и эмпатию. Это шаг к сюжетно-ролевой игре.
Игра-имитация. Как магическое заклинание для ребенка звучат слова: «Представь, что…»,
например: «Представь, что мы самолетики. Сейчас мы облетим всю комнату».
Поощряйте склонность детей к подражанию – это развивает внимательность к деталям, осознание прямого и переносного смысла слов.
Игра-пантомима. Вовлеките в игру: «Угадай, что я сейчас делаю». Начинайте с элементарных действий: причесываться, чистить зубы, есть яблоко, наливать воду, читать книгу, спать. Когда ребенок угадал, предложите ему самому загадать для вас действие, а затем «оживить» заданную вами ситуацию: накрыть на стол, гулять по теплому песку, удирать, как лиса, которая уносит петуха, пройтись, как папа-медведь и сын-медвежонок и др.
Сюжетно-ролевые игры. Этот вид детской деятельности в младшем возрасте только формируется. Но взрослые могут организовать ролевые игры.
Игра в телефон. Ребенок использует игрушечный аппарат, звонит маме, папе, бабушке, сказочным персонажам.
Совет Объясните родителям, что дети более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых, любимых игр
Музыкальные игры. Музыкальные игры очень помогают речевому развитию ребенка. Дети с удовольствием подпевают, любят шумовые музыкальные инструменты, ритуальные игры «Каравай», «По кочкам» и др. Поощряйте желание ребенка двигаться под музыку, подпевать. Нет ничего страшного в том, что ребенок сначала проговаривает только окончания или последние слова песенных строк. Впоследствии он начнет пропевать небольшие песенки целиком, возможно, искажать некоторые слова. Это тоже не должно
вас пугать. Пойте песню с ребенком, но пойте правильно. Поддерживайте, когда ребенок танцует и поет о том, что видит вокруг, когда он придумывает собственные песни и мелодии.
Повторение за взрослым. Покажите, как использовать наборы мелких игрушек в инсценировках потешек, коротких сказок, стихов, при играх с песком. Через показ готовьте базу для игры. Подключайте действие, помогайте.
Возможность выбора. Предлагайте ребенку выбор в том, что касается лично его. Формируйте ответственность. Так он почувствует свою значимость, ценность. Ребенок может самостоятельно делать выбор уже в два года: «Ты пойдешь в красных колготках или в синих?»
«Лингвистическая терапия». Занятия родителей развитием речи – 2-3 часа каждый день.
Набор словарного запаса в естественной языковой среде (в течение первых нескольких занятий я научаю родителей, как это делать). Эффективность этой терапии связана с тем, что ребенок с моторной алалией лучше усваивает материал от родителей, а не от логопеда – это доказано американскими специалистами по алалии. Поэтому у нас на занятиях мы много учимся – а основной прогресс происходит между занятиями ( с мамой и папой). Так как дети с алалией очень плохо запоминают слова, фразы и т.д. им недостаточно обычных домашних заданий на 15-30 минут. Основные правила при выполнении этой терапии – не использовать слова «скажи» и «повтори»
- Только игровая форма
- Частая смена деятельности и слов, чтобы ребенок меньше уставал
- Обязательное эмоциональное одобрение.
- Подробнее можно посмотреть в статье «Речевой режим при моторной алалии» или обсудить со мной, логопедом Ириной Петровной.
Темы, которые изучаем с ребенком на уровне ОНР – 1, 2:
Семья
Утренний туалет, части тела и лица
Игрушки
Еда, продукты питания
Посуда
Одежда
Животные
- Используем принцип актуальности для ребенка – то что эмоционально значимо и то что чаще используется в быту. Т.к. это лучше усваивается.
- Используем принцип «от простого к сложному». Допускается использование звукоподражаний и «детских слов».
- Используем слова первого концентра (простого слогового и звукового состава): не «здание» а «дом».
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА РОДИТЕЛЕЙ, ЗАЩИТА
Когда родители узнают о диагнозе моторная алалия, многие испытывают стресс, им хочется, чтобы кто то их морально поддержал. Здесь очень важно не ошибиться.
Опасности, которые вас ожидают:
- социальные сети особенных детей. Там много родителей детей, которые не излечимы. Многие их этих родителей снимают ответственность с себя и перекладывают вину за случившееся на всех специалистов, а значит в вашем случае, когда излечение возможно, вас доброжелательно, с видом искренней заботы убедят в том, чтобы вы не тратили время и деньги просто так на специалистов. Там очень много появилось людей, которые прячут свою нежелание заниматься ребенком за тем, что он у них "особенный". Практически все советы, которые там дают о помощи таким детям, либо бесполезны, либо вредны. Например, обмен ноотропами. Некоторые логопеды регулярно заходят в такие сети, чтобы помочь людям, иногда даже бесплатно, - за несколько лет я не видела ни одного, кому удалось там помочь. У людей, находящихся в этих социальных сетях, находятся сто причин ничего не делать из того, что говорит логопед, и обвинить в этом самого логопеда. И все это делается под видом доброжелательности, сочувствия, заботы. Поэтому социальные сети должны быть исключены, так как вместо настоящей поддержки они вас утопят.
- друзья, родственники, бабушки часто занимают противоположную позицию. Они начинают убеждать не переживать так сильно, подумаешь ребенок в 2-3-4-5-6 лет не говорит, само пройдет. То есть поддерживают точно также, как предыдущие, чтобы родители не занимались своим ребенком, только делают это иначе. Часто от таких людей можно услышать фразу: - "Что вы ребенка мучаете! Он же нормально кушает и какает!" Как и в предыдущем случае, вас могут поддержать в том, чтобы вы не вылечили своего ребенка. Поэтому необходимо отфильтровать, кого можно допускать к ребенку, кого нет. Я уже много раз насмотрелась на случаи, когда какая-нибудь "добрая" знакомая что-то не то сказала ребенку... Слушать детский ор в течение всего занятия на протяжении 1-2 месяцев очень трудно. Иногда соседи вызывают полицию. Но этот этап нужно пройти, потому что от 1-2 фраз формируется крайняя степень речевого негативизма, а преодолеть речевой негативизм можно только совместными усилиями родителей и логопеда.
- по указанным выше причинам также не рекомендуется заниматься сравнением своего ребенка с другими детьми, даже со своими. В соревновании между детьми все родители всегда проигрывают. Если у кого то что-то хорошо, то у другого что-то будет лучше. Так как моторные алалики дети неглупые, они очень быстро понимают свою "ненормальность" и даже, если не наступит речевой негативизм, происходит сильное снижение мотивации ребенка к занятиям и с логопедом, и с мамой.
