Буклет «Игры и упражнения на запуск речи в общеразвивающей группе»
консультация по логопедии

Гараева Елена Александровна

Эти игры подойдут, как детям раннего возраста, так и старшим дошкольникам, имеющим проблемы речевого развития. Игровые сценарии, которые описаны ниже, универсальны. Вы можете усложнять или упрощать инструкции к играм: все зависит от индивидуальных возможностей ребенка и ваших актуальных задач. Самое главное, игра должна вызывать интерес.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_dlya_negovoryashchih.docx123.82 КБ

Предварительный просмотр:

речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сено; фигурки животных; фото фермы на заднем плане, например, на стене; миска с водой, маленькое ведерко.

Ход игры. На сене стоят домашние животные. Знакомим ребенка с названиями животных. Кормим их сеном. Поим водой. Все действия ребенок производит по инструкции взрослого.

Варианты инструкций: «Это ферма. Это сено. Это домашние животные. Это корова. Это лошадь. Это овца. Это коза. Дай корове сено. Ешь, корова. Дай корове воду. Пей, корова». И так далее со всеми животными.

Игра «Археолог»

Цель: знакомство с названиями профессий, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сенсорный поднос с песком, кулинарная кисть или большая кисточка, предметы, обозначаемые словами первого и третьего типов слоговой структуры, песок.

Ход игры. Прячем в песке фигурки, даем ребенку кисть и говорим, что он археолог. Ищем в песке спрятанные предметы.

Варианты инструкций: «Ты - археолог. Пойдем на раскопки. Это песок. Это кисть. Мети. Опа! Что там? Это ваза! Мети. Что ты делаешь? Мету. Ой! Что там? Бусы. Что ты нашел?» (Перечисляем все найденные предметы.)

Игра «Отпусти рыбку в море»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: голубой (синий) шарф или плед, рыбки из пластмассы или резины, ведерко.

Ход игры. Расстелите на полу голубой (или синий) шарф или плед – это будет море. Отойдите от него на несколько шагов. Достаем из ведерка рыбку, кидаем в море. Рыбу можно сделать разноцветной: «Кидай синюю рыбу, кидай красную рыбу» и т.д.

Варианты инструкций: «Это море. Это рыба. Кидай рыбу в море. Плыви, рыба».

Игра «Муравей наводит порядок на полянке»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания, развитие слуховой памяти.

Оборудование: предметы, обозначаемые словами первого типа слоговой структуры: ваза, дыня, бусы, вата, роза, кеды, каша, часы.

Ход игры. «Превращаем» ребенка в муравья: ребенок ставит руки на пол, а его ноги взрослый держит в воздухе. Ребенок на руках передвигается по «полянке» и наводит на ней порядок: убирает в корзину все найденные на полянке предметы и называет их.

Варианты инструкций: «Ты – муравей. Это поляна. На поляне беспорядок. Убери вазу в корзину. Убери бусы в корзину. Что ты убрал? Вазу, бусы…»

Веселых игр!!!

«Игры

для запуска речи

в общеразвивающих группах»

Picture background

Подготовила:

 учитель-логопед

 Е.А.Гараева

2024 г.

Игра «Прогноз погоды»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: сухие листочки, губка для мытья посуды или лейка (то из чего будет «идти дождь»), фигурки диких животных: лиса, волк, медведь, заяц, большой прозрачный контейнер.

Ход игры: В контейнере стоят фигурки животных. Рассказываем ребенку о погоде и природе осенью: дует ветер, холодно, идет дождь, опадают листья. Делаем листопад. Сминаем сухой (например, кленовый – он отлично хрустит) листок над заданным животным. Спрашиваем, на кого падают листья. Это листопад. Просим ребенка сделать листопад над лисой, над зайцем и т.д.

А затем показываем ребенку дождь. Играем по тому же принципу: туча над лисой, туча над зайцем…

Варианты инструкций: «Это лес. Полянка. На полянке лиса, волк, медведь, заяц. Наступила осень. Холодно на улице. Идет дождь. Падают листья. Это листья. Это листопад. Листья падают на лису. Вот так. На кого падают листья? На лису.

