Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста
методическая разработка по логопедии

Харлампиева Светлана Яковлевна

      Коррекционно-развивающую работу выстраиваю на основе диагностики речевого развития детей дошкольного возраста, используя методические рекомендации Сиртюк А.Л., Мамаевой А.В. "Технологии логопедического обследования дошкольников", рекомендованные  КГПУ им В.П. Астафьева. Содержание обследования учитывает возрастные особенности речи дошкольников: для каждой возрастной группы (3-4 года, 4-5, 5-6, 6-7 лет) предлагается отдельный протокол логопедического обследования. Последовательность обследования определена  с учетом подходов, отраженных в работах О.Е. Грибовой: от общего к частному, от сложного к простому, от экспрессивной языковой компетентности к импрессивной. 

      Используя стимульный материал, предложенный Н.С.  Жуковой, О.Б.Иншаковой, Е.В. Кирилловой, Е.А. Стребелевой, мною созданы  альбомы диагностического материала для логопедического обследования, которые представлены по возрастам: для детей 3-4 лет, 4-5 лет, 5-6 лет, 6-7 лет. 

     На основе  результатов  обследования речи, отраженных в протоколе, заполняется логопедическое представление на каждого ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования детей  (3—4 года)

Дата обследования ____________________________________________________________________________        .

Ф.И. ребенка _________________________________________________________________________________        

Возраст на момент обследования ________________________________________________________________        

Беседа: Кактебязовут?_________________________________________________________________________

Сколько тебе лет? _____________________________________________________________________________

С кем ты пришел в детский сад?_________________________________________________________________

 Как зовут твою маму, твоего папу? ______________________________________________________________        

I. ПОНИМАНИЕ ОБРАЩЕННОЙ РЕЧИ.

1.        Понимание слов, обозначающих предметы

а)        Реальные игрушки:

Покажи, где зайчик ___________________________________________________________________________        

Покажи, где паровозик ________________________________________________________________________        

Возьми матрешку _____________________________________________________________________________

Возьми пирамидку_____________________________________________________________________________        

б)        Понимание названий предметов, изображенных на картинке:

Покажи, где собака ____________________________________________________________________________        

Покажи, где дом         ______________________________________________________________________________        

Покажи, где кошка ____________________________________________________________________________

Покажи, где машина ___________________________________________________________________________

в)        Понимание функционального назначения предметов (с опорой на картинки)

Покажи,   что   ты   наденешь   на   голову,   когда   пойдешь гулять? __________________________________        

Что нужно маме, чтобы пришить пуговицу?_______________________________________________________        

Если ручки замерзнут, что наденешь на них? ______________________________________________________

Что возьмешь на улицу, если пойдет дождь? _______________________________________________________        

Что нужно бабушке, чтобы лучше видеть? ________________________________________________________        

Чем режут бумагу? _____________________________________________________________________________

2.        Понимание слов, обозначающих действие (с опорой на картинки)

Покажи, кто здесь:

Катается _______________________________________, качается_______________________________        _______

Моет __________________________________________, поливает_____________________________________        

Кормит________________________________________, одевается______________________________________

3.        Понимание падежных вопросов (с опорой на картинку)
Покажи:

Кто везет?______________________________________Кого везет?_____________________________________

На чем везет?___________________________________        

4.        Понимание простых предлогов

На(поставь машинку на коробку) ________________________________________________________________   В(спрячь машинку в коробку) ___________________________________________________________________

Под (спрячь машинку под коробку)_______________________________________________________________        

За (поставь машинкузакоробку)___________________________________________________________________        

5.        Понимание  слов,  обозначающих  признаки  предмета (с опорой на картинки)

Покажи, где большая кукла, а где маленькая кукла _________________________________________________        

Покажи, где большой самолет, где маленький самолет_______________________________________________

6.        Понимание     категории      числа     существительных (с опорой на картинки)

Покажи, где шар, а где шары ____________________________________________________________________        

Где гриб, где грибы ____________________________________________________________________________

Покажи, где яблоко, а где яблоки         ________________________________________________________________

Где карандаш, где карандаши ___________________________________________________________________        

II.        СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1.        Кто как голос подает (реальные игрушки)

Кто кричит «Му? ______________________________________________________________________________        

Кто кричит Мяу? _____________________________________________________________________________        

Кто кричит Бе? _______________________________________________________________________________        

2.        Покажи (с опорой на картинки)

Где мишка, а где мышка        _______________________________________________________________________

Где уши,  а где усы ____________________________________________________________________________        

Где рожки, а где ложки _________________________________________________________________________        

III.        СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

1. Предметный словарь (назови, что покажу):

а) Реальные игрушки

юла___________________________________________кукла_________________________________________

машина______________________________________мишка___________________________________________

б)        Части тела и лица

гояова_______________        руки_____________________ноги___________________живот___________________

нос___________________глаза____________________рот        ____________________уши____________________

в)        Название и показ частей предмета (реальные игрушки):
Машина: руль_______________________колеса___________________________кабина_____________________

г)        Картинки одежды

куртка____________________________рубашка___________________________платье___________________        

(называет  звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

2.        Глагольный словарь (с опорой на картинки)
Скажи, что делает:

Кушает (что делает мальчик) ___________________________________________________________________        

Играет (что делает мальчик) ___________________________________________________________________ Читает (что делает дедушка)____________________________________________________________________

Рисует (что делает дядя)         ______________________________________________________________________

(называет звукам, слогом, звукоподражанием, словом, показывает жестом)

3.        Словарь признаков (какой мяч?) (реальные игрушки)

Большой____________________________________маленький________________________________________        

Красный____________________________________синий ____________________________________________        

(называет звуком, слогом, звукоподражанием, словом, показывают жестом)

4.        Словарь звукоподражаний (реальные игрушки)
Кто как голос подает:

Кошка____________________________корова_____________________собака___________________________        

Петух_____________________________утка_______________________лягушка_________________________        

(не называет, называет, называет с ошибками)

IV. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки)

Повтори за мной: два открытых слога

Пила_____________________________рыба_______________________часы____________________________        

три открытых слога

сапоги____________________________молоко_____________________корова _________________________         

односложные без стечения согласных

мяч_______________________________лук________________________нож____________________________

двусложные с закрытым слогом

диван______________________________лимон____________________батон____________________________

двусложные со стечением согласных в середине

ложка______________________________мишка____________________ туфли__________________________        

V. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ.

I. Речевое сопровождение игр (реальные игрушки — мишка, зайка)

Методика обследования: ребенку предлагается разыграть сказку «Курочка Ряба» с помощью настольного театра. Взрослый начинает сказку «Жили-были ...» и делает паузу, показывая на фигурки деда и бабы. Дальше ребенок разыгрывает сказку самостоятельно, при затруднениях логопед оказывает помощь - начинает новую

фразу, (звукоподражание, лепет, слова, фразовая речь) ________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)_____

________________________________________________________________________________________________

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподражание, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь) ___________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Темп____________________________________________Голос__________________________________________Разборчивость____________________________________Дыхание_______________________________________

VI. ЗВУКОПРОШНОШЕЯИЕ (с опорой на картинки)

1. Произношение общеупотребительных слов.

Что (кто) это? (при затруднении в самостоятельном назывании картинок либо при назывании имен собственных используется отраженное повторение слов)

А: Аня_______________________санки_____________________ пила____________________изо лир.        __________

О: Оля_______________________зонт_______________________окно____________________изолир.        __________

И: иглы_______________________киска_____________________носки___________________изолир. _________      У: утка________________________ лук _____________________________________________ изолир. ________

Ы: сыр________________________ усы _________________________________________ изояир ___________

М: муха _______________________ замок ____________________дом________________ изолир.__________        

Мь: мяч         _______________________змея_________________________________________ изолир.__________        

11: папа _______________________ сапоги____________________суп________________ изолир.__________        

Пь: петух ______________________спина________________________________________ изолир.__________        

Б: банан        _______________________ собака _______________________________________ изолир.__________        

Бь: белка______________________  кубик _______________________________________ изолир.__________        

Т: туфли _______________________ петух____________________ мост ______________ изолир.__________

Ть: тётя _____________________________________________________________________изолир.__________        

Д: дом _________________________ деда________________________________________ изолир.__________        

Дь: дядя_____________________________________________________________________изолир.__________        

Н: носки_______________________ окно_____________________ слон _______________изолир.__________        

Нь: нитки______________________ сани______________________ конь______________ изолир.__________

В: ваза_________________________ диван _______________________________________ изолир.__________        

Вь: весы ________________________ковёр_______________________________________ изолир.__________

Ф: фонарик _____________________туфли ____________________шкаф______________ изолир.__________        

Фь: Филя_______________________конфеты_____________________________________ изолир.___________        

К: кот__________________________ белка_____________________ паук______________ изолир.__________        

Кь: кепка________________________ утки_______________________________________ изолир.__________        

Г: губы__________________________рога________________________________________изолир.__________        

Гь: гитара_______________________ сапоги _____________________________________ изолир.__________        

X: халат__________________________ ухо____________________ петух _____________ изолир.__________        

Хь: мухи ___________________________________________________________________ изолир.___________

Й: юбка __________________________майка __________________ мой!______________ изолир.___________        

С: собака_________________________ усы_____________________ нос______________ изолир.___________        

Сь: сеть__________________________ письмо __________________гусь_____________ изолир ___________        

3: зонт____________________________коза______________________________________изолир.___________        

Зь: зебра_________________________газета_____________________________________  изолир.___________        

Ль: лимон_______________________ самолёт___________________ ель______________ изолир.___________

2. Произношение облегченных слов и звукоподражаний.

А: Малыш плачет: «А-а-а...». Как плачет малыш?___________________________________________________        

О: Дедушка кряхтит: «Ох!». Как кряхтит дедушка? _________________________________________________        

И: Птенчики пищат: «И-и-и...» Как пищат птенчики? ______________________________________________

У: Волк воет: «У-у-у...». Как воет волк?___________________________________________________________        

Ы: Самолёт гудит: «Ы-ы-ы...». Как гудит самолёт?__________________________________________________        

М: Как мычит корова?__________________________________________________________________________        

Мь: Как мяукает кошка?________________________________________________________________________        

П: «Пух!» -стреляет пистолет. Как стреляет пистолет?_______________________________________________

«Оп-оп?» - скачет мячик. Как скачетмячик?_______________________________________________________        

Пь: Мышка пищит: «Пи-пи». Как пищит мышка?___________________________________________________        

Б:« Бай-бай », - качаем  лялю. Как качаем лялю?____________________________________________________        

Бь: Машина сигналит; «Би-би». Как сигналит машина?______________________________________________        

Т: «Тук-тук», - стучит молоток. Как стучит молоток?________________________________________________        

Ть: «Гик-тик», - тикают часы. Как тикают часы?____________________________________________________

Д: «Ду-ду», - играем на дудочке. Как играем на дудочке?____________________________________________        

Дь: «Динь», - звенит колокольчик. Как звенит колокольчик?__________________________________________

Н: «Но-но!» - скачем на лошадке. Как скачем на лошадке?___________________________________________

В: Мальчик заболел, у мальчика вава. Что у мальчика?______________________________________________

Ф: Мальчик не хочет кушать: «Фу!». Как мальчик говорит___________________________________________

Фь: Мальчику не нравится: «Фи!». Как говорит мальчик?____________________________________________        

К: Как курочка кудахчет?_______________________________________________________________________        

Г: Как гусь гогочет?____________________________________________________________________________        

X: Сова ухает:« Ух!». Как ухает сова?_____________________________________________________________

