Работа над дыханием и голосом при коррекции заикания
методическая разработка по логопедии

Суханова Татьяна Викторовна

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения че­ловека. Процесс физиологического дыхания в норме осу­ществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является бо­лее активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мыш­цы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опус­кают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, явля­ясь главной движущей силой в его обеспечении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_nad_dyhaniem_i_golosom.docx44.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №243 г.Челябинска»

 

 

 

Работа над дыханием и голосом при коррекции заикания

 

 

учитель – логопед

Суханова Татьяна Викторовна

 

 

 

 

г. Челябинск   2024 г.

Дыхание - одна из функций жизнеобеспечения человека. Процесс физиологического дыхания в норме осуществляется ритмично, глубина дыхания соответствует потребностям организма в кислороде. Вдох является более активной фазой дыхания чем выдох. При вдохе мышцы диафрагмы сокращаются, оттесняя органы брюшной полости в живот, увеличивая тем самым объем грудной клетки, что способствует наполнению легких воздухом. При выдохе мышца диафрагмы расслабляется. Вместе с межреберными мышцами, которые поднимают и опускают грудную клетку, диафрагма поднимается кверху и сжимает легкие. Диафрагма участвует в дыхании, являясь главной движущей силой в его обеспечении.

Технология формирования речевого дыхания при заикании:

1)      Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот).

2)      Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука.

3)      Формирование речевого выдоха - в упражнения вводятся слоги, слова, фразы. Усвоение навыков речевого выдоха происходит по-разному при невротической и неврозоподобной формах заикания. У заикающихся с невротической формой быстро восстанавливается координация между механизмом дыхания и фонации. При неврозоподобном заикании координаторные взаимоотношения между работой голосового аппарата и дыханием формируются с трудом. В работе с этими детьми рекомендуется использовать дыхательную гимнастику Стрельниковой.

 

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ

И РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ  У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа включает пять этапов, которые должны проходить в строгой последовательности. Продолжительность каждого этапа регламентируется только результатами работы. В то же время в пособии указывается средняя длительность этапов, в которую, согласно опыту, «укладывается» приобретение дыхательных навыков у большинства детей 5-6 лет с речевыми нарушениями.

Перед началом тренировки необходимо не только обследовать детей у педиатра и невропатолога, но и проконсультировать у отоларинголога, чтобы получить заключение о проходимости носовых ходов и состоянии их слизистой оболочки. Дети с острыми респираторными заболеваниями, ринитом, аденоидами не включаются в состав группы.

Желательно, чтобы в группе одновременно занимались не более 7—8 человек.

Подготовка к развитию грудобрюшного типа дыхания

Цель:    развитие ощущений движения органов дыхания, главным образом диафрагмы и передней стенки живота, что соответствует грудобрюшному типу дыхания.

Длительность упражнения 4-5 минут. В течение дня упражнение повторяется 2-3 раза.

РЕБЁНКУ, НАХОДЯЩЕМУСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ЛЁЖА,      ПОЛОЖИТЬ НА ЖИВОТ В ОБЛАСТИ ДИАФРАГМЫ ЛЁГКУЮ ИГРУШКУ.

Инструкция:   «Положим игрушку на живот и посмотрим, как она поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

В соответствии с инструкцией взрослого ребенок следит глазами за подниманием и опусканием игрушки вслед за сокращением и расслаблением диафрагмы.

Внимание ребенка обращается на то, что игрушка становится «живой», если он дышит животом.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой, произносимой взрослым:

Качаю рыбку на волне,

То вверх (вдох),

То вниз (выдох)

Плывет по мне.

Ребёнок, находящийся в положении лёжа, кладёт ладонь на область диафрагмы.

Работа диафрагмы воспринимается ребенком не только зрительно, но и тактильно (ощущается ладонью).

Инструкция: «Положи ладонь на то место, где раньше лежала игрушка, и почувствуй, как живот поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Бегемотики лежали

Бегемотики дышали.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

РЕБЁНОК, НАХОДЯЩИЙСЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ, КЛАДЁТ ЛАДОНЬ НА ОБЛАСТЬ ДИАФРАГМЫ.

Работа диафрагмы продолжает контролироваться зрительно и тактильно.

Инструкция:   «Сядь, положи ладонь на живот и почувствуй, как он поднимается, когда ты делаешь вдох, и опускается, когда ты делаешь выдох».

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Сели бегемотики,

Потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Ребенок, находящийся в положении стоя, кладет ладонь на область диафрагмы 

Упражнение выполняется перед большим зеркалом.

Инструкция:   «Встань перед зеркалом, положи ладонь на живот, посмотри, как она движется, если ты дышишь правильно».

                                   Это упражнение проводится также и с обнаженным торсом. Ребёнок стоит в профиль к большому зеркалу, что помогает не только тактильно, но и визуально контролировать выполнение упражнений в положении стоя.

Наблюдение за детьми показывает, что некоторые из них при изменении положения тела переходят к более привычному верхнереберному типу дыхания, их рука, положенная на область диафрагмы, не совершает движений. В таком случае взрослый кладет ладонь ребенка себе на область диафрагмы и предлагает ему «почувствовать рукой», а также посмотреть, как движется брюшная стенка в процессе дыхания.

При выполнении упражнений взрослый следит за тем, чтобы вдох ребенка не был форсированным и его плечи не поднимались. Такой контроль необходим, потому что у детей с нарушениями речи при значительном увеличении объема вдыхаемого воздуха легко возникает гипервентиляция (наступление гипервентиляции можно определить по следующим признакам: побледнение лица, жалобы на головокружение; и как следствие — отказ от занятий).

Важно помнить, что внимание ребенка на этом этапе сосредоточивается не на длительности вдоха и выдоха, а на работе диафрагмы, т.е. на ощущениях сокращений этой мышцы.

