Картотека речевых игр и упражнений по ПДД
картотека по логопедии (старшая группа)
Игровые упражнения
Цель: активизировать употребление приставочных глаголов, ориентироваться в
пространстве, развивать мелкую моторику руки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_rechevyh_igr_i_uprazhneniy_po_pdd.docx | 22.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека речевых игр и упражнений по ПДД
1. Игровые упражнения
Игровое упражнение "Закончи предложение"
Цель: развивать речевой слух; обучать составлению предложений с противительным
союзом а, координировать речь с движениями.
Материал: игровое поле, модели машинок.
Игровые действия. Закончить предложение, начиная со слов а потом, выполнить
игровое действие.
Ход игры.
Логопед называет первую часть предложения. Ребёнок заканчивает предложение,
начиная со слов а потом, и выполняет действие.
Логопед : "Сначала надо дождаться зелёного света на светофоре..."
1-ый ребёнок: "...а потом переходить улицу".
Логопед: "Нужно посмотреть налево..."
2-ой ребёнок: "...а потом начинать переход".
Логопед: "Следует взять взрослого за руку..."
3-й ребёнок: "...а потом переходить улицу".
Логопед: "Нужно дождаться полной остановки транспорта..."
4-й ребёнок: "...а потом начинать переход".
Игровое упражнение "Подбери действие"
Цель: активизировать глагольный словарь по теме "Правила дорожного движения",
согласовывать речь с действиями.
Материал (по необходимости): игровое поле, модели машинок.
Игровые действия. Подобрать к существительному как можно больше глаголов,
выполнять игровые действия.
Ход игры.
Педагог: "Ребята, сейчас мы поиграем со словами. Я назову слово, а вы подберёте к
нему как можно больше слов-действий; ответите на вопрос "что делает?". Машина что
делает? (Едет, заправляется, сигналит, тормозит, мчится, останавливается).
Шофёр что делает? Светофор что делает? Регулировщик что делает? Пешеход что
делает?"
Дети подбирают слова-действия, выполняют их и получают фишку за каждый
правильный ответ. В конце игры дети подсчитывают свои фишки и называют
победителя.
Игровое упражнение "Весёлое путешествие"
Цель: активизировать употребление приставочных глаголов, ориентироваться в
пространстве, развивать мелкую моторику руки.
Материал: игровое пособие, различный транспорт.
Игровые действия. Выполнить игровые действия, комментируя их по просьбе
логопеда.
Ход игры.
Игра проводится несколько раз.
В первый раз логопед зачитывает текст маршрута, делая короткую паузу после
каждого глагола, а ребёнок показывает маршрут на пособии, выполняя игровые
действия. Педагог: "Веди машинку по дороге прямо, держись своей полосы. Будь
внимательным шофёром - проведи машину точно по её маршруту. Начинаем наше
путешествие. Машина ехала, ехала, до горы доехала; в гору въехала, с горы съехала,
дальше поехала. Яму объехала, до магазина доехала; на стоянку подъехала, по
мосту проехала, рельсы переехала и в гараж заехала".
В следующий раз взрослый молчит, а ребёнок и "ведёт" машину, и комментирует её
передвижение: "А теперь сам расскажи, какой у машины был маршрут". Затем можно
предложить ребёнку совершить путешествие в обратном направлении.
Игровое упражнение, пальчиковая гимнастика "Гонки"
Цель: развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, закрепить умение
координировать речь с движением.
Материал: игровое поле, маленькие модели машинок на каждого ребёнка.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог приглашает детей пройти к игровому полю, раздаёт маленькие модели
машинок и говорит: "Ребята, давайте превратимся в шофёров гоночных автомобилей.
Выполним упражнение "Гонки""
1. Раз, два, три, четыре, пять. 1. Возят машинку по каждому
пальчику вперёд и назад, начиная с
большого пальца.
2. Можно гонки начинать. 2. Теперь то же самое, но
начиная с безымянного пальца.
3. По кругу, по кругу. 3. Теперь - по кругу в одну и
Вперёд и назад, другую сторону.
4. Но пальцы машинку мою 4. Вновь катают машинку по
тормозят. пальчикам, которые слегка согнуты.
5. Закрылись. 5. Сжимают кулак.
Машинка стоит в гараже.
