Консультация "Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации"
консультация по логопедии (средняя группа)
Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_21.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации
Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения. Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
Детям 2-4 лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее поставить правильное произношение. Дети 5-6 лет и старше смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
– улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
– улучшить подвижность артикуляционных органов;
– укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
– научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;
– увеличить амплитуду движений;
– уменьшить напряжённость артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произношению звуков.
Рекомендации к проведению артикуляционных упражнений:
1.Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно.
2.Лучше выполнять гимнастику 3-4 раза в день по 3-5 минут.
3. Каждое упражнение выполнять по 5-7 раз.
4.Надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
5.Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
6. Артикуляционную гимнастку выполняют перед зеркалом , для того, чтобы контролировать правильность выполнения упражнений.
ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ ГИМНАСТИКИ:
- Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
В начале малышей учат выполнять статические упражнения, целью которых является разогрев мышц артикуляционного аппарата для последующей работы. Основной трудностью при выполнении статических упражнений является удержание артикуляционной позы в течение некоторого времени. С этой целью можно широко использовать занимательный игровой материал: счетные палочки, фишки, песочные часы, бусы, камушки и т.д.
Затем детей знакомят с динамическими упражнениями: «Лошадка», «Маляр», «Качели», «Барабанщик» и др. Дети учатся контролировать движения органов артикуляции вначале посредством подражания за взрослым, потом – перед зеркалом. Учитель-логопед обращает внимание детей на характер движений (быстро, медленно, ритмично, четко, спокойно), на положение органов артикуляции (за зубками, на верхней или нижней губе, вперед-назад, вверх-вниз).
В старшем дошкольном возрасте детям становится доступно выполнение более сложных артикуляционных упражнений: «Чашечка», «Лопатка», «Иголочка» и др.
Упражнения артикуляционной гимнастики:
«Улыбка» – губы растянуть в улыбке, показать все зубы. Зубы сомкнуты.
Трубочка» – губы вытянуть вперед (губы не напряжены)
«Толстый – худой» – попеременно надувать и втягивать щеки.
«Конфетка» – с силой упираться языком то в правую, то в левую щеки.
«Часики» – положение «улыбка», острым кончиком языка дотрагиваться до уголков рта влево-вправо.
«Змейка» – положение «улыбка», рот приоткрыть, острым кончиком языка как «жалом» – вперед-назад.
«Качели» – положение «улыбка», рот широко открыть, напряженным кончиком языка упираться по очереди то за верхние зубы, то за нижние.
«Маляр» – положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком языка погладить «с силой» небо вперед-назад.
«Почистим зубки»- положение «улыбка», рот широко открыть, кончиком языка провести по внутренней стороне верхних, затем нижних зубов.
«Накажем непослушный язычок» – положить широкий язык на нижнюю губу и шлепать по нему, произнося: пя-пя-пя
«Лопата» – из положения «улыбка» открыть рот, широкий язык положить на нижнюю губу (язык лежит спокойно, не дрожит).
«Вкусное варенье» – облизываем широким языком верхнюю губу из стороны в сторону, сверху вниз.
«Чашечка» – рот широко открыть, широкий язык поднять к верхним зубам, делая углубление.
«Индюк» – языком «болтать» между губами «бл-бл».
«Лошадка» – рот широко открыть, показать все зубы, присосать язык к небу, кончик языка упирается в передние зубы, щелкнуть языком.
«Грибок» – рот открыть, присосать язык к небу, следить, как натягивается подъязычная связка (язык не должен заваливаться на бок). Кончик языка упирается в передние зубы.
«Барабанщик» – улыбнуться, открыть широко рот и с силой постучать кончиком языка в верхние резцы, многократно и отчетливо произнося звук д-д-д.
«Сердитая кошечка» – положение «улыбка», приоткрыть рот и кончиком языка надавливать на нижние зубы, выгибая спинку языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации"
Консультация для родителей воспитанников, имеющих нарушения речи...
Артикуляционная гимнастика - значимость и рекомендации для родителей детей с ТНР
Рекомендации для родителей по проведению артикуляционной гимнастики дома с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....
Консультация для родителей «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»
Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными. А то, что язык - главная мышца органов речи и для него гимнастика просто необходима...
Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»
Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации»...
2023. Консультация на тему «Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации».
информация для родителей...
Артикуляционная гимнастика: значимость и рекомендации.
Для чего мы тренируем мышцы? Чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем тренировать язык? Язык – главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто...