Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов на тему «Вместе дома. Логопедическая шкатулка. Развитие речевого дыхания"
консультация по логопедии (старшая группа)

Валеева Гузель Маратовна

Выступила на тему речевого развитие у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechevogo_dyhaniya.docx110.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №10 «Ляйсан»

города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский район

Республики Башкортостан

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов на тему

«Вместе дома. Логопедическая шкатулка»

                                                                             Выступила: учитель-логопед

                                                                             Валеева Г.М.

                                                  

                                               

                                                 г.Дюртюли

                                                    2024 год

   C:\Users\user\Downloads\IMG_7792.jpg

                                                                                         

       Важное значение в процессе  формирования у детей чёткого, правильного произношения  имеет дыхание. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания  нормальной  громкости  речи,  четкого соблюдения  пауз, сохранения  плавности  речи  и интонационной  выразительности.

        Развитие речевого дыхания зависит от правильного функционирования физиологического дыхания. Речевое дыхание оказывает влияние на плавность звучания речи. При этом оно часто зависит не от количества воздуха, взятого в момент вдоха, а от умения рационально расходовать его в процессе говорения. У детей дошкольного возраста механизм координации между дыханием, фонацией и артикуляцией формируется постепенно. Следовательно, постепенно развивается и речевое дыхание.        

     Речевое дыхание дошкольника с речевыми нарушениями отличается от речевого дыхания сверстника с нормальной речью. Оно характеризуется слабостью дыхательной мускулатуры, малым объемом  легких. У дошкольников  превалирует верхне-грудное дыхание, сопровождающееся подъемом  плеч, а многие дети не умеют экономно расходовать речевой выдох  и добирают (вдыхают) в процессе  речевого высказывания  перед каждым словом.

     Цель дыхательных упражнений – научить детей быстро, бесшумно производить  вдох  и экономно, плавно расходовать воздух  на выдохе.

     При  выполнении дыхательной  гимнастики необходимо соблюдать:

  • регламент в пределах 3–5минут, чтобы  не вызвать у детей головокружения  и  негативных реакций;
  • не допускать общего мышечного напряжения,  поднятия  плеч при вдохе и вытягивания  шеи вперед,
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки;
  • одежда ребенка не должна стеснять его движения;
  • помещение должно быть хорошо проветренным;
  • осанка ребенка должна быть правильной  при выполнении дыхательной гимнастики  как сидя, так и стоя;
  • воздух набирать через нос;
  • выдох  должен быть длительным  и плавным;
  • дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после  плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы  между занятиями  и последним  приемом  пищи прошел  хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся  натощак.

        Статическая дыхательная гимнастика.

Для  воспитания  неречевого дыхания учат быстрому  вдоху и плавному, равномерному выдоху (без фонации). Выдох должен дифференцироваться  по силе.  Можно проводить  следующие статические дыхательные упражнения:

  • сдуть с руки снежинку (из папиросной бумаги);
  • сдуть ватку;
  • подуть на мыльные пузыри;
  • подуть на султанчики;
  • погреть ладошки;
  • подуть на бумажную бабочку, подвешенную на нитке или сидящую на цветке;
  • задуть в ворота  легкие ватные шарики (мячи);
  • сделать бурю в стакане (подуть через трубочку в воду так, чтобы вода забурлила);   
  • сделать из бумаги кораблики, налить в большую тарелку воды, спустить кораблики на воду и взять на себя роль «попутного ветра». Чей кораблик доберётся быстрее до берега?!                                                                           
  • подуть на граненый карандаш и сдвинуть его на поверхности стола;
  • подуть в дудочку, свирель, в трубу;
  • извлечь звук из губной гармошки на вдохе и выдохе;
  • подуть в детскую игрушку «язычок»
  • подуть на подбородок. Нижняя губа заводится под верхние резцы. Подуть на подбородок холодным воздухом длительно;
  • сильно подуть в пузырек, горлышко которого касается нижней губы. Получается свист.

         Для дифференциации  носового  и  ротового  дыхания   предлагаются такие упражнения:           вдох носом – выдох через рот;

  • вдох одной ноздрей – выдох другой;
  • вдох – выдох через нос;
  • вдох носом – выдох через нос;
  • вдох ртом – выдох через рот;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через другую;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через обе ноздри;
  • вдох через одну ноздрю – выдох через рот в положении трубочка;
  • вдох через нос – выдох через рот в положении трубочка толчками порционно.

Динамическая дыхательная гимнастика

        Подготавливает дыхательный аппарат к фонационному (речевому дыханию), т. к. способствует расширению емкости легких. Динамические  дыхательные упражнения проводят в сочетании с движениями туловища, рук, ног. Тренировка  неречевого дыхания достигается за счет изменений темпа, частоты, характера выполнения динамических упражнений. В комплект тренировочных упражнений для воспитания правильного дыхания  включают активизирующие и релаксационные упражнения.

                    Фонационная дыхательная гимнастика.

    Для воспитания речевого дыхания  детей учат рационально, экономно производить  выдох в процессе фонации звуков, при произнесении слов и фраз.  Предлагают длительно, на одном выдохе , воспроизводить  различные звукоподражания.  Начинают с гласных звуков и их сочетаний. Гласные звуки должны утрированно артикулироваться, а выдох  должен  быть длительным. Сначала произносим один гласный  на одном  выдохе, затем два, и увеличивая до пяти гласных звуков. Следующим этапом можно произносить длительно согласные звуки,  подражая  разным  животным  или насекомым  (ж-ж-ж ;(жук), з-з-з-з  (комар) и т.д.)

Речевая дыхательная гимнастика.

       На завершающем этапе работы  над дыханием в упражнения вводят слоги, слова, фразы, четверостишия  и т. д. Целью этого этапа является распределение экономного выдоха на протяжении  всего  высказывания  и сохранение темпо-ритмической  и  звуко-слоговой структуры  высказывания.

  • Слоги  на одном  выдохе и другие звукосочетания, но с правильно произносимыми звуками.
  • Слова на одном выдохе: счет до 5, до 10, дни недели,  времена  года, названия месяцев
  • Фразы на одном выдохе. Произнесение  предложений на одном выдохе  под  удары мяча.

Примечание: каждое слово предложения сопровождается броском мяча об пол.

Меня зовут Вася (3 броска мяча). Мне пять лет (3 броска мяча).

Мою маму зовут Лена (4 броска мяча).

   

    Таким образом применение данных упражнений способствует выработке правильного речевое дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Формирование правильного речевого дыхания залог успешного овладения навыком чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность работы учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с детьми с задержкой психического развития

В статье раскрывается вопрос взаимодействия учителя-логопеда и учителя-дефектолога, работающих с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии....

"Развитие речевого дыхания как элемент здоровьесберегающей технологии в практике учителя – логопеда: система работы по формированию речевого дыхания"

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Поэтому счи...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"

Выступление посвящено  коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов Ашинского муниципального района Тема: "Использование познавательно-исследовательской деятельности в работе учителя - логопеда"

В выступлении говорится о  повышении эффективности коррекционной работы на логопедическом занятии наряду с другими видами работ,  об  использовании познавательно-исследовательской...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР Тема: "Инновационные технологии в работе учителя - логопеда в процессе здоровьесбережения детей"

Применение в работе учителя-логопеда Одной из   методик логопедического массажа —массаж ложками, предложенный и описанный известным петербургским логопедом, автором многих пособи...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР тема: Программа «Диа-деф» в работе учителя – дефектолога""

Программа ДИА-ДЕФ адресована учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, педагогам-психологам, заместителям по учебно-воспитательной работе дошкольных образовательных учреждений....