Сформированность грудобрюшного типа дыхания и активность сокращения диафрагмальной мышцы ребенка определяется взрослым визуально и тактильно (с помощью ладони, положенной на область диафрагмы ребенка).

№1 Прохождение воздуха через носовые ходы должно сопровождаться наибольшим шумом и примыканием ноздрей к носовой перегородке.

Чтобы ребёнок смог правильно понять и усвоить выполнение дыхательного упражнения, взрослый предлагает инструкцию: «Попробуем нюхать воздух так, как это делают животные, например, собаки, — шумно и быстро. Их вдохи напоминают хлопки в ладоши -"нюх-нюх"».

Вырабатывается навык осуществлять подряд два «быстрых вдоха». Взрослый визуально и на слух (двойной шум) контролирует выполнение «быстрых вдохов» ребёнком. Внимание ребёнка привлекается к движению ноздрей, т.е. к сокращению мышц, и двойному шуму.

Задача:    обучение ребёнка выполнению двойных «быстрых вдохов» через нос в положении стоя, а также в сочетании с движениями головы и рук.

В комплекс входит шесть упражнений. На обучение каждому упражнению отводится неделя.

Перед разучиванием нового упражнения повторяются все ранее усвоенные упражнения. Таким образом, к концу обучения ребёнок может последовательно выполнить комплекс, состоящий из шести упражнений.

Далее термин «быстрый вдох» будет применяться как условное обозначение этих специальных дыхательных движений.

 В первые дни упражнение выполняется 4 раза подряд. Постепенно их количество увеличивается до 12 раз. На овладение комплексом отводится шесть недель.

Упражнение 1.ВЫПОЛНЕНИЕ «ПАРЫ БЫСТРЫХ ВДОХОВ».

Исходное положение: стоя перед взрослым, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Нюхаем воздух шумно, быстро, как собачки. Нюхаем по два раза: "нюх-нюх" и отдыхаем. Смотри на меня и слушай, как я буду нюхать воздух».

Взрослый демонстрирует вдохи, при которых слышен шум воздуха и видно, как ноздри сближаются с носовой перегородкой.

Упражнение выполняется взрослым вместе с ребёнком, а затем ребёнок выполняет «быстрые вдохи» перед зеркалом.

Необходимо обратить внимание ребёнка на то, чтобы вдохи не сопровождались движениями плеч, а выдох был произвольным, не задерживался.

Первое упражнение является базовым для усвоения последующих дыхательных упражнений, поэтому отрабатывать его следует тщательно.

№2 Выполнение пары «быстрых вдохов» по условному сигналу взрослого (быстрое движение руки вверх).

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Взрослый произносит рифмовку, ребёнок выполняет «быстрые вдохи» по его сигналу — быстрому движению руки вверх.

За стеклянными дверями

Стоит мишка с пирогами.

Здравствуй, мишенька-дружок,

Дай понюхать пирожок (два коротких «быстрых вдоха» по сигналу взрослого).

№3 Выполнение пары «быстрых вдохов» при повороте головы то вправо, то влево.

Исходное положение: стоя, подбородок приподнят, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:

«Ты помнишь как собачки нюхают воздух?

Сейчас собачка будет нюхать воздух, чтобы найти спрятавшегося зайчика.

Сначала понюхаем воздух справа. (Взрослый поворачивает голову направо, делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем. (Возврат головы в исходное положение, выдох через рот.)

Затем нюхаем воздух слева. (Взрослый поворачивает голову налево и делает пару «быстрых вдохов».)

Отдыхаем». (Возврат головы в исходное положение, выдох через рот.)

Взрослый показывает упражнение целиком, не останавливаясь на отдельных позициях.

Упражнение можно сопровождать рифмовкой:

Раз, два, три, четыре, пять! Где же зайчика искать?

Может, справа под кустом? (поворот головы вправо, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).

Может, слева за бревном? (поворот головы влево, два «быстрых вдоха», возврат головы в исходное положение).

№4 Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднесении ладони то к правому, то к левому уху и легком повороте головы в противоположную сторону («прислушиваемся и нюхаем»).

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе или опущены, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Чтобы найти зайчика, будем смотреть то направо, то налево, прислушиваться и нюхать воздух.

Поворачиваем голову вправо и прикладываем, ладонь к левому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.)

Поворачиваем голову влево и прикладываем ладонь к правому уху, нюх-нюх.

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.)

№5 Выполнение пары «быстрых вдохов» при поднятии подбородка

Исходное положение: стоя, голова прямо, плечи расправлены, руки на поясе, ноги на ширине плеч.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем. (Возврат в исходное положение и выдох.) Поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Отдыхаем». (Возврат в исходное положение и выдох.) Взрослый показывает упражнение целиком.

№6 ВТОРОЙ    КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ

Задача:    развитие грудобрюшного типа дыхания в процессе ходьбы.

На изучение второго комплекса отводится шесть недель, в течение которых ребёнку предлагается выполнять усвоенные ранее дыхательные упражнения при увеличении физической нагрузки. 

В первые дни упражнения выполняются 4-5 минут, постепенно время увеличивается до 8-10 минут.

Для регуляции темпа и ритма движений взрослый использует хлопки в ладони. Вначале каждое упражнение выполняется в замедленном темпе. По мере усвоения упражнения скорость движений увеличивается до тех пор, пока не будет найден оптимальный темп.

УПРАЖНЕНИЕ 1.    На первый шаг выполняется пара «быстрых вдохов», далее следуют     три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох 

Исходное положение: стоя.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг нюхаем воздух: "нюх-нюх" -раз.

Затем делаем три шага - два, три, четыре. Шагать будем под мои хлопки в ладони. Посмотри, как я буду шагать и нюхать воздух».

Взрослый показывает упражнение целиком.

