Консультация для воспитателей на тему: «Последовательность работы по коррекции звукопроизношения»»
консультация по логопедии

Тюрина Оксана Владимировна

информация для воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_po_zvukopr.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 7 «Радуга» Кулундинского района Алтайского края

Консультация для воспитателей на тему: «Последовательность работы по коррекции звукопроизношения»»

        Составитель: учитель-логопед Тюрина О.В.

Кулунда, 2023

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего  изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Предлагаемая последовательность работы по коррекции звукопроизношения апробирована на базе среднего дошкольного возраста логопедической группы детского сада № 15 Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

В основу этой работы положены следующие принципы:

  1. Принцип развивающего обучения с созданием образов-представлений изучаемого материала. Первое, что отличает образы представлений от наглядных образов, это то, что образы представлений всегда полимодальны, иначе говоря, всегда включают в свой состав элементы как зрительных, так и осязательных, слуховых и двигательных следов; они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами.
  2. Использование знаний детей об окружающей действительности при создании образов-представлений.
  3. Принцип моделирующего характера деятельности ребенка дошкольного возраста « разложение предметного мира на части  и сложение целого из частей».
  4. Принцип взаимообусловленности коррекции звукопроизношения и формирования представлений с созданием образов – представлений  «органов речи, положений, движений органов артикуляции , характеристики речевых звуков».

В ходе работы решаются следующие задачи:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы, которая является базой для развития познавательной (использование музыкотерапии, релаксации, цветотерапии)
  2. Повышение уровня осознания ребенком способов действий с помощью разработанных образов – представлений (пальчиковой гимнастики, упражнений для

Органов артикуляции, перенос образов окружающей действительности на органы артикуляции.

  1. Повышение активности и сознательности ребенка на основе применения игры – путешествия по звуко - буквенным местам, Страны Языкарии, с обобщением результатов работы.
  2. Вооружение ребенка эффективными средствами контроля при переносе полученных навыков  в естественные условия

( использование образа мозга головы, как копилки ума, образа пьедестала преодоления возникших трудностей при коррекции звуков, карты путешествия)

  1. Развитие способности к самостоятельным наблюдениям , выводам, обобщениям, обеспечение надлежащего уровня и глубины понимания логики изучаемого материала, пробуждение познавательного интереса к нему.

 Образ – представление – это совокупность чувственных восприятий, ощущений, чувственного познания - отражение

 действительности ребенком и перенесение ее на органы артикуляции. Создание образа-представления  преследует своей конечной целью введения скоррегированного  звука в самостоятельную речь.

Последовательность создания образа-представления коррегируемого ( изучаемого) звука.

  Эта работа может проводится как индивидуально , так и с группой детей.

Ⅰ .Предварительная работа.

  1. Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка
  2. Создание развивающей среды ( создание сенсомоторной зоны: дидактические и развивающие игры, уголок для развития пальчиковой моторики, развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, карта путешествия по звуко-буквенным местам, с изучением пословиц о труде, использование каждым ребенком « Книги шагов к красивой речи»
  3. Изучение (познание) себя и своих органов речи.
  4. Создание образов-представлений движений пальчиков рук ( пальчиковая гимнастика)

Ⅱ. Основная работа.

  1. Создание образов-представлений движений органов артикуляции, необходимых для постановки определенной группы звуков
  2. ( свистящих, щипящих и др. )
  3. Создание образов-представлений коррегируемого звука:

- включение ребенка в работу с образом из окружающей действительности ( предметного мира) с целью извлечения характерных признаков и перенесения их на коррегируемый звук;

- перенесение созданного образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических ощущений, на кожу с целью получения тактильных ощущений, на органы слуха для получения слухового восприятия и фонематического представления;

-создание образа-представления от полученных ощущений, представления о произносимом звуке на основе цвета, графики;

- перенесение созданного образа представления коррегируемого звука на движения рук;

- извлечение результатов работы с образом-представлением в процессе  активной деятельности ребенка ( автоматизация звука);

- логическое перенесение характеристик созданного образа – представления коррегируемого звука на образ буквы;

- осознанное оперирование понятиями звук-буква;

- включение ребенка в процесс чтения, печатания букв, слогов, слов, предложений;

- перенесение приобретенного положительного опыта по коррекции звука на формирование необходимых теоретических знаний о дифференцированных  признаках фонем;

- осознанное использование ребенком полученных знаний при коррекции других групп звуков.

Ⅲ. Заключительная работа.

  1.  Обобщение достигнутых результатов работы по коррекции звукопроизношения совместно с ребенком в форме образа пъедестала  преодоленных трудностей ( самоанализ)
  2. Обобщение созданных образов – представлений звуков – букв в форме « Карты путешествия по звуко-буквенным местам страны Языкарии»

  Предлагаемая комплексная работа по коррекции нарушенных звуков у детей  может использоваться для воспитания правильного произношения всех изучаемых звуков.  Она позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на постановку, автоматизацию, диффренциацию  звуков. Знания, умения, навыки полученные ребенком при коррекции первой группы звуков ( С, З,Ц ) , переносится на новые группы звуков , что позволяет ребенку закрепить знания, умения, навыки и накопить опыт работы со звуками. Все это может рассматриваться и как пропедевтический период при подготовке ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей по теме "Словарная работа с дошкольниками на занятиях"

В данном материале отражены пинципы, задачи, направления словарной работы, предложены методы и приёмы над словом....

Консультация для воспитателей дошкольных учреждений «Речевые игры для коррекции звукопроизношения»

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего развития личности ребенка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании о...

Консультация для воспитателей "Формирование фонематического слуха — залог успешной коррекции звукопроизношения"

Консультация для воспитателей рассказывает о мире звков, о том , какой бывает слух. Здесь можно познакомиться с возрастными границами и условиями формирования фонематического слуха, а также, как проис...

Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»

Цикл консультаций для воспитателей по теме: «Особенности работы воспитателя на логопедической группе»...

Консультация для воспитателей на тему: «Коррекционная работа воспитателя в группе для детей с нарушениями речи»

Основной контингент дошкольников в группах с нарушениями речи – это дети, имеющие речевые расстройства, при которых у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются поздне...

цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...