«Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

tanya.yakovleva1963

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с исследованием предметов, которые происходят в разных видах деятельности. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников препятствует овладению речи.                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensomotornoe_vospitanie_doshkolnikov.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Воспитание сенсомоторной культуры дошкольников».

Цель работы: Совершенствование сенсорно-моторных функций дошкольников.

Задачи: спроектировать и оформить развивающую предметно-пространственную образовательную среду, способствующую формированию сенсорно-моторного, познавательного развития дошкольников.

Сенсорно - моторные функции развиваются в тесной и не разрывной взаимосвязи с исследованием предметов, которые происходят в разных видах деятельности. Ребенка необходимо обучать изучению окружающих предметов с помощью наиболее развитых в данном возрасте психических процессов таких как: зрение, слух, движения рук. Отставание в развитии мелкой моторики у дошкольников препятствует овладению речи.

В своей работе с детьми с ОНР мы опираемся на известное положение о том, что для полноценного формирования у ребенка навыков устной речи важно развивать у него мелкую моторику рук.

Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, речь, т. е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Современные научные данные подтверждают, что области коры головного мозга, отвечающие за движение органов речи и управляющие движениями пальцев рук, расположены в непосредственной близости. Следовательно, идущие в кору головного мозга нервные импульсы от движущихся пальцев рук «тревожат» расположенные по соседству речевые зоны, стимулируя их активную деятельность.

Мы предлагаем детям разные задания для развития мелкой моторики: застежки, шнуровки, нанизывание бус, пальчиковую гимнастику и т. д.

Используя мяч в играх с детьми, мы обратили внимание на то, что он может быть прекрасным инструментом в коррекционной работе, поскольку игры с мячом:

Отвлекают внимание детей от речевого дефекта;

Освобождают детей от утомительной неподвижности во время НОД;

Развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве;

Регулируют силу и точность движений;

Развивают глазомер, ловкость, быстроту реакции;

Развивают и нормализуют эмоционально-волевую сферу, что особенно важно для гипер возбудимых детей.

Мы просмотрели соответствующую литературу. Много информации об использовании игр в коррекционной работе нашли в интернете.

Сейчас в продаже огромный выбор мячей:

• пластмассовые

• резиновые

• надувные

• из папье-маше и т. д.

Сделали выборку игр, закупили мячи и шарики разного размера, цвета, сделанных из разных материалов, своими руками сделали пособия.

Конечно же, много игр мы проводим с использованием больших мячей.

Это игры, направленные на:

развитие ориентировки в пространстве, т. к. для детей с нарушениями в развитии характерно нарушение пространственного восприятия, что создает сложности в ориентации в пространстве, а в дальнейшем приводит к дисграфии. Эти игры не требуют большого пространства и их можно проводить как со всей группой, так и с подгруппой детей.

«Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг»

Цель: закрепление умения ориентирования (справа-слева, развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия.

Ход. Дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!»

«Вдоль цепочки из колец ходит ловкий молодец»

Цель: развитие ловкости, координации движений, ориентации в пространстве.

Ход. На пол кладется дорожка из 3-5 мячей. Дети выстраиваются в колонну напротив дорожки из обручей. Детям предлагают пройти дорожку, ударяя мячом в каждый обруч. (возможны варианты: начать с первого обруча, начать с последнего, пройти дорожку туда и обратно, пройти дорожку ударяя мячом справа (слева) от себя.

Игры на обобщение и расширение словарного запаса. Развитие грамматического строя речи.

Эти игры удобны тем, что не требуют сложной атрибутики, длительной подготовки к ним, больших временных затрат.

«Ловко мне мяч бросай и животных называй»

Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания, памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.

Вариант 1.

Ход. Педагог называет обобщающее понятие и бросает мяч поочередно каждому ребенку. Ребенок, возвращая мяч. Называет относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.

Вариант 2.

Взрослый называет видовые понятия, а дети, обобщающие слова.

«Животные и их детеныши»

Цель: закрепление в речи названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.

«Кто как разговаривает»

Мяч лови, да поскорей

Назови язык зверей.

Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.

«Кто где живет?»

Кто в берлоге, кто в норе?

Назови-ка поскорей!

Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «В».

«Скажи ласково»

Мячик маленький поймай,

Да словечком приласкай.

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.

«Кто как передвигается?»

Кто ползет, а кто плывет,

Кто ползет, а кто идет.

Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости

По такому же принципу строим игры:

«Подскажи словечко»

«Составь предложение»

«Горячий – холодный» (антонимы)

«Из чего сделано»

«Лови да бросай – цвета называй»

«Третий лишний»

«Какой по форме»

«Один – много» (множественное число)

Вспомнили и давно забытые игры с мячами из детства. Дети отбивают мяч о пол и проговаривают, например, «Я знаю названия трех домашних животных (цветов, мебели и т. д.)» и на каждый удар мяча произносят по одному названию из предложенной темы.

Цель: обобщение словарного запаса, закрепление правильного звукопроизношения, фонематических процессов.

Данные игры можно использовать при прохождении с детьми разных лексических тем.

Игры, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов.

«Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Ход. Педагог называет цепочку из гласных звуков или слова с определенным звуком.

Если услышите звук «А», стукните об пол.

«Нужный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Ход. Педагог называет цепочку гласных звуков или слова с определенным звуком, нужно подбросить мяч на заданный звук.

Игры и упражнения с мячом как средство развития мелкой моторик

Можно:

использовать маленькие мячики или шарики из пластмассы, резины, дерева, каучука, подбирать их по цвету,вводить с их использованием элементы самомассажа.

Упражнения:

сжимание мячика,

обхват пальцами,

прокатывание,

прокатывание между пальцами,

разминание между ладонями.

Игры:

1. «Фокусник». Игра совмещает в себе развитие мелкой моторики и практическое употребление предлогов и предложных слов.

За рукой и под рукой

Из-под кисти на покой.

Между пальцев подержу

И в ладошку положу.

Мяч снаружи, мяч внутри,

По руке скачу – смотри!

Вдоль ладони, через палец

И вокруг запястья танец.

Мяч с одной рукой играет

И к другой перебегает.

Дружит мяч с моей рукой –

Вот я фокусник какой!

2. «С мячиком – ежиком». Движения соответствуют тексту.

Я мячом круги катаю (между ладоней,

Взад – вперед его гоняю (смена рук).

Им поглажу я ладошку (поглаживание,

Будто я сметаю крошку (смена рук).

Я сожму его немножко (сжимание,

Как сжимает лапу кошка (смена рук).

Каждым пальцем мяч прижму (прижимание,

И с другой руки начну (смена рук).

А теперь последний трюк:

Мяч летает между рук (перебрасывание мяча с руки на руку!

3. «Попади в цель». Попасть мячиком (красным, синим и т. п.) в цель (игрушку) правой (левой) рукой.

4. «Поймай шарик». Прокатить шарик по столу, подтолкнув его правой рукой и поймав левой».

5. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута, это ворота. Пальца правой руки поочередно «забивают гол» - подталкивают шарик к левой ладони.

Для следующих игр используем специальные пособия.

6. «Спираль»

Не ползет и не бежит,

Над цветком она кружит,

За витком идет виток

Вот и села на цветок.

Цель: развитие мелкой моторики рук.

Ход. Ребенок прокатывает мяч по спиральной дорожке.

7. «Путешествие колобка»

Цель:

- закрепление изученных грамматических форм;

- правильное конструирование фразы;

- умение ориентироваться в пространстве;

- развитие мелкой моторики рук.

Ход. Дети составляют веселые рассказы о приключениях колобка, сопровождая речь движениями. На панно можно выставить различные фигурки животных, мелкие игрушки и сочинять диалоги между собой.

8. «Веселые буквы»

Цель: развитие мелкой моторики, составление прямых и обратных слогов.

Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик и читают прямые и обратные слоги, составляют слово, которое читается одинаково слева направо и справа налево.

9. «Запомни звук»

Цель: развитие мелкой моторики, закрепление гласных звуков.

Ход. Дети прокатывают разными пальцами правой и левой руки шарик по дорожкам от гриба к звуку, названному воспитателем.

10. «Снежная фантазия»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие четкой дикции.

Ход. Дети прокатывают шарик по панно, сопровождая движения стихотворным текстом.

Мы снежинки! Это мы

Парашютики зимы.

Это мы над вами кружим,

Это мы с ветрами дружим.

Мы танцуем дни и ночи

Даже несколько недель.

Наши танцы, между прочим,

Называются метель.

11. «Разноцветные шары»

Цель: развитие мелкой моторики рук и тактильных ощущений, закрепление основных цветов, закрепление гласных звуков, составление слогов.

Ход. Дети прокатывают мяч снизу вверх разными пальцами левой и правой руки, проговаривая слоги. Движениям пальцев предшествуют слова:

Шарик, шарик не грусти,

Что тебя я отпустил.

Но ты так хотел на небо-

Ты ж еще на небе не был.

Игры включаем в НОД, в совместную работу с детьми и индивидуальную работу. Организация игр групповая, подгрупповая, индивидуальная.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по "Воспитанию валеологической культуры дошкольников 3-7 лет в контексте организации воспитательно-образовательного процесса в группе""

Материал содержит опыт работы педагога по организации процесса воспитания валеологической культуры дошкольника со второй младшей до подготовительной группы. Опыт был успешно представлен аттестационной...

Воспитание экологической культуры дошкольников через музыкальную деятельность

Воспитание ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. В нашем детском саду экологическое направление является  приоритетным, поэтому формирование экологической культ...

Виды музыкально-практической деятельности, способствующие воспитанию музыкальной культуры дошкольников.

Консультация для всех интересующихся музыкально-образовательной деятельностью в ДОУ....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

В статье отражен опыт нашего детского сада по проектной деятельности...

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи

Воспитание сенсомоторной культуры детей с нарушением речи        Рекомендации для работы с детьми...