Игровые упражнения "Играем цветом"
консультация по логопедии (старшая группа)

Сологубова Ольга Викторовна

Мир многообразен, и многообразие его проявляется, в том числе, и в его цветах и их оттенках. Примерно к 3—3,5 годам (впрочем, часто даже раньше) дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Но все же закреплять полученные знания о цвете надо. При этом важно не только заучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_razvitie_tsvetovospriyatiya_2.docx23.75 КБ

Предварительный просмотр:

Игры, развивающие цветовое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

Мир многообразен, и многообразие его проявляется, в том числе, и в его цветах и их оттенках. Примерно к 3—3,5 годам (впрочем, часто даже раньше) дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Но все же закреплять полученные знания о цвете надо. При этом важно не только заучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать ему, где именно какие цвета встречаются. Например, рассказывая ему о временах года, нужно обратить его внимание на то, как меняют свою окраску листья осенью, а рассказывая о дожде, обязательно показать, какой бывает радуга и из каких цветов она состоит.

Поройтесь в памяти: в вашем арсенале наверняка найдется много игр, позволяющих ребенку развить цветовое восприятие. Например, поиграйте с ребенком в «третий лишний», где «лишним» будет предмет другого цвета. Давайте ребенку несложные задания, например, раскрасить картинку нужными цветами, подобрать для любимой куклы косыночку того же цвета, что и ее сарафан, составить узор- орнамент из элементов разных цветов, отобрать из мячиков (флажков, кубиков) только красные (желтые, синие) и т. д. А как-нибудь устройте и небольшое волшебство: рисунок, нарисованный простым карандашом, расчертите на неровные «кусочки», каждый из которых как-нибудь отметьте. А потом дайте ребенку задание (например: «Закрась все кусочки с двумя точками внутри серым цветом, а с одной — розовым, и тогда ты узнаешь, кто решил учиться танцевать»). Ребенок с удовольствием будет выполнять это задание, ведь интересен не только сам процесс, но и результат. И вот все кусочки закрашены цветными карандашами, и становится ясно, что нарисован... танцующий слон!

Как видите, мы немного пофантазировали. Но и вы не бойтесь фантазировать: предложенные нами игры вы можете варьировать и моделировать по-своему, приспосабливаясь и к возрасту ребенка, и к его индивидуальным особенностям. Предлагаем вам некоторые варианты игр на цветовое восприятие.

Кошка и мышки

Возраст: 4 — 6 лет.

Цель игры: научить детей различать цвета, разбираться в том, какой цвет как называется. Кроме того, игра развивает внимание и быстроту реакции.

Необходимое оборудование: «кошки» (два одинаковых пластиковых стаканчика, например из-под йогурта), «мышки» (разноцветные пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц, к одной из половин которых прикреплены шнурки - «хвостики» длиной 20—25 см), игральный кубик с разноцветными гранями (цвета кубика должны соответствовать цветам «мышек»), небольшой столик, два стула. «Мышек» должно быть 9—10.

Ход игры (дети играют в нее парами по очереди). Ведущий на одном конце столика раскладывает «мышек» в ряд так, чтобы их «хвостики» наполовину свисали со стола. На противоположную сторону стола ведущий ставит «кошку» (стаканчик, перевернутый вверх дном).

Дальнейший сценарий игры зависит от возраста детей.

Если играют дети 4—5 лет, то игра должна проходить следующим образом. Один из участников будет играть за «мышек», другой — за «кошку», взяв один пластиковый стаканчик. Ведущий бросает кубик. Тот, кто играет «мышками», должен быстро дернуть за «хвостик» «мышку» того цвета, который выпал на игральном кубике. Тот, кто играет за «кошку», должен попытаться успеть поймать «мышку», накрыв ее сверху стаканчиком. Если «мышка» поймана, то ее забирает играющий за «кошку», а если не поймана, то ее берет играющий за «мышек». Игра продолжается до тех пор, пока все «мышки» не окажутся задействованными в ней. После этого нужно подсчитать результаты. У кого из двух игроков оказалось больше «мышек», тот и победил. Теперь игроков можно поменять местами или пригласить поиграть новую пару ребят.

