Консультация для родителей.Сенсорная интеграция в домашних условиях.
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Статья знакомит родителей дошкольников с приёмами сенсорной интеграции в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sensornaya_integratsiya_v_domashnih_usloviyah.docx | 22.56 КБ |
sensornaya_integratsiya_v_domashnih_usloviyah.docx | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Если нервная система ребёнка даёт сбои, на помощь родителям и педагогам приходит сенсорная интеграция. Нервные импульсы ежесекундно передаются от внутренних и внешних органов к мозгу и обратно. Если в силу каких-то причин эта связь у дошкольника работает дефицитарно, могут иметь место следующие проблемы: гиперактивность или, наоборот, гравитационная неуверенность, негативизм, неустойчивое внимание, быстрая истощаемость нервной системы. Ребёнок может бурно реагировать на громкую музыку в парке, большое количество людей в общественном транспорте, откажется от новой незнакомой еды или не станет надевать новую одежду. Всё это может быть следствием недостаточности сенсорного опыта.
Сегодня в медицинских, детских и реабилитационных центрах организуется множество сенсорных комнат. Но сенсорная интеграция доступна и дома.
Ребёнку необходимо делать зарядку, гулять не менее 1,5 часов в день на свежем воздухе при любой погоде. Дома желательно установить спортивный комплекс, чтобы дошкольник мог лазать, висеть, раскачиваться неограниченное количество времени. Это особенно важно для мальчиков.
Полезно ношение утяжелителей во время физической нагрузки. Это могут быть браслеты, жилеты, пояса, манжеты для ног, которые можно изготовить своими руками. Для прогулок используется детский рюкзачок, в который укладывается несколько пластиковых бутылок с водой по 0, 3 литра. По мере уставания ребёнка, бутылки следует вынимать, постепенно снижая нагрузку. Такое утяжеление допустимо использовать во время пеших прогулок, физической нагрузки и подвижных игр.
Носить утяжелённые вещи недостаточно. Необходимо внедрять новые игры, усложнять выполнение домашних обязанностей. Хороший приём – использовать обычные предметы по-новому.
«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» Разложите по дому перевёрнутые стулья, диванные подушки, крупные игрушки. Развесьте на стульях покрывала и пледы. Предложите ребёнку преодолеть полосу препятствий, превозмогая трудности, максимально используя все группы мышц, чтобы в конце пути получить вознаграждение.
«БАТУТ НА ДИВАНЕ» Прыжки на диване или кровати уравновесят перевозбуждённую нервную систему и дадут новый уровень физической нагрузки. Держите ребёнка за руки для страховки, разрешите ему падать на спину, на бок, на живот. В тот момент, когда ребёнок лежит, придавите его подушкой, чтобы было трудно выбираться из «ловушки», так вы создадите ему дополнительные трудности.
«СЭНДВИЧ» Дети с низкой телесной чувствительностью любят крепко обниматься, часто висят на родителях, толкают и не специально бьют других людей, так как не могут регулировать силу прикосновения. Чтобы восполнить такой сенсорный голод, играйте в «сендвич». Интенсивно прижимайте ребёнка между двумя диванными подушками. Создаваемое давление на всё тело ребёнка уменьшит его желание самостоятельно искать эти ощущения грубым способом.
«ЛОШАДКА» Знакомая всем игра может оказаться не только одной из самых сложных для ребёнка, но и самой весёлой – ведь покататься на родительской спине скоро не получится совсем. Во время этой игры ребёнок получит многоплановые ощущения. У него будут тренироваться разные системы одновременно: и внутренняя мышечно-суставная система, и вестибулярная, и зрительная, а также получит свою порцию развития навык праксиса (это умение повторять). Позволяйте ребёнку кататься на вашей спине сначала лёжа, постепенно подбадривайте его садиться и даже падать.
«МЕНЯЕМ ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЁ» Каждый взрослый знает, что смена постельного белья это тяжёлая рутина, которую мало кто выполняет охотно. Её можно использовать для новой игры: пусть ребёнок сам стягивает покрывало с кровати, вытаскивает одеяло из пододеяльника, снимает наволочку с подушки, заправляет всё обратно, прыгает и ходит по кровати. Важно не просто поменять бельё, а создать из этого процесса долгую и насыщенную деятельность для ребёнка.
«МАССАЖ» Обычно дети купаются каждый день. Эту активность также можно использовать для помощи ребёнку. Поменяйте мочалки на силиконовые губки. Протирайте кожу своего чада так, словно интенсивно массируете. Если первые мгновения даются ребёнку с трудом, увеличивайте давление постепенно.