Ль: Это ляля. Кто это?__________________________________________________________________________        

VII. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

Губы_____________________________________зубы________________________________________________

Прикус___________________________________ язык ________________________________________________

уздечка        ___________________________________твёрдое и мягкое небо        

Мимические движения (по подражанию);

Движение оскаливания _____________________ надувание щек______________________________________        

Наморщивание_____________________________нахмуривание_______________________________________        

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

 губы: улыбочка____________________________трубочка______________________________________________

 оскал_____________________________________        бублик_______________________________________________

трубочка – улыбочка______________________________________________________________________________

язык: лопаточка_____________________________иголочка_____________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу__________________________________________________________________        

высунуть язык на верхнюю губу___________________________________________________________________

горка______________________________________часики_____________________________________________        

«цоканье»__________________________________          кончиком обвести губы_______________________________

мягкое нёбо:
произнести звук «а» при широко открытом рте _______________________________________________________

        

Учитель-логопед_________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования детей 4-5 лет

Дата обследования_________________________________________________________________________________________

Ф. И. ребенка_____________________________________________________________________________________________

Возраст на момент обследования____________________________________________________________________________

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

1. Беседа: Как тебя зовут?___________________________________________________________________________________

Сколько тебе лет?__________________________________________________________________________________________

С кем ты пришел в детский сад?______________________________________________________________________________

Как зовут твою маму, твоего папу?____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________

2. Рассказывание стихотворного текста (не рассказывает, звукоподражание, лепет, слова, рассказывает)_______________

__________________________________________________________________________________________________________

Общая характеристика речи: (речь отсутствует, звукоподражания, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь)_____________________________________________________________________________________________________

 Темп __________________  Голос ______________ Разборчивость __________________    Дыхание____________________

II.ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

1. Пересказ текста из нескольких предложений (с опорой на картинку). Внимательно послушай рассказ, а потом повтори.

Таня и кукла.

   Мама подарила Тане большую куклу. Таня очень любила куклу. Шила ей платья, ходила с ней гулять. Вечером пела песни._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составление рассказа по серии сюжетных картинок (3 шт). Рассмотри картинки. Разложи их по порядку: что было сначала, а что потом? Составь рассказ.________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________

3. Понимание значения текстов (с опорой на картинку). Внимательно послушай рассказ.

Мишка

Маленькому Ване 2 года. Дедушка купил Ване мишку. Мишка был большой и плюшевый. У Вани была тележка, и в ней он катал мишку.

   Сколько лет Ване?_________________________________   Кто купил Ване мишку?________________________________

   Какой был мишка у Вани?___________________________  На чем катал Ваня мишку? _____________________________

III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (по картинкам).

Употребление

Понимание

(проверяется при ошибках в употреблении)

1) Категория числа сущ-х (в И.п):

стол – столы

кот – коты

окно – окна

дом – дома

кукла - куклы

2) Категория падежа сущ-х  (в ед.ч.):

Без чего стол (петух, машина)?

Кому девочка дает корм?

Кого нарисовал  мальчик?

Чем работает мальчик?

О чем мечтает девочка?

3) Предложно-падежные конструкции (с разными предметами):

В, на, за, под;

Из, с (со, из-под).

Куда спрятал (поставил?)

Откуда взял?

Спрячь (поставь) игрушку ….

Возьми игрушку …

4) Существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

стол-столик

чашка-чашечка

ведро-ведерко

Назови ласково

5) Категория числа глаголов:

стоит – стоят

бежит – бегут

плывет - плывут

6)  Категория рода глаголов:

Девочку зовут Саша, и мальчика зовут Саша.

Покажи, где Саша упал, Саша упала.

Саша нарисовал картинку, Саша нарисовала…

Употребление не обследуется

7) Глаголы с различными приставками:

Наливает, выливает, поливает, залетает, вылетает.

8) Названия детенышей животных:

У кошки - ….,

У лисы - ….,

У утки - ….. .

9) Понимание синтаксических конструкций:

Покажи, где мальчик скачет на коне, а где конь скачет на мальчике.

Покажи, где кошка ловит мышку, а где мышка кошку и др.

Употребление не обследуется

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГ СЛОВАРЯ.

1) Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам). Назови эти предметы. Назови их одним словом.

    Кукла_________ машинка ____________ мячик ___________ игрушки _______________________________________

    Рубашка___________ платье _________ шорты ____________ одежда ________________________________________

    Тарелка____________ кружка ____________ ложка _________ посуда ________________________________________

2) Части тела части предметов (по картинкам и реальным предметам):

     Части тела человека: ноги ___________ руки ________ голова _______  глаза ________ волосы _______ уши _______

     ------------- машины:   кабина _____________ колеса ____________  кузов _____________

3) Словарь действий (по картинкам).

    Играет _______ моет _________ рисует ________ поливает ________ катается _________ танцует ________ кормит _____

4)  Словарь признаков (по картинкам).

     Лимон    (какой?)________________________________________________________________________________________

     Лиса (какая?)____________________________________________________________________________________________

     Шуба (какая?)___________________________________________________________________________________________

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с порой на картинки).

     Кот____, вода _____, стук _____, мост ________, спина ______, банка ________, фантик _____ , крыльцо _____________,
    самолет __________, молоток ________, бабочка ______, пуговица _________,  полотенце _______, матрешка_________

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

Собака ____________           Усы ______________                  Автобус_______________                  

С ______________________

Сети _____________             Апельсин___________                Гусь _________________

С`______________________

Зонт______________            Коза _______________    

З_______________________

Зебра ____________             Газета ______________                

З`______________________

Цветы ____________            Нуговица____________               Индеец________________          

Ц______________________

Шахматы _________             Машина ____________                Душ__________________

Ш_____________________

Жираф____________            Ножницы____________            

Ж_____________________

Чайник___________             Бабочка_____________                 Ключ________________

Ч______________________

Щетка____________             Овощи______________                 Плащ _______________

Щ______________________

Рыба_____________             Корова______________                 Помидор_____________    

Р_______________________

Репа______________            Веревка_____________                 Дверь________________

Р`______________________

Лук_______________           Белка_______________                 Дятел________________

Л_______________________

Лев_______________            Телефон____________                  

Л`______________________

Яблоко____________           Майка______________                  Платье_______________

Й_______________________

VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

      1)Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Да-та_____________   Та-да ____________Па-ка __________ Ка-па___________Ма-на__________На-ма______________

Па-ба ________________ Ба-па ___________

  1. Дифференциация оппозиционных звуков (с порой на картинки).