Если играют дети 5—6 лет, то игру можно усложнить еще больше. Правила остаются теми же, но первый игрок должен будет одновременно спасать от «кошки» двух «мышек», дергая их за «хвостики», а второй игрок будет пытаться поймать сразу двух «мышек», стараясь накрыть их двумя стаканчиками (он будет держать по стаканчику в каждой руке). В этом случае на стол нужно будет выложить по две «мышки» одинакового цвета (общее количество «мышек» можно оставить тем же).

Примечание. По сути в эту игру можно начинать играть и в более раннем возрасте, важно лишь упростить ее. Если в «Кошку и мышек» играют дети 2—3 лет, то достаточно просто предложить им спрятать от «кошки» «мышку» определенного цвета (цвет называет ведущий). С возрастом дети станут более ловкими, и тогда им, конечно, можно будет предложить и усложненный вариант этой игры.

Волшебные крышечки

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: научить детей распознавать разные цвета, соотносить между собой одинаковые по цвету предметы. Кроме того, игра способствует развитию моторики пальцев.

Необходимое оборудование: игрушка, «от лица» которой будет проводиться игра (наш вариант — Зайка, но можно использовать любую другую игрушку из тех, которые можно надеть на руку и с помощью которых можно показать кукольный спектакль), разноцветные крышечки от пластиковых бутылок, мешочек из плотной ткани. Крышечки (без надписей) нужно накрутить на горловину бутылки с кольцом (оно остается на горлышке после открывания бутылки). Горловину нужно отрезать от бутылки в месте, где заканчивается резьба, срез обработать с помощью наждака или шкурки, чтобы ребенок не поранился.

Ход игры (в нее можно играть всей группой). Воспитатель представляет детям Зайку, объявляет, что Зайка принес детям новые игрушки. Крышки высыпаются из мешочка, каждый участник игры получает по крышечке и рассматривает ее. Зайка предлагает поучиться откручивать и закручивать крышку. После того как дети проделывают это несколько раз, Зайка предлагает детям открутить крышки и положить их в мешочек. Крышки складываются, мешочек несколько раз встряхивается, чтобы крышки перемешались. У каждого участника игры остается горловина от бутылки с надетым на нее кольцом.

Детям предлагается по очереди подходить к мешочку и доставать оттуда крышку, не заглядывая внутрь. Конечно, скорее всего, игроку достанется крышка другого цвета, чем кольцо. В этом случае игрок должен поискать, у кого из ребят есть кольцо того же цвета, и отдать крышечку ему.

В конце игры Зайка хвалит детей за то, что они справились с заданием (правильно накрутили все крышечки на горловины) и помогали друг другу.

Примечание. Игру можно разнообразить. Например, можно не складывать крышечки в мешочек, а разложить их в помещении на полу или на предметах мебели. Тогда игра получится не только развивающей, но и подвижной: детям придется побегать, прежде чем они смогут найти крышечку «своего» цвета. Можно также заранее накрутить на каждую горловину крышечку «не того» цвета и раздать их игрокам, которые должны потом самостоятельно обменяться крышечками. Если играют дети старшего возраста, то каждому из них можно вручить по две-три крышечки (одного цвета или разных цветов).

Бусы

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: научить детей различать предметы разных цветов, складывать их в определенном порядке по цвету. Кроме того, игра закрепляет навыки счета до 10.

Необходимое оборудование: крупные деревянные или пластмассовые бусины (с этой целью можно использовать деревянные шарики или пластмассовые контейнеры из-под шоколадных яиц со сквозными отверстиями), деревянный стержень или толстая, но мягкая проволока.

Ход игры. Воспитатель показывает детям шарики и обращает их внимание на то, что они разных цветов, после чего предлагает детям самостоятельно назвать эти цвета (если играют дети младшего возраста, то ведущий берет все объяснения на себя). Затем детям дается самое простое задание: собрать на стержень бусины одного цвета (например, желтого). Дети разбиваются на пары и выполняют задания: один насаживает бусины на стержень, а другой помогает отыскивать бусины нужного цвета. Затем ведущий дает задание собрать бусины другого цвета (например, синего). Выигрывает та пара, которая быстро и правильно набирает бусины на стержень.

Примечание. Для детей более старшего возраста (4,5—5 лет) игру можно усложнить. Ведущий может, например, попросить детей последовательно нанизывать две красные и три синие бусины, одну белую и одну зеленую, составляя различные узоры из бусин. Кроме того, сами предметы игры могут впоследствии стать поощрительными призами: ребенку можно подарить сделанное своими руками «ожерелье» или выставить его как доказательство мастерства на стенде или в другом видном месте.

«Цветные» шаги

Возраст: 6 — 8 лет.

Цели игры: закреплять знания об основных цветах, узнавать названия их оттенков, развивать подвижность и быстроту реакции у детей.

Ход игры (играет 8—10 человек, один из них исполняет роль ведущего). Участники игры становятся в ряд, ведущий отходит примерно на 7—8 м от них и поворачивается к ним спиной. Потом дает команды участникам игры, например, такие: «Всем, у кого в одежде есть желтый цвет, сделать три шага вперед». После этого ведущий поворачивается и наблюдает за правильностью выполнения его задания (участники игры должны показывать на себе нужный цвет). Затем ведущий отворачивается и дает следующую команду, например: «Всем, у кого есть синий цвет в одежде, сделать шаг назад». Поскольку этот цвет может оказаться и у тех, кто перед этим делал шаги вперед, расстановка участников на игровом поле сразу же меняется. Тот, кто сможет первым добраться до ведущего, меняется с ним местами, а ведущий занимает место среди остальных игроков. Игра начинается заново.

Белые прятки

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: развивать у детей умение распознавать разные предметы одного и того же цвета. Игра развивает внимание и наблюдательность.

Необходимое оборудование: различные предметы белого цвета (игрушки, кубики и т. д.), всего пять—шесть предметов.

Ход игры (в эту игру можно играть зимой на улице). Ведущий — кто-то из родителей, воспитатель — перед игрой, так, чтобы не видели участники, раскладывает на площадке в снегу различные предметы белого цвета. После этого игра начинается. Ведущий объясняет, что спрятал предметы белого цвета, и предлагает их найти. Побеждает тот, кто сумеет обнаружить как можно больше спрятанных предметов.

Примечание. «Белые» прятки очень легко можно превратить в «цветные». Например, на площадке (или в помещении) предварительно можно спрятать равное количество предметов разных цветов, а по ходу игры давать игрокам команды (например, найти все предметы синего цвета или все красного и т. д.).

Собираем угощенье

Возраст: 4 — 5 лет.

Цель игры: учить детей подбирать разные предметы по цвету. Игра развивает быстроту реакции и аккуратность.

Необходимое оборудование: два разноцветных игрушечных сервиза, состоящих из одинакового количества предметов, две однотонные салфетки или небольшие скатерти, соответствующие по цвету посуде, два столика.

Ход игры. Ведущий застилает каждый из столов скатертью одного цвета и перед столами расставляет посуду из обоих сервизов, намеренно перемешав предметы. Выбрав двух игроков, ведущий объясняет правила игры. Задача игроков — по сигналу ведущего расставить посуду на столе. Обязательное условие: цвет посуды должен соответствовать цвету салфетки. В этой игре выигрывает игрок, который не только правильно выберет предметы по цвету, но и накроет на стол быстро и аккуратно.

Наряжаем елочку

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: учить детей выбирать предметы заданного Цвета. Игра развивает у детей быстроту реакции.

Необходимое оборудование: две небольшие одинаковые искусственные елочки (или две еловые ветки), разноцветные елочные украшения из небьющегося материала. Необходимое условие: должно быть одинаковое количество елочных игрушек одного цвета.

Ход игры (одновременно в ней могут участвовать два игрока, остальные — болельщики). Ведущий объявляет, что к Новому году надо нарядить елочку, но не так, как это делается обычно, а игрушками одного цвета. После этого ведущий устанавливает елочки на столе и на равном расстоянии от столов кладет коробку со сложенными в нее елочными игрушками. Чуть дальше коробки проходит стартовая черта. Затем ведущий ставит задачу перед каждым из игроков. Один, например, должен украсить елочку игрушками красного цвета, другой — синего. Игра начинается. По команде ведущего участники игры достают из коробки игрушки нужного цвета (за один раз можно взять не больше одной) и наряжают елочку. Побеждает тот, кто быстрее перебрал игрушки, правильно выбрал нужные и первым украсил елочку. После этого можно выбрать новых участников игры и дать им задание — украсить елочки игрушками других цветов (уже развешанные в предыдущей игре украшения снимать не надо). В конце игры совместными усилиями ребята нарядят елочки, которые украсят группу к празднику.

Примечание. Разумеется, остальные ребята не должны оставаться в стороне от игры, их роль — активно «болеть» за своих друзей.

Цветочная полянка

Возраст: 5 — 6 лет.

Цель игры: учить детей дифференцировать однородные предметы различных цветов. Игра развивает быстроту и ловкость движений.

Необходимое оборудование: вырезанные из цветного картона цветы (по 8—10 каждого цвета).

Ход игры. Ведущий раскладывает цветы в произвольном порядке на полу и объясняет детям, что это цветочная полянка, на которой можно нарвать красивые цветы для букета. После этого ведущий выбирает игроков и дает им задание: каждый игрок должен собрать на полянке цветы какого-то одного цвета. На счет «Раз! Два! Три!» (считают громко хором все остальные) игра начинается: игроки должны быстро пробежать по «полянке» и собрать все цветы заданного ведущим цвета. Побеждает тот, кто сделает это быстро и правильно. После этого дети говорят: «Полянка, расцветай!», и ведущий вновь раскладывает цветы на полу, после чего выбирает новых игроков, и игра возобновляется. Играть в нее можно, пока не надоест.

Цветные дорожки

Возраст: 5 — 8 лет.

Цель игры: развить у детей цветовое восприятие. Кроме того, игра способствует развитию зрительного внимания и памяти.

Необходимое оборудование: три одинаковых комплекта цветных кубиков, или вырезанных из цветного картона квадратиков, или других геометрических фигур.

Ход игры. В игре одновременно принимают участие два человека. Кроме того, необходим ведущий, роль которого с успехом могут сыграть родители, воспитатель или учитель. Ведущий и игроки берут себе по комплекту кубиков, после чего игра начинается. Для начала ведущий раскладывает кубики в линию вплотную друг к другу в произвольном порядке. Дав игрокам 15—20 секунд посмотреть на получившуюся комбинацию кубиков, он закрывает свою цветную дорожку. Задача игроков — повторить действия ведущего, составив кубики в том же порядке, в точности воспроизведя сочетание цветов. После этого дорожка ведущего открывается и игроки сверяют с ней то, что у них получилось. Выигрывает тот игрок, который выполнил дорожку лучше другого. Если же верно сложили дорожки оба игрока, то побеждает тот, кто сделал это быстрее.

Примечание. Можно придумать немало вариантов этой игры, усложнив ее. Например, можно постепенно увеличивать количество кубиков, задействованных в игре. Так, допустим, начать с небольшой дорожки из 5 кубиков и постепенно увеличивать их количество до 15 и даже 20. А еще можно задействовать в игре кубики только двух-трех цветов, причем раскладывать их в определенной последовательности, например: красный, + синий, + красный, + синий, + красный. Постепенно количество цветов следует увеличивать и кубики раскладывать уже не в некоей последовательности, а совершенно произвольно. Также можно ввести в игру и разные геометрические фигуры: кубики чередовать с конусами и пирамидами, квадратики — с кружками, треугольниками и ромбами.

В последнем случае игра будет выполнять двойную задачу: учить детей воспринимать не только цвет предметов, но и их форму, развивая их память и зрительное внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра как средство развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста

    Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. Установлено, что возраст пятого-шестого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей...

"Развитие метрометрического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через музыкально-дидактические игры"

Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Рожденная фантазией, их музыка проста и чудесна. Обучая детей игре на детских музыкальных инстр...

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

   Игра является самой доступной формой деятельности дошкольников. Именно в игре у них формируются навыки познания, стимулируется развитие мышления, раскрываются  природные спосо...

Коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия у детей старшего дошкольного возраста

Этот конспект  корекционо-развивающего занятия, направлен на  развитие зрительного восприятия. Возрастная категория- дети старшего дошкольного возраста. данный конспект был представлен на ко...

Методическая разработка "Использование словесно - дидактической игры в формировании фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня"

Данная методическая разработка может быть использована учителями-логопедами для коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым дианозом "Общее недоразвитие речи 3 уровня"....

Игровые методы работы, развивающие фонематическое восприятие у детей старшего дошкольного возраста.

Недостаточная сформированность слухового восприятия, фонематического слуха может явиться причиной неправильного произношения звуков, слов, фраз....

Игры на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР

В данном материале можно увидеть игры И на формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР....