консультация для родителей
консультация по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Вашему вниманию предлагается консультация на тему: "Развитие творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.odt | 25.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в ДОУ
Известно, что развитие связной речи, которая включает диалогическую и монологическую речь, является важным условием успешного обучения в школе.
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, ребенок учится самостоятельно выражать свои мысли, осознанно отражать в речи различные связи между предметами и явлениями, что способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание оказывает влияние на процессы развития монологической речи, словесно-логического мышления.
Творческое рассказывание — один из самых сложных видов речи. Творческие рассказы — это сочиненные детьми истории, в которых они сами выбирают содержание, придумывают всевозможные ситуации, действия героев. Сюжет в этих рассказах должен быть логически построен и оформлен в нужной словесной форме. Для составления творческого рассказа у ребенка должны быть развиты воображение и образное мышление, он должен уметь самостоятельно выстроить сюжетную линию и композиционно оформить текст. Рассказ должен иметь завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку, интересные детали, захватывающие внимание слушателей.
Творческие рассказы отличаются уровнем сложности и самостоятельности: от составления рассказа с элементами творчества до самостоятельного составления рассказов и сказок.
Варианты упражнений для развития творческого рассказывания
При выполнении упражнений педагогу необходимо оказывать ребенку направляющую и обучающую помощь, стимулируя и поддерживая его интерес к данной деятельности.
Упражнение «Собери рассказ», «Измени последовательность»
Цель: формирование навыков рассказывания в определенной последовательности.
Описание: на столе лежат перемешанные разрезные сюжетные картинки. Ребенку предлагается собрать их так, чтобы получился рассказ. После того, как ребенок собирает картинки по порядку, он составляет рассказ.
Упражнение «Что-то не так?»
Цель: формирование умения работать с деформированным текстом.
Описание: ребенку предлагается послушать текст и подумать, что и как можно исправить в рассказе.
Упражнения «Сказочник», «Пишем сказку»
Цель: развитие навыков самостоятельного составления сказок.
Описание: педагог узнает, какие любимые сказки у детей, в каких сказках им хотелось бы изменить конец. Ребенку предлагается придумать свой финал сказки либо изменить эпизод сказки, который повлиял на ее ход и конец.
Упражнение «В своей сказке»
Цель: развитие навыков самостоятельного составления сказок.
Описание: на столе лежат маски героев определенной сказки. Уточняется, какой герой сказки запомнился больше всего и чем. Ребенку предлагается рассказать, как бы он поступил на месте этого героя.
Упражнение «Придумай продолжение», «Закончи рассказ»
Цель: развитие умений самостоятельно продолжить, закончить рассказ.
Описание: педагог читает начало рассказа и предлагает придумать продолжение либо конец рассказа.
Упражнение «Новая сказка (новый рассказ)»
Цель: развитие умений придумывания сказки/рассказа по плану логопеда.
Описание: ребенку предлагается придумать сказку/рассказ по заданной тематике.
Упражнение «Стоп — сигнал»
Цель: обучение навыкам использования пауз.
Описание: на столе лежит игрушка «стоп — сигнал». Педагог, проговаривая пословицу/поговорку, делает паузы, показывая сигнал «стоп». Далее ребенок пробует делать паузы по сигналу педагога.
Упражнение «Подражание»
Цель: развитие интонации речи.
Описание: ребенку предлагается изобразить различные эмоциональные состояния героев сказок/рассказов, сопровождающиеся движением тела, мимикой.
Упражнение «Громко-тихо»
Цель: обучение навыкам использования громкости голоса.
Описание: ребенку предлагается произнести четверостишия, меняя громкость голоса: шепотом, тихо, умеренно, громко.
Упражнение «Измени сюжет рассказа»
Цель: обучение владению структурой связного высказывания, творческого развития сюжета.
Описание: педагог знакомит ребенка с рассказом, предлагает поменять этот рассказ. Можно изменить место, время, придумать различные повороты в сюжете; добавить новых персонажей, себя. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными.
Упражнение «Придумай сказку», «Соедини сказки», «Измени сказки»
Цель: обучение владению структурой связного высказывания, композиции повествования и описания, творческого развития сюжета.
Описание: педагог предлагает ребенку составить сказку на основе пословицы/поговорки/небылицы/загадки.
Педагог предлагает ребенку соединить любимые сказки, сделав из них новую. Например герой одной сказки может встретить героев другой сказки, и они отправятся в гости к герою третьей сказки.
Педагог предлагает ребенку изменить сказку, сделав ее такой, какой он хотел бы ее видеть.
Упражнение «Усовершенствованная картина», «Закрытая картина»
Цель: формирование навыка составления рассказа по картине.
Описание: педагог демонстрирует картину и мелкие изображения объектов. Ребенку предлагается описать все, что он видит на картине, а затем ее усовершенствовать. Можно добавить изображения объектов на картину по собственному желанию, попробовать описать новую усовершенствованную картину.
Педагог демонстрирует картину для составления рассказа, которая поделена на 4 части, каждая из них закрыта картонными прямоугольниками разного цвета. Ребенку предлагается, открывая части картины, рассказывать о каждом фрагменте, а после открытия всех — объединить их в общий сюжет.
Упражнение «Пейзажный рассказ»
Цель: развитие творческого рассказывания путем составления описательного рассказа по пейзажной картине.
Описание: ребенку предлагается рассмотреть картину и составить по ней рассказ.
Упражнение «О себе»
Цель: развитие умений связно, подробно и живо рассказать о случаях из жизни; четко, ясно излагать свои мысли.
Описание: ребенку предлагается рассказать об экскурсии (о прогулке в саду, лучшем выходном, любимом празднике, любимой игре и т.п).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...