"Развиваем речь детей, изучая пословицы и поговорки"
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
В данном материале автор рассказывает о важности использования русских пословиц и поговорок в речевом развитии дошкольников старшего возраста, в том числе с тяжёлыми нарушениями речи, выделяет основные блоки, на что будет влиять изучение пословиц и поговорок в речевом развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_rech_detey_izuchaya_poslovitsy_i_pogovorki.docx | 687.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем речь детей, изучая пословицы и поговорки
Учитель – логопед Курапина О.Н.
Дошкольный возраст – это уникальный период интенсивного развития речи у ребенка, сравнимый, пожалуй, лишь с периодом раннего младенчества. Речь формируется во всех своих аспектах: фонетическом (правильное произношение звуков), лексическом (расширение словарного запаса, понимание значений слов), грамматическом (правильное построение предложений, использование грамматических форм). Полноценное овладение родным языком в этот сензитивный период – ключ к успешному умственному, эмоциональному, социальному и нравственному развитию ребенка. Замедленное развитие речи в дошкольном возрасте может привести к трудностям в обучении в школе, проблемам с коммуникацией и самооценкой в будущем. Именно поэтому так важно стимулировать речевое развитие ребенка с раннего возраста, используя различные методы и приемы.
Одним из наиболее эффективных и доступных инструментов являются пословицы и поговорки – жемчужины русского фольклора. Их значение для развития речи дошкольников трудно переоценить. Как справедливо отмечал К.Д. Ушинский, пословицы ценны как с точки зрения формы, так и содержания. С точки зрения формы, они представляют собой яркий пример живой, образной русской речи, насыщенной эмоциональной окраской и интонационной выразительностью. Дети, усваивая пословицы, бессознательно впитывают мелодику, ритм и интонационную систему родного языка, что положительно сказывается на их собственной речи.
Пословицы и поговорки актуальны в работе со старшими дошкольниками при автоматизации и дифференциации звуков. Подобранная картотека позволяет использовать материал на индивидуальных занятиях при автоматизации в речи, например «Дружба дружбой, а служба службой» - автоматизация звука [ж]; «Терпение и труд всё перетрут», «На чужой каравай рот не разевай», «В труде рождаются герои» - автоматизация звука [Р]: большое количество пословиц можно включать при дифференциации звуков [Л] - [Р]: «Красна изба углами, а обед пирогами», «Добра желаешь, добро и делай», «Злой не верит, что есть добрый», «Если не трудиться – можно в жизни заблудиться».
С содержательной точки зрения пословицы и поговорки – это своеобразное зеркало русской народной жизни, отражающее ее ценности, традиции, опыт многих поколений. В них заложен глубокий смысл, они передают народную мудрость, обобщая жизненный опыт в лаконичной и запоминающейся форме. Например, пословица «Тише едешь – дальше будешь» учит ребенка терпению и рассудительности, «Семь раз отмерь – один раз отрежь» – аккуратности и внимательности, «Делу время – потехе час» – умению правильно распределять время между работой и отдыхом.
Включение пословиц и поговорок в речевую практику дошкольников способствует не только обогащению их словарного запаса и развитию грамматических навыков, но и формированию нравственных качеств. Дети учатся понимать абстрактные понятия, осмысливать сложные жизненные ситуации, приобретают опыт нравственного выбора. Более того, запоминание и использование пословиц развивает память, логическое мышление, способность к обобщению и анализу.
Работа с пословицами и поговорками может быть организована по-разному. Это могут быть специальные занятия, игры, включение пословиц в повседневную речь педагога, составление рассказов и сказок на основе пословиц, загадывание пословиц на определенную тему. Важно помнить, что дети должны понимать смысл пословицы, а не просто заучивать ее наизусть. Поэтому объяснение смысла, подбор ярких иллюстраций, использование различных дидактических игр и приемов – неотъемлемая часть эффективной работы с этим материалом.
Кроме того, использование пословиц и поговорок может быть интегрировано в другие виды деятельности дошкольников. Дети могут иллюстрировать пословицы, придумывать к ним собственные истории, инсценировать их. Такой многогранный подход позволит достичь максимального эффекта в развитии речи и всестороннем воспитании дошкольников. Например, пословица «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» может быть проиллюстрирована детьми в виде рисунка, где ребенок старается выловить рыбку из пруда с помощью удочки, а потом рассказать историю об этом процессе, используя другие пословицы о труде и терпении.
Важно отметить, что пословицы и поговорки – не просто фразеологизмы. Они – часть культурного кода народа, они передают его историю, традиции и ценности. Поэтому знакомство детей с пословицами и поговорками – это не только способ развития речи, но и важный аспект патриотического воспитания. Они помогают детям понять и принять духовные ценности своего народа, сформировать чувство причастности к своей культуре и истории.
Наконец, современные методики предлагают использовать пословицы и поговорки в контексте межкультурного общения. Сравнивая пословицы разных народов, дети могут увидеть как общие, так и специфические черты различных культур. Например, сравнение русской пословицы с аналогичной пословицей из английского или китайского фольклора может стать интересным и познавательным занятием, способствующим развитию толерантности и понимания культурного многообразия. Этот межкультурный аспект работы с пословицами и поговорками является очень важным в современном мире, способствуя формированию у детей широкого кругозора и умения строить диалог с представителями других культур.
В заключение, можно сказать, что пословицы и поговорки являются неисчерпаемым источником для развития речи, мышления и нравственного воспитания дошкольников. Их использование в педагогической практике – это залог успешного речевого и личностного развития будущего поколения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"
Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы, тема «Ежики смеются» Задачи: Образовательные: Продолжать развивать речь детей, обогащая словарный запас (маленький, серенький, колючий); Закреплять и расширять знания и предст
Конспект занятия по развитию речи и аппликации для второй младшей группы...
Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей
Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...
«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».
Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе. «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе...
Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"
Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...
Организованная образовательная деятельность – Речевое развитие (Развитие речи) – «Русские народные пословицы и поговорки».
Организованная образовательная деятельность - Речевое развитие (Развитие речи) - "Русские народные пословицы и поговорки"...