6. И фары погасли, не светят уже. 6. Заглядывают в маленькую Н. Нищева щелочку в кулаке.
А теперь вы настоящие гонщики и можете показать ваше мастерство на дороге. Дети
катают машинки по игровому полю.
Игровое упражнение «Скажи и сделай наоборот»
Цель. Усвоение глаголов с разными приставками. Развитие ловкости, координации
движений.
Игровые действия. Подбор антонимов.
Материал. Игровое пособие, машинки.
Ход игры.
Игра с пособием. Дети выбирают себе машинки, делятся на пары. Педагог произносит
глагол, первый ребёнок в паре должен назвать этот глагол и выполнить это действие,
а второй ребенок из пары произносит слово-антоним и выполняет обратное действие.
Подъехал – отъехал, въехал – съехал, заехал – выехал, укатил – прикатил, уехал –
приехал, подошёл – отошёл, пришёл – ушёл, зашёл - вышел и т.д.
Игровое упражнение «Выполни поручение» Цель: закреплять правила дорожного
движения, развивать ориентировку в пространстве, внимание, мышление, память,
умение выполнять команду
в заданной последовательности, развивать речь.
Материал: игровое поле, дорожные знаки, знаки обозначающих «станции»
(столовая, железнодорожный переезд, детский сад, школа, больница и др.), рули.
Подготовка к игре: Конструирование дороги и расстановка изученных знаков.
Ход игры: Дети у «диспетчера» (воспитателя) получают задание съездить,
например, в больницу. Ребенок едет и возвращается обратно. Далее он получает сразу
два задания: «Съездить к железнодорожному переезду, затем поешь в столовой».
Ребенок выполняет задания в заданной последовательности и комментирует свои
действия полным предложением. Постепенно количество одновременно данных
поручений возрастает.
Игровое упражнение «Подбери маленькое слово»
Цель: активизировать употребление простых предлогов, координировать игровые
действия с речью.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Подобрать нужный предлог.
Ход игры.
Педагог предлагает детям соединить слова в предложении маленьким словом
(предлогом) и выполнить это действие:
- Автобус подъехал ... остановке. (к)
- Пешеход идёт ... тротуару. (по)
- Машина отъехала .... гаража. (от)
- Автобус переезжает .... мост. (через)
- Машина остановилась ... гаража. (у)
- Мотоцикл съезжает ... моста. (с)
- Регулировщик стоит ... перекрёстке. (на)
- Водитель сидит … . рулем (за)
-Водитель заливает бензин …бак (в)
Игровое упражнение "Из чего - какой?"
Цель: закрепить умение образовывать и употреблять относительные прилагательные,
учить ловить и бросать мяч, развивать координацию движений.
Игровые действия. Ответить на вопросы педагога.
Материал: мяч.
Ход игры.
Педагог предлагает детям встать в круг, берет в руки мяч. Педагог предлагает детям
послушать и закончить предложения:
- Колесо из резины. Оно (какое?) ... (резиновое).
- Дверца машины из металла. Она (какая?) ... (металлическая).
- Руль автобуса из пластмассы. Он (какой?) ... (пластмассовый).
- Сиденье, обшитое кожей. Оно (какое?) ... (кожаное).
- Жезл из резины. Он (какой?) ... (резиновый).
- Остановка из железа. Она (какая?) … (железная).
- Свисток из пластмассы. Он (какой?) … (пластмассовый).
- Фары из стекла. Они (какие?) … (стеклянные).
-Масло для машины. (Оно какое?) …(машинное)
2. Дидактические игры.
Дидактическая игра "Семейка слов"
Цель: закрепить умение образовывать однокоренные слова.
Материал: мячик.
Игровые действия. Образовать однокоренные слова сначала к слову дорога, а затем к
слову машина.
Ход игры.
Педагог приглашает детей на ковёр и берёт в руки мяч:
"Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову дорога. Как можно
назвать маленькую дорогу? (Дорожка).
Как можно ласково назвать дорогу? (Дороженька).
Как называют растение, которое растёт рядом с дорогой? (Подорожник).
А как называют движение по дороге? Какое оно? (Дорожное). Хорошо! Вы подобрали
много слов из одной семейки.
А теперь, давайте, соберём другую семейку слов к слову машина.
Как можно назвать маленькую машину? (Машинка).
А очень большую машинку? (Машинища).