- что делать. Первое, заняться развитием своего ребенка по всем терапиям, упражнениям, указанным в этой статье. Ваш ребенок с моторной алалией умненький и эмоциональный - вы начнете видеть прогресс, ребенок будет радоваться своим успехам и будет давать вам положительных эмоций больше, чем все окружающие люди. Это и есть настоящая психологическая поддержка. И второе, обязательно заведите дневник, куда записывайте каждую неделю в течение первого полугодия, в дальнейшем - раз в месяц, все эмоциональные свои переживания и успехи ребенка. Можно вести видео дневник для себя. Вести дневник необходимо, по причине того, что как бы вы не прятались от окружающих , все равно, несколько раз за время лечения ребенка находятся "доброжелатели", которые попытаются вас морально опустить. И тогда свой собственный опыт и эмоции вас поддержат в том, что вы все делаете правильно.
- Этот режим необходимо соблюдать до самого конца логопедической работы.
ДЕТСКИЙ САД
Всем нашим детям с моторной алалией до 3 уровня ОНР строго запрещено посещение детского сада. Из более 30 таких детей, посещавших массовый детский сад, логогруппу детского сада, комбинированную группу мне удалось довести до нормы всего одного ребенка. Больше таких экспериментов я не провожу.
Вроде бы, если посмотреть на все терапии которые описаны в нашей статье, можно было бы сказать – многому из этого могут научить в детском саду, он нужен. Но это касается любых других детей, а не алаликов. Причины этого:
- Детьми с моторной алалией там не занимаются – сидит в углу, «не отсвечивает», так как у педагогов много других детей, а на ребенка с алалией нужно потратить в десятки раз больше сил и времени. И если педагог начнет заниматься вашим алаликом, то ничему не научится вся группа, и его выгонят с работы.
- Правильно контактировать с другими детьми дети с моторной алалией не умеют, хоть и хотят в начале. В результате происходит большое количество конфликтов и такие дети становятся либо замкнутыми, либо агрессивными – приобретается речевой негативизм, это когда ребенок сознательно останавливает себя в речевом развитии, вплоть до полного отказа от речи совсем. У меня была пара случаев приобретенного селективного мутизма в результате посещения моториками детских садов. Это касается только моторных алаликов. Дети с умственной отсталостью, с РАС, синдромом Дауна не получают такого негативного воздействия от детских садов.
- Происходит остановка интеллектуального развития. Наши дети с моторной алалией эмоционально восприимчивы, и происходящее с ними там воспринимается как угроза, а не развитие его. И он сам ничему не хочет учиться.
Вывод.
Ничего кроме нерешаемых проблем в детском саду до 3го уровня ОНР получить нельзя. Исключения составляют доброжелательные детские сады в Канаде, где маленькие группы, и дети толерантно относятся друг к другу. В Европе и Америке доброжелательные детские сады для наших детей редко встречаются. В России не слышала ни разу.
Почему это происходит? Если ребенка 7ми лет, только что начавшего заниматься карате, с белым поясом, выпустить ежедневно драться с семнадцатилетними каратистами с черными поясами, то сами подумайте, что вы получите через 3 года посещения таких занятий.
Любви к карате и натренированности точно не будет. А вот когда ребенка всему что необходимо натренировали и поставили его в равные условия с окружающими, тогда совместные тренировки с другими детьми начинают давать положительный эффект.
Даже с насморком нельзя ходить в детский сад. А моторная алалия – это не насморк! – намного хуже. Так что сначала всеми нашими терапиями и занятиями вылечим его, натренируем, подготовим его до ОНР-3 и вот тогда отдав ребенка в детский сад, вы сможете вздохнуть спокойнее, зная что он там развивается, и у него все будет хорошо.
Именно начиная с 3го уровня ОНР детские сады нашим моторным алаликам дополнительно ко всему перечисленому в этой статье начинают приносить пользу. Так как ребенок по речи, по поведению, знаниям становится готов к тому, чтобы справляться с нагрузками и требованиями детского сада.
Логопедическая польза обычных детских садов для наших детей большая. Открою секрет – лучше обычные группы. Там языковая среда лучше, а речевые проблемы наших детей на этом этапе становятся мало заметны для окружающих и не мешают им развиваться.
После ОНР 3 наши моторные алалики начинают быстрее обучаться от других детей, и если вокруг говорят правильно – это экономит ваши усилия на занятиях дома и с логопедом у нас.
Ребенок успевает за 1,2 года получить все необходимые знания, даваемые детским садом, которые вы не успели дать ему дома на домашнем обучении.
Ребенок социализируется и становится готов к школе. Многие родители боятся что за 1 - 2 года детского сада ребенок не успевает социализироваться. Как показывает наша практика – становятся душой коллектива, а иногда и лидерами. Выглядит иной раз неожиданно – когда за границей вся группа детей начинает говорить по русски, после прихода туда нашего ребенка.
У него исчезает вероятность кабинетной речи (это когда ребенок говорит только со знакомыми людьми)
Детский сад, сделанный вовремя убирает последние симптомы РАС (замкнутость, стеснительность 30% моторных алаликов – иногда ошибочно принимают за Расстройства Аутистического Спектра).
СТАРШАЯ СЕСТРА
Речевому развитию ребенка с моторной алалией может помочь общение со старшим ребенком.
Вы наверное замечали, что на детских площадках маленькие неговорящие дети прекрасно находят общий язык друг с другом.»Как они понимают друг друга без слов?» - восклицают взрослые. Легко! Ведь кроме привычной нам вербальной речи, есть масса других способов общения – жестовая речь, мимика, неречевые звуки…. Но мы зря надеемся, что общаясь без слов с другими детьми, наш ребенок с моторной алалией научится вербальной речи. Без специальной помощи такой ребенок либо совсем не заговорит, либо наберет слова, но вся речь так и останется несформированной: «Ему скоро в школу, а он говорит так, что его понимает только мама».
Так что же делать, если с неговорящими сверстниками общаться весело но не продуктивно, а общение с говорящими сверстниками может привести к агрессии или к речевому негативизму?
Есть такой вариант – общаться с более старшим ребенком, например, старшие брат или сестра, если не возникнет конкурентность, если старший будет относиться к маленькому алалику благосклонно и доброжелательно. Или же найти среди своих друзей, родственников и знакомых семью с дочкой (у девочек получается лучше), которая будет на пару лет старше вашего ребенка. Разумеется, вам придется договориться с ее родителями, обозначить им свою проблему и попросить их помощи.
В чем здесь хитрость и как это нам поможет? Американские логопатологи провели исследование и выяснили, что ребенок с МА ( SLI или DLD как у них это называется ) лучше набирает речь от детей, чем от общения со взрослыми. А чуть ранее (еще в советском союзе) логопатолог Ковшиков ( и другие авторы) утверждал, что моторным алаликам для развития речи полезнее находиться в правильной языковой среде. Т.е. ребенку с моторной алалией нужно детское окружение из хорошо говорящих детей. Проблема в том, что хорошо говорящие ровесники могут не принять в свою группу ребенка с практически отсутствующей речью: «Он какой-то не такой! Он глупый! Я не хочу с ним играть». (Поэтому помещение рбенка с МА в обычную группу детского сада – есть зло!) Зато более старший ребенок рассматривает ситуацию иначе: «Он просто еще маленький, поэтому не говорит (5-6 летние дети ведь не знают возрастных нормативов речи))). Я буду ему помогать. Я подскажу и научу.» Одна мама такого мальчика, не могла себе позволить бросить работу, но отдавать его в сад было нельзя. Поэтому она сначала попросила свою сестру и племянника, который был старше ее сына на 3 года, общаться и играть с ее сыном. Но племянник был слишком активен и, мягко говоря, агрессивен. Результаты речевого развития в тот период были плачевны. Тогда мама наняла на несколько часов в день няню, у которой была своя дочь, старше на 2 года и с хорошей речью. Девочка взяла шефство над мальчиком, относилась к нему не то как к живой кукле, не то как к своему ребенку (девочки ведь любят играть в дочки-матери). В результате набор слов и фраз у ребенка быстро прогрессировал, аграмматизмов было намного меньше, чем у детей с МА, и справлялись они легче.
Терапия начинается с самого начала до ОНР 3. В дальнейшем по желанию.
ЖИВОТНЫЕ
Мы часто используем животных на начальном этапе запуска речи. Это могут быть, кошки, кролики, щенки или очень добрые и терпеливые собаки.
Лошади и дельфины, помогающие при аутизме и ДЦП, для детей с моторной алалией совершенно бесполезны. Там другой механизм нарушения. Наши дети не имеют двигательных проблем, как при ДЦП, и не имеют эмоциональных проблем, как при аутизме. Так же нельзя использовать совсем маленьких животных, как хомячков и котят, так как дети не контролируют свою силу и могут нанести вред котенку.
Мы используем этих животных во дворе, у друзей, соседей. Не нужно их заводить себе дома, чтобы не снизить мотивацию ребенка к занятиям с ними. Иначе он просто привыкнет и ему станет не интересно заниматься с кошкой.
Животные очень помогают на самом первом этапе коррекционной работы при переходе из ОНР 1 в ОНР 2 - это то, что сейчас называют запуском речи. Эффективность данного логопедического пособия (кошка) заключается не только в экономии денежных средств родителей, но и в правильном формировании первых фраз. А правильное формирование первых фраз, а непросто какой попало запуск речи, определяет весь дальнейший успех логопедической работы. Сейчас в России много центров по запуску речи, эффективность большинства вызывает серьезные сомнения. Слесарей, детских аниматоров, менеджеров по продажам, которые почему то там работали логопедами, мы к себе на работу не берем. А детей, которым сумели запустить речь в таких центрах, нам искренне жаль, так как приходится переделывать все, что они сделали. И на это уходит больше времени, чем если бы этот ребенок пришел к нам, не имея ни одного слова.
Дорогие родители, кошка, кролик или щенок, которых вы с ребенком покормите, погладите, с которыми вы поиграете при обучении, дешевле и правильнее запустят речь вашего ребенка. А мы можем этому научить.
ПРОГУЛКИ НА УЛИЦЕ.
Улица для ребенка с моторной алалией очень эмоционально нагружена: киска, машина, песок, горка….. Поэтому слова запоминаются с меньшим количеством повторов и на долгий срок, лучше чем при изучении на картинках и пособиях в кабинете логопеда. Одна птичка, накормленная хлебными крошками – в сто раз лучше нарисованной птички… При стандартной работе с моторным алаликом по логопедическим пособиям в кабинете требуется 500-1000 повторов каждого слова, каждой формы слова. В виду того, что моторные алалики очень плохо запоминают слова, мы через эмоции во время прогулок натренировываем ребенка запоминать за 20-30 раз, и это становится хорошей профилактикой против умственной отсталости, которую ставят всем нелеченым моторным алаликам.
Прогулки могут проходить параллельно с необходимыми семейными делами – например, поход в магазин, в больницу. Просто потратьте на этот поход не 10 минут, а полчаса, изучая каждую букашку-таракашку, подбирая все палки и гоняясь за кошкой. Когда изучите весь город и ближайшие окрестности - терапию можно закончить.
Не забывайте проявлять эмоции, преувеличивать свои эмоции. Не бойтесь выглядеть смешным, обсуждая в полный голос (с ужасом или восхищением) очередного жука или обнимая вместе с ребенком дерево. Дети с МА очень эмоциональны – и если не давать им эмоции на улице, они проявят их сами посредством криков, истерик и капризов. И это намного хуже.
Некоторые родители детей с МА из-за стеснительности (или считают своих детей больными, ищут у них нарушения моторики – из-за неудачного названия речевого нарушения «моторная» алалия) стараются держать их дома. И именно в этих случаях развитие речи детей с МА останавливается, так как дома все давно изучено-знакомо, и ничего интересного для ребенка больше нет.
ПРАЗДНИКИ, ОТПУСК НА МОРЕ ИЛИ В ДЕРЕВНЕ. МОТИВАЦИЯ
Есть 2 фактора, которые сильно влияют на процесс коррекционной работы:
- Наши дети с моторной алалией эмоционально восприимчивы - они любят все новое, и для них это более значимо, чем для обычных детей.
- Им жутко не нравится речевая нагрузка. Потому что у них слабые нейронные связи в коре головного мозга, и тренировки этих нейронных связей даются им так же тяжело, как отжимание никогда не отжимавшемуся человеку. Сделать перерыв в занятиях, снизить нагрузку мы не можем, так как нейронные связи и речь не натренируются. И умственная отсталость наступит раньше речевой нормы.