Схема: 1-й шаг - два «быстрых вдоха»;

2, 3, 4-й шаги -выдох. На первых занятиях инструкции в отношении рук не даются, чтобы не усложнять двигательную задачу и не отвлекать внимания от правильного выполнения вдохов. Обычно дети выполняют маршевые движения, слегка сгибая руки в локтях и практически не двигая ими. Маршировка длится 3-5 минут.

№7 На первый шаг выполняется поворот головы (то вправо, то влево) и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо, делаем подряд три шага и отдыхаем.

А теперь делаем шаг и поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под хлопки в ладони. (Хлопает взрослый).

Взрослый показывает упражнение целиком.

Схема:   

на счет «раз» — шаг с поворотом головы направо и два «быстрых вдоха»; насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох; на счет «раз» - шаг с поворотом головы налево и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» — возврат головы в исходное положение, ходьба в такт, свободный выдох.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

№8 На первый шаг ладонь подносится то к правому, то к левому уху и выполняется пара «быстрых вдохов», далее рука опускается и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: 

«На первый шаг прислушиваемся и нюхаем воздух, как собачка: "нюх-нюх".

Затем опускаем руку, делаем три шага и отдыхаем.

Все движения выполняем под  хлопки взрослого, ребёнку  хлопать не надо.

Посмотри, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Взрослый показывает упражнение целиком.

Схема:   

на счет «раз» — шаг с поворотом головы вправо с прикладыванием левой ладони к уху и два «быстрых вдоха»; на счет «два», «три», «четыре» — возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт, свободный выдох;

на счет «раз» — шаг с поворотом головы влево с прикладыванием правой руки к уху;

насчет «два», «три», «четыре» - возврат головы и руки в исходное положение, продолжение ходьбы в такт.

Далее все эти движения на 4 такта повторяются.

№9 На первый шаг подбородок поднимается вверх и выполняется пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поднимаем голову вверх и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

Схема:    1-й шаг — поднимание подбородка, два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.

№10 На первый шаг выполняется наклон головы то к правому, то к левому плечу и пара «быстрых вдохов», далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых происходит непроизвольный выдох.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг наклоняем голову к правому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Затем смотрим прямо и делаем три шага.

А теперь делаем шаг, наклоняем голову к левому плечу и нюхаем воздух: "нюх-нюх".

Опять смотрим прямо и делаем три шага.

Все движения выполняем под хлопки взрослого, ребёнку хлопать не надо.

- Посмотри, как я буду шагать, наклонять голову и нюхать воздух».

Взрослый показывает упражнение целиком.

Схема:    1-й шаг - наклон головы к правому (левому) плечу, два «быстрых вдоха»; 2, 3, 4-й шаги - голова прямо, выдох.

№11 На первый шаг выполняется поворот головы то вправо, то влево, пара «быстрых вдохов» и хлопок в ладони, далее голова возвращается в исходное положение и следуют три шага, во время которых ребёнок трижды хлопает в ладони и спонтанно выдыхает воздух

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На первый шаг поворачиваем голову направо, нюхаем воздух: «нюх-нюх» и одновременно хлопаем в ладони.

Затем смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

А теперь поворачиваем голову налево, нюхаем воздух: "нюх-нюх" и одновременно хлопаем в ладони.

Смотрим прямо, шагаем спокойно и хлопаем в ладони.

Посмотри, как я буду шагать, прислушиваться и нюхать воздух».

Взрослый показывает упражнение целиком.

Схема:    1-й шаг - поворот головы направо (налево), два «быстрых вдоха» и хлопок в ладони;

2-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

3-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони;

4-й шаг - голова прямо, выдох, хлопок в ладони.

№12 ТРЕТИЙ    КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ

Задача:    дальнейшая тренировка грудобрюшного дыхания и увеличение объема легких.

Третий комплекс, состоящий из трех упражнений, заключается в использовании приемов парадоксальной дыхательной гимнастики в процессе усложнения двигательной нагрузки.

Первые дни упражнения выполняются не более четырех раз. Постепенно их количество увеличивается до 8-10 раз за одно занятие.

Желательно повторение упражнений в течение дня.

Длительность обучения третьему комплексу - примерно три недели. Каждое упражнение обычно усваивается за 5-7 дней.

Выполнение встречных движений рук, направленных на сжатие грудной клетки (рис.).

При максимальном сведении рук ребенок обхватывает свои плечи ладонями. Обхват плеч повторяется два раза без паузы, далее руки возвращаются в исходное положение.

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, согнутые в локтях руки подняты до уровня плеч, предплечья располагаются горизонтально перед грудью, параллельно друг другу.

Взрослый следит за движениями рук - они не должны расходиться в стороны шире, чем при исходном положении, и опускаться с уровня плеч до уровня груди. Кисти рук не следует излишне напрягать.

Ритм и темп движений задается хлопками взрослого.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения:

«В лесу стало совсем холодно и надо согреться. Подними руки до уровня плеч, согни их в локтях. Чтобы согреться, обними себя за плечи. Верни руки в исходное положение и, не останавливаясь, опять обними себя за плечи. Верни руки в исходное положение.

Согрелся? Помни, что та рука, которая у сейчас сверху, должна и потом находиться сверху, не меняй руки. Кисти рук должны быть "мягкие", не напряженные. Локти не опускай, и руки шире, чем я показываю, не разводи». Взрослый показывает упражнение целиком и продолжает:  «Теперь сделаем это упражнение вместе. На счет "раз" — быстро обняли плечи и вернули руки в исходное положение. На счет "два" — снова быстро обняли плечи и  вернули руки в исходное положение.

  Встречные движения согнутых в локтях рук. 
Опускаем руки и отдыхаем на счет
"три", "четыре", "пять"».

№13 Выполнение «быстрых вдохов» при встречных движениях рук, после чего руки возвращаются в исходное положение и осуществляется непроизвольный выдох

Исходное положение: см. предыдущее упражнение.

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «На счет "раз" - быстро обняли плечи и понюхали воздух.

Вернули руки в исходное положение, но не опускаем их.

На счет "два" — сделали такое же движение руками и снова понюхали воздух.

Опускаем руки и отдыхаем на счет "три", "четыре", "пять"».

Ритм и темп движений задается взрослым с помощью счета или хлопков в ладони.

Схема:  «раз» - обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение (руки остаются на уровне плеч); «два» -обхват плеч, «быстрый вдох», исходное положение;

«три», «четыре», «пять» - руки опускаются, выдох.

 

№14 Выполнение «быстрых вдохов» при наклонах туловища и движениях

рук (имитация накачивания шины)

Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, кисти сведены, ладони сжимают палочку («рукоятку насоса»).

Инструкция с поэтапной демонстрацией упражнения: «Будем накачивать шину и нюхать воздух. Взяли насос в руки, делаем небольшой наклон вперед -"нюх" -раз.

Чуть выпрямились.

Еще наклон - "нюх" - два.

Теперь выпрямились, отдыхаем - три, четыре, пять».

Взрослый показывает упражнение целиком.

Ритм и темп движений задается взрослым с помощью счета или хлопков в ладони.

Схема:    «раз» — наклон вперед, «быстрый вдох», слегка выпрямиться; «два» - наклон вперед, «быстрый вдох»; «три», «четыре», «пять» - исходное положение, выдох.

№15 III этап Развитие фонационного выдоха

Цель:        развитие фонационного (озвученного) выдоха.

Этап включает семь упражнений, в ходе выполнения которых внимание ребёнка направляется не на «быстрый вдох», а на звучание голоса в процессе выдоха.

Примерная продолжительность этапа - восемь недель.

Упражнение 1.Выполнение пары «быстрых вдохов» и пропевание на выдохе гласного  звука. Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки на поясе, ноги почти на ширине плеч. 

Инструкция:    «Сейчас будем петь звук А (позже используются звуки О, У, И, Э). Нужно не кричать, а петь красиво, долго. Делаем два вдоха: "нюх-нюх" и поем: "А-А-А..." (Взрослый делает пару «быстрых вдохов» и на мягкой атаке поет звук А.) Теперь ты будешь петь, а я послушаю, как ты поёшь красиво и долго. Следи за моими руками».

Вначале рука взрослого быстро поднимается вверх, что служит сигналом к выполнению пары «быстрых вдохов», затем в процессе пения звуков рука медленно опускается.

№16    Выполнение ротового вдоха (замена пары «быстрых вдохов» одним быстрым)

Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении недели.

 

Исходное положение: произвольное.

Инструкция: «Давай представим, что к нам в комнату на цветном парашюте спустился Чебурашка. Мы обрадовались и удивились. (Взрослый изображает радостное удивление, приподнимает руки, приоткрывает рот, быстро и бесшумно вдыхает ртом воздух.) Давай вместе обрадуемся и удивимся, только очень тихо, чтобы не испугать Чебурашку».

При возникновении затруднений взрослый предлагает ребёнку выполнить упражнение перед большим зеркалом.

В течение одного занятия упражнение повторяется 3-4 раза, обязательно с паузой между ними.

Упражнению обучают на протяжении недели. Предыдущее упражнение больше не выполняется.

№17 Выполнение ротового вдоха при поднятии рук вверх и пропевание на выдохе гласного звука А (О, У, И, Э) при медленном возвращении рук в исходное положение.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Инструкция:   «Сейчас мы тихо-тихо удивимся, быстро вдохнем и поднимем руки вверх.

Затем будем медленно опускать руки и петь звук А.

Посмотри и послушай, как я пою. (Взрослый  показывает упражнение.) А теперь давай споем вместе».

 «Руки опускаем еще медленнее и долго красиво поем».

Упражнение повторяется 3-5 раз в день на протяжении одной недели.

 

№18 Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука У с изменением силы голоса

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Инструкция 1:«Сейчас мы будем гудеть громко, как большой паровоз.

Послушай, как это у меня получится. (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, громко поет звук У.)

А теперь вместе погудим, как большой паровоз».

Инструкция 2: «А теперь погудим тихо-тихо, как маленький паровоз.

Послушай, как я это сделаю. (взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх. На выдохе, медленно опуская руку, тихо поет звук У.)

А теперь вместе погудим, как маленький паровоз».

Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.

№19 Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе звука И с изменением высоты голоса.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

 Инструкция 1: «Сейчас мы будем рычать, как большой медведь, низким голосом. Послушай, как у меня это получится. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, низким голосом поет звук И.) А теперь вместе порычим, как большой медведь».

Инструкция 2: «А теперь порычим, как маленький медвежонок, высоким голосом. Послушай, как я это сделаю. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе высоким голосом поет звук И.) А теперь вместе порычим, как маленький медвежонок».

Пропевание других гласных звуков проходит аналогичным способом.

Упражнение выполняют 2-3 раза в день на протяжении одной недели.

№20 Выполнение ротового вдоха и пение на выдохе ряда гласных звуков с разной интонацией.

Длительность пения не фиксируется.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч.

Инструкция:    «Сейчас я пропою волшебное слово, а ты послушай. (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, слитно пропевает ряд гласных: АОУ.)

А теперь поем вместе. Давай попробуем спросить на волшебном языке: "Как дела?"» (Взрослый выполняет вдох полуоткрытым ртом вместе с движением руки вверх и на выдохе, медленно опуская руку, пропевает с вопросительной интонацией ряд гласных: АОУ?)

Затем тот же ряд гласных пропевается с интонациями удивления, радости, жалобы.

№21 Выполнение ротового вдоха и длительное пение на выдохе гласного звука.

Тренировка длительности фонационного выдоха.

Исходное положение: произвольное.

 Инструкция: «Я расскажу сказку, а ты внимательно ее слушай. Как-то раз царь зверей Лев собрал всех жителей леса на большой поляне и сказал: "Я решил устроить соревнование. Победителем станет тот, кто дольше всех сможет тянуть голосянку". Первым решил испробовать свои силы Медведь. Он вдохнул много-много воздуха и со всей силы как крикнет: "А!" Голосянка у него получилась хоть и громкая, но совсем короткая. Вторым решил участвовать в соревнованиях Волк. Он забыл вдохнуть воздух и только завыл свою голосянку: "У-у", она тут же у него и кончилась. Нужно было снова вдохнуть, а этого делать было нельзя, и Лев выгнал его. Третьей была лиса. Ты знаешь, что она хитрая и умная. Лисичка вдохнула воздуха не слишком мало и не слишком много и красивым голоском стала тянуть голосянку. Она не кричала, как Медведь. И ее голосянка получилась самой длинной. Лев и все звери признали Лисичку победительницей. Как ты думаешь, почему сильный Медведь не смог тянуть голосянку?

                          Потому что Медведь вдохнул очень много воздуха и сильно кричал. Волк забыл вдохнуть воздух перед голосянкой. А вот Лисичка все сделала правильно - вдохнула воздуха не много и не мало, не кричала, а пела красивым голоском. Сейчас мы с тобой тоже устроим, соревнование и будем, тянуть голосянку. Послушай, как я тяну голосянку. (Взрослый быстро вдыхает воздух полуоткрытым ртом и одновременно поднимает руку ладонью вверх, затем на мягкой атаке долго поет звук А, медленно опуская руку ладонью вниз.)

А теперь ты будешь тянуть голосянку вместе со мной. Соревнование должно быть честным. (Взрослый поддаётся ребёнку).

«Приготовились. Начали!»

Взрослый быстрым движением руки подает сигнал для выполнения вдоха. При этом взрослый  слегка приоткрывает свой рот. В процессе пения взрослый медленно опускает руку вниз.

Постепенно у ребёнка образуется условно-рефлекторная связь между началом вдоха и движением руки взрослого  вверх. В дальнейшем быстрое движение руки вверх воспринимается ребёнком как невербальная инструкция к выполнению быстрого вдоха через рот.

Упражнение выполняется 3-4 раза в день на протяжении одной недели.

№22 IV этап      Развитие речевого дыхания

Цель:   развитие собственного речевого дыхания.

Данный этап является базовым. Он тесно сопряжен с работой по формированию планирования речевого высказывания. Ребёнок обучается в процессе выдоха произносить сначала слоги и отдельные слова, затем фразы из двух, а далее из трех-четырех слов, короткие стихотворные тексты.

На первых занятиях активно используется невербальная инструкция: быстрое движение руки с раскрытой ладонью вверх, означающее начало быстрого вдоха через рот. По мере того как ребёнок начинает самостоятельно выполнять вдох перед речью, количество таких инструкций сокращается.

Каждое упражнение длится не более пяти минут и повторяется 3-4 раза в день.

Примерная продолжительность этапа пять недель.

ПЕРВЫЙ    КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения первого комплекса выполняются в течение одной недели и заключаются в Выполнении ротового выдоха и на выдохе произнесении нараспев слога.

1. Используются слоги, состоящие из звуков, хорошо произносимых детьми (МА, МО, МУ, МЫ, МИ;

НА, НО, НУ, НЫ, НИ;

ТА, ТО, ТУ, ТЫ;

ДА, ДО, ДУ, ДЫ;

БА, БО, БУ, БЫ, БИ и т.д.)

2. Используются слоги, которые будут входить в состав слов, «пропеваемых» при изучении второго комплекса упражнений (КА, КО, КИ, ЛА, ЛО и т.д.)

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция:    «Сейчас мы будем произносить волшебные слоги.

Волшебные они потому, что из них образуются слова.

Послушай, как я произнесу волшебный слог. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, затем на выдохе, медленно опуская руку, нараспев произносит слог, например (« МА ».) А теперь произносим вместе».

№23 ВТОРОЙ    КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ

Второй комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев двусложного слова (по слогам).

Используются слова: МАМА, МИЛА, МЫЛА, НОТЫ, КОНИ, ДЕТИ и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция:    «Сейчас мы будем составлять из волшебных слогов слова и произносить их. Послушай, как у меня это получится. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе, опуская руку, нараспев произносит слово, например, «МА-А-МА-А».) А теперь произносим вместе». В течение одного занятия каждое слово пропевает-ся 4-5 раз.

№24 Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев трехсложного слова (по слогам).

Используются слова: МАЛИНА, КАЛИНА, МАШИНА, КУБИКИ, ЗАПЕЛИ и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция:   аналогична инструкции, данной в предыдущем упражнении

№25 ТРЕТИЙ    КОМПЛЕКС   УПРАЖНЕНИЙ

Третий комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из двух слов.

Используются фразы, включающие двусложные и трехсложные слова, например: «МАМА МЫЛА», «МИЛА ШИЛА», «МАША ЕЛА», «ДЕТИ ЗАПЕЛИ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция:    «Сейчас мы произнесем одно из слов, которое изучали раньше, затем присоединим к нему второе слово и будет фраза. Получится, словно паровозик с вагончиком едут вместе.

Послушай, как это сделаю я. (Взрослый выполняет вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе нараспев произносит фразу,

№26 Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из трех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ», «МАМА МЫЛА КОЛЮ», «МИЛА ЕЛА КАШУ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция:   «А теперь мы будем присоединять к паровозику новые вагончики-слова».

 «Мама           мыла              Милу»

Затем взрослый проговаривает текст слитно и плавно, быстро поднимая руку перед началом произнесения фразы (вдох полуоткрытым ртом) и опуская медленно руку к концу фразы (выдох):

Теперь  вместе говорим: Мама мыла Милу.

