"Развиваем речь детей, изучая пословицы и поговорки"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Курапина Оксана Николаевна

В данном материале автор рассказывает о важности использования русских пословиц и поговорок в речевом развитии дошкольников старшего возраста, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи,  выделяет основные блоки, на что будет влиять изучение пословиц и поговорок в речевом развитии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_detey_izuchaya_poslovitsy_i_pogovorki.docx687.51 КБ

Предварительный просмотр:

Развиваем речь детей, изучая пословицы и поговорки

Учитель – логопед Курапина О.Н.

   Дошкольный возраст – это уникальный период интенсивного развития речи у ребенка, сравнимый, пожалуй, лишь с периодом раннего младенчества.  Речь формируется во всех своих аспектах:  фонетическом (правильное произношение звуков), лексическом (расширение словарного запаса, понимание значений слов), грамматическом (правильное построение предложений, использование грамматических форм).  Полноценное овладение родным языком в этот сензитивный период –  ключ к успешному умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию ребенка.  Замедленное развитие речи в дошкольном возрасте может привести к трудностям в обучении в школе,  проблемам с коммуникацией и самооценкой в будущем. Именно поэтому так важно стимулировать речевое развитие ребенка с раннего возраста, используя различные методы и приемы. 

    Одним из наиболее эффективных и доступных инструментов являются пословицы и поговорки – жемчужины русского фольклора.  Их значение для развития речи дошкольников трудно переоценить.  Как справедливо отмечал К.Д. Ушинский, пословицы ценны как с точки зрения формы, так и содержания.  С точки зрения формы, они представляют собой яркий пример живой, образной русской речи,  насыщенной эмоциональной окраской и интонационной выразительностью. Дети, усваивая пословицы, бессознательно впитывают мелодику, ритм и интонационную систему родного языка, что положительно сказывается на их собственной речи.  

Пословицы и поговорки актуальны в работе со старшими дошкольниками при автоматизации и дифференциации звуков. Подобранная картотека позволяет использовать материал на индивидуальных занятиях при автоматизации в речи, например «Дружба дружбой, а служба службой» - автоматизация звука [ж]; «Терпение и труд всё перетрут», «На чужой каравай рот не разевай», «В труде рождаются герои» - автоматизация звука [Р]: большое количество пословиц можно включать при дифференциации звуков [Л] - [Р]: «Красна изба углами, а обед пирогами», «Добра желаешь, добро и делай», «Злой не верит, что есть добрый»,  «Если не трудиться – можно в жизни заблудиться».

   С содержательной точки зрения пословицы и поговорки – это своеобразное зеркало русской народной жизни, отражающее ее ценности, традиции, опыт многих поколений.  В них заложен глубокий смысл,  они передают народную мудрость,  обобщая жизненный опыт в лаконичной и запоминающейся форме.  Например, пословица «Тише едешь – дальше будешь» учит ребенка терпению и рассудительности,  «Семь раз отмерь – один раз отрежь» –  аккуратности и внимательности,  «Делу время – потехе час» –  умению правильно распределять время между работой и отдыхом.

    Включение пословиц и поговорок в речевую практику дошкольников способствует не только обогащению их словарного запаса и развитию грамматических навыков, но и формированию нравственных качеств.  Дети учатся понимать абстрактные понятия,  осмысливать сложные жизненные ситуации,  приобретают опыт нравственного выбора.  Более того,  запоминание и использование пословиц развивает память,  логическое мышление,  способность к обобщению и анализу.

    Работа с пословицами и поговорками может быть организована по-разному.  Это могут быть  специальные занятия,  игры,  включение пословиц в повседневную речь педагога,  составление рассказов и сказок на основе пословиц,  загадывание пословиц на определенную тему.  Важно помнить, что  дети должны понимать смысл пословицы,  а не просто заучивать ее наизусть.  Поэтому объяснение смысла,  подбор  ярких иллюстраций,  использование различных дидактических игр и приемов –  неотъемлемая часть эффективной работы с этим материалом.

    Кроме того, использование пословиц и поговорок может быть интегрировано в другие виды деятельности дошкольников. Дети могут иллюстрировать пословицы,  придумывать к ним собственные истории,  инсценировать их.  Такой  многогранный подход  позволит  достичь  максимального эффекта  в  развитии  речи  и  всестороннем  воспитании  дошкольников.  Например,  пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»  может быть  проиллюстрирована  детьми  в  виде  рисунка,  где  ребенок  старается  выловить  рыбку  из  пруда  с  помощью  удочки,  а  потом  рассказать  историю  об  этом  процессе,  используя  другие  пословицы  о  труде  и  терпении.

    Важно отметить, что пословицы и поговорки –  не просто  фразеологизмы.  Они –  часть  культурного  кода  народа,  они  передают  его  историю,  традиции  и  ценности.  Поэтому  знакомство  детей  с  пословицами  и  поговорками  –  это  не  только  способ  развития  речи,  но  и  важный  аспект  патриотического  воспитания.  Они помогают детям  понять  и  принять  духовные  ценности  своего  народа,  сформировать  чувство  причастности  к  своей  культуре  и  истории.

    Наконец, современные методики предлагают использовать пословицы и поговорки в контексте межкультурного общения.  Сравнивая пословицы разных народов,  дети  могут  увидеть  как  общие,  так  и  специфические  черты  различных  культур.  Например,  сравнение  русской  пословицы  с  аналогичной  пословицей  из  английского  или  китайского  фольклора  может  стать  интересным  и  познавательным  занятием,  способствующим  развитию  толерантности  и  понимания  культурного  многообразия.  Этот  межкультурный  аспект  работы  с  пословицами  и  поговорками  является  очень  важным  в  современном  мире,  способствуя  формированию  у  детей  широкого  кругозора  и  умения  строить  диалог  с  представителями  других  культур.  

   В заключение,  можно  сказать,  что  пословицы  и  поговорки  являются  неисчерпаемым  источником  для  развития  речи,  мышления  и  нравственного  воспитания  дошкольников.  Их  использование  в  педагогической  практике  –  это  залог  успешного  речевого  и  личностного  развития  будущего  поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».

Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - "Русские народные пословицы и поговорки"...