Статья по логопедии:Дыхательная гимнастика
статья по логопедии

Дыхательная гимнастика в логопедии — это комплекс специальных упражнений для детей, основные задачи которого — тренировать дыхательные мышцы, улучшить контроль над дыханием, развивать диафрагмальное дыхание и научить ребенка координировать дыхание с голосом и артикуляцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-koryagina.docx24.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дыхательная гимнастика

учителя-логопеда ГБОУ СОШN15

Корягиной Е.В.

Дыхательная гимнастика в логопедии — это комплекс специальных упражнений для детей, основные задачи которого — тренировать дыхательные мышцы, улучшить контроль над дыханием, развивать диафрагмальное дыхание и научить ребенка координировать дыхание с голосом и артикуляцией.

Благодаря такой гимнастике у ребенка будет более четкая и выразительная речь, он сможет управлять своим голосом и интонацией и без ошибок произносить длинные фразы.

Дыхательная гимнастика используется для коррекции таких проблем, как дизартрия, заикание, быстрая утомляемость голоса, неправильное дыхание при говорении (например, поверхностное или слишком частое дыхание).

  • Дыхательная гимнастика имеет огромное значение для детей с нарушенным речевым дыханием, так как постоянные упражнения: 
  • Развивают голос и помогают выработать естественность и музыкальность речи, борются с заиканием.
  • Помогают ребенку научиться говорить отчетливо и выразительно, без спешки, с соблюдением интонационных пауз. 
  • Устраняют нарушения темпа и ритма речи и гнусавость.
  • Оказывают общий оздоравливающий эффект на организм: улучшают осанку, укрепляют мышечный тонус лица и грудной клетки, гармонизируют работу нервной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, защищают от переохлаждения, улучшают местное и мозговое кровообращение.
  • Влияют на эмоциональное состояние: например, если ребенок гиперактивен, дыхательные упражнения снимут излишнее напряжение, научат расслабляться и успокаиваться, переключат внимание.

Виды дыхательных упражнений

В комплекс дыхательной гимнастики можно включить:

Упражнения для отработки грудобрюшного типа дыхания

  • Логопед кладет лежащему ребенку на живот небольшую игрушку (например, пластмассовую уточку). Ребенок дышит животом и следит, как игрушка поднимается при вдохе и опускается при выдохе. 
  • Ребенок учится вдыхать «полный живот» воздуха и медленно выдыхать. В положении сидя ребенок кладет руку на диафрагму и следит за тем, чтобы дышать не грудью, а животом. Логопед же читает стишок:
  • Сели бегемотики,
  • Потрогали животики,
  • То животик поднимается (вдох),
  • То животик опускается (выдох).
  • Бегемотики лежали, бегемотики дышали,
  • То животик поднимается, то животик опускается.

Упражнения на дифференциацию ротового и носового дыхания 

  • Ребенок разводит руки в стороны и делает вдох ртом. После обхватывает себя руками и приседает (как будто погружается в воду), делает выдох носом.
  • Для этого упражнения нужна маленькая игрушка, которую можно надуть за 3-4 выдоха. Сначала логопед показывает ребенку, как это сделать (набирает воздух через рот и медленно выдыхает воздух ртом в игрушку). Затем предлагает ребенку сделать то же самое.
  • Можно подготовить что-то ароматное, например цветок или апельсин (главное, уточнить у родителя, нет ли у ребенка аллергии), и предложить малышу понюхать предмет разными способами: вдох через нос, выдох через неплотно сжатые губы; вдох и выдох через левую ноздрю, затем через правую попеременно; вдох через нос, выдох через рот толчками равными объемами.

Упражнения на выработку целенаправленной воздушной струи

  • Нужно положить маленький кусочек ваты на нос ребенка и попросить малыша высунуть язык, загнуть его вверх и свернуть в «чашечку». Задача — сдуть вату с носа. Если все сделать правильно (воздух должен проходить посередине языка), вата полетит вверх. 
  • Логопед подносит к нижней губе ребенка пузырек с узким горлышком и просит подуть. Если воздушная струя направлена правильно, малыш услышит гулкий шум. 
  • Надо зажечь свечу и предложить ребенку дуть на нее так медленно и аккуратно, чтобы пламя только слегка колебалось, но не погасало. Настоящую свечу можно заменить цветными полосками бумаги. 

Для чего дыхательные упражнения используются в логопедии?

Логопеды применяют эту методику для формирования у детей правильного речевого дыхания, которое необходимо для нормального звукообразования. Без него невозможно поддерживать постоянную громкость речи, четко соблюдать паузы, разговаривать плавно и с интонационной выразительностью.

Дыхательную гимнастику используют, прежде всего, в дошкольной логопедии. Постановка речевого дыхания в раннем возрасте создает базу для правильного развития как звукопроизношения, так и речи в целом. Также в логопедии дыхательную гимнастику применяют для формирования диафрагмально-реберного дыхания, коррекции заикания и других нарушений.

Дыхательные упражнения рекомендуется выполнять не дольше 5-7 минут. Поэтому на логопедических занятиях их удобно сочетать с другими методиками, например, артикуляционной гимнастикой, логоритмикой, логомассажем.

Нарушения речевого дыхания

С помощью комплекса дыхательных упражнений специалисты по логопедии чаще всего исправляют следующие нарушения:

  • Слабые вдох и выдох, которые ведут к тихой, едва различимой речи. Это нарушение обычно встречается у физически слабых, стеснительных, робких детей.
  • Неравномерное, неэкономное распределение выдыхаемого воздуха. Ребенок выдыхает весь запас воздуха на первом слове или даже слоге. Конец фразы или слова «проглатывается» или договаривается шепотом.
  • Неспособность грамотно распределять дыхание по словам. Ребенок вдыхает весь запас воздуха в середине слова, снова делает вдох и продолжает говорить.
  • «Захлебывание» словами. Ребенок произносит фразы на вдохе, торопится, не делает пауз.
  • Неравномерная громкость речи, которая возникает из-за толчкообразного выдоха.

Упражнения для формирования речевого дыхания

Все упражнения дыхательной гимнастики в логопедии строятся на вдохах-выдохах и задержках дыхания. Чтобы детям было интересно их выполнять, специалисты вносят в занятия игровые элементы. Вот примеры таких упражнений:

  • «Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному «берегу».
  • «Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
  • «Кто/что на картинке?». На небольшую картинку с изображением предмета или персонажа с одной стороны наклеивают нарезанную тонкими полосками гофрированную бумагу. Ребенок дует на бахрому, чтобы увидеть, кто или что спрятано за ней.
  • «Пузырьки». Это упражнение-игра, которую можно легко и без приготовлений устроить не только на логопедическом занятии, но и дома. Ребенку дают стакан с водой и трубочку. Он  глубоко вдыхает и через трубочку медленно выпускает воздух в воду, чтобы образовывались пузырьки.
  • «Дудочка». Подготавливаются колпачки от ручек, свистки, дудочки и детские духовые инструменты. Ребенок дует в них, извлекая звуки.
  • «Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [р].
  • «Свеча». Зажигают свечу и просят ребенка дуть на нее медленно и аккуратно, чтобы пламя не гасло, а только отклонялось в разные стороны.
  • «Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».
  • «Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха. Это же упражнение используют для постановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [с] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.

► Логопед может модифицировать эти и другие упражнения из методических копилок коллег или разрабатывать свои.

Как нужно выполнять дыхательные упражнения?

До начала и в процессе выполнения упражнений на речевое дыхание рекомендуется:

  • Вытереть в помещении для логопедических занятий пыль, тщательно проветрить его.
  • Составить оптимальную программу гимнастики и придерживаться ее. Нужно следить за количеством и темпом упражнений. На гимнастику должно отводиться не более 5-7 минут. В начале обучения выполняется одно упражнение, на следующем занятии добавляется еще одно и так далее. Каждое упражнение повторяют не больше 3-4 раз, иначе у ребенка может начаться головокружение.
  • Гимнастику проводят натощак или хотя бы через час после еды. Если ребенок заболел, плохо себя чувствует, занятия следует отложить.
  • Упражнения выполняют в свободной, не стесняющей движений одежде.
  • Логопед следит, чтобы в процессе гимнастики у ребенка не напрягались мышцы шеи, рук, груди. При вдохе не должны подниматься плечи, при выдохе – надуваться щеки.
  • Технику дыхательных упражнений лучше всего осваивать в положении лежа на спине. Ребенка учат бесшумно вдыхать через нос и рот, выдыхать через рот, не задерживать дыхание, сохранять небольшой запас воздуха в легких, дышать без толчков и судорожности. После отработки этих навыков можно переходить к выполнению гимнастики сидя, стоя. Затем подключаются упражнения в движении.
  • Гимнастику проводят до тех пор, пока техника правильного речевого дыхания не будет отработана до автоматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ НА ТЕМУ ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ПО МЕТОДУ СТРЕЛЬНИКОВОЙ

Дыхательная гимнастика Дыхание - это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого-нибудь вызовет возражение. Действительно, если без твердой пищи организм может обходиться несколько ме...

Статья по теме: "Утренняя гимнастика в детском саду."

Многие родители мечтают, чтобы их ребенок был выдающимся спортсменом, имел крепкое здоровье и иммунитет. Помочь осуществить планы родителей может утренняя зарядка, которая позволяет взбодрить детей, п...

Статья: Художественная и спортивная гимнастика как средство профилактики нарушений осанки и плоскостопия

В статье описаны задачи, средства для профилактики плоскостопия и сколиоза. Как сформировать у дошкольника правильную осанку, как заботиться о здоровье дошкольника....

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ – ЛОГОПЕДА "Дыхательная гимнастика"

Дыхательная гимнастика является важным средством преодоления нарушений голоса.Красивый, звучный голос, чёткая, безукоризненная дикция, правильное литературное  произношение – свидетельство ...

Картотека по логопедии. Дыхательная гимнастика для детей от 3 лет.

Этот комплекс направлен на развитие дыхательной мускулатуры, речевого аппарата, координации движений, мышц рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков....

Картотека по логопедии. Дыхательные упражнения дома.

Правильное дыхание важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса....