Артикуляционная гимнастика для малышей
консультация по логопедии

Кашкина Елена Николаевна

Артикуляционная гимнастика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx22.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад  №21»

Мастер-класс:

 «АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

для малышей»

г. Урай 2023

- Добрый день, уважаемые педагоги! Сегодня мы проводим мастер-класс по теме: «Артикуляционная гимнастика».

Цель мастер-класса: Обучение педагогов приемам работы с детьми раннего возраста.

- Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, что бы окрепли наши мышцы рук и ног?

- Правильно, выполняем зарядку, занимаемся физическим трудом.

Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровоснабжение и подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щек;

- научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить  напряженность артикуляционных органов;

- подготовить ребенка к правильному произношению звуков.

Рекомендации  по проведению артикуляционной гимнастики.

  1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись.
  2. Упражнения выполнять 1-2 раза в день 3-4 минуты.
  3. Выполнять 2-3 упражнения, одно из которых новое, второе и третье для повторения и закрепления.
  4. Каждое упражнение выполняется по 3-4 раза.
  5. Статические упражнения выполняются по 5-7 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
  6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  7. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того, как он немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу)?
  8. Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следить за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  9. Во время выполнения артикуляционной гимнастики не употребляйте слово «неправильно», поддерживайте все начинания ребенка, хвалите даже за незначительные успехи.
  10. Нежелательно выполнение гимнастики сразу после еды.
  11. Занимаясь с детьми 3-4 лет нужно следить за тем, чтобы  ребёнок усвоил основные движения.

Если своевременно начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению!

Сегодня хочу показать вам основные базовые упражнения. Если эти упражнения будут не отработаны с детьми младшего возраста, то будет нарушение звуков позднего онтогенеза. Поэтому эти упражнения должны быть отработаны идеально.  

Нужно проводить такие упражнения:

Упражнения для губ

«ЗАБОРЧИК» (Оскал). Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке. Нам важно, чтобы в этой позе зубы были видны, губы максимально натянуты - это очень важно. И важно, что бы ребенок удерживал эту позу, в начале, хотя бы 5 секунд (доводим до 15 сек).

Из этой артикуляционной позы мы делаем упражнение -

 «ОКОШКО» (Бегемот). Широко открыть (закрыть) рот. «ЗАБОРЧИК» сделали и открываем рот широко, язык внизу, зубы видны.

Следующее упражнение -

«УЛЫБКА» (Лягушка). Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны. Зубы сомкнуты.

Следующее упражнение -

«ТРУБОЧКА» (Хоботок). Вытягивание губ вперед длинной трубочкой, зубы сомкнуты (если зубы не сжаты, то не будет положительного результата в данном упражнении). Как мы выполняем:

Из артикуляционной позы «ЗАБОРЧИК» - делаем «ТРУБОЧКУ»

(когда ребенок делает «ТРУБОЧКУ» с разомкнутыми зубами - это видно, так как западают щеки)

«БУБЛИК». Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние резцы видны. Выполняем так же из положения «ЗАБОРЧИК»

«СЫТЫЙ ХОМЯК» - «ГОЛОДНЫЙ ХОМЯК». Просим ребенка надуть щеки, затем сдуть щеки (следим, что бы не просто сдул, а втянул щеки)

Упражнения для языка

 «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе (следим, чтобы губы были расслабленны).

«ИГОЛОЧКА». Рот открыт. Узкий язык выдвинут вперед (следим, чтобы губы были расслабленны).

«ЛОШАДКА ФЫРКАЕТ». Губы сомкнуты, выдыхаем, губы вибрируют (работают только губы).

«ГОРКА» рот открыт,  язык за нижними зубами, спинка языка немного приподнята.

«КАТУШКА». От упражнения «ГОРКА», только язык выкатываем (можно сказать, что мы едем с  «ГОРКИ», рот прикрываем, зубы видны.

Когда вы проводите Артикуляционную Гимнастику, старайтесь, чтобы она была более игровой, так как дети еще маленькие. Например, мы можем вместо «ЗАБОРЧИКА», предложить показать как рычит ВОЛК, МЕДВЕДЬ, ТИГР.

Если сложно сделать «ТРУБОЧКУ», то предложите дотянуться губами до предмета (например: пробка, баранка).

Важно помнить, что артикуляционная гимнастика является лишь подготовительным этапом в постановке и автоматизации звуков. Непосредственно постановкой звуков должен заниматься только учитель-логопед!

- Давайте подведём итог нашей встречи.

- Появилось ли у вас желание проводить  с детьми упражнения для развития артикуляционного аппарата?

- Мы благодарим вас за участие в мастер-классе, надеемся, что вы узнали много интересного.

Если своевременно начать работу с ребёнком, используя артикуляционную гимнастику, то можно добиться положительных результатов за более короткий срок. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению. Сегодня учителя-логопеды детского сада, провели, для воспитателей мастер-класс по артикуляционной гимнастике. Были показаны базовые упражнения, правильная и последовательная техника выполнения, даны рекомендации в проведении артикуляционной гимнастики.

Учитель-логопед Кашкина Е.Н.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Артикуляционная гимнастика для малышей

Упражнения для развития подвижности артикуляционного аппарата....

Артикуляционная гимнастика для малышей

В практикуме представлены артикуляционные упражнения, которые можно делать с ребенком дома самостоятельно, весело и интересно, потому что гимнастика проводится в игровой форме....

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика для малышей...

Артикуляционная гимнастика для малышей

Артикуляционная гимнастика для малышей "Окошко"широко открыть рот — "жарко"закрыть рот — "холодно""Чистим, зубки"улыбнуться, открыть роткончиком языка с внутренней стороны "почистить" поочередно ...

Занимательная артикуляционная гимнастика для малышей

Рекомендуется для занятий с малышами. Развитие артикуляционного праксиса...