А как назвать человека, который водит поезд? (Машинист).
А как называется масло для двигателя машины? (Машинное масло). Молодцы, всё
правильно. Все слова, которые вы сейчас произносили, образованы от слова машина".
Дидактическая игра «Научим Незнайку ПДД»
Задачи: закрепить полученные ранее знания о правилах дорожного движения;
систематизировать знания по безопасному поведению на дорогах; воспитывать
дисциплинированность, уважение к ПДД. Развивать умение формулировать свои
мысли, составлять полные предложения, слушать друг друга.
Правила: чётко объяснять правила дорожного движения, не повторяясь и не
перебивая друг друга.
Воспитатель рассказывает детям о Незнайке — мальчике, который не знает, как вести
себя на улице, и постоянно попадает в различные неприятные ситуации.
Воспитатель. Скоро Незнайка идёт в школу в 1 класс и если он не выучит ПДД, будет
каждый день попадать в эти нелепые истории, опаздывать на уроки или даже может
попасть в больницу. Что же делать?
Дети предлагают помочь Незнайке выучить правила безопасности на дороге.
Незнайка. Я вышел из дома сегодня и решил поиграть в футбол, но во дворе никого не
было, и я пошёл на улицу, кинул мяч, а он укатился на дорогу. Меня начали ругать
прохожие, но я ведь ничего такого не сделал…
Вместе с детьми Незнайка разбирает дорожную ситуацию. Дети объясняют Незнайке
правила безопасности.
Потом я хотел перейти улицу, но завизжали тормоза машин и водители начали на
меня кричать. Почему они кричали — не знаю…
Дети объясняют, как нужно правильно переходить улицу.
А когда я сел в автобус, меня вообще наказали и посадили рядом с кондуктором. За
что — я не знаю. Я ведь ничего не делал, только встал на сиденье и высунул голову в
окно, чтобы посмотреть на машины.
Дети объясняют Незнайке правила поведения в общественном транспорте.
Воспитатель приводит ещё несколько ситуаций, которые дети помогают решить. В
конце игры Незнайка благодарит ребят за помощь и обещает не нарушать больше
ПДД.
Воспитатель провожает Незнайку со словами: «Если у тебя возникнут проблемы, то
заходи, ребята тебе помогут».
Дидактическая игра «Наш друг постовой»
Цель: закрепить представления о профессии регулировщика, его функциях;
обозначения жестов (какой жест какому сигналу светофора соответствует),
развивать внимание, доброжелательное отношение к сверстникам.
Материал: игровое поле, машинки, фуражка, жезл регулировщика.
Посмотрите: постовой
Встал на нашей мостовой
Быстро руку протянул,
Ловко палочкой взмахнул.
Вы видали? Вы видали?
Все машины сразу встали.
Дружно встали в три ряда
И не едут никуда.
Не волнуется народ,
Через улицу идет.
И стоит на мостовой,
Как волшебник постовой.
Все машины одному
Подчиняются ему. (Я.Пишумов)
Ход игры: Ведущий-постовой. Дети игроки делятся на пешеходов и водителей. По
жесту регулировщика водители и пешеходы идут (едут) или
останавливаются. Вначале роль постового берет на себя воспитатель. Затем,
когда дети освоят жесты регулировщика, они могут выполнять эту роль по
очереди.
Дидактическая игра «Улица города»
Цель игры: Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о
правилах дорожного движения, о различных видах транспортных средств, развивать
связную речь.
Материал: макет улицы; деревья; автомобили; куклы-пешеходы; светофор; дорожные
знаки.
Ход игры: Воспитатель рассматривает с детьми макет улицы, задает ряд вопросов.
Свои ответы дети сопровождают показом на макете и полным ответом. Вопросы к
детям:
Какие дома на нашей улице?
Какое движение на нашей улице — одностороннее или двустороннее?
Где должны ходить пешеходы? Где должны ездить автомашины?
Что такое перекресток? Где и как нужно переходить улицу?
Как обозначается пешеходный переход?
Как регулируется движение на улице?
Какие сигналы светофора вы знаете?
Какие дорожные знаки есть на нашей улице? Для чего они предназначены?
Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?
Как надо вести себя в автобусе?
Можно ли играть на улице?
