Пособие "Едем в отпуск всей семьей"
методическая разработка по логопедии

Пособие для занятия с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka-edem-v-otpusk-vsey-semey.pptm1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЕДЕМ В ОТПУСК ВСЕЙ СЕМЬЕЙ Добро пожаловать в “Едем в отпуск всей семьей”! Это увлекательное пособие поможет специалистам и родителям, занимающимся с детьми с нарушениями слуха с кохлеарными имплантами или слуховыми аппаратами. Пособие может также использоваться для развития речи у нормальнослышащих детей с нарушениями речевого или психического развития. Пособие включает набор сюжетных картинок и страниц с текстом истории. Для каждой сюжетной картинки разработаны рекомендации для педагога/родителя, занимающегося с ребенком. Там вы найдете советы, как использовать этот материал, для того чтобы развивать у ребенка разные умения. Рекомендации и задания к каждой картинке помогут ребенку, научится слушать, анализировать, фантазировать. Пособие также включает рисунки с различными предметами и героями истории, которые понадобятся для игр и упражнений. Следуйте инструкциям. Разговаривая с ребенком о картинках, говорите предложениями и избегайте простого называния изображенных на ней людей и предметов. Старайтесь внимательно наблюдать за ребенком: говорите о том, чем он/она интересуется. Наблюдайте и слушайте ребенка внимательно, так, чтобы вы могли понять то, что он пытается сказать. Поняв, что он сказал, ответьте ему. Поправляйте речь ребенка, поощряйте к правильному произнесению. Стимулируйте ребенка говорить то, что говорят участники. Рассматривайте книгу несколько раз, потому что, когда история становится более знакомой ребенку, он будет предугадывать события и получит больше удовольствия при вашем совместном чтении.

Слайд 4

Главные герои МАРУСЯ БАБУШКА ПАПА МАМА ПИЛОТ РЕГИСТРАТОР

Слайд 5

Подготовительный этап: Для начала нужно познакомить ребенка со словами, которыми будут обозначаться предметы в истории Используйте вырезанные карточки и объясните значения слов ребенку. Сформулируйте простое предложение. Попросите ребенка повторить его. Сделайте так, чтобы ребенок показал, что он понимает значение слова/фразы, указывая на правильную карточку. Употребляйте фразы, которые часто произносятся во время общения. Сначала попросите ребенка выбрать карточку из 2 или 3 стр., которые имеют простые названия, например, очки или шорты. По мере того, как ребенок научится слышать, вы можете вводить более сложные слова и большее количество карточек. Не предлагайте ребенку непосильное задание. Старайтесь радоваться даже малейшему успеху ребенка, эмоционально вовлекая его в процесс игры. Игры, облегчающие использование повторяющихся слов и фраз: Используйте парные вырезанные карточки 1. Игра по развитию памяти: (число используемых пар картинок зависит от способностей ребенка от 2-х до 24-х). Положите 1-у карточку из пары на плоскую поверхность картинкой вверх. Дайте ребенку время запомнить изображение на карточке. Затем переверните карточку — картинкой вниз. Разделите 2-ые карточки из пары между собой и ребенком. Ходите по очереди, по памяти открывая такие же картинки на столе, из карточек, которые у вас в руках. Разговаривайте с ребенком, называя предметы, угадывайте, что там может быть. 2. Разместите все карточки 48 штук на плоской поверхности. По очереди открывайте картинки, если попадается парная, забираете их себе и ходите снова. Выигрывает тот, у кого больше картинок на руках. Если при снятии со стола пары, картинки сдвигаются, образуя пару, ее забирает тот же игрок, начавший ход. 3. Лото: Поместите на столе перед ребенком несколько карточек картинками вверх. Положите парную картинку для каждой карточки в сумку. Вытащите 1 карточку. Попросите, чтобы ребенок слушал, в то время как вы описываете или называете картинку, это зависит от способностей ребенка. Сделайте так, чтобы ребенок повторил то, что он услышал и показал соответствующую картинку на столе. Не забудьте иногда меняться с ребенком ролями при вытаскивании карточек из сумки. 4. Игра «Чего не хватает?»: (используйте только 1 карточку из каждой пары). Положите несколько карточек перед ребенком картинками вверх. Попросите его закрыть глаза. В это время, уберите 1 карточку. Попросите ребенок сказать/показать, что пропало. Не забудьте поменяться ролями! Поговорите с ребенком о главных героях: Это папа и мама. Их дочь Маруся. Бабушка. Поговорите с ребенком, какие они, что они делают, где работают, какие у них увлечения. Как проходит их день. Поощряйте ребенка, если он обнаруживает высказывание ,

Слайд 6

Сюжет истории для рассматривания с ребенком Папа пришел домой с работы. Он купил билеты в отпуск. Бабушка сидит на кресле. Мама смотрит, радуется поездке. Маруся ползает на полу. Описывайте, кого вы видите на картинке. Что мама делает/говорит? Что делает бабушка? Что папа делает/говорит? Что Маруся делает/ говорит? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. После беседы сравните верхнюю картинку с нижней. Что на ней не так? Вовлеките ребенка в процесс беседы. Инструкция для взрослого

Слайд 7

А ВОТ И ДОКУМЕНТЫ НАДО НЕ ЗАБЫТЬ ШЛЕПАНЦЫ! ПОЛОЖИТЕ МОЙ КРЕМ. ПА-ПА! БА-БА! ТАААА! Описывайте, кого вы видите на фотографии. Что мама делает/говорит? Что делает бабушка? Что папа делает/говорит? Что Маруся делает/говорит? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. Возьмите вырезанные карточки и положите перед ребенком. Предложите ребенку поиграть в игру «Поможем героям собрать вещи». Под карточку большой черной сумки подкладывайте вещи, которые необходимы в отпуске. Называйте и просите ребенка повторить, определите, что лишнее, например, лопата. Заинтригуйте ребенка попробуйте нарочно «положить ее в сумку» и наблюдайте реакцию. Поощряйте высказывание ребенка и стремление узнавать предметы. Сравните их с настоящими вещами и предметами, например кремом и шлепанцами. Опишите их, какие они бывают. Возьмите 2 или больше вырезанные карточки, если ваш ребенок только начал различать названия 2-х предметов, выберите 2 предмета. Попросите ребенка показать, где находится указанный предмет. Попросите назвать его. Мама собирает чемодан, бабушка накручивает волосы на бигуди. Папа собирает документы для поездки.

Слайд 8

Описывайте, кого вы видите на фотографии. Что мама делает/говорит? Что делает бабушка? Что папа делает/говорит? Что Маруся делает/говорит? Что говорит/делает водитель? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. Поговорите с ребенком, в чем перевозят вещи. Слушайте, повторяйте и показывайте предметы или действия на картинке. Вы можете включать слова во фразу типа: “Покажи мне / где......”. Попросите ребенка соотнести вырезанные карточки героев с карточками предметов, которые они держат в руках на картинке. Семья идет к машине такси. Папа несет рюкзак, чемодан и сумку. Бабушка - саквояж и катит коляску, мама — сумочку.

Слайд 9

Семья проходит регистрацию в аэропорту на свой рейс. Они сдают багаж. Постройте диалог с ребенком о картинке, проговорите сюжет и реплики. Разрежьте по черной линии пазл и соберите его с ребенком несколько раз. Сосчитайте каждый из видов предметов, например 4 – футболки. Покажите цифру 4 ребенку. Ваш ребенок должен повторить, что он услышал и показать или перевернуть правильную карточку. Поменяйтесь ролями, при этом ребенок будет иметь возможность попытаться сказать слова или фразу. Если он может узнать слова/фразы, произносите их так, чтобы он не видел вашего лица. Вы можете играть в игру несколько раз в течение нескольких дней, каждый раз, немного усложняя задание путем увеличения числа карточек. Загадывайте ребенку, например, 4, а он должен сказать футболки.

Слайд 10

Описывайте, кого вы видите на фотографии. Что мама делает/говорит? Что делает бабушка? Что папа делает/говорит? Что Маруся делает/говорит? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. Попросите ребенка показать тот или иной предмет. Составьте предложения согласно матрице слов, используя данные предлоги: Бабушка, мама, папа и их дочь Маруся прошли регистрацию в аэропорту и поднимаются по трапу самолета . Предложите ребенку самому составить предложения, а также добавьте зависимые слова, например, «Папа берет на руки ребенка». Постарайтесь проиграть всевозможные комбинации слов, чтобы ребенок их закрепил. МАМА ПО ТРАПУ БАБУШКА В САМОЛЕТ ПАПА НА РУКИ МАМА С СУМОЧКОЙ

Слайд 11

ЗДРАВСВУЙТЕ, ЗАЖАЕМЫЕ \ССАЖИРЫ. )ВОРИТ КАПИТАН. МНОЙ BTOfOB _____ РАДИ *4 ' ЗАТЬ VMO/1ETA! Семья собрала вещи, приехала в аэропорт, сдала багаж п поднялась в самолет. Пилоты в кабине объясняют пассажирам правила поведения. Самолет скоро взлетит в небо п приземлится в теплой стране. Описывайте, кого вы видите на фотографии. Что пилот делает/говорит? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. Раскрасьте вместе с ребенком рисунок, проговаривая, о чем еще могут говорить пилоты. Если бы он оказался в кабине пилотов, что бы он хотел узнать?

Слайд 12

А ВОТ И ПУЛЬТ! МАРУСЯ СТОЙ! ТЫ КУДА? ХОРОШИЙ НОМЕР. МНЕ НРАВИТСЯ! Самолет приземлился удачно, и вся семья доехала до отеля и заходит в номер. Описывайте, кого вы видите на фотографии. Что мама делает/говорит? Что делает бабушка? Что папа делает/говорит? Что Маруся делает/говорит? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. Попросите ребенка показать тот или иной предмет. Составьте предложения согласно матрице слов, используя данные глаголы: МАМА ИДЕТ ПО НОМЕРУ ЗОВЕТ МАРУСЮ БАБУШКА КЛАДЕТ САКВОЯЖ СМОТРИТ В ОКНО ПАПА КАТИТ КОЛЯСКУ БЕРЕТ ПУЛЬТ МАРУСЯ ПОЛЗАЕТ ПО ПОЛУ ТЯНЕТ ПОКРЫВАЛО Предложите ребенку самому составить предложения. Постарайтесь проиграть всевозможные комбинации слов, чтобы он их закрепил. Составьте неправильное предложение и поиграйте с ребенком возможно ли такое, например, Бабушка тянет покрывало. Пусть ребенок видит ваше лицо, если ему так легче ориентироваться, указывайте на слово в момент произнесения.

Слайд 13

Описывайте кого вы видите на фотографии. Что мама делает/говорит? Что делает бабушка? Что папа делает/говорит? Что Маруся делает/говорит? Прочитайте реплики героев и текст истории. Попросите ребенка повторить. Подкрепляйте любое высказывание ребенка, по возможности исправляйте и просите повторить. Попросите ребенка показать тот или иной предмет. Задавайте ребенку вопросы относительно картинки, например, как ты думаешь, волна большая на море? Как ты думаешь песок горячий? Ты как считаешь, где начинается глубина? Покажи. Дальше вспомните и опишите, как вы проводили отпуск, например, в прошлом году или детстве. Спросите у ребенка, как ему нравится проводить свободное время, куда бы он хотел поехать, где побывать? Соберите с ребенком предварительно вырезанный пазл, представленный ниже. Вода в море очень теплая и погода просто чудесная. Мама и папа загорают на песке. Бабушка намазалась солнцезащитным кремом и вместе с Марусей купается в воде.

Слайд 15

Дополнительные игры и задания к набору . Проиграйте историю с помощью вырезанных фигурок и предметов, начиная от сбора вещей и заканчивая загаром и купанием в море, для этого, если нужно соберите пазл. Попытайтесь говорить о том, почему кое-что может быть нелогичным. Например: “Мама не может сесть на самолет, а вся семья поехать на такси”. Попросите ребенка собрать вещи, указывая ему: «Дай маме сумочку» и так далее. Повторяйте диалоги персонажей или придумывайте новые варианты вопросов и ответов. Побуждайте ребенка самого предполагать, что мог сказать кто-то из героев. Спрашивайте и отвечайте на вопросы к каждой картинке по очереди: придумайте вместе несколько вопросов и ответов для каждой страницы. Побуждайте ребёнка называть предметы или действия людей по картинке. В соответствии с возможностями вашего ребенка, определите, какие и сколько предметов вы собираетесь попросить. Например: черные очки, розовый зонт. Вы можете использовать фразу типа: “Покажи мне ...” или "Где...”. Сделайте то же самое для действий героев, например: «Папа несет вещи». С ребенком, владеющим более развитой речью, вы можете поиграть в игру типа ‘Бабушка говорит____”. Теперь ребенок должен реагировать, если ваша фраза начинается с этих слов. По мере того, как ребенок научается слушать, вы можете говорить более тихим голосом или можете играть в эту игру на фоне шума. Со временем вы сможете читать текст вместе. Пусть ребенок смотрит на текст, а вы произносите предложения одно за другим. Попросите ребенка повторять предложения, которые вы сказали. Как только текст станет более знакомым ребенку, вы можете говорить предложения, так, чтобы ребенок не видел текста. Очень полезно убрать письменный текст, чтобы ребенок мог сконцентрироваться только на слушании. Такое упражнение можно выполнять для каждой страницы в книге. Начните игру, говоря, “Давай называть вещи. Я знаю панамку”. Ребенок должен ответить, дополнив предложение — «Я знаю панамку, и какой-то другой предмет», например “купальник”. Первый, кто не смог вспомнить новый предмет - проигрывает! Попробуйте играть в эту игру, только на слух. Вы также можете обвести вырезанные картинки, приклеенные на картон, а затем раскрасить их вместе с ребенком, так он сможет лучше запомнить новые слова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина (старшая группа) для всей семьи "Мама, папа, я - здоровая семья"

Материал будет полезен родителям для формирования положительного отношения к соблюдению здорового образа жизни...

Профилактика простудных заболеваний в семье «Против хвори – всей семьей»

В идеале все знают, что человек должен быть развит гармонично, сознательно относиться к своему здоровью, но как обрести верный внутренний курс, имеем лишь общие представления....

Познавательно- развлекательное мероприятие для всей семьи «СЕМЬЯ ВМЕСТЕ - ДУША НА МЕСТЕ !»

Познавательно - развлекательное мероприятие для всей семьи с проведением фокусов. Мероприятие раскрывает  особенности семьи, сплочённость её членов, дружбу и взаимопонимание между ними; соз...

Консультация для родителей "Отпуск всей семьей"

Что же можно посоветовать тем, кто хочет, чтобы отпуск был не только интересным, но и полезным для здоровья?...

Всей семьей на старт "Мама, папа ,я - спортивная семья!"

Сценарий проведения  семейных состязаний «Всей семьей на старт!»«Мама, папа, я – спортивная семья!»  Цель: Привлечение детей и родителей к регулярным занятиямфи...

Консультация для родителей "Едем в отпуск всей семьей! Чем занять ребенка?"

Отправляясь в дорогу с ребенком, мы надеемся на то, что малыш за время отпуска укрепит свое здоровье, наберется сил, получит новые впечатления… Чтобы отдых не пошел насмарку, стоит заблаговреме...