  Покажи, где кит, а где кот________ Покажи, где миска, а где киска__________Где коса и где оса_________________

  Где удочка, а где уточка ____________ .

VIII.  ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

Губы________________________________     зубы__________________________   уздечка________________________

Прикус______________________________     язык__________________________    тверд и мягк. небо_______________

Мимические движения (по подражанию):

Движение оскаливания______________________                              надувание щек________________________

Наморщивание_____________________________                              нахмуривание_________________________

Подвижность артикуляционного аппарата (по подражанию):

Губы: улыбочка_______ трубочка________  оскал_______   бублик________  трубочка-улыбочка____________

Язык: лопаточка_______ иголочка________ высунуть язык на нижнюю губу_______   высунуть язык на верхнюю губу________ горка_______ парус________ часики________ качельки_______ «цоканье»_______ кончиком обвести губы_______

Мягкое небо: произнести звук «а» при широко открытом рте_____________

Учитель-логопед_____________________________________________________________________________________  



Предварительный просмотр:

Протокол  логопедического обследования детей (5-6лет)

Дата обследования_____________________________________________________________________________

Ф.И.ребёнка__________________________________________________________________________________

Возраст на момент обследования_________________________________________________________________

I ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

1. Беседа:  - Как тебя  зовут?____________________________________________________________________

- Сколько тебе лет?____________________________________________________________________________

- Знаешь  ты  свой день рождения? (в какое время года празднуют его)_________________________________

- Знаешь ты свой домашний адрес?_______________________________________________________________

- На чём ты добираешься до детского сада?________________________________________________________

- Знаешь ты в каком городе  живёшь?_____________________________________________________________

2. Рассказывание стихотворного текста (рассказывает, не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость)_____________________________________________________

____________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи:

Темп_____________________ Голос______________ Разборчивость____________Дыхание_______________

II ОБСЛЕДОВАНИЕ  СВЯЗНОЙ  РЕЧИ

  1. Составление рассказа  по представлению
  1. Повествовательный рассказ

    - Расскажи  о том, как ты ходил  в  цирк (зоопарк, отдыхал летом…..)_______________________________

_____________________________________________________________________________________________

  1. Рассказ  описание

- Какая  у  тебя любимая  игрушка (домашнее животное, папина машина……)? Составь о ней рассказ.

___________________________________________________________________________________________

  1. Составление  рассказа при помощи внешних  опор
  1. Рассказ  по сюжетной картинке

- Посмотри на картинку и составь рассказ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Рассказ  по серии сюжетных  картинок

- Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ_________________________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Описательный рассказ (с опорой на картинку)

- Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда)______________________

_________________________________________________________________________________________

  1. Пересказ

- Я прочту рассказ, послушай его, запомни и перескажи.

Запасливый ёж.

В лесу  жил  ёж. Ночью он приходил  в  сад. В саду  он  находил  яблоки.  Яблоки  он накалывал  на иголки. Ёж относил  яблоки  в  свою  нору. Там  он  заготавливал корм  на зиму.

 _________________________________________________________________________________________

III.   ОБСЛЕДОВАНИЕ  ГРАММАТИЧЕСКОГО  СТРОЯ  РЕЧИ(по картинкам)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

1. Словоизменение

  1. Категория мн.ч. сущ-ых (в им.п., р.п.):

-Шар

-Мяч

-Глаз

-Дерево

-Дом

- Что это?

- Нет чего?

  1. Категория падежа сущ-ых (в ед.ч):

-Без чего стол?

-Кому Маша даёт корм?

-Кого нарисовал мальчик?

-Чем работает мальчик?

-О чём мечтает девочка?

  1. Предложно-падежные конструкции

-Кот идёт к дому

-Кот в доме

-Кот перед домом

-Кот за домом

-Кот на крыше

-Вылезает из трубы

-Кот под крыльцом

-Из-под крыльца

-Из-за дома

-Где сидит кот?

-Куда идёт кот?

-Откуда выглядывает?

-Покажи где кот..

  1. Категории рода прилагательных

-Жёлтый мяч

-Жёлтая майка

-Жёлтое яблоко

-Красная роза

-Красное кресло

-Красный флаг

-Назови предмет и скажи какой он по цвету.

-О каком предмете я говорю.

-Жёлтый мяч

-Жёлтая майка

-Жёлтое яблоко

-Красная роза

-Красное кресло

-Красный флаг

  1. Согласование сущ. с числит.

-Сколько предметов изображено на каждом рисунке?

-Шар

-Мяч

1

2

5

2. Словообразование

  1. Образование названий детёнышей животных

-У лисы – лисята.

-У медведя…

-У зайца…

-У волка….

-У ежа…..

-Назови детёнышей животных

  1. Образование относительных  прилагательных

-Стол из дерева…….

-Мяч из резины….

-Кораблик из бумаги…

-Сок из апельсина….

- Шуба из меха….

  1. Образование сущ. с ум. ласкат суффиксами

-Стул

-Кукла

-Стол

-Кровать

-Назови ласково

  1. Образование глаголов с помощью приставок

-Подходит

-Заходит

-Выходит

-Переходит

-Въезжает

-Выезжает

-Переезжает

Объезжает

-Что делает Ваня (машина)?