«КУПАНИЕ В ОДЕЖДЕ» Можно купаться в махровой пижаме. Намокая, она даст тройной эффект тяжелого жилета. Второй вариант – вместо воды использовать специальное желе. Тем самым вы усилите нагрузку в разы. Специальное желе для купания продаётся в интнрнет-магазинах.
«СКАЛОЛАЗ» Найдите на детской площадке или в спорт-центре детскую стену для скалолазания. Дайте ребёнку возможность по ней забираться. Вначале ничего не будет получаться, но каждая минута, проведённая там дольше, чем в предыдущий раз, помогает развиваться.
«ВЕЛИКАН» Прогулка на папиных плечах это усложнение игры в лошадку. Эта игра имеет такое же многоплановое действие: развивается зрительномоторный контроль, т.е. улучшается координация своих действий, что необходимо в дальнейшем для успешного обучения новым навыкам.
«ЛИЛИПУТ» Дайте ребёнку обувь на вырост, чтобы она была значительно больше по размеру (желательно резиновые сапоги), наденьте внутрь много носков, а также куртку или толстовку. Закатайте рукава, подвяжите поясом – пусть гуляет в таком виде по даче, по лесу, в походе. Пусть идёт трудными путями – в гору, по песку. Если ребёнок решит побегать – замечательно! Своей активностью он усилит нужный эффект.
«ПРЯТКИ» Кроме нагрузки любому человеку нужен отдых и, в какой-то степени, убежище. У детей с пониженной внутренней чувствительностью часто повышается чувствительность внешняя. Чтобы снизить это напряжение, необходимо создать ребёнку личное затемнённое пространство, где он может сидеть столько, сколько ему надо. Для этой цели может послужить место в шкафу или популярная детская палатка.
«ТЯЖЁЛОЕ ОДЕЯЛО» Тяжёлое одеяло при правильном применении – отличный помощник, как для засыпания, так и для игр. Важно использовать его для засыпания не более одного часа после того, как ребёнок заснул. Порой достаточно накрыть только верхнюю часть тела, оставляя ноги свободными. Во время сидячей игры можно накрывать, наоборот, только ноги, чтобы облегчить ребёнку концентрацию внимания на процессе.
«КАЧЕЛИ» На качелях можно организовать множество игр, которые эффективно помогают нервной системе интегрировать новые навыки. Желательно использовать твёрдую качель - платформу, удобную, широкую, висящую низко. У ребёнка должна быть возможность слезть с неё без проблем самостоятельно. Ребёнок на качелях может располагаться в любой удобной для него позе: сидя, лёжа, стоя. Приближаясь к взрослому, ребёнок может дотрагиваться до него. Когда ребёнок будет чувствовать себя на качели уверенно, он может ловить брошенный мяч, петь песни, заучивать стихи и т.д.
«МИНИВИБРОМАССАЖЁРЫ» помогают стимулировать внутренние ощущения мышц, суставов, связок, вестибулярного аппарата. Для целей сенсорной интеграции их важно использовать не как классические массажёры, двигая по телу, а прикладывать точечно и держать неподвижно в области шеи, подбородка, рта, уха, головы, основных суставов.
«ЖЕВАТЕЛЬНЫЙ МАРМЕЛАД И СОСАТЕЛЬНЫЕ КОНФЕТЫ» Усиленное жевание и сосание помогает насытить голодающую мышечно-суставную и сбалансировать вестибулярную систему. Важно предлагать ребёнку жевать плотный и тягучий мармелад, пить густой кисель, жевать тянущуюся еду, прилипающую к зубам и языку (например, ириски), а также сосать и грызть леденцы. Жевательные и сосательные движения производятся разными группами мышц и создают разный сенсорный опыт.
«БИНТОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНЫМИ БИНТАМИ» Часто дети не понимают своё тело, его размеры, пропорции, а также его возможности. Бинтование по желанию ребёнка его рук, ног, торса помогает нервной системе формировать правильное представление о своём теле, помогает собраться, успокоиться, почувствовать себя лучше и увереннее. Туго бинтовать не следует, ребёнку должно быть комфортно. Необходимо снимать бинты, как только он об этом попросит.
«ПРЫЖКИ» Во время прогулки очень весело и полезно прыгать через лужи, небольшие препятствия. Умеренное давление и растяжение суставов влияет на внутреннее восприятие очень эффективно и улучшает чувствительность. Дома можно прыгать на одной ноге, на двух, попеременно.