Это туча. Это дождь. Туча над лисой. Лей дождь на лису. Кто под дождем? Лиса!» И так далее со всеми животными.

Игра «Овощной грузовичок»

Цель: знакомство с названиями овощей, развитие понимания речи, расширение активного словаря.

Оборудование: корзина с овощами.

Ход игры: Превращаем ребенка в «грузовичок». Ребенок становится на четвереньки, взрослый ему на спину кладет овощ. Ребенок должен перевезти его от «склада» к «магазину». В «магазине» разгружаем ребенка. Взрослый при этом произносит название привезенного овоща. Таким образом ребенок знакомится с названием овоща.

Варианты инструкций: «Ты – грузовичок. Вези лук. Что ты делаешь? Везу. Опа! Привез. Что ты привез в магазин? Лук».

Игра «Стирка»

Цель: знакомство с названиями одежды, развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: одежда; таз; веревки, натянутые между стульями; прищепки.

Ход игры. Взрослый предлагает ребенку постирать грязную одежду. После этого чистую одежду вешает на веревки. Комментирует весь процесс.

Варианты инструкции: «Это юбка. Это кофта. Они грязные. Стирай юбку. Что ты стираешь? Юбку. Юбка чистая. Повесь юбку на веревку. Опа! Вот так (фиксируем юбку прищепками, прищепки выстраиваем в ритмичный ряд*). Стирай кофту. Что ты стираешь? Кофту. Кофта чистая. Повесь кофту на веревку. Опа, вот так (фиксируем кофту прищепками, прищепки выстраиваем в ритмичный ряд)».

* Ритмичный ряд - это определенная последовательность, например, по цвету. Красная прищепка - зеленая прищепка - красная прищепка - зеленая прищепка.

Игра «Птичий двор»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: светло зеленый фон на бумаге (это травка на птичьем дворе), желтая краска, ватные палочки, скотч.

Ход игры. Фиксируем на столе бумагу скотчем, на «травку» помещаем домашних птиц, называем их. Ватную палочку окунаем в желтую краску и рисуем «пшено» на бумаге: ставим точки по всему периметру птичьего двора. Это пшено. Просим ребенка покормить домашних птиц.

Варианты инструкций: «Это пшено. Еще, еще, пшено. Ешь, гусь пшено. Ешь, петух, пшено. Кого ты кормишь?» Ребенок подносит фигурки птиц к нарисованному пшену, кормит их.

 Ига «Корми птичек: «сортер»»

Цель: развитие понимания речи, расширение активного словаря, развитие слухового внимания.

Оборудование: менажница или одинаковые миски; различные зерна и семечки; птицы - воробей, голубь, ворона.

Ход игры. Взрослый предлагает покормить птиц. Но сначала нужно отсортировать зерна по образцу. Ребенок должен разложить зернышки по мисочкам (или в менажницу) в зависимости от их вида. После того как ребенок справится с этим заданием, определенные зернышки он будет давать определенной птице.

Варианты инструкций: «Это зерна, они перемешались. Сортируй. Это зерно - воробью, это зерно - голубю, это зерно - вороне. Ешь, воробей. Ешь, голубь. Ешь, ворона».

Игра «Кто на ферме живет?»

Цель: знакомство с названиями домашних животных, развитие понимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения по развитию речи в старшей группе

Картотека игр по развитию речи и речевых упражнений...

Буклет "Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7 лет"

В буклете предлжены игры на развитие фонематических процессов, слоговой структуры, звукопроизношение, грамматического строя речи, связной речи....

Буклет "Игры и упражнения по развитию речи".

Буклет "Игры и упражнения по развитию речи"....

Консультация учителя-логопеда для родителей «Игры и упражнения по запуску речи у малышей»

В консультации представлены игры и упражнения по запуску речи у малышей....

Игры и упражнения для запуска речи детей 2-3 лет

Информация для родителей деток, которые еще не начали разговаривать или говорят пока плохо...

Буклет«Игры и упражнения для развития речи детей 2-3 лет»

Познакомить родителей с некоторыми играми и упражнениями для развития речи детей раннего возраста. Активизация взаимодействия родителей с ребенком с целью развития речи...