Влияние патологии формы и прикрепления уздечки языка на развитие речи ребенка.
материал по логопедии

Хрипач Мария Геннадьевна

Влияние патологии формы и прикрепления уздечки языка на развитие речи ребенка.

      Язык - высокоподвижный орган из продольных горизонтальных, вертикальных и поперечных пучков мышц, который делят на корень (треть от области глотки) и тело, связанные по нижней (вентральной) поверхности с дном полости рта специфической складкой соединительной ткани – «уздечкой» языка (lingual frenulum).

      Само название этой складки довольно показательное в аспекте управления языком нервно-мышечной системой лица человека, поскольку хотя уздечка и выполняет в основном функцию ограничения пространственного движения языка, но при патологиях может привести к ряду негативных последствий для процессов питания, артикуляции, а также эстетики внешнего вида и психологического состояния ребенка (подростка или взрослого).

      Анкилоглоссия – патология формы и прикрепления уздечки языка.

Типичную патологию уздечки языка называют анкилоглоссией - состояние, при котором уздечка прикреплена слишком близко к кончику языка или слишком короткая (или мало эластичная), что препятствует (условно) свободному движению языка. Аномалия врожденная, хотя до сих пор не выявлено специфической эмбриологической причины анкилоглоссии, а исследования состояния у новорожденных показали превалентность от 4% до 10%, причем без четкой этнической зависимости и при соотношении по случаям патологии у мальчиков к девочкам примерно 2:1.

      В исследованиях «Ankyloglossia in Children» 2020 года международной экспертной группы детских отоларингологов был достигнут четкий консенсус в описании анкилоглоссии, как «состояния ограниченной подвижности языка, вызванного уздечкой языка». Однако участники исследований отметили, что существенное увеличение распространенности патологии может быть связано с повышенным вниманием к этой аномалии, предыдущими заниженными данными или тенденцией к чрезмерной диагностике в последние годы.

      В исследованиях анкилоглоссия также была ассоциирована с случаями некоторых редких наследственных патологий – синдром расщелины неба, сцепленный с Х-хромосомой, синдромы Киндлера (Kindler syndrome), Ван дер Вуда (van der Woude syndrome), Опица (Opitz syndrome), и, тем не менее большинство анкилоглоссий наблюдается у детей без каких-либо других врожденных аномалий или заболеваний.

Классификация анкилоглоссии.

      Под термином free-tongue («свободный» язык) понимают его длину от места прикрепления уздечки к вентральной поверхности тела до кончика языка. Клинически допустимо, когда длина этого участка превышает 16 мм, а по принятой сегодня классификации анкилоглоссию делят на 4 класса: I класс – легкая анкилоглоссия с free-tongue от 12 до 16 мм, II класс – умеренная с длиной свободного участка от 8 до 11 мм; III класс – тяжелая с длиной от 3 до 7 мм, IV класс –полная анкилоглоссия с длиной свободного участка языка менее 3 мм.

Анкилоглоссии III и IV классов уделяют особое внимание, поскольку они сильно ограничивают движение языка и способны привести к негативам.

Нормальную амплитуду движений языка оценивают по следующим критериям:

      - кончик языка должен без напряжения выступать наружу рта;

      - кончик языка должен легко охватывать верхнюю или нижнюю губы;

      - при выпячивании языка в сторону передних зубов он не должен бледнеть;

      - уздечка языка не должна быть триггером для формирования диастемы (щели) между нижнечелюстными центральными резцами.

      Внешний вид языка сам по себе недостаточен для постановки диагноза, так как толщина и эластичность уздечки широко варьируются, а причины снижения подвижности языка могут быть сложными и не обязательно связаны с самой уздечкой.


 

Анкилоглоссии у детей связывают с трудностями грудного вскармливания, рвотными позывами, удушьем, рвотой, задержкой развития, ухудшением речи, проблемами с зубами и поведением, однако профессиональная оценка рисков негативов аномалии является определяющей для лечения, поскольку статистически подтверждено, что 50% грудных детей с анкилоглоссией не сталкиваются в жизни с какими-либо проблемами

Влияние патологии формы и прикрепления уздечки языка на развитие речи ребенка.

      Проблемы с речью могут возникнуть при патологиях губ (dysglossia labialis), языка (dysglossia lingualis), зубов (dysglossia dentalis), или неба (dysglossia palatalis) и характерны для произношения консонант «д, т, п, с ,з ,ц ,ш, ж, ч, л ,р, й», гласных «е, и», а в случае уздечки особенно «р». Однако в действительности нарушения артикуляции из-за уздечки встречаются реже, чем сама анкилоглоссия, поскольку: и дети, и взрослые часто используют различные компенсаторные методы при открывании рта и движении языка;

существенно большее негативное влияние на речь оказывают поражения подъязычного нерва (hypoglossus), патологии языка - macroglossia (сильно большой) и microglossia (слишком маленький), неба, зубов (диастемы между передними зубами, отсутствие или неправильное положение верхних и/или нижних резцов, дефекты зубных рядов).

      Т.е. в случае речевых расстройств прежде, чем планировать мероприятия по устранению анкилоглоссии, должна быть проведена полная диагностика артикуляционного аппарата, чтобы точно, своевременно выявить настоящую причину и вовремя начать соответствующее лечение.

      Вместе с тем, анкилоглоссия ограничивает физиологические движения языка и приводит к различным функциональным, поведенческим нарушениям от трудностей грудного, смешанного вскармливания, глотания до дизартрии, плохого сна и социальных проблем. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние патологии формы и прикрепления уздечки языка на развитие речи ребенка.

      Язык - высокоподвижный орган из продольных горизонтальных, вертикальных и поперечных пучков мышц, который делят на корень (треть от области глотки) и тело, связанные по нижней (вентральной) поверхности с дном полости рта специфической складкой соединительной ткани – «уздечкой» языка (lingual frenulum).

      Само название этой складки довольно показательное в аспекте управления языком нервно-мышечной системой лица человека, поскольку хотя уздечка и выполняет в основном функцию ограничения пространственного движения языка, но при патологиях может привести к ряду негативных последствий для процессов питания, артикуляции, а также эстетики внешнего вида и психологического состояния ребенка (подростка или взрослого).

      Анкилоглоссия – патология формы и прикрепления уздечки языка.

Типичную патологию уздечки языка называют анкилоглоссией - состояние, при котором уздечка прикреплена слишком близко к кончику языка или слишком короткая (или мало эластичная), что препятствует (условно) свободному движению языка. Аномалия врожденная, хотя до сих пор не выявлено специфической эмбриологической причины анкилоглоссии, а исследования состояния у новорожденных показали превалентность от 4% до 10%, причем без четкой этнической зависимости и при соотношении по случаям патологии у мальчиков к девочкам примерно 2:1.

      В исследованиях «Ankyloglossia in Children» 2020 года международной экспертной группы детских отоларингологов был достигнут четкий консенсус в описании анкилоглоссии, как «состояния ограниченной подвижности языка, вызванного уздечкой языка». Однако участники исследований отметили, что существенное увеличение распространенности патологии может быть связано с повышенным вниманием к этой аномалии, предыдущими заниженными данными или тенденцией к чрезмерной диагностике в последние годы.

      В исследованиях анкилоглоссия также была ассоциирована с случаями некоторых редких наследственных патологий – синдром расщелины неба, сцепленный с Х-хромосомой, синдромы Киндлера (Kindler syndrome), Ван дер Вуда (van der Woude syndrome), Опица (Opitz syndrome), и, тем не менее большинство анкилоглоссий наблюдается у детей без каких-либо других врожденных аномалий или заболеваний.

Классификация анкилоглоссии.