«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ» Очень важная игра, создающая условия для развития зрительно-моторной координации, которая «завершает» формирование картины своего тела. Это важно для дальнейшего освоения сложных двигательных навыков, развития навыка копирования. Можно использовать любые варианты этой игры, начиная от скатывания шариков по горке вниз в контейнер до сложного прицеливания и попадания в цель.
«ЖВАЧКА ДЛЯ РУК» Мять, сжимать, растягивать плотную жвачку для рук должно стать частой игрой ребёнка. Это помогает развить навык осознанного движения различными частями тела. Также полезны игрушки – антистресс.
«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ ТЕЛА РУКАМИ И НОГАМИ» Имеется ввиду условная линия, которая делит тело на левую и правую половину. Играть с любыми игрушками можно так, чтобы рука или нога пересекала среднюю линию: правой рукой тянуться за игрушкой влево, а левой – вправо. Аналогично помогать передвигать предметы ногами. Это важно для улучшения работы мозга, способствует его созреванию и гармонизации.
«НАРИСУЙ РАДУГУ» Играть, пресекая среднюю линию можно не только с игрушками, но и рисуя. Посадите ребёнка «по-турецки» на большой лист бумаги (остатки обоев) и помогите нарисовать огромную радугу вокруг себя сначала одной, потом другой рукой. Принесёт пользу и рисование больших фигур в воздухе двумя руками одновременно.
В заключении несколько советов:
- следите за состоянием ребёнка: ему всё должно нравиться и доставлять удовольствие
- отслеживайте динамику в развитии вашего ребёнка
- проявляйте фантазию и терпение, играя со своим ребёнком
- для достижения результата играйте с ребёнком регулярно
- помните, что не все игры подойдут вашему ребёнку; всегда консультируйтесь со специалистом
Учитель – логопед Кондрашина И.В.
Предварительный просмотр:
СЕНСОРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ
Если нервная система ребёнка даёт сбои, на помощь родителям и педагогам приходит сенсорная интеграция. Нервные импульсы ежесекундно передаются от внутренних и внешних органов к мозгу и обратно. Если в силу каких-то причин эта связь у дошкольника работает дефицитарно, могут иметь место следующие проблемы: гиперактивность или, наоборот, гравитационная неуверенность, негативизм, неустойчивое внимание, быстрая истощаемость нервной системы. Ребёнок может бурно реагировать на громкую музыку в парке, большое количество людей в общественном транспорте, откажется от новой незнакомой еды или не станет надевать новую одежду. Всё это может быть следствием недостаточности сенсорного опыта.
Сегодня в медицинских, детских и реабилитационных центрах организуется множество сенсорных комнат. Но сенсорная интеграция доступна и дома.
Ребёнку необходимо делать зарядку, гулять не менее 1,5 часов в день на свежем воздухе при любой погоде. Дома желательно установить спортивный комплекс, чтобы дошкольник мог лазать, висеть, раскачиваться неограниченное количество времени. Это особенно важно для мальчиков.
Полезно ношение утяжелителей во время физической нагрузки. Это могут быть браслеты, жилеты, пояса, манжеты для ног, которые можно изготовить своими руками. Для прогулок используется детский рюкзачок, в который укладывается несколько пластиковых бутылок с водой по 0, 3 литра. По мере уставания ребёнка, бутылки следует вынимать, постепенно снижая нагрузку. Такое утяжеление допустимо использовать во время пеших прогулок, физической нагрузки и подвижных игр.
Носить утяжелённые вещи недостаточно. Необходимо внедрять новые игры, усложнять выполнение домашних обязанностей. Хороший приём – использовать обычные предметы по-новому.
«ПОЛОСА ПРЕПЯТСТВИЙ» Разложите по дому перевёрнутые стулья, диванные подушки, крупные игрушки. Развесьте на стульях покрывала и пледы. Предложите ребёнку преодолеть полосу препятствий, превозмогая трудности, максимально используя все группы мышц, чтобы в конце пути получить вознаграждение.
«БАТУТ НА ДИВАНЕ» Прыжки на диване или кровати уравновесят перевозбуждённую нервную систему и дадут новый уровень физической нагрузки. Держите ребёнка за руки для страховки, разрешите ему падать на спину, на бок, на живот. В тот момент, когда ребёнок лежит, придавите его подушкой, чтобы было трудно выбираться из «ловушки», так вы создадите ему дополнительные трудности.
«СЭНДВИЧ» Дети с низкой телесной чувствительностью любят крепко обниматься, часто висят на родителях, толкают и не специально бьют других людей, так как не могут регулировать силу прикосновения. Чтобы восполнить такой сенсорный голод, играйте в «сендвич». Интенсивно прижимайте ребёнка между двумя диванными подушками. Создаваемое давление на всё тело ребёнка уменьшит его желание самостоятельно искать эти ощущения грубым способом.
«ЛОШАДКА» Знакомая всем игра может оказаться не только одной из самых сложных для ребёнка, но и самой весёлой – ведь покататься на родительской спине скоро не получится совсем. Во время этой игры ребёнок получит многоплановые ощущения. У него будут тренироваться разные системы одновременно: и внутренняя мышечно-суставная система, и вестибулярная, и зрительная, а также получит свою порцию развития навык праксиса (это умение повторять). Позволяйте ребёнку кататься на вашей спине сначала лёжа, постепенно подбадривайте его садиться и даже падать.
«МЕНЯЕМ ПОСТЕЛЬНОЕ БЕЛЬЁ» Каждый взрослый знает, что смена постельного белья это тяжёлая рутина, которую мало кто выполняет охотно. Её можно использовать для новой игры: пусть ребёнок сам стягивает покрывало с кровати, вытаскивает одеяло из пододеяльника, снимает наволочку с подушки, заправляет всё обратно, прыгает и ходит по кровати. Важно не просто поменять бельё, а создать из этого процесса долгую и насыщенную деятельность для ребёнка.
«МАССАЖ» Обычно дети купаются каждый день. Эту активность также можно использовать для помощи ребёнку. Поменяйте мочалки на силиконовые губки. Протирайте кожу своего чада так, словно интенсивно массируете. Если первые мгновения даются ребёнку с трудом, увеличивайте давление постепенно.
«КУПАНИЕ В ОДЕЖДЕ» Можно купаться в махровой пижаме. Намокая, она даст тройной эффект тяжелого жилета. Второй вариант – вместо воды использовать специальное желе. Тем самым вы усилите нагрузку в разы. Специальное желе для купания продаётся в интнрнет-магазинах.
«СКАЛОЛАЗ» Найдите на детской площадке или в спорт-центре детскую стену для скалолазания. Дайте ребёнку возможность по ней забираться. Вначале ничего не будет получаться, но каждая минута, проведённая там дольше, чем в предыдущий раз, помогает развиваться.
«ВЕЛИКАН» Прогулка на папиных плечах это усложнение игры в лошадку. Эта игра имеет такое же многоплановое действие: развивается зрительномоторный контроль, т.е. улучшается координация своих действий, что необходимо в дальнейшем для успешного обучения новым навыкам.
«ЛИЛИПУТ» Дайте ребёнку обувь на вырост, чтобы она была значительно больше по размеру (желательно резиновые сапоги), наденьте внутрь много носков, а также куртку или толстовку. Закатайте рукава, подвяжите поясом – пусть гуляет в таком виде по даче, по лесу, в походе. Пусть идёт трудными путями – в гору, по песку. Если ребёнок решит побегать – замечательно! Своей активностью он усилит нужный эффект.
«ПРЯТКИ» Кроме нагрузки любому человеку нужен отдых и, в какой-то степени, убежище. У детей с пониженной внутренней чувствительностью часто повышается чувствительность внешняя. Чтобы снизить это напряжение, необходимо создать ребёнку личное затемнённое пространство, где он может сидеть столько, сколько ему надо. Для этой цели может послужить место в шкафу или популярная детская палатка.
«ТЯЖЁЛОЕ ОДЕЯЛО» Тяжёлое одеяло при правильном применении – отличный помощник, как для засыпания, так и для игр. Важно использовать его для засыпания не более одного часа после того, как ребёнок заснул. Порой достаточно накрыть только верхнюю часть тела, оставляя ноги свободными. Во время сидячей игры можно накрывать, наоборот, только ноги, чтобы облегчить ребёнку концентрацию внимания на процессе.
«КАЧЕЛИ» На качелях можно организовать множество игр, которые эффективно помогают нервной системе интегрировать новые навыки. Желательно использовать твёрдую качель - платформу, удобную, широкую, висящую низко. У ребёнка должна быть возможность слезть с неё без проблем самостоятельно. Ребёнок на качелях может располагаться в любой удобной для него позе: сидя, лёжа, стоя. Приближаясь к взрослому, ребёнок может дотрагиваться до него. Когда ребёнок будет чувствовать себя на качели уверенно, он может ловить брошенный мяч, петь песни, заучивать стихи и т.д.
«МИНИВИБРОМАССАЖЁРЫ» помогают стимулировать внутренние ощущения мышц, суставов, связок, вестибулярного аппарата. Для целей сенсорной интеграции их важно использовать не как классические массажёры, двигая по телу, а прикладывать точечно и держать неподвижно в области шеи, подбородка, рта, уха, головы, основных суставов.
«ЖЕВАТЕЛЬНЫЙ МАРМЕЛАД И СОСАТЕЛЬНЫЕ КОНФЕТЫ» Усиленное жевание и сосание помогает насытить голодающую мышечно-суставную и сбалансировать вестибулярную систему. Важно предлагать ребёнку жевать плотный и тягучий мармелад, пить густой кисель, жевать тянущуюся еду, прилипающую к зубам и языку (например, ириски), а также сосать и грызть леденцы. Жевательные и сосательные движения производятся разными группами мышц и создают разный сенсорный опыт.
«БИНТОВАНИЕ ЭЛАСТИЧНЫМИ БИНТАМИ» Часто дети не понимают своё тело, его размеры, пропорции, а также его возможности. Бинтование по желанию ребёнка его рук, ног, торса помогает нервной системе формировать правильное представление о своём теле, помогает собраться, успокоиться, почувствовать себя лучше и увереннее. Туго бинтовать не следует, ребёнку должно быть комфортно. Необходимо снимать бинты, как только он об этом попросит.
«ПРЫЖКИ» Во время прогулки очень весело и полезно прыгать через лужи, небольшие препятствия. Умеренное давление и растяжение суставов влияет на внутреннее восприятие очень эффективно и улучшает чувствительность. Дома можно прыгать на одной ноге, на двух, попеременно.
«ПОПАДИ В ЦЕЛЬ» Очень важная игра, создающая условия для развития зрительно-моторной координации, которая «завершает» формирование картины своего тела. Это важно для дальнейшего освоения сложных двигательных навыков, развития навыка копирования. Можно использовать любые варианты этой игры, начиная от скатывания шариков по горке вниз в контейнер до сложного прицеливания и попадания в цель.
«ЖВАЧКА ДЛЯ РУК» Мять, сжимать, растягивать плотную жвачку для рук должно стать частой игрой ребёнка. Это помогает развить навык осознанного движения различными частями тела. Также полезны игрушки – антистресс.
«ПЕРЕСЕЧЕНИЕ СРЕДНЕЙ ЛИНИИ ТЕЛА РУКАМИ И НОГАМИ» Имеется ввиду условная линия, которая делит тело на левую и правую половину. Играть с любыми игрушками можно так, чтобы рука или нога пересекала среднюю линию: правой рукой тянуться за игрушкой влево, а левой – вправо. Аналогично помогать передвигать предметы ногами. Это важно для улучшения работы мозга, способствует его созреванию и гармонизации.
«НАРИСУЙ РАДУГУ» Играть, пресекая среднюю линию можно не только с игрушками, но и рисуя. Посадите ребёнка «по-турецки» на большой лист бумаги (остатки обоев) и помогите нарисовать огромную радугу вокруг себя сначала одной, потом другой рукой. Принесёт пользу и рисование больших фигур в воздухе двумя руками одновременно.
В заключении несколько советов:
- следите за состоянием ребёнка: ему всё должно нравиться и доставлять удовольствие
- отслеживайте динамику в развитии вашего ребёнка
- проявляйте фантазию и терпение, играя со своим ребёнком
- для достижения результата играйте с ребёнком регулярно
- помните, что не все игры подойдут вашему ребёнку; всегда консультируйтесь со специалистом
Учитель – логопед Кондрашина И.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Сенсорное воспитание детей в домашних условиях"
Сенсорное воспитание детей в домашних условиях...
Консультация для родителей " Сенсорное воспитание детей в домашних условиях"
Консультация для родителей " Сенсорное воспитание детей в домашних условиях" . Помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по разви...
Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Сенсорное развитие детей -это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов( форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является наиболее ...
Консультация для родителей: "Сенсорное развитие детей в домашних условиях".
Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе…). И именно дошкольный возраст является на...
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольников в домашних условиях»
Консультация для родителей «Сенсорное развитие дошкольников в домашних условиях» «Истоки способностей и дарований детейнаходятся на кончиках пальцев»В. А. СухомлинскийДля ...
Консультация для родителей "Сенсорное развитие детей в домашних условиях"
Сенсорное развитие детей – это развитие их восприятия, формирование понятий о внешних свойствах предметов (форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д.). Яркий, меняющийся мир ребенок позна...