Введение в упражнение новой фразы предваряется инструкцией: «А теперь также плавно и слитно скажем: "МИЛА ЕЛА КАШУ".

№27 Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов.

Используются фразы, включающие двусложные слова, например: «МАМА МЫЛА МИЛУ МЫЛОМ», «МАМА МЫЛА МАШУ МЫЛОМ», «МАМА ШИЛА МАШЕ ШУБУ» и т.д.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

№28 Четвертый комплекс упражнений выполняется в течение одной недели.

Ребёнку предлагается не просто повторять фразу совместно со взрослым или вслед за ним по данному образцу и схеме, а самостоятельно заканчивать предложение, называя предъявленную предметную картинку.

Все упражнения построены аналогично, но вначале меняются только предметные картинки, позже меняются отдельные слова во фразе, а затем - фраза целиком.

Например: «Маша ела кашу и банан», «Маша ела кашу и салат», «Мила ела кашу и банан», «Мама шила шубу и пальто» и т.д.

Выполнение ротового вдоха и на выдохе произнесение нараспев фразы, состоящей из четырех слов с соединительным союзом И.

Исходное положение: стоя, подбородок слегка приподнят, руки опущены, ноги почти на ширине плеч (или произвольное).

Инструкция:   «Произнеси вслед за мной: "МИЛА ЕЛА КАШУ"».

 «Что нарисовано на картинке? Правильно, груша. А теперь послушай, как я скажу: МАША ЕЛА КАШУ И ГРУШУ. (Взрослый выполняет вдох с одновременным движением руки вверх, а на выдохе, медленно опуская руку, произносит: "Маша ела кашу и...", показывает на картинку и заканчивает фразу: "...грушу".)

«А теперь повторим вместе».

В дальнейшем картинки заменяются и ребёнок произносят фразу с новым словом самостоятельно.

№29 Пятый комплекс упражнений выполняется в течение двух недель.

Упражнение 1     Произнесение нараспев двух стихотворных фраз по схеме.

Используются строфы известных детям стихотворений А. Барто, С. Маршака, С. Михалкова и др.

Исходное положение: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например:

«Наша Таня громко плачет, Уронила в речку мячик»

Инструкция:   (Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх и произносит: «Наша Таня...», затем медленно опуская руку, заканчивает фразу: «...громко плачет...». Небольшая пауза (1-2 сек). Взрослый быстро поднимает руку, делает вдох через рот и произносит: «...Уронила в речку мячик», одновременно опуская руку.)

Ребёнок сопряженно с взрослым произносит фразы 2-3 раза, а затем повторяет их самостоятельно - по сигналу взрослого (подъем руки).

№30 УПРАЖНЕНИЕ 2

Произнесение нараспев четырех стихотворных фраз.

Используются известные ребёнку стихотворения или отрывки из них.

Исходное положение: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например:

«Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч»

Инструкция:   «Сейчас мы будем продолжать разучивать стихи.» (Взрослый произносит каждую строку стихотворного текста, выполняя перед началом каждой строки быстрый ротовой вдох и подъем руки.) А теперь произнесем вместе:

НАША ТАНЯ ГРОМКО ПЛАЧЕТ,

УРОНИЛА В РЕЧКУ МЯЧИК.

ТИШЕ, ТАНЕЧКА, НЕ ПЛАЧЬ,

НЕ УТОНЕТ В РЕЧКЕ МЯЧ.

Рекомендуется разучивание новых стихотворений, проговаривание стихотворных текстов при маршировании.

№31 Развитие речевого дыхания V этап       в процессе произнесения прозаического текста

Цель этапа: тренировка речевого дыхания в процессе

произнесения прозаического текста. Примерная продолжительность этапа - четыре недели.

Упражнение 1.     Произнесение двух фраз прозаичекого текста по схеме.

Исходное положение: произвольное. Взрослый проговаривает фразы и выкладывает схемы. Например: «Это яблоко. Яблоко большое и красное»

Инструкция:   «Сейчас мы будем вместе говорить о яблоке. Обрати внимание на схему и послушай меня». (Взрослый выполняет ротовой вдох с одновременным быстрым движением руки вверх, а на выдохе опускает руку и произносит первую фразу.) «Это яблоко». (Небольшая пауза: 1-2 сек.)

 «Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем вместе по моему знаку:        

«ЭТО ЯБЛОКО.»    

«ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.»

После того как ребёнок вместе со взрослым четко выполнит упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу взрослого.

№32 Произнесениетрех-четырех фраз    прозаического текста по схеме.

Исходное положение: произвольное. Взрослый проговаривает фразы, например:

«Это яблоко. Яблоко большое и красное. Оно сочное и сладкое»

и выкладывает на доске их схемы (место каждого слова в схеме указывается).

Инструкция:   «А теперь мы более подробно расскажем о яблоке: (ЭТО ЯБЛОКО.   ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ. ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ) (Соотнося каждое слово со схемой, взрослый произносит текст, выполняя перед началом каждой фразы быстрый ротовой вдох и подъем руки.)

Теперь произнесем вместе».

«Яблоко большое и красное».

Теперь произнесем вместе по моему знаку:        

«ЭТО ЯБЛОКО.»                «ЯБЛОКО БОЛЬШОЕ И КРАСНОЕ.»

«ОНО СОЧНОЕ И СЛАДКОЕ.»

После того как ребёнок вместе со взрослым четко выполнит упражнение, можно перейти к самостоятельному (не сопряженному) произнесению текста по сигналу взрослого.

№33 Произнесение чистоговорок.

Поднимаем руку вверх, одновременно вдыхаем через рот:  Са-са-са –

Поднимаем руку вверх, одновременно вдыхаем через рот:  на  столе сидит оса.                                                                                               

Са-са-са –  сосновые леса.

    Сы-сы-сы -  не боимся мы осы.

    Сы-сы-сы –  у Сани бусы.

№34 Произнесение чистоговорок  с одновременным поднятием руки вверх и вдохом через рот..

Сы-сы-сы - тикают часы.

Сы-сы-сы - встали на весы.         Сы-сы-сы - длинной нет косы.

Су-су-су - ягоды в лесу.                 Су-су-су - обед на стол несу.

Су-су-су - догони лису.                 Су-су-су - мы видели осу

№35 Произнесение чистоговорок  с одновременным поднятием руки вверх и вдохом через рот..

Су-су-су - холодно в лесу.             Су -су-су - заплети косу.

Со-со-со- у Сони колесо.              Со-со-со - мы накинули лассо.

Сок-сок-сок - новый поясок.         Сок-сок-сок - тонкий колосок.

№36 Произнесение чистоговорок  с одновременным поднятием руки вверх и вдохом через рот..

Ас-ас-ас-у нас дома квас.               Ас-ас-ас- вкусный ананас.

Ас-ас-ас - в окне свет погас.          Ас-ас-ас - идём мы в первый класс.

Ас-ас-ас - Вася-водолаз.                 Ас-ас-ас - выключили газ.

 

Упражнения, направленные на развитие интонационных характеристик речи

Голос — важная черта человеческого облика, которая либо способствует общению, либо затрудняет его. Хорошо владея и управляя своим голосом, говорящий способен донести до слушателя гораздо больше информации, полнее и точнее выразить свою мысль.

Технология коррекции голоса при заикании:

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие задачи работы над голосом при заикании:

1) развитие силы и динамического диапазона голоса;

2) формирование навыков рациональной голосоподачи и голосоведения;

3) развитие мелодических характеристик голоса. Начальные этапы работы над голосом могут быть включены в период «щадящего речевого режима» или «режима молчания». Работа начинается с изолированного произнесения гласных звуков. За счет гласных звуков можно интонационно окрасить речь и, главное, достичь ее слитного и плавного произнесения. Работа над голосом должна быть систематической, регулярной, длительной и проходить на всех этапах коррекционной работы. Объем работы над голосом и методические приемы зависят от возраста заикающегося. Чем младше ребенок, тем в большей степени работа над голосом должна идти по принципу подражания.

Найти естественное звучание голоса и научить пользоваться им — основная задача логопеда. И тут следует особенно подчеркнуть, что для развития гибкости, выносливости голоса и способности выдерживать продолжительную речевую нагрузку у детей логопеду нужно обладать музыкальным слухом и поставленным голосом.

Настроить голос на звонкость помогают упражнения со звуком мммм, резонирующим в передней части рта, причем вибрация будет ощущаться на протяжных слогах: ммммиии, мммэээ, мммааа, мммооо, мммууу, мммыыы с интонацией легкого удивления или зова.

В целях улучшения тембра голоса следует снять зажатость челюстей и напряжение в области мышц шеи, глотки и гортани. Нередко голос у детей звучит приглушенно, поскольку, застревая в задней части ротовой полости, быстро затухает. Необходимо обучить выработке звонкого голоса, т.е. правильно направляемого в переднюю часть ротовой полости и там резонирующего.

Устойчивость полученного звука голоса достигается путем вокализации гласных. Сначала отрабатывается каждый гласный звук в отдельности с измерением продолжительности речевого выдоха, определением интенсивности и непрерывности звучания голоса.

В устной речи главную роль играет артикуляция в основном согласных звуков речи, второе место принадлежит интонации, а в пении гласные звуки начинают превалировать над согласными и произношение отходит на второй план. Диапазон певческого голоса всегда шире диапазона речевого, находящегося обычно в нижней части певческого. Для бытовой речи оказывается достаточно 4—7 тонов.

При прохождении темы «Гласные звуки» у детей с ОНР III уровня и ФФН отрабатываются и вокализируются гласные в последовательности А, О, У, Э, И. Устойчивость гласного звука как по силе, так и по высоте отрабатывается сначала на средней высоте голоса. Далее нужно переходить к упражнениям на сочетание гласных звуков: сначала на одном выдохе вокализировать (петь) 2 звука, затем 3, 4, максимум 5 звуков.

В этих упражнениях отрабатывается один из важнейших элементов правильной речи — слитность. Все гласные звуки должны как бы вливаться один в другой и все сочетания вокализируются как один долгий звук: аэ, аэо, аэоу. Важно следить за тем, чтобы при переходе от одного звука к другому голос звучал непрерывно, а менялось только положение губ и языка. Звуки должны быть одинаковыми по длительности и громкости. Далее отдельно отрабатывается смена силы звучания голоса, а затем смена высоты голоса как вверх, так и вниз: аэо, оуа, аоуэ, аоуэы.

На изменение высоты голоса можно воздействовать при помощи движения диафрагмы: при ее интенсивном опускании и максимальном расширении нижнего отдела грудной клетки получается лучшее резонирование низких звуков голоса. Чем звук выше, тем выше поднимается диафрагма. Самые высокие тона требуют максимального поднятия диафрагмы и наибольшего резонирования в верхней части грудной клетки. Эти рекомендации следует учитывать при изучении темы «Дифференциация гласных А—О». Рассмотрим фрагмент логопедического занятия.

Задания

1. Рассмотри картинки. Прочитай подписи под ними.

2. Произнеси первые звуки этих слов.

3. Какое положение занимают губы при произнесении звука [а]?

4. Какое положение занимают губы при произнесении звука [о]?

5. На артикуляцию каких звуков похожи эти условные обозначения? Назови их.

оаойопопо

Используя вышеуказанный прием, дети поют гласные : А — О, А — О, А — О, А — О (высота голоса меняется: при произнесении гласного А— низкий звук, О — высокий звук). Перед пением каждый пары гласных А— О используется вдох. Далее дети пишут под условным обозначением ряд соответствующих букв аопопопооо пп Вокализация (пение) слогов и слов выполняется с использованием вышеуказанного приема:

— пение слогов (2—3 раза) ма-мо, та-то, ра-ро, са-со, па-по, ла-ло;

— пение слов:

дам — дом,

там — том,

сам — сом,

стал — стол.

Такая же работа проводится при прохождении темы «Парные гласные А—Я, О— Ё, У—Ю, Э—Е, Ы—И». С изменением высоты голоса: при произнесении гласного А — низкий звук; Я — высокий звук; У — низкий звук; Ю — высокий звук и т.д.

Такой прием максимально быстро помогает усвоить тему «Твердые и мягкие согласные» также с применением вокализации слогов и слов по 1—2 раза, например:

ма — мя; мал — мял;

ва— вя; вал — вял;

ра — ря; рад — ряд;

мы — ми; мыл — мил;

вы — ви; выл — вил;

но — не; нос — нёс;

ро — рё; ров — рёв.

Таким образом, использование таких логопедических приемов способствует улучшению дыхания и голоса, закреплению умения различать гласные звуки, развитию фонематических процессов.

При отработке гласных звуков во всевозможных сочетаниях дети не связывают их с живой разговорной речью. Им следует объяснить, что это не просто набор звуков, а контур будущих слов, например:

ауа — контур слова азбука;

аиуы — каникулы;

иоия — история.

В рамках прохождения той или иной темы с помощью вышеуказанных вокальных упражнений отрабатываются словарные и структурно сложные слова. Контур слова собака — оаа, улица — уиа, урожай — уоа. Сочетания гласных этих слов вокализируются. Дети прочитывают и записывают слова и при хорошей слитности в сочетаниях гласных звуков не будут испытывать затруднений при слитном произнесении слов в предложении, что очень важно при заикании и логоневрозах. Например, для правильного, без затруднения произнесения фразы «узкая улица извилиста» ее сначала нужно пропеть,

а затем повторить слитные сочетания гласных аяу — на стыке слов узкая и улица и аи — на стыке слов улица и извилистая.

При прохождении темы «Ударение» также целесообразно использовать вокализацию гласных в выделенных контурах слов, где ударение играет смысле- и форморазли-чительную и фонетическую роли. С перенесением ударения меняется смысл слова: сначала вокализируется контур слов: ао, ад: замок — замок; затем слова прочитываются:

атлас — атлас (ао — ао);

хлопок — хлопок (6о — об);

полки — полки (6и — ой);

белки — белки (ей — ей).

На уровне предложения:

Ворона        Ворона меньше

Способность равномерного усиления и ослабления высоты и силы голоса в заданном диапазоне существенно помогает детям в выделении словесного и логического ударения.

Тренировочные вокальные упражнения весьма полезны при лечении логоневрозов и заикания, при котором особенно важно сочетание гласных с согласными, поскольку при этом заболевании изолированно отрабатывать трудные для заикающихся согласные (п, б, т, д, к, г) нет смысла. Сюда можно отнести следующие вокальные упражнения: ди-дэ-да, ди-дэ-да-до, ди-дэ-да-до-ду, пи-пэ-па, пи-пэ-па-пу, пи-пэ-па-по-пу, би-бэ-ба, би-бэ-ба-бо, би-бэ-ба-бо, би-бэ-ба-бо и т.д.

Вокализация слога проходит на фоне смешения силы звучания и высоты как вверх, так и вниз. Здесь нужно использовать специально подобранные песни.

Научно обоснованная работа над дыханием и голосом способствует развитию фонематического слуха, внимания на звуковую сторону речи, постановке и автоматизации звуков; формирует готовность к восприятию определенных орфограмм, правописание которых основано на полноценных представлениях о звуковом составе слова. Единственное исключение составляет ротацизм (велярный, увулярный), требующий дифференцированного подхода. Вокализация гласных здесь не проводится, поскольку преждевременное озвончение вследствие раздражения, иррадиации голосовых связок на близлежащее легкое нёбо и корень языка может опять вызвать смычку, т.е. возврат к велярному или увулярному произношению.

Таким образом, комплекс логопедических упражнений способствует стабильности и непрерывности звучания, расширению динамического диапазона и интонационной выразительности речи.

Список использованной литературы

1. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей  / М.Н. Щетинин. – 2-е изд., - М.: Айрис-пресс, 2008.

2. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Книголюб, 2004.

3. Данилов И.В,, Черепанова ИМ. Патофизиология логоневрозов. Л., 1970.

4. Лалаева Р.И. Нарушения процесса овладения чтением у школьников. М., 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа на развитие дыхания и голоса

Коррекционно-развивающая работа, направленная на развитие дыхания и голоса...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Проблема коррекционной работы с детьми, страдающими церебральным параличом, является очень актуальной вследствие значительной частоты заболеваний. Настоящая работа является попыткой обобщить и к...

Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения

Игры и упражнения с гласными звуками являются тем фундаментом, на котором базируется работа по воспитанию у детей с нарушениями речи грудобрюшного типа дыхания.     Пропевание глас...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с детским церебральным параличом

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП...

Особенности коррекционной работы по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП

Материал содержит рекомендации по развитию дыхания и голоса у детей с ДЦП...

Здоровьесберегающая технология. Лечебно - оздоровительная работа по вокалу, включающая элементы работы над артикуляционным аппаратом, дикцией, дыханием, постановкой голоса; также телом ,его гибкостью, пластичностью

МУЗЫКАЛЬНАЯ  композиция:  «Орогты манайда»(Заходите в гости к нам) с ритмичными движениями«Кто стучится к нам?»(Дети, имитируя, «прислушивание»...