От того, с чем связать праздник-отпуск, зависит дальнейший успех коррекционной работы. Если создать условный рефлекс - праздник после неуспеха- вы получите жгучее нежелание дальше заниматься. И закрепление этого условного рефлекса происходит быстрее, чем с обычными детьми.
Распространенная ошибка большинства родителей - ребенок устал от логопедических занятий - мы пойдем в отпуск на 2 недели, передохнем. Результатом такого подхода становится снижение мотивации у ребенка. Ребенок за отпуск не развивается, а после отпуска в течение месяца мы пытаемся восстановить все, что было потеряно. Добавьте к этому возросшее у ребенка нежелание заниматься.
Правильное решение - устраивать праздники, отпуска после успеха на наших занятиях. В этих случаях я регулярно наблюдаю, когда скорость развития речи и всех остальных высших психических функций возрастает. За месяц отпуска эффект как от 2-х месяцев логопедических занятий.
То есть вовремя организованные праздники, а не тогда, когда хочется родителям, приносят пользу для развития ребенка, снижается количество психологической нагрузки на родителей и экономятся ваши деньги.
Хитрость. Если отпуск никак нельзя передвинуть, предупредите за 2 недели и напомните логопеду, чтобы успеть создать успех, даже маленький.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ.
У детей с моторной алалией часто нарушаются моторные функции. Это может выглядеть как неловкость движений, небольшое нарушении координации. Как написала одна логопед: - "эти дети часто падают и бьются о косяки дверей". Это связано с недоразвитием нейронных связей в коре головного мозга. Этот симптом является одним из основных для диагностики моторной алалии в 5-6 лет.
Но в 80-х годах советский ученый Ковшиков В.А. выявил, что у детей 2-4 лет с моторной алалией эти симптомы наблюдаются реже. Я задалась вопросом: - как обстоит дело с моторной алалией за границей? И выяснила, что моторных нарушений у заграничных детей практически не бывает. Изучив этот вопрос, я пришла к выводу, что за границей не важно, говорит ребенок или нет в 2-3-4 года, с ним занимаются физическим развитием в полной мере, как со здоровым ребенком. Поэтому моторных нарушений у них нет. Так же, как и в Советском Союзе, если ребенок был слаб, папа отдавал его на бокс. Последние годы в России принято относиться к детям с алалией, как к особенным детям. Вместо того, чтобы развивать их, их оберегают. Поэтому стало большое количество таких детей с самыми тяжелыми случаями, вплоть до инвалидности. Эти знания мы используем при работе с детьми с моторной алалией. Поэтому у всех наших детей с моторной алалией по окончанию логопедической работы нет моторных нарушений.
Физическим развитием детей с моторной алалией нужно начинать заниматься как можно раньше и заниматься всегда. С начала это упражнения на развитие общей моторики типа "ладушки", " ворона полетела, на головку села", песочница, далее всевозможные лазилки, прыгалки, батуты, качели, после ОНР 3 уровня - любые спортивные секции. Особенно полезно для детей с моторной алалией плавание, так при плавании работают скоординированно все группы мышц.
Правила физического развития детей с моторной алалией - это тренировка двух рук, или двух ног, или руки и ноги, но не тренировка только одной части тела.
Ссылка на упражнения. Развитие общей моторики у детей с моторной алалией.
Давно доказано, что физическое развитие детей и развитие речи взаимосвязаны. Особенно это важно, когда причиной речевого нарушения является нарушение работы коры головного мозга, как при алалии, так и при афазии ( исчезновение речи после инсульта). Физическое развитие детей с моторной алалией ускоряет процесс развития речи.
ТРУДОТЕРАПИЯ
С последние годы стало не популярным приучать ребенка к труду. Я не буду здесь писать о том, что происходит со всеми детьми, когда они становятся взрослыми, если они к труду в детстве не были приучены. Я напишу на сколько это важно для детей с моторной алалией. Основная цель данной терапии, чтобы ребенок научился чувствовать усталость своих мышц. А это достигается за счет длительности физической нагрузки, а не ее тяжести. То есть не нужно давать ребенку тяжести, чтобы он надорвался. Нужно давать то, что ему быстро надоедает. Лучше всего для этого подходит помощь маме: донести булку хлеба с магазина домой, помочь помыть полы в коридоре, помыть ложки после обеда, сложить вещи на свои места, отнести свое грязное белье в стирку, убрать за собой игрушки и т.д. И хвалить ребенка - какой он помощник! Приучать к труду ребенка нужно постепенно, и делать это нужно регулярно и постоянно.
Так как логопедические занятия ребенку с моторной алалией даются тяжело, ребенок должен уметь преодолевать "тяготы и невзгоды жизни обычного и нормального ребенка". Тогда у ребенка тренируется терпение, настойчивость, которые будут ему нужны на занятиях с логопедом и с мамой. И именно физическая усталость тренирует терпение и усидчивость лучше всего. Ребенок начинает понимать разницу между "просто не хочется" и "мамочка, я сильно устал". Логопедические занятия в результате становятся намного эффективнее, так как ребенок может дольше заниматься и меньше ноет.
У родителей, практикующих трудотерапию с ребенком, практически не возникает необходимости в психологе по проблемам родительско-детских отношений (он не слушается маму с папой), и меньше скандалов и конфликтов происходит в семье.
Выполнять с самого начала и делать всю оставшуюся жизнь.
ЛЕПКА
Мы в обязательном порядке на этапе «запуска речи» т.е. переход от ОНР-1 в ОНР-2, в 2-3 года, далее по желанию родителей, используем лепку.
Материалы – мягкий пластилин, соленое тесто, глина, если вы на речке – поковыряться в мокром песочке это тоже важнейшая терапия.
Научное обоснование. У детей с моторной алалией часто нарушаются моторные функции, которые в раннем возрасте выражаются в нескоординированности движений. У наших детей слабые нейронные связи в коре головного мозга, а также слабые межполушарные связи. Часто таким детям неврологи ставят ПЭП (перинатальная энцефалопатия), раньше ставили ММД (минимальная мозговая дисфункция). Когда ребенок лепит двумя руками, эти связи задействованы в полной мере. Чем больше и чаще ребенок лепит, тем лучше эти связи натренировываются. Так как используются обе руки и большое количество мышц в каждой руке. В результате мозг научается, натренировывается, снижаются «тонусы», «дистонии», улучшается координация движений рук и глаз, мозг подготавливается к обучению речи.
