Дыхательная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)

Ольга Манушина

Консультация для воспитателей и родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика.

Дыхание — важный инструмент нашей речи и от того, насколько правильно мы дышим, зависит ее качество, громкость, плавность, мелодичность. Многие распространенные расстройства речевой функции (неправильное звукопроизношение, заикание, тахилалия, брадилалия) нередко возникают на фоне неправильного дыхания. 

Дыхательная гимнастика - комплекс упражнений, которые представляют собой вдохи и выдохи различной продолжительности, интенсивности, кратковременные задержки дыхания. Такая тренировка мышц и органов, участвующих в физиологическом процессе дыхания, также способствует насыщению клеток организма кислородом, предупреждает гипоксию мозга, положительно влияет на психоэмоциональное состояние — снимает излишнее напряжение и успокаивает. 

Дыхательные упражнения помогают сформировать у ребенка навыки правильного речевого дыхания, которое является важным для

  • плавности речи;
  • регуляции громкости речи;
  • корректного образования звуков, их артикуляции;
  • правильной расстановки пауз;
  • выразительного интонирования. 


Нарушения речевого дыхания:

  • СЛАБЫЙ ВДОХ И ВЫДОХ

дыхательный аппарат недостаточно развит, вдохи и выдохи слабые, в итоге ребенок говорит тихо, его слова сложно разобрать, искажаются звуки

  • РАСПРЕДЕЛЕНИЕ

начало фразы ребенок произносит нормально, а на ее концовку воздуха не хватает, громкость сходит на нет, окончание фразы «проглатывается», второй вариант - делает вдохи в середине слов. 

  • ГОВОРЕНИИЕ НА ВДОХЕ

ребенок пытается проговорить фразу на вдохе, торопится, не делает интонационные паузы, «захлебывается»,

  • НАПРАВЛЕНИЕ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ

струя выдыхаемого воздуха направляется не туда, куда надо, например, в щеки - происходит искажение звуков

  • НЕРАВНОМЕРНЫЙ ВЫДОХ

выдох в виде толчков, в итоге меняется громкость речи, ребенок говорит то тихо, то громко. 

Скорректировать нарушения и научиться правильно дышать помогает гимнастика.

Правильное речевое дыхание — глубокий короткий вдох и плавный продолжительный выдох — позволяет полностью овладеть своим голосом, научиться им управлять. 

Правила выполнения дыхательных упражнений:

  • гимнастику делают в чистом, проверенном помещении;
  • гимнастику делают натощак или через один-два часа после приема пищи;
  • одежда ребенка должна быть свободной, не стеснять движения; 
  • продолжительность занятия не превышает 5 минут;
  • начинаем с одного упражнения, на каждом следующем занятии добавляем еще одно (до 5 минут!);
  • контролируем темп выполнения упражнений; 
  • каждое упражнение повторяем не больше 3-4 раз, в противном случае у ребенка может закружиться голова; 
  • учитываем самочувствие ребенка - устал, возбужден, заболел – отменяем занятие.

Техника выполнения дыхательных упражнений:

  • вдыхать нужно через нос;
  • не поднимать плечи при вдохе;
  • выдыхать — плавно и долго;
  • при выдохе не надувать щеки (можно придерживать их руками);
  • при выполнении упражнений не напрягать мышцы груди, шеи, рук, живота.

Упражнения:

  1. Лежа на спине на ровной поверхности учимся бесшумно равномерно дышать, без толчков и задержек.
  2. Покачаем на качелях. Ребенок лежит на спине, а его рука или любимая игрушка у него  на животе в области диафрагмы. Делая вдох и выдох «качаем» игрушку или руку вверх-вниз. Не более 3-4 раз, чтобы не допустить гипервентиляции и не спровоцировать головокружение.
  3. Звуки. Взрослый произносит гласный звук – ребенок повторяет. Звук произносят на выдохе, долго, плавно, протяжно. Можно использовать другие вариации упражнения. Например, произносим не один звук, а слоги, сочетания гласных, гласных и согласных звуков. Или беззвучно показываем артикуляцию гласных звуков – ребенок должен отгадать и произнести звук.
  4. Счет. Ребенок делает полный вдох, а на выдохе считает — например, от одного до пяти. Потом можно повторить упражнение, но считать уже в обратном порядке. Если все получается легко – продолжаем считать дальше.
  5. Сидя за столом ребенок сдувает ватку (кусочек салфетки, осенние листочки, вырезанные из бумаги снежинки, пенопластовые шарики, карандаши и т.д.). Вариации упражнения: футбол – задуваем в ворота, соревнования – «додуть» предмет до финиша. Для направленной воздушной струи можно использовать трубочки для коктейля. Важно следить за осанкой при выполнении упражнения.

Ребенку будет веселее и интереснее заниматься, если воспользоваться подручными средствами и материалами. Например, купить или сделать самостоятельно ветерки (вертушки), дуть через трубочку в стакан с водой, в стакан, в котором лежит мяч для пинг-понга. Мыльные пузыри тоже отличный тренажер для дыхания.

ВАЖНО! Сначала осваиваем упражнения, которые делаются в положении лежа, потом можно переходить к положению сидя, стоя и в движении.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста.Техника выполнения дыхательных упражнений. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.

1. Особенности дыхания детей.2.Техника выполнения дыхательных упражнений.3. Комплексы дыхательной гимнастики.4. Методические рекомендации к проведению дыхательной гимнастики.5. Комплекс дыхательных уп...

Картотека дыхательной гимнастики. "Дыхательная гимнастика – здоровьесберегающая технология для сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"

Картотека дыхательной гимнастики.  " Дыхательная гимнастика - здоровьесберегающая технология сохранения и стимулирования здоровья дошкольников"...

Что такое дыхательная гимнастика? Виды дыхательной гимнастики.

Сохранение и укрепление здоровья детей — ведущая задача концепции модернизации российского образования, в том числе его первой ступени — дошкольного. Для достижения этой задачи в ДОУ испол...

Дыхательная гимнастика в детском саду. Картотека дыхательной гимнастики.

Обозначены задачи дыхательной гимнастики, правила ее выполнения. Собрана картотека дыхательных упражнений....

выступление на педсовете " ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА. ТРЕНАЖЕРЫ ДЛЯ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ"

Тренажеры для дыхательной гимнастики: «Дышим правильно – болеем мало!»  Автор - составитель:АНДРИЯН ОЛЬГА ВАЛЕРЬЕВНА    Мастер-класс для воспитателей на тему...