Артикуляционная гимнастика
консультация по логопедии (старшая группа)
Консультация для воспитателей средней группы по выполнению артикуляционной гимнастики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 144.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей старшей группы
Методические рекомендации по выполнению
артикуляционной гимнастики
Подготовила: учитель-логопед Манушина О.В.
Методические рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики для воспитателей старших групп
В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а их работа - координирована.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Артикуляционная гимнастика ранее была доступна только специалистам логопедам. На современном этапе ею должен овладеть каждый педагог.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1. Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3. Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Рекомендации к проведению упражнений:
1. Познакомьте детей с названиями органов артикуляции (рот, верхние и нижние губы, верхние и нижние зубы, язык, кончик языка, нёбо, бугорки за верхними зубами).
2. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, он не напряжен, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Сажать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. Упражнения надо выполнять медленно перед зеркалом. Воспитатель организует работу следующим образом:
а) рассказывает о новом упражнении, используя игровые приемы;
б) показывает его выполнение;
в) упражнение выполняют все дети;
г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек).
Сначала при выполнении детьми упражнений может наблюдаться напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому подход воспитателя должен быть индивидуальным. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким», подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»). Полезно задавать детям наводящие вопросы. Например: Что делают губы? Что делает язычок? Где он находится (вверху или внизу?).
Каждое артикуляционное упражнение имеет название, которое отражает его сущности. Для лучшего запоминания необходимо создать образ упражнения, поэтому используется картинка. (Показ картинок для артикуляционной гимнастики)
Инструкция должна быть короткой и понятной ребенку:
Улыбнись,
Покажи зубы,
Приоткрой рот,
Положи широкий язык на нижнюю губу и удержи под счёт.
Картотека артикуляционных упражнений
Упражнение | Описание |
«Непослушный язычок» | Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 с. |
«Чашечка». | Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении 10-15 с. |
«Иголочка». | Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его, сделать узким. Удерживать в таком положении 15 с. |
«Горка». | Рот приоткрыть. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 15 с. |
«Трубочка» | Высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10-15 раз. |
«Часики» | Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет. Проделать 15-20 раз. |
«Лошадка». | Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Щёлкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10-15 раз. |
«Грибок». | Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15 раз. В отличие от упражнения «Лошадка» язык не должен отрываться от нёба. |
«Качели». | Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводиться по счет 10-15 раз. |
«Вкусное варенье». | Высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта. Повторить 15 раз. |
«Змейка». | Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвинуть вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз. |
«Маляр» | Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление. |
«Дятел» | Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося Д-Д-Д. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно убыстрять темп. |
Работа воспитателя по формированию звукопроизношения и работа логопеда по исправлению произношения звуков различны по организации, приемам, по продолжительности и требуют различных знаний, умений, навыков. Рассмотрим по этапам эти отличия:
Работа воспитателя и логопеда
Факторы | Воспитатель | Логопед |
Педагогическая цель | Стимулирует естественное появление звуков | Преодолевает сложившиеся нарушения звукопроизношения |
Формы организации гимнастики | Преобладает фронтальная форма организации гимнастики | Преобладает индивидуальная форма организации гимнастики |
Адресация упражнений | Преобладают общеразвивающие упражнения | Преобладают специфические упражнения |
Характер выполнения упражнений | Преобладают динамические упражнения | Преобладают статические упражнения |
Роль воспитанника в Процессе коррекции | Используется активная артикуляционная гимнастика | Используются пассивная, пассивно-активная и активная артикуляционная гимнастика |
Критерии отбора упражнений | учет нормальной артикуляции вызываемого звука, возможность использования зрительного контроля со стороны педагога | учет нормальной артикуляции вызываемого звука, учет конкретной формы (пропуск, замена, искажение) нарушения воспитываемого звука, учет индивидуальных особенностей и возможностей ребенка |
Нагрузка | Умеренная, доступная для большинства детей | От минимальной до максимальной |
Таким образом, и воспитатель, и логопед должны ясно представлять характер и особенности своей работы, чтобы, помогая друг другу, достигнуть единой цели – воспитать у ребёнка правильную речь и подготовить его для успешного обучения в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики.Нетрадиционные упражнения для совершенствования артикуляционной гимнастики.
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Цель артикуляционной гимнастики - выработка...
Семинар-практикум по артикуляционной гимнастике. Родителям об артикуляционной гимнастике и дыхательных упражнениях.
Важность проведения артикуляционной гимнастики...
МАСТЕР – КЛАСС «Артикуляционная гимнастика» с показом обучения детей упражнениям артикуляционной гимнастики по средствам показа мультимедийной презентации (для родителей и педагогов)
Разнообразить работу логопеда помогают средства ИКТ. Предлагаю это сделать при разучивании и проведении артикуляционной гимнастики....
Артикуляционная гимнастика. Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Для чего нужна артикуляционная гимнастика...
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастики в ДОУ.»
Консультация для педагогов:«Артикуляционная гимнастика как средство развития речедвигательного аппарата дошкольников. Методические рекомендации по проведению комплексов артикуляционной гимнастик...
Артикуляционная гимнастика по лексическим темам для детей с ОНР» Артикуляционная гимнастика по теме «Осень»
Артикуляционная гимнастикапо лексическим темам для детей с ОНР»Артикуляционная гимнастика ...
«Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка» Артикуляционная гимнастика
laquo;Роль артикуляционной гимнастикив развитии речевого аппарата ребёнка»Артикуляционная гимнастика ...