-К дому….

-В дом….

-Из дома….

-Через дорогу…

-В гараж…

-Из гаража…

-Через мост…

-Вокруг гаража…..

3. Понимание синтаксических конструкций

  1. С реальными предметами

- Покажи ручкой карандаш.

-Покажи ручку карандашом.

  1. По картинкам

-Покажи мамину дочку.

-Покажи дочкину маму.

Употребление не обследуется.

____

______

IV.  СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО  СЛОВАРЯ

  1. Конкретные существительные и обобщающие слова(по картинка).

- Назови эти предметы. Назови их, одним словом.

яблоко

слива

груша

фрукты

огурец

морковь

свёкла

овощи

сапоги

тапки

выленки

обувь

стул

стол

шкаф

мебель

  1. Словарь  действий ((по картинкам).
  1. Что делает?

Врач

Повар

Водитель

Продавец

Учитель

Певец

  1. Кто как голос подаёт?

Собака

Корова

Кошка

Петух

Свинья

Лягушка

  1. Кто как передвигается?

Птица

Лягушка

Черепаха

Рыба

  1. Словарь признаков (по картинкам).

- Скажи наоборот:

Большой

Грустный

Твёрдый

Холодный

V.  СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА (с опорой на картинки).

  1. Повторение предложений

Повтори за мной:

-Милиционер стоит на перекрёстке_______________________________________________________________

-Золотые рыбки плавают в аквариуме_____________________________________________________________

-Фотограф фотографирует детей_________________________________________________________________

  1. Повторить слова (предлагается, если не выполняется п.1).

Светофор

Скакалка

Кружка

Пуговица

Автобус

Перчатки

Свечка

Паутина

Пистолет

Игрушки

Кнопки

Самокаты

Карандаш

Кисточки

Кресло

Черепаха

Вертолёт

Ласточка

Звезда

Кукуруза

Цыплёнок

Расчёска

Свекла

Гусеница

VI.  ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ

- Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок, используется отражённое повторение слов).

Собака

Усы

Автобус

С

Сети

Апельсин

Гусь

С`

Зонт

Коза

З

Зебра

Газета

З`

Цветы

Пуговица

Индеец

Ц

Шахматы

Машина

Душ

Ш

Жираф

Ножницы

Ж

Чайник

Бабочка

Ключ

Ч

Щётка

Овощи

Плащ

Щ

Рыба

Корова

Помидор

Р

Репа

Верёвка

Дверь

Р`

Лук

Белка

Дятел

Л

Лев

Телефон

Л`

Яблоко

Майка

Платье

Й

VII.  СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

  1. Повторение слов с оппозиционными звуками.

- Повтори слоги:

  1. Цепочки из трёх слогов:

Да-та-да

Па-ка-ка

Ма-на-на

Ба-па-ба

Та-та-да

Ка-па-па

На-ма-ма

Па-ба-па

  1. Цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов).

Да-та

Та-да

Па-ка

КА-па

МА-на

На-ма

Па-ба

Ба-па

  1. Дифференциация оппозиционных звуков (с опорой на картинки).

- Где миска, а где мишка________

-Где уши, а где ужи_____________

- Где Лиза, где лиса____________

VIII.  ЗВУКОВОЙ  АНАЛИЗ

-Назови звук в начале слова:

Аист

Ира

Оля

утка

волк

дом

стол

дверь

-Назови звук в конце слова:

кот

сок

нос

шары

мячи

IX.  ОБСЛЕДОВАНИЕ  АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

-Строение артикуляционного аппарата:

губы

зубы

прикус

язык

уздечка

твёрдое и мягкое нёбо

-Мимические движения:

Движение оскаливания

Надувание щёк

наморщивание

нахмуривание

-Подвижность артикуляционного аппарата:

Губы: улыбочка

трубочка

оскал

бублик

Трубочка-улыбочка

Язык: лопаточка

иголочка

Высунуть язык на нижнюю губу

Высунуть язык  на верхнюю губу

горка

парус

грибок

чашечка

часики

качели

Лошадка цокает

Вкусное варенье

Мягкое нёбо: произнести звук «А» при широко открытом рте

Учитель – логопед_________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Протокол логопедического обследования детей (6-7 лет)

Дата обследования____________________________________________________________________________

Ф.И. ребенка_________________________________________________________________________________

Возраст на момент обследования________________________________________________________________

I. ОБСЛЕДОВАНИЕ АКТИВНОЙ РЕЧИ

1. Беседа: Как тебя зовут ?______________________________________________________________________

Сколько тебе лет ?_____________________________________________________________________________

А знаешь ли ты свой день рождения ?(в какое время года празднуют твой день рождения)____________________________________________________________________________________

Знаешь ли ты свой домашний адрес?_____________________________________________________________

На чем ты добираешься до детского сада?_________________________________________________________

Знаешь ли ты, в каком городе мы живем?_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

2. Рассказывание стихотворного текста  (рассказывает – не рассказывает, уровень сложности, правильность, выразительность, громкость______________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Общее звучание речи:

Темп___________________________________Голос________________________________________________Разборчивость___________________________Дыхание______________________________________________

II. ОБСЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

1. Составление рассказа по представлению

а) Повествовательный рассказ

Расскажи о том, как ты ходил в цирк (зоопарк, отдыхал летом и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)_________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рассказ –описание

Какая у тебя любимая игрушка (домашнее животное, папина машина и т.д.) (тематика варьируется в зависимости от интересов ребёнка)? Составь о ней рассказ.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Составление рассказа при помощи внешних опор (предлагается при неуспешном выполнении п.1.)

а) Рассказ по сюжетной картинке

Посмотри на картинку и составь рассказ __________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) Рассказ по серии сюжетных картинок

Посмотри на картинки, разложи их по порядку и составь рассказ_____________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Описательный рассказ (с опорой на картинку)

Придумай загадку про кого-то из зверей (Выполняется по образцу логопеда)___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Пересказ

Перескажи сказку

Жили- были два брата: заяц и зайчишка. Однажды, когда наступила весна и стало совсем тепло, пошли зайчата погулять на полянку и …увидели лису. Один из зайчат испугался и помчался домой. Это был трусливый зайчишка! А храбрый заяц крикнул: «Не бойся, я смогу защитить тебя!» Лисе он сказал: «Прочь отсюда , рыжая, а то охотника позову!» Лиса испугалась и попятилась назад в лес. А смелый заяц пошёл домой. Дома мама похвалила храбреца, поцеловала его, а затем рассказала зайчаткам сказку и они уснули.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. ОБСЛЕДОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ (по картинкам)

Употребление

Понимание (проверяется при ошибках в употреблении)

1. Словоизменение.

а) Категория мн. ч. существительных

(в им.п., р.п.)

Что это? Нет чего (закрывая картинку со множеством предметов)?

б) Категория падежа существительных (без картинок):

Р.п. Чего много в лесу?

Откуда осенью падают листья?

Д.п. Кому нужна удочка?

К кому ты любишь ходить в гости?

В п. Кого ты видел в зоопарке? Цирке?

Т.п. Чем подметают?

Чем рисуют?

П.п. На чём катаются дети зимой? 

в) Предложно-падежные конструкции:

под коробком-

между коробками-

перед коробком-

на коробке-

за коробком-

в коробке-

из-под коробка-

из коробка-

из-за коробка-

Где находится божья коровка?

Откуда выглядывает?

Покажи, где коровка…

г) Категория прилагательных:

Жёлтый мяч

Жёлтая майка

Жёлтое яблоко

Красная роза

Красное кресло

Красный флаг

Назови предмет и скажи, какой он по цвету

 

О каком предмете я говорю

Жёлтый…

Жёлтая…

Жёлтое…

Красная….

Красное….

Красный….

д) согласование сущ. с числит.:

«Сколько предметов изображено на каждом рисунке?»

Цыплёнок

Матрёшка

Ведро

Понимание не обследуется

1                                               2                                                     5

2. Словообразование.

а) образование названий детёнышей животных:

У кошки –

У собаки-

У медведицы-

У коровы-

У лошади-

У волчицы-

Назови детёнышей животных

б) образование относительных прилагательных:

Ложка из дерева - деревянная

Аквариум из стекла-

Перчатки из кожи-

Шапка из шерсти-

Калоши из резины-

Шуба из меха-

в) образование притяжательных прилагательных:

Лиса-

Волк-

Медведь-

Кошка-

Заяц-

Чей хвост?

Чья голова?

г) образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

Дерево-

Окно-

Ящик-

Зеркало-

Платье-

Звезда-

Назови ласково

д) образование глаголов с помощью приставок:

Наливает-

Выливает-

Переливает-

Поливает-

Что делает мальчик?

е) образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов:

«Вставляет стёкла – стекольщик»

Кладет печь-

Чинит сапоги-

Играет в хоккей -

3. Понимание синтаксических конструкций.

Васю рисует Митя. Кто художник?

Дедушка провожает внука. Кто уезжает?

Мальчик бежит за собакой. Кто бежит впереди?

Петя потерял книгу, которую взял у Оли. Чья была книга?

Петя пошёл в кино после того, как прочитал книгу. Что он сделал раньше – пошёл в кино или прочитал книгу?

   

Употребление не обследуется.

IV. СОСТОЯНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ.

1)Конкретные существительные и обобщающие слова (по картинкам).

Назови эти предметы. Назови их одним словом.

Инструменты________________________________________________________________________________

Пила________________________топор___________________________молоток_________________________

Ножницы____________________иголка__________________________щипцы___________________________

Транспорт___________________________________________________________________________________

Автобус___________________автомобиль________________________троллейбус_______________________

трамвай__________________ поезд__________________________самолёт______________________________

Учебные принадлежности_____________________________________________________________________

пенал______________________портфель______________________карандаш____________________________

ручка______________________линейка_______________________ книга_______________________________

Бытовая техника_____________________________________________________________________________

пылесос____________________утюг____________________________телевизор_________________________

телефон____________________лампа___________________________магнитофон_______________________

Профессии___________________________________________________________________________________

Врач_______________________учительница_____________________продавец__________________________шофёр______________________повар___________________________маляр____________________________

2) Словарь действий (по картинкам)

Что делает:

Портниха-___________________________________Лётчик___________________________________________________

Продавец____________________________________Повар____________________________________________________

Художник___________________________________Почтальон________________________________________________

3) Слова0антонимы (по картинкам).

Скажи наоборот

большой_____________________________________кислый___________________________________________________

высокий_____________________________________широкий__________________________________________________

длинный_____________________________________

плачет_______________________________________прилетела_________________________________________________

поднимается__________________________________входит___________________________________________________

открывает___________________________________

V. СЛОГОВАЯ СТРУКТУРА

1. Повторить предложения:

Велосипедист едет на велосипеде.________________________________________________________________

Мотоциклист едет на мотоцикле.________________________________________________________________

Лариса смотрит телевизор.______________________________________________________________________

На перекрестке стоит регулировщик._____________________________________________________________

Экскурсовод проводит экскурсию.________________________________________________________________________

2. Повторить слова (с опорой на картинки) (предлагается, если не выполняется п.1.)

Светофор_________________Скакалака_________________Кружка_________________Пуговица___________________

Автобус__________________Перчатки__________________Свечка__________________Паутина____________________

Пистолет_________________Игрушки__________________Кнопки__________________Самокаты__________________

Карандаш_________________Кисточка_________________Кресло___________________Черепаха__________________

Вертолет__________________Ласточка_________________Звезда____________________Кукуруза__________________Цыплёнок_________________Расческа__________________Свекла___________________Гусеница__________________

VI. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ.

Назови картинку (при затруднении в самостоятельном назывании картинок используется отраженное повторение слов):

самолет_____________________ лиса_________________________ананас__________________с___________

синица_____________________персик________________________гусь____________________с*__________

заяц________________________мимоза_______________________динозавр________________з___________

земляника___________________корзина______________________паровозик________________з*__________

цыплёнок___________________курица________________________огурец__________________ц___________

шапка______________________груша_________________________мышь__________________ш___________

жёлудь_____________________ножи__________________________баклажаны______________ж__________

щегол______________________овощи_________________________плащ___________________щ__________

чайник_____________________кабачок________________________мяч____________________ч__________

яблоко_____________________майка__________________________сарай__________________й___________

лодка______________________кукла__________________________стол___________________л___________

лимон______________________коляска________________________медаль________________л*__________

ромашка____________________торт___________________________помидор_______________р__________

редис_______________________перец__________________________букварь_______________р*__________

VII. СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА:

1. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Повтори слоги:

а) цепочки из трёх слогов:

да-та-да___________________________________та-да-та____________________________________________________

па-ка-ка___________________________________ка-па-па____________________________________________________

ма-на-на__________________________________на-на-ма_____________________________________________________

ба-па-ба__________________________________па-ба-па______________________________________________________

са-ца-ца__________________________________ца-са-ца______________________________________________________

б) цепочки из двух слогов (предлагается при неуспешном повторении цепочек из трёх слогов):

да-та______________________та-да________________па-ка______________________ка-па________________________

ма-на______________________на-ма________________па-ба______________________ба-па_______________________

2. Дифференциация звуков:

Выбери картинку на звук:

С                                                    Ш                                                 Ч                                                  Л

Забор______________________шарф______________________часы______________________лождка________________

Самокат____________________жираф_____________________цветы_____________________рубашка_______________

Собака_____________________жук________________________щипцы____________________рак___________________Цепь_______________________щётка______________________чайник____________________ложка________________

Замок______________________шприц______________________чашка____________________рыбы_________________

Шуба______________________шуба_______________________телефон___________________лук___________________

Шапка_____________________слон________________________шахматы__________________робот_________________

Самолёт___________________щипцы______________________цыплёнок__________________лопата________________Цыплёнок_________________

3. Хлопни в ладоши на звук:

                 «С» - С, А, М, С, З, С, Ц, Ш, С.

                 «Ш» - Ш, Н, Р, Ш, Щ, Ч, Ш, Ж.

                 «Ч» - Ч, И, Ч, Ц, Щ, Ч, Ш, Ть, Ч.

VIII. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ

  1. Определение количества и последовательности звуков в словах:

Сколько звуков в слове? Назови их по порядку.

Мак________________________вата___________________________

Волк_______________________шапка__________________________

  1. Выделение начального звука в слове (п.2-5 предлагаются при неуспешном выполнении п.1)

Какой звук ты слышишь?

Мак_______________________________осы_______________________________трава_____________________________

Утка_______________________________булка______________________________иголка__________________________

  1. Выделение конечного звука в слове:

Какой звук ты слышишь в конце слова?

Дом_________________________________коса______________________________лук____________________________

Перо________________________________палец_____________________________маки___________________________

  1. Определение места звука в слове:

Где находится звук «М» в словах (в начале, конце или середине)?

Мак_________________________________сумка_____________________________дом___________________________

Лимон_______________________________сом_______________________________муха__________________________

  1. Анализ на уровне слога (выполняется по образцу логопеда)

Раздели слог на звуки

Ам___________________,оп_________________, ик____________________, ва______________________________,

Пи___________________, ду_________________.

IX. ОБСЛЕДОВАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Строение артикуляционного аппарата:

Губы_____________________________________Зубы________________________________________________________

Прикус___________________________________Язык________________________________________________________

Уздечка__________________________________Твёрдое и мягкое нёбо__________________________________________

Мимические движения:

Движение оскаливания_________________________надувание щёк____________________________________________

Наморщивание________________________________нахмуривание_____________________________________________

Подвижность артикуляционного аппарата:

Губы::улыбочка________________________________трубочка________________________________________________

Оскал________________________________________бублик___________________________________________________

Трубочка-улыбочка_____________________________________________________________________________________

язык:лопаточка_______________________________ иголочка_________________________________________________

высунуть язык на нижнюю губу___________________________________________________________________________

высунуть язык на верхнюю губу__________________________________________________________________________

горка_________________________________________парус____________________________________________________

грибок________________________________________чашечка_________________________________________________

часикм________________________________________качельки________________________________________________

«цоканье»_____________________________________кончиком обвести губы____________________________________

Мягкое нёбо:

Произнести звук «а» при широко открытом рте______________________________________________________________

Учитель-логопед________________________



Предварительный просмотр:

Дата обследования

Ф.И.ребёнка

Дата рождения

Домашний адрес, тел.

Срок пребывания

Краткий анамнез

Беременность, её течение, роды –

Раннее физическое развитие –

Заболевания раннего возраста -

Раннее речевое развитие

Гуление (3-4мес) –

Лепет(5-6 мес) –

Слово (к 1 году)–

Фраза (к 3 годам)-

Когда заметили нарушения речи –

Были ли занятия с логопедом -

Слух -

Зрение -

Связная речь

Общее звучание речи

  Темп______________ Голос______________ Разборчивость________________Дыхание__________

Звуковая сторона речи

Артикуляционный аппарат

Звукопроизношение

Слоговая структура слова

Фонематическое восприятие

Звуковой анализ и синтез

Словарный запас

Словарь сущ., обобщающих слов

Словарь признаков

Словарь действий

Словарь антонимов

Грамматический строй речи

Словообразование

Словоизменение

Синтаксис

Предложные конструкции

Импрессивная речь

Заключение РПМПК: ____________________________________________________

Рекомендации:___________________________________________________________

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ  ПРЕДСТАВЛЕНИЕ



Предварительный просмотр:

Клинико-психолого-педагогические характеристики детей с ОНР дошкольного возраста, имеющих туберкулёзную интоксикацию.

Учитель-логопед С.Я. Харлампиева

Физическое и психическое состояние детей с туберкулезной интоксикацией отличается от их сверстников: нарушение равновесия нервной системы, выражающемся в изменении поведения ребенка: раздражительности, возбудимости, понижении внимания, в нарушении сна, головных болях, быстрая утомляемость, плохой аппетит, что вызывает сдвиги сенситивных периодов возрастного развития, приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении, игре, эмоциях, общении.

Эти проблемы, как показывает практика, влияют   на   успешность обучения и адаптацию ребенка. Физиологические особенности детей и специфика их заболевания: недоразвит дыхательный центр, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала.

Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонения в смысловой и произносительной сторонах речи. Основной контингент дошкольников в группах компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи (ОНР) составляют дети с II и III уровнями речевого развития.

 I уровень речевого развития – это крайне низкая степень речевого развития, характеризующаяся практически полной несформированностью вербальных средств коммуникации, при которой у ребенка 3 года или старше полностью отсутствует речь. Либо он произносит только отдельные звуки или слоги, не использует общеупотребительную речь.

Типичные признаки – резко ограниченный словарь, состоящий из звукокомплексов и аморфных слов, отсутствие фразы, ситуативное понимание речи, неразвитость грамматических навыков, дефекты звукопроизношения и фонематического восприятия. Диагностируется логопедом с учетом данных анамнеза и обследования всех компонентов языковой системы.

 Коррекционная работа с детьми, находящимися на первом уровне речевого развития, направлена на совершенствование понимания речи, активизацию речеподражания и речевой инициативы, формирование невербальных психических функций.

II уровень речевого развития характеризуется зачатками общеупотребительной речи. Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным). В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. На этом уровне возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.

Дети используют предложения только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов. Лексический запас отстает от возрастной нормы. Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу. Навыками словообразования практически не владеют.

Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций. Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций. Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звуконаполняемость.

III уровень речевого развития детей характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-граматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи взрослых, вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями. Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко.

Фонематическое недоразвитие у детей проявляется, в основном, в несформированности процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом.  Отмечаются ошибки в передаче слоговой структуры слов.

Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием сенсорных или моторных возможностей ребенка.

На этом уровне понимание речи детей приближается к возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. В словаре детей мало обобщающих понятий. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы.

Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка.

Недостатки в употреблении лексики, грамматики и звукопроизношения с наибольшей отчетливостью проявляются в различных формах монологической речи. Правильно понимая  логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются перечислением событий. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.

Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислении е отдельных предметов и их частей. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы. Таким образом, экспрессивная речь детей может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны взрослых.

Вне специального внимание к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи.

Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматически строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной.

Для детей с ОНР характерен низкий уровень развития основных свойств внимания. У некоторых из них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения.

Речевое отставание отрицательно сказывается и на развитии памяти. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у таких детей заметно снижены по сравнению с нормально говорящими сверстниками вербальная память и продуктивность запоминания. Дети часто забывают сложные инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Нередки ошибки дублирования при описании предметов, картинок.

У некоторых дошкольников отмечается низкая активность припоминания, которая сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает некоторые специфические особенности мышления.

Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образной сферы мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением. Для многих из них характерна ригидность мышления.

Детям с недоразвитием речи присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы, что выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатым инструкциям. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно- временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.

У детей с ОНР наблюдаются особенности в формировании мелкой моторики рук. Это проявляется прежде всего в недостаточной координации пальцев рук.

Несмотря на отдельные отклонения от возрастных нормативов, речь детей обеспечивает коммуникативную функцию, а в ряде случаев является достаточно полноценным регулятором их поведения. У них более выражены тенденции к спонтанному речевому развитию, к переносу выработанных речевых навыков в условия свободного общения, что, в итоге, позволяет при ранней логопедической помощи полностью скомпенсировать речевую недостаточность до поступления в школу.  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Итоговая диагностика речевого развития  выпускников группы № 7 «Фиалки» компенсирующей направленности (для детей с ТНР) МБДОУ № 312

2018-2019 уч.г.

2022-2023 уч.г.

       

2023-2024 уч. г.

Сформированность фонематического восприятия, навыков звукового анализа с синтеза

89%

92%

95%

Развитие связной речи и коммуникативных навыков

88%

94%

93%

Развитие лексико-грамматических категорий

87%

91%

93%

Коррекция звукопроизношения

87%

93%

95%

Речевое развитие соответствующее возрастной норме

87%

92%

94%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Пособие содержит краткое описание речи детей дошкольного возраста, а также диагностические методики по обследованию разных сторон речи детей дошкольного возраста, рекомендованные Ушаковой О.С., Струни...

Диагностика речевого развития детей раннего возраста в игровой деятельности

Методика  диагностики речевого развитя детей раннего возраста. Анализ и обработка полученных данных....

Диагностика речевого развития детей раннего возраста

Общая характеристика отклонений в развитии речи у детей раннего возраста. Обследование речевого развития детей от 0 до 3-х лет...

Речевая карта для диагностики речевого развития детей дошкольного возраста.

Экспресс-речевая карта  обследования речевого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет....

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой)

Комплексный тестовый метод педагогической диагностики речевого развития детей дошкольного возраста (по О.А.Сафоновой). Бланк диагностики произносительной стороны речи...

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

   Коррекционно-развивающую работу выстраиваю на основе диагностики речевого развития детей дошкольного возраста, используя методические рекомендации Сиртюк А.Л., Мамаевой А.В. "...