      Под термином free-tongue («свободный» язык) понимают его длину от места прикрепления уздечки к вентральной поверхности тела до кончика языка. Клинически допустимо, когда длина этого участка превышает 16 мм, а по принятой сегодня классификации анкилоглоссию делят на 4 класса: I класс – легкая анкилоглоссия с free-tongue от 12 до 16 мм, II класс – умеренная с длиной свободного участка от 8 до 11 мм; III класс – тяжелая с длиной от 3 до 7 мм, IV класс –полная анкилоглоссия с длиной свободного участка языка менее 3 мм.

Анкилоглоссии III и IV классов уделяют особое внимание, поскольку они сильно ограничивают движение языка и способны привести к негативам.

Нормальную амплитуду движений языка оценивают по следующим критериям:

      - кончик языка должен без напряжения выступать наружу рта;

      - кончик языка должен легко охватывать верхнюю или нижнюю губы;

      - при выпячивании языка в сторону передних зубов он не должен бледнеть;

      - уздечка языка не должна быть триггером для формирования диастемы (щели) между нижнечелюстными центральными резцами.

      Внешний вид языка сам по себе недостаточен для постановки диагноза, так как толщина и эластичность уздечки широко варьируются, а причины снижения подвижности языка могут быть сложными и не обязательно связаны с самой уздечкой.


Анкилоглоссии у детей связывают с трудностями грудного вскармливания, рвотными позывами, удушьем, рвотой, задержкой развития, ухудшением речи, проблемами с зубами и поведением, однако профессиональная оценка рисков негативов аномалии является определяющей для лечения, поскольку статистически подтверждено, что 50% грудных детей с анкилоглоссией не сталкиваются в жизни с какими-либо проблемами

Влияние патологии формы и прикрепления уздечки языка на развитие речи ребенка.

      Проблемы с речью могут возникнуть при патологиях губ (dysglossia labialis), языка (dysglossia lingualis), зубов (dysglossia dentalis), или неба (dysglossia palatalis) и характерны для произношения консонант «д, т, п, с ,з ,ц ,ш, ж, ч, л ,р, й», гласных «е, и», а в случае уздечки особенно «р». Однако в действительности нарушения артикуляции из-за уздечки встречаются реже, чем сама анкилоглоссия, поскольку: и дети, и взрослые часто используют различные компенсаторные методы при открывании рта и движении языка;

существенно большее негативное влияние на речь оказывают поражения подъязычного нерва (hypoglossus), патологии языка - macroglossia (сильно большой) и microglossia (слишком маленький), неба, зубов (диастемы между передними зубами, отсутствие или неправильное положение верхних и/или нижних резцов, дефекты зубных рядов).

      Т.е. в случае речевых расстройств прежде, чем планировать мероприятия по устранению анкилоглоссии, должна быть проведена полная диагностика артикуляционного аппарата, чтобы точно, своевременно выявить настоящую причину и вовремя начать соответствующее лечение.

      Вместе с тем, анкилоглоссия ограничивает физиологические движения языка и приводит к различным функциональным, поведенческим нарушениям от трудностей грудного, смешанного вскармливания, глотания до дизартрии, плохого сна и социальных проблем. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Влияние речи родителей на развитие речи ребенка"

о том,как именно речь родителей связана с развитием языка их ребенка...

«Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка»

Роль общения в развитии ребенка велика. Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в ...

Влияние речи взрослого на развитие речи ребенка

Наиболее важным средством связи между ребенком и окружающим миром является речевое общение, которое является одной из сложных высших психических функций человека. Речь ребенка не является врожденной с...

Советы логопеда. Влияние речи родителей на развитие речи ребенка

ВЛИЯНИЕ РЕЧИ РОДИТЕЛЕЙ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА...

Влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка.

Статья о влияние развития мелкой моторики рук через нетрадиционные техники изобразительной деятельности на развитие речи ребенка....

Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка.

Доклад: «Роль родного языка в развитии речи ребенка. I раздел:Роль родного языка в развитии речи ребенка....