Лепка - это настоящий тренажер мозга, проверенный временем и дающий результаты, в отличие от популярных сейчас микротоковых поляризаций, лазеротерапий и томатисов. И коробка пластилина стоит намного дешевле этих курсов по 100-200 тысяч.
Натренированный с помощью лепки мозг ребенка готов лучше к усвоению слов на наших занятиях.
Дополнительные плюсы этой терапии:
- Ребенок научается распределять усилия пальцев рук и ладоней, в результате быстрее осваивает одевание, застегивание, рисование.
- научившись прилагать усилия, ребенок начинает понимать, где он устает, а где еще не устал.
- у него повышается терпение и настойчивость, что позволяет увеличить длительность логопедического занятия,
- ребенок лучше слушается маму, меньше капризничает на логопедических занятиях, дома и на улице.
- часто используем лепку для оречевления при запуске речи.
Маленькие дети познают мир руками. Если не давать ребенку пластилин, то он чувствуя потребность в развитии может начать познавать мир иначе, как в анекдоте:
«— Ну как, понравились вашему сыну подарки?
— Ой, он разбил все подарки! И машинку, и танк, и мой ноутбук.
— И мой подарок разбил?
— Да нет, как раз цел ваш …. молоточек.»
Лепка присутствует при работе со всеми речевыми нарушениями. Но в случае моторной алалии – она становится крайне важна.
РИСОВАНИЕ
Все исследователи МА говорят о том, что эти дети плохо запоминают слова. Им требуется от 500 до 1000 повторов каждого слова, каждой формы слова. Чтобы было понятно: чтобы освоить программу 1го класса, нужно потратить 50 лет. Когда ребенок, изучая какое-то слово, начинает его рисовать начинают включаться «семантические поля» (как говорил В.А. Ковшиков) и количество повторов сокращается до 30-50раз. Как учить рисовать и оречевлять – я учу родителей на занятиях. В дальнейшем они это делают самостоятельно. Через год занятий рисованием эффект запоминания слов с меньшим количеством повторов становится постоянным.
У меня были родители, которые пренебрегали этой терапией. В дальнейшем у детей мы наблюдали отсутствие зрительного образа предмета (ребенок без наглядности не мог изобразить яблоко), такие дети постоянно забывали все, что было изучено ранее, и логопедические занятия превратились в бесконечный замкнутый круг повторения уже пройденного.
Поэтому с ребенком с моторной алалией в обязательном порядке нужно рисовать каждый день (и называть нарисованное!), рисовать не красками, а карандашом или ручкой, или фломастером, т.к. нам важнее не цвет, а контур предметов, точность движений руки.
Мамы часто говорят – «я не умею рисовать». Отлично! Чем хуже рисует мама, тем меньше ее ребенок будет стесняться своих каракулей, будет меньше бояться совершить ошибку, тем легче освоит рисование. А если вы рисуете хорошо – учитесь рисовать плохо, как маленькие дети!
Многие думают, что научить рисовать могут детские сады, учителя-художники, или он сам научится самостоятельно.
Но нам сначала необходимо научиться рисовать, чтобы включить запоминание и вызвать первые слова. Несколько занятий я трачу на это.
Потом мамы должны самостоятельно заниматься рисованием с ребенком до ОНР-3, без кружков и репетиторов. Они научат рисовать, а не запоминать и говорить с помощью рисования, а нам нужно уметь не рисовать, а закрепить механизм запоминания слов.
После ОНР-3 ребенок научился запоминать и рисование можно делать ребенку самостоятельно, в детском саду, с репетиторами, в кружках для развития логики, связной речи, воображения, что тоже важно.
Мамы (все мамы!) считают, что ребенок может научиться рисовать сам, а если он не рисует, значит, он просто не любит, или «у него нет таланта». И сидя с ребенком дома, мучаются вопросом – чем его еще занять? Какие игры и игрушки приобрести? Купите побольше бумаги и пачку цветных карандашей. А еще точилку и стёрку. И каждый день выбирайте из нарисованного самый лучший или интересный рисунок, чтобы показать его вечером папе или повесить на стену, так вы создадите первое и самое главное – выработаете любовь и интерес к рисованию.
ПАПА-ТЕРАПИЯ
Так как чаще всего мамы заняты весь день работой со своим ребенком, и в большинстве случаев у мамы нет возможности работать еще где-то, на папу ложится ответственность за содержание всей семьи. Часто они работают на двух-трех работах с утра до вечера, и очень устают и физически и морально. Но даже в этих условиях папа может помочь в лечении.
- Игра в лошадки – достаточно 5-10 минут по вечерам. Ребенок в результате этой игры познает связь между словом и действием, когда самый уважаемый человек в мире начинает слушаться его по одному слову. Это создает мощную мотивацию ребенка на многочасовые ежедневные занятия с мамой, на активное накопление словаря – ради такого же волшебства «управления» миром. Это упражнение выполняется в самом начале коррекционной работы до ОНР 2.
- «ТЫ МАЛАДЕЦ!». Выполняется упражнение так: мама подводит ребенка к папе, когда он пришел с работы, и предлагает рассказать папе, чему ребенок сегодня научился, или мама рассказывает сама. На это папа гладит ребенка по головке или целует в макушку и громким басом с воодушевлением произносит «Молодец!!!». Так у ребенка создается мотивация на весь следующий день, а значит маме придется меньше уговаривать его заниматься. Так же данное упражнение является хорошей профилактикой против разводов. По статистике неизлечимых детей отцы бросают в 5-10 раз чаще, поэтому папы, которые знают, что их ребенок развивается и каждый день чему-то научается, начинают понимать, что они «пашут» на двух работах не зря. Если мама рассказывает мужу вечером не то, как она устала заниматься с ребенком, а чего добились – у папы появляется не чувство вины, а чувство сопричастности семье, чувство гордости. Упражнение выполняется с самого начала до ОНР 3. После ОНР 3 папе нужно слушать об успехах ребенка и проявлять внешнее одобрение, используя большее количество слов и эмоций.
Это упражнение я рекомендую каждому своему клиенту. При других речевых нарушениях этот метод менее значим.
По статистике родители особенных детей ( умственная отсталость, аутизм, болезнь Дауна, теперь еще и при алалии) разводятся в 10 раз чаще. Если эту цифру умножить на общее количество разводов в России, то шансов сохранить семью с ребенком с алалией крайне мало. Это связано с тем, что все думают, что эти дети никогда не смогут быть нормальными. Так как мы доводим таких детей до нормы и включаем пап в процесс развития речи хотя бы "чуть-чуть", разводов родителей у на не было совсем. А вылечили мы более ста детей с алалией.
РАЗВИТИЕ ЛОГИКИ И НЕВЕРБАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА.
Одним их основных показателей для определения моторной алалией является интеллект ребенка. Так врачи (неврологи и психиатры) и пишут - первично сохранный интеллект, а позже - вторично сниженный интеллект. Очень многих родителей детей с моторной алалией напрасно успокаивают, когда ребенок в 2-3 года умненький, все понимает, только не говорит. Нужно обязательно заниматься с логопедом развитием речи. А параллельно самостоятельно развивать логику и интеллект своего ребенка, не допуская остановки в развитии ума ребенка до самого конца логопедических занятий. Потому что, когда произошла остановка в развитии невербального интеллекта, процесс развития речи с логопедом замедляется в несколько раз, заново запустить развитие логики, мышления, интеллекта у ребенка становится крайне сложно и это практически всегда приводит к пожизненной умственной отсталости и инвалидности.
Выражаясь простым языком, в 2 года не говорит, ребенок умненький, как 3-х летний ребенок, в 3 года должен быть умным, как в 4 года и так далее. Эту тенденцию нужно сохранять не зависимо от того, занимаетесь вы с логопедом или нет, и продолжать до приведения речи в полную норму.
Если произошла остановка развития интеллекта у ребенка с моторной алалией в 4 года, я сразу предупреждаю родителей, которые обратились ко мне в это время, что шансов на полную норму теперь уже мало. Но, если ко мне обращаются не говорящие дети с моторной алалией в 4-5 лет с сохранным интеллектом, я говорю - шансов на полное исправление более 90%. Чтобы было понятно: довести пятилетнего не говорящего моторного алалика до полной нормы - это чудо. Если бы сама таких не делала, то не поверила бы в то, что это возможно. Мой рекорд - пятилетний не говорящий алалик до полной речевой нормы всего за год. Обычно, чем позже приходят, тем дольше занимаются. За год до нормы я довожу только 2-х летних и менее половины.
Для развития интеллекта можно пойти двумя путями. Первый: найти психолога по развитию ВПФ (высших психических функций). У нас не получилось найти нормального психолога, хотя отсмотрели их больше ста.
Второй: самостоятельно заняться развитием интеллекта своего ребенка. Для этого сейчас практически все есть: различные конструкторы, лего, кубики, пазлы, разрезные картинки, картинки в интернете с лабиринтами, альбомы с картинками животных, машин и т,д., развивающие игры в интернете, развивающие кружки и беби-клубы для самых маленьких. Правила при занятиях по развитию интеллекта: занитий должно быть много в течение каждого дня, когда ребенку надоедает, и ребенок устает, смена одной игры на другую. Кстати, это единственное занятие, когда мама может иногда передохнуть, пока ребенок играет в то, чему вы его уже научили.
Развитие интеллекта алалика с опережением позволяет исключить дисграфию, дислексию, акалькулию после выхода из алалии. Эти речевые нарушения проще предотвратить, чем исправлять на протяжении 5-10 лет у логопеда. У детей моих родителей , кто занимается развитием логики, мышления, интеллекта, знаний, после моих занятий успеваемость в школе 4-5.
ВАЖНО
Нужно помнить о том, что дети с моторной алалией во время коррекционной логопедической работы требуют специального подхода согласно возраста речевого, интеллектуального и физического.
- требования к ребенку по речи исходя из уровня его речевого развития ( уровня ОНР), то есть не нужно 3-летнего ребенка ОНР 1 - 30 слов- заставлять рассказывать стихи про елочку, задания даются мной.
- физическое и психическое развитие должно соответствовать его фактическому возрасту. То есть нужно физически развивать, как обычного, здорового 3-летнего ребенка. Требования по воспитанию должны быть без каких либо поблажек на речь. Как только родители начинают жалеть алалика и идти у него на поводу, ребенок с алалией сразу же начинает усиленно сопротивляться развитию речи. Особым отношением к ребенку с моторной алалией его как раз и делают особенным умственным инвалидом. Для родителей это очень тяжелый процесс. Мои рекомендации можете прочитать здесь.
- развивать интеллект и понимание нужно с опережением на год. То есть 3-летнего неговорящего алалика мы обучаем, как 4-летнего здорового ребенка, пользуемся речью с ним, как с 2-летним, а требования по физическому развитию и поведению к нему, как к обычному ребенку 3-лет.
КРУЖКИ И СЕКЦИИ
До того, как ребенок достигнет 3 уровня ОНР, кружки, секции и детский сад под запретом по тем же причинам, что описаны выше, в главе - детский сад. Исключение составляют развивалки и беби-клубы, где могут быть не говорящие дети. Главное следите за тем, чтобы в развивалках и беби-клубах не было агрессии ни между детьми, ни между учителями и детьми. Желательно, чтобы родителей пускали на занятия, хотя бы на начальном этапе.
После наступления 3 уровня ОНР работа родителей кардинально меняется. То, что было под запретом раньше, теперь становится не только можно, но и нужно. ребенок становится готов к занятиям там. Его речевые недостатки не вызывают агрессии со стороны окружающих. Он в состоянии выполнять все инструкции учителей. Единственное правило для кружков и секций, чтобы там не было особенных детей или детей с тяжелыми речевыми проблемами. Так как дети с моторной алалией начинают копировать не норму поведения и речи, а патологию.
На 3 уровне ОНР у родителей наступает счастье. Каждый кружок или секция начинают экономить и мои логопедические усилия и усилия родителей. Американские исследователи алалии первыми обнаружили тот факт, что именно от других детей дети с моторной алалией учатся лучше всего. Поэтому при правильной языковой среде в этих кружках и секциях наши дети хорошо набирают лексику и грамматику, а логопедические домашние задания сокращаются до 15-30 минут в день. Каждая секция и кружок экономит ровно столько же времени в процессе нашей корректировки. Родители наконец то могут выдохнуть.
На 4 уровне ОНР можно добавлять подготовку к школе.
ПЛАЦЕБО
В виду того, что вербальный интеллект страдает, у детей с моторной алалией компенсаторно в первые 2-4 года развивается чуть выше нормы невербальный интеллект и психологическая чувствительность ( иногда ее называют эмоциональным интеллектом), чтобы, даже не владея речью, общаться с людьми. Поэтому от отношения мамы и папы очень сильно зависит прогресс при любой деятельности, иногда совершенно бесполезной (даже научно доказанной в отсутствии результатов). Примером тому являются Томатисы, иглорефлексотерапии, микротоковая поляризация, лазеротерапия, гомеопатия и т. п.. Я неоднократно наблюдала наличие или отсутствие прогресса в развитии детей с моторной алалией при посещении данных процедур. И было это связано только с верой родителей, которой каждый эмоционально связанный моторный алалик заражается. Кроме того сами родители верящие в плодотворность влияния чего-либо на ребенка, начинают неосознанно чуть по-другому общаться с ним, и сами не замечают, как находят варианты дающие пусть небольшие но плоды. Но приписывают эти успехи «волшебным» таблеткам-пустышкам.
Мой совет – сводите ребенка в цирк, на дачу, на рыбалку с папой и его друзьями – это намного эмоциональнее для ребенка, особенно когда это очень интересно папе или маме. Иногда запуск речи происходит всего от 1-2 таких событий.
Вывод: большинство из того, что перечислено выше, является желательными элементами для развития нормальных здоровых детей. Для наших детей с моторной алалией в виду их психологических, эмоциональных и интеллектуальных особенностей это является необходимостью, как усиленное питание и тренировки при дистрофии. И напротив, если ребенка с моторной алалией посадить дома и относиться к нему как к особенному (как к больному, как к ребенку с синдромом Дауна, как к ребенку с умственной отсталостью, как к аутисту) и не делать ничего из выше перечисленного, то его точно можно сделать инвалидом. В России в последние годы отношение к алаликам, как к особенным детям, встречается все чаще. Поэтому только у нас чаще, чем в других странах у детей с таким же речевым нарушением встречаются умственная отсталость, неврологическая симптоматика, позднее начало речи в 5-6 лет, психологические проблемы, нарушение поведения.
Дорогие родители, занимайтесь развитием своих детей с моторной алалией, и тогда это и будет излечением!
Работа с ребенком с моторной алалией занимает весь день, каждый день. Поэтому некоторые мамы, которые имеют хорошую работу с высокой зарплатой, нанимают няню, чтобы она занималась весь день тем, что написано выше
1. Знакомство
- 2. Организация логопедических занятий
- 3. Пособия и дидактический материал используемые на логопедических занятиях
- 4. Консультация «Неговорящий ребенок»
- 5. Рекомендации родителям
Логопедия. Норма речевого онтогенеза. ОНР
Этиология речевых нарушений
Методы коррекции
Принципы
Логопедия — это специальная педагогическая наука о нарушениях речи, способах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.
- Дошкольный этап
Ему соответствует возрастной период от 3 до 7 лет.
На этом этапе у многих ребят еще может сохраняться неправильное произношение отдельных звуков, например, сонорных, шипящих, свистящих, могут наблюдаться дефекты озвончения или смягчения, йотации (когда перед гласным звуком, с которого начинается слово, или между двумя гласными в середине слова появляется звук [й]: яд — [йад], свою — [свойу]).
В этом возрасте ребенок учится контролировать, как он произносит слова, и в случае необходимости исправляет свои ошибки — у него формируется так называемое фонематическое восприятие. Стремительно растет словарный запас (к 4-6 годам в активном использовании может быть уже 3000-4000 слов). Каждое слово обретает и все больше уточняет свое значение. Но случаются забавные ситуации: вместо лопатки появляется «копатка», а из лейки «леют», а не поливают. Так развивается способность к словотворчеству, дает о себе знать чувство языка. По мнению педагога, писателя, одного из основоположников дошкольной педагогики в России Константина Дмитриевича Ушинского, именно чувство языка подсказывает малышу, куда поставить ударение в слове, как правильно сочетать слова в предложении, как построить грамматический оборот.
Дошкольный этап характеризуется не только обогащением словаря, но и дальнейшим расширением знаний о грамматическом строе — развитием связной речи. Содержание высказываний усложняется, растет их объем. Простые предложения дополняются сложносочиненными и сложноподчиненными конструкциями.
Пятилетние малыши могут самостоятельно, без наводящих вопросов придумать рассказ (например, пересказать сказку) из 40-50 предложений. Навык ведения беседы (диалога) дополняется важным навыком монологического высказывания.
Совершенствуется и фонематическое восприятие: дошколята начинают различать согласные и гласные, понимают, какие звуки твердые, мягкие и т. д. Становится чистым произношение.
Еще одна важная веха — на дошкольном этапе формируется контекстная речь (не связанная с наглядной опорой, отвлеченная, например, описание собственных впечатлений или переживаний ребенка).
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи (звуковой, лексико-грамматической, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Проявления ОНР зависят от уровня несформированности компонентов речевой системы и могут варьировать от полного отсутствия общеупотребительной речи до наличия связной речи с остаточными элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. ОНР выявляется в ходе специального логопедического обследования. Коррекция ОНР предполагает развитие понимания речи, обогащение словаря, формирование фразовой речи, грамматического строя языка, полноценного звукопроизношения и т. Д
У детей с ОНР 1 уровня фразовая речь не сформирована. В общении дети пользуются лепетными словами, однословными предложениями, дополненными мимикой и жестами, смысл которых вне ситуации непонятен. Словарный запас у детей с ОНР 1 уровня резко ограничен; в основном включает отдельные звуковые комплексы, звукоподражания и некоторые обиходные слова. При ОНР 1 уровня также страдает импрессивная речь: дети не понимают значения многих слов и грамматических категорий. Имеет место грубое нарушение слоговой структуры слова: чаще дети воспроизводят только звукокомплексы, состоящие из одного-двух слогов. Артикуляция нечеткая, произношение звуков неустойчивое, многие из них оказываются недоступными для произношения. Фонематические процессы у детей с ОНР 1 уровня носят зачаточный характер: фонематический слух грубо нарушен, для ребенка неясна и невыполнима задача фонематического анализа слова.
В речи детей с ОНР 2 уровня, наряду с лепетом и жестами, появляются простые предложения, состоящие из 2-3 слов. Однако, высказывания бедны и однотипны по содержанию; чаще выражают предметы и действия. При ОНР 2 уровня отмечается значительное отставание качественного и количественного состава словаря от возрастной нормы: дети не знают значения многих слов, заменяя их похожими по смыслу. Грамматический строй речи не сформирован: дети не правильно употребляют падежные формы, испытывают трудности в согласовании частей речи, употреблении единственного и множественного числа, предлогов и т. д. У детей с ОНР 2 уровня по-прежнему редуцируется произношение слов с простой и сложной слоговой структурой, стечением согласных. Звукопроизношение характеризуется множественными искажениями, заменами и смешениями звуков. Фонематическое восприятие при ОНР 2 уровня отличается выраженной недостаточностью; к звуковому анализу и синтезу дети не готовы.
Логопедия опирается на следующие основные принципы:
- системность;
- комплексность;
- принцип развития;
- рассмотрение нарушений речи во взаимосвязи с другими сторонами психического развития ребёнка;
- принцип учёта причин и механизмов речевого дефекта.
Методы логопедии условно разделяют на несколько групп:
- организационные – сравнительный, лонгитюдинальный (изучение в динамике), комплексный;
- эмпирические – наблюдение, экспериментальные, психодиагностические (тесты, анкеты, интервью), биографические (сбор и анализ истории жизни пациента);
- количественный и качественный анализ полученных данных, их машинная обработка с применением электронно-вычислительных машин и компьютерных программ;
- интерпретационные – способы теоретического исследования связей между изучаемыми явлениями.
Широко используются технические средства, которые обеспечивают объективность исследования: интонографы, назометры, спектрографы, видеоречь, фонографы, спирометры и другая современная аппаратура. Рентгенокинофотография, кинематография, электромиография, глоттография позволяют изучать в динамике целостную речевую деятельность и её отдельные компоненты. Неврологические проблемы также изучаются в логопедии.
ОНР в логопедии – что это
Общее недоразвитие речи (ОНР) – это нарушение формирования всех сторон речи (лексико-грамматической, звуковой, семантической) при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом. Различают различные виды ОНР в логопедии. Их коррекцию проводят, развивая понимание речи, обогащая словарный запас ребёнка, формируя фразовую речь, грамматический строй языка, полноценное звукопроизношение.
Классификация общего недоразвития речи в логопедии
По клиническому составу категория детей с общим недоразвитием речи неоднородна. Логопеды выделяют следующие формы патологии:
- неосложнённые формы общего недоразвития речи у детей с минимальными расстройствами мозговой функции – недостаточной регуляцией мышечного тонуса, незрелостью эмоционально-волевой сферы, моторных дифференцировок);
- осложненные формы ОНР у детей с психопатическими и неврологическими синдромами – церебрастеническим, судорожным, гипертензионно-гидроцефалическим, гипердинамическим;
- грубое недоразвитие речи у детей с органическими поражениями речевых отделов мозга (при моторной алалии – отсутствии или недоразвитии речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте).
В настоящее время используется следующая классификация речевых нарушений в логопедии:
- первый уровень речевого развития – это «безречевые дети», у которых отсутствует общеупотребительная речь;
- второй уровень речевого развития – определяются начальные элементы общеупотребительной речи, бедный словарный запас, явлениями аграмматизма – нарушения речи, проявляющиеся в трудностях при порождении или восприятии предложений;
- третий уровень речевого развития – появление развёрнутой фразовой речи с недоразвитием её смысловой и звуковой сторон;
- четвёртый уровень речевого развития – остаточные пробелы в развитии лексико-грамматической и фонетико-фонематической сторон речи.
Основные советы:
-Организуйте новый звуковой режим, как минимум в начальном периоде работы. ИСКЛЮЧИТЕ радио, телевизор, электронные устройства.
-Минимизируйте групповое общение (возбуждающие детские праздники, участие в эмоциональных семейных беседах и пр.).
-Адаптируйте режим дня к психологическим потребностям ребёнка. Каждое событие должно стать спокойно предсказуемым. Для этого введите КАРТИННОЕ РАСПИСАНИЕ
(ванная, завтрак, занятие, улица, обед, сон, игра и пр.). Можно закрепить их на магнитной доске на виду у ребёнка.
Перед каждым событием даётся КОРОТКИЙ комментарий и показывается картинка. Ребёнок должен ЕЁ АКТИВНО УВИДЕТЬ. Так его речь быстрее обретает АДЕКВАТНОСТЬ.
-Занимайтесь в эффективные часы. Сон должен давать достаточный отдых мозгу вашего ребёнка.
-Составьте список стандартизированных ИНСТРУКЦИЙ. Количество слов и их порядок должны быть постоянны, и начинать нужно с имени. То есть, если вы говорите: «ПОРА ОБЕДАТЬ, МИША», через минуту «МИША, ОБЕД ГОТОВ», а потом «МИША, ИДИ ЕСТЬ», то возможно, Миша слышит: «БЛА-БЛА-БЛА МИША», «МИША БЛА-БЛА-БЛА».
Многие родители уверяют, что дома у ребёнка нет проблем с понимание элементарных просьб и предложений. Это происходит из-за контекста: когда из кухни пахнет блинами, мама сыну протягивает пижаму, сложно перепутать ожидаемые действия.
-При обращении к ребёнку вначале убедитесь, ЧТО ОН СМОТРИТ НА ВАШЕ ЛИЦО. Считывание с губ улучшает понимание.
-Говорите простыми предложениями, спокойно, негромко. Отделяйте слова друг от друга. Активно используйте МИМИКУ и УКАЗАТЕЛЬНЫЙ ЖЕСТ.
-Научите затормаживать нежелательную речевую продукцию. Приучайте ребёнка её контролировать. Для этого можно:
медленно мотать головой с закрытыми глазами (жест «нет»);
класть ладонь себе на рот;
поворачивать ребёнка к зеркалу и вдвоём класть указательные пальцы на губы (жест «тихо»). Уважайте попытки ребенка говорить.
– Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки.
– Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище.
– Озвучивайте любую ситуацию.
– Уважайте попытки ребенка говорить.
– Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза.
– Не сюсюкайте!
– Говорите размеренно, четко.
– Говорите эмоционально.
– Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики .
– Рисование на вертикальной поверхности двумя руками одновременно.
– Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны.
– Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/07/picture-845908-1478524254.jpg)
Консультация для родителей неговорящих детей
Причины и возможные пути коррекции задержки речевого развития детей...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/19/picture-22809-1605800085.jpg)
Консультация для родителей неговорящих детей
Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду....
Консультация для родителей неговорящих детей
Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/29/picture-1292927-1606679833.jpg)
Консультация для родителей неговорящих детей.
Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда? 1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/10/picture-1103078-1733782722.jpg)
Консультация для родителей неговорящих детей
Создание родителями речевой развивающей среды для неговорящих детей...
16.05.2022 Консультация для родителей неговорящих детей
Что же делать маме, если ребенок не говорит? Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?...