«Необходимость развития речевого дыхания»
статья по логопедии

Каргина Надежда Викторовна

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neobhodimost_razvitiya_rechevogo_dyhaniya.docx285.4 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации для

родителей

«Необходимость развития речевого дыхания»

https://346130.selcdn.ru/storage1/include/site_244/section_2419/incsection_5753/thumbs/I-dr_PD2NQkq_1200x0_AybP2us9.jpg

                                             Подготовил: воспитатель

                                                                   Каргина Н.В.

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, стертой формой дизартрии, моторной, сенсорной алалией, заиканием, ринолалией. В связи с этим в последние годы среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика.

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=8e9ecc2c65da6cc74f6150b238536f4362a6d195-5577672-images-thumbs&n=13

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

В логопедической работе широко используется игровой метод, который предполагает использование различных игр.

При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:

•        не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;

•        температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;

•        одежда не должна стеснять движений;

•        не заниматься сразу после приема пищи;

•        не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

•        дутье через соломку в стакан с водой;

•        надувание воздушных шаров;

•        дутье на разноцветные вертушки;

•        игра на духовых музыкальных инструментах, например, дудочке;

•        пускание мыльных пузырей;

•        дутье на одуванчики весной

https://logoped.name/wp-content/uploads/2020/04/Albom-po-razvitiyu-rechevogo-dyhaniya.jpg

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Немое кино»

Взрослый показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.

«Топор»

Ребенку предлагается поставить ноги на ширину плеч, сцепить пальцы рук «замком» и опустить руки вниз. Быстро поднять руки - вдохнуть, наклониться вперед, медленно опуская руки, произнести «ух» на длительном выдохе.

«Зоопарк»

Каждый ребенок исполняет роль какого-либо животного. Взрослый совершает экскурсию по зоопарку, называет животное, ребенок в ответ делает соответствующее звукоподражание на длительном выдохе. Выдох контролируется ладонью.

«Ворона»

Ребенку предлагается быстро поднять руки через стороны вверх - сделать вдох, медленно опустить руки - длительный выдох с произнесением звукоподражания «кар».

Аналогичным образом можно использовать другие звукоподражания (например, гуси - произнести на выдохе «га – га - га» (го, гы), корова - произнести на выдохе «му», кошка - «мяу» и т. д.).

«В лесу»

Взрослый ищет потерявшихся в лесу детей, называя их по имени. Ребенку предлагается, услышав свое имя, сложить руки рупором и длительно, звучно произнести «ay!». Затем речевой материал усложняется: для произнесения предлагаются фразы «Оля, ау!», «Миша, где ты?», «Я здесь!» и т.д., которые должны быть произнесены ребенком на одном выдохе.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Взрослый отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Лопнула шина»

Исходное положение: дети разводят руки перед собой, изображая круг — «шину». На выдохе дети произносят медленно звук «ш-ш-ш». Руки при этом медленно скрещиваются, так что правая рука ложится на левое плечо и наоборот. Грудная клетка в момент выдоха легко сжимается. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

«Воздушный шар»

Выполнение упражнения аналогично упражнению «Лопнула шина», но во время выдоха дети произносят звук «ф-ф-ф».

«Жук жужжит»

Исходное положение: руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выдыхая, дети произносят «ж-ж-ж», опуская руки вниз. Занимая исходное положение, дети делают непроизвольно вдох.

«Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

http://klubmama.ru/uploads/posts/2022-08/1661754572_5-klubmama-ru-p-podelki-dlya-razvitiya-dikhaniya-foto-5.jpg

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Необходимость развития речевого дыхания»

Речь человека – это сложный процесс, который не образуется сам по себе. Речь зависит от наших органов чувств: от слуха, от дыхания. От того, как воспринимает ребенок звуки, окружающие его, завис...

Консультации учителя – логопеда для родителей. Необходимость развития речевого дыхания.

Консультации учителя – логопеда для родителей. Необходимость развития речевого дыхания....

Необходимость развития речевого дыхания

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма....

Необходимость развития речевого дыхания

Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать....

Консультация для родителей "Необходимость развития речевого дыхания"

Родителям даются практические советы о том, как развивать речевое дыхание....

Консультация для родителей «Необходимость развития речевого дыхания»

Цель: познакомить родителей с особенностями воспитания навыком правильного звукопроизношения.Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В...