Далее воспитатель предлагает детям «проехать» по улице, соблюдая правила
дорожного движения. Затем кто-то из детей выполняет роль пешехода. Выигрывает
тот, кто хорошо (без ошибок) справится с ролью водителя или пешехода.
Дидактическая игра «Найди потерявшихся животных»
Цель: Проговаривать изученные звуки, слова по лексическим темам-животные;
познакомить детей с дорожными знаками, необходимыми для автомобилиста.
Материал: Игровое поле, машинки, дорожные знаки, фигурки животных.
Ход игры:
Дети на моделях -автомобилях проезжают по улицам города, соблюдая правила
дорожного движения, находят и собирают пропавших животных, проговаривают их
название, делят слово на слоги , составляют небольшой описательный рассказ о нем и
возвращаются к себе домой. Кто больше всех найдет животных и красиво о них
расскажет, нарушив меньше правил, тот и выиграл.
Например: Я нашел льва. Он живет в жарких странах. Лев -хищник, питается мясом.
Лев-большой, сильный, выносливый, крепкий, он рыжего цвета, у льва красивая
пушистая грива, кисточкой хвост. У льва есть львица и дети-львята. В слове лев-1 слог.
Дидактическая игра «Весёлый жезл»
Задачи: обобщить представление о правилах поведения пешеходов на улице;
активизировать знания детей, правильную речь, память, мышление; воспитывать
желание выполнять ПДД в жизни.
Материал: игровое поле, фигурки людей, транспорт.
Правила: слушать внимательно ответы товарищей и не повторяться. Выигрывает та
команда, которая назовёт больше правил для пешеходов. Давать ответ можно, только
получив жезл. Свой ответ показывать игровыми действиями на игровом поле.
Педагог делит детей на две соревнующиеся команды, сообщает название игры и её
правила.
Педагог -Тот, кому я в руки дам жезл, должен будет назвать одно из правил поведения
пешехода на улице. Названные правила повторять нельзя, поэтому будьте очень
внимательны! Победит та команда, которая назовёт и покажет больше правил и не
повторится.
Жезл переходит поочерёдно из одной команды в другую. Дети называют правила.
Дети. Переходить улицу можно по пешеходному переходу и только на зелёный сигнал
светофора. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам; если нет тротуара,
можно двигаться по левой обочине навстречу движению транспорта. Нельзя играть
около дороги и на проезжей части. Нельзя перебегать улицу перед близко идущим
транспортом и переходить улицу маленьким детям без взрослых. Прежде чем перейти
улицу, надо посмотреть сначала налево, затем направо и, убедившись в безопасности,
переходить.
Аналогично проводится игра «Слушай — запоминай», только дети перечисляют
правила для пассажиров.
Дидактическая игра «Игра в слова»
1. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к светофору. Объясните выбор
каждого слова.
Словарь: три глаза, стоит на улице, перекресток, голубой цвет, одна нога,
желтый цвет, красный цвет, переход через улицу, помощник пешехода,
зеленый цвет, стоит дома.
2. Хлопните в ладоши, услышав слово, относящееся к пассажиру.
Объясните выбор каждого слова.
Словарь: автобус, маршрут,остановка, дорога, купание, чтение, сон, билет,
кондуктор, перелет на самолете, пешеход, сиденье, салон, кровать.
3. Составьте рассказ со словами: утро, завтрак, дорога в школу (детский сад),
тротуар, булочная, аптека, перекресток, наземный переход, светофор, детский сад.
3.Подвижные игры.
Словесно-подвижная игра "Шофёр"
Средний и старший дошкольный возраст
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать
творческое воображение.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, к игровому полю , выбрать любые модели
машинок и выполнить упражнение.
1. Качу, лечу во весь опор. 1. Дети катают машинки и рычат, как
Я сам - шофёр и сам - мотор. Мотор -ррррр..
Нажимаю на педаль - Останавливаются, нажимают на
И машина мчится вдаль. воображаемую педаль правой ногой,
Катят в противоположную сторону.
Подвижная игра "Переход"
Цель: закрепить знания правил дорожного движения.
Материал: пособие ("переход"), игровое поле, магнитный светофор.
Игровые действия. Вспомнить правила дорожного движения и выполнить движения
по тексту стихотворения.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр, внимательно слушать текст стихотворения
и выполнять соответствующие действия.
1. Утром встаёшь ты, 1. На полу полосками выходишь из дома -
бумаги
обозначен переход, на светофоре
На перекрёстке красный свет.
твой старый знакомый.
Он огоньком тебе
красным мигнёт, Дети стоят у «перехода»
Скажет: "Опасно. Закрыт переход.
2. Жёлтый зажегся - 2. На светофоре - жёлтый свет.
Чуть - чуть подожди.
3. Вспыхнет зелёный - 3. Дети идут по "переходу";
Свободно иди". сначала смотрят налево, потом -
направо.
Подвижная игра «Красный и зеленый»
Цель: Учить детей устанавливать связи между предметами и явлениями, действовать
по сигналу, развивать речь, автоматизация звука (р).
Материалы к игре: игровое поле, два кружка (зеленого и красного цвета), машинка.
Ход игры: Игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель берет два кружка —
красный и зеленый, — предлагает ребенку взять игрушку: машину и говорит:
- Ты, Вася, шофер, сам будешь управлять машиной. Когда я покажу зеленый кружок,
машина может ехать. Вот так (показывает).Когда машина едет, у нее гудит мотор,
издавая звук (ррррр…) Когда увидишь красный кружок, машина должна остановиться.
Подвижная игра "Весёлые гонки"
Цель: активизировать употребление глаголов с приставками, простых предлогов,
развивать мелкую моторику руки.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Прокомментировать свои действия.
Ход игры.
Педагог предлагает детям сесть на ковёр и кладёт перед ними игровое поле, на
котором изображена трасса, раздаёт детям по одной модели легковых машин разных
цветов. После чего педагог говорит: "А теперь вы будете двигать свои машинки по
игровому полю и рассказывать, что они делают. Старайтесь не повторяться. Пусть
ваши машины совершают совсем разные действия, двигаются по разному маршруту".
Дети выполняют действия и комментируют их: "Моя красная машина выехала из
гаража и поехала по улице. Моя синяя машина поехала по улице и подъехала к
магазину. Моя зелёная машина подъехала к мосту, въехала на мост, проехала по
мосту, съехала с моста. Моя жёлтая машина объехала вокруг дома, переехала через
улицу и заехала в гараж". Педагог говорит после всех ответов детей: "Какие похожие
слова прозвучали в ваших ответах? (Выехала, поехала, въехала, съехала, объехала,
заехала, переехала, приехала). Все эти слова образованы от слова ехать".
Примечание. Если дети затрудняются, педагог может задавать наводящие вопросы.
Подвижная игра "Машины"
Цель: совершенствовать умение координировать речь с движениями; развивать
творческое воображение.
Материал: игровое поле и модели машинок.
Игровые действия. Повторить движения и текст стихотворения за педагогом.
Ход игры.
Педагог предлагает детям пройти на ковёр и выполнить упражнение на игровом поле.
1. На улице нашей 1. Дети произвольно двигаются каждый
Машины, машины. со своей машинкой.
Машины малютки, машины большие.
2. Спешат грузовые, 2. Делают разворот, двигаются
Фырчат легковые. в противоположную сторону.
Торопятся, мчатся, как будто живые.
3. - Эй, машины, полный ход, 3. Когда все "машины проехали",
Я - примерный пешеход: один из детей - пешеход -
Торопиться не люблю, переходит улицу и произносит
Вам дорогу уступлю. эти слова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей старших и подготовительных к школе групп.
В данной картотеке очень подробно систематизирован речевой материал по темам комплексно-тематического планирования (по ФГОС). Материал представлен в виде речевых игр, упражнений и примерного оборудова...
Картотека речевые игры и упражнения младшая группа
в картотеке собраны речевые игры и упражнения в младшей группе...
Картотека речевых игр и упражнений
Подборка игр и упражнений по речевому развитию детей дошкольного возраста...
Картотека речевых игр и упражнений (подготовительная группа)
Картотека речевых игр и упражнений(подготовительная группа) ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( 6-7 Л...
Картотека речевых игр и упражнений для развития речи детей старшей группы
Речевые игры и упражнения можно использовать в образовательной деятельности, режимных моментов, индивидуальной работе с детьми....
Картотека речевых игр и упражнений в рамках комплексно-тематического планирования для детей подготовительной группы
Данная картотека состоит из игр и игровых упражнений на различную тематику комплексно-тематического планирования....
Картотека речевых игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Речевые игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи...