Конспект занятия по развитию речи тема: "Лес, деревья"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Козлова Татьяна Вениаминовна

Занятие по развитию речи

с детьми подготовительной группы "Лес, деревья"

 

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Лес. Деревья».

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • обобщение и закрепление словаря по теме “Лес”;
  • совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном, винительном, творительном падежах; образование существительных с ласкательными суффиксами -чик, -нк; образование относительных прилагательных; образование родственных в составлении описательных рассказов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevya.docx23.04 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи

с детьми подготовительной группы "Лес, деревья"

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Лес. Деревья».

Задачи:

Коррекционно-образовательные

  • обобщение и закрепление словаря по теме “Лес”;
  • совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в родительном, винительном, творительном падежах; образование существительных с ласкательными суффиксами -чик, -нк; образование относительных прилагательных; образование родственных в составлении описательных рассказов.

Коррекционно-развивающие

  • Развитие зрительного внимания и восприятия речевого слуха, памяти, логического мышления.
  • развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение.

Коррекционно-воспитательные

  • Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: сюжетные картинки с изображением лиственного, хвойного и смешанного леса; дидактическая игра “Четвертый лишний”,

Предварительная работа

Чтение рассказов Е.Чарушина, В. Бианки. Рассматривание предметных и сюжетных картинок деревьев, кустарников, цветов.

Ход занятия

Вводная часть:

Ребята, сегодня мы поговорим с вами об одном из царств природы, а о Его

каком именно вы сейчас угадаете сами! 

Весной и летом,  мы видели одетым, а  осенью с бедняжки,   упали все рубашки (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Правильно ребята, сегодня мы с вами поговорим о деревьях!

Давайте подумаем, почем в загадке говориться, что весной дерево веселит? (Весной на деревьях появляются зеленые листочки и люди радуются зелени после долгой зимы).

А как же дерево летом холодит? (В тени дерева прохладнее в жаркую, солнечную погоду).

А как же оно осенью питает? (К осени на деревьях созревают плоды, которыми питаются люди, и плоды (ели, сосны, рябины, клена, которыми питаются птицы и животные).

А что значит — зимой согревает? (зимой дровами топят печи, чтобы в домах было тепло).

Молодцы ребята! А как называется место, где растет много деревьев? Верно, лес! А вы хотите отправится в лес? (Да).

Как нужно вести себя в лесу? (Тихо). Почему? Давайте договоримся, ответы на вопросы давать поочередно, и не выкрикивать.

Основная часть:

ОСЕНЬ.

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб.

Кто нашел его друзья?

Это я, это я, это я?

Покачивания.

Руки в стороны.

Присесть.

Покачивание рук над головой.

Кружиться и махать руками.

Сесть по местам.

  1. Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

2.Если лес наш друг, то, как мы должны относиться к лесу?

- … Да, потому друзей любят и берегут.

- А без чего не может быть леса? (конечно без деревьев)

Возле моего дома растет три дерева, это лес?(нет нужно много деревьев) На лесосеке много спиленных деревьев (В лесу должно быть много живых деревьев).

- Растут деревья где? (На земле)

Вот из каких частей состоит значение слова лес.

Лес - это много деревьев, растущих на земле.

3. А сколько вы можете образовать слов от слова лес? (Лес-лесок-лесочек-лесной-лесоруб-лесовоз):

Как называется профессия человека, работающего в лесу? (Лесник, лесничий)

Как называется участок леса? ( лесничество)

Как называется ученый, разводит лес и думает, как его сохранить? (лесовод);

Как называется начальник лесного хозяйства? –(лесничий).

Как называется маленький лес? (Лесок, лесочек)

Как называется растение, растущее в лесу? (Лесное)

Сказочное существо, охраняющее лес? (Лесовик)

Маленький, редкий лес, соединяющий два больших леса? (Перелесок) 

4. - А теперь посмотрим на эту иллюстрацию! (иллюстрация с изображением леса).

Какие деревья растут в этом лесу?

Назовите каждое дерево, как будто их много?

Назовите деревья ласково.

В лесу мы можем встретить много разных деревьев. На каждом из них есть плоды и семена. Лесные жители принесли нам плоды и семена с разных деревьев. Они разложены здесь, на столиках. Каждый сейчас подойдет к столику, выберет себе плоды или семена, подберет к ним листочки и расскажет нам об этом дереве! (на заранее подготовленных столиках лежат желуди, клен, рябина, и т. д.)

В наших местах растут леса, которые называются смешанными! Как вы думаете, почему они так называются? (варианты ответов детей: в таких лесах растут разные деревья)

Правильно, потому что в них растут и хвойные и лиственные деревья. Но есть и такие леса, в которых в основном растут хвойные деревья: ель, сосна, кедр, пихта. Вы знаете, как называется такой лес? (Тайга).

Посмотрите на картинки с изображением хвойных деревьев. Скажите, что у них общего? Правильно, вместо листьев у них хвоя! А еще? Обратите внимание на их крону (фотографии ели, кедра в снегу). Она имеет конусообразную форму, вот такую (нарисовать на доске конус). Вы уже знаете, что в природе нет ничего случайного, в ней все взаимосвязано. Сейчас я прошу вас подумать и высказать свое мнение о том, почему у деревьев такая форма кроны? (Сформулировать вывод: конусообразная форма кроны необходима для того, чтобы снег с веток сползал вниз, не ломал веток).

5. Теперь вернемся в наш лес!

Как он называется, если в нем растут одни ели? (Ельник).

А если в нем растут одни сосны? (Сосновый бор).

А если только березы? (Березняк, березовая роща).

Из осин? (Осинник)

6. - Давайте закрепим это в игре “Четвертый лишний”

а) дуб, сосна, береза, липа;

б) сосна, пихта, береза, кедр;

в) ель, кедр, осина, сосна.

А теперь, давайте поговорим о том, зачем человеку нужны деревья? Какую пользу они приносят?

Заключительная часть.

Сегодня мы с вами убедились, что мир деревьев — удивительный мир! В лесу, среди деревьев, человек отдыхает от городского шума, слушает пение птиц, шелест листвы, наслаждается красотой!

А как легко дышится в тех местах, где много деревьев, как вы думаете, почему?

Вы уже знаете, что дерево «живое». Почему?: оно растет, как и все живые существа, питается, спит, размножается и дышит. Все растения на земле «дышат» тем воздухом, который выдыхают люди и животные. А «выдыхают» растения живой воздух, который мы называем кислородом и которым мы дышим. Без растений мы просто задохнулись бы. Вот почему нужно беречь каждое дерево, каждую травинку.

Объясните, зачем люди сажают деревья, разбивают парки, скверы? (чтобы очищать воздух, чтобы было больше кислорода)

Почему нам дорог лес? (это дом для птиц и зверей. Не было бы леса, не было бы и их).

Что дают нам растения? (Деревья это строительный материал, топливо, бумага).

Пройдите по группе и найдите предметы, которые не смогли бы появиться здесь, если бы не было растений?

Молодцы! Сегодня мы с вами очень много узнали!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Тема: «Играем пальчиками и развиваем речь»

Продолжать развивать у детей все функции тесно связанные с развитием речи, способствуя её развитию: мелкую моторику рук, память, мышление, оптико-пространственное восприятие, воображение; закрепить че...

Конспект занятия по развитию речи Тема занятия «Колобок» для детей младшего дошкольного возраста

Данное занятие способствует развитию связной речи детей. Вовлекает детей в диалог, обогащает словарь, учит координировать движения с речью, различать эмоции....

Конспект Конспект занятия по развитию речи Тема: «В гости к игрушкам»

Цель: Расширение и активизация словаря.Задачи: Развивать у детей связанную речь, развивать умение называть свои любимые игрушки, активизировать и словарный запас детей, воспитывать бережное отношение ...

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: «Зимние забавы»

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: «Зимние забавы». Средняя группа...

Конспект занятия по развитию речи. Тема занятия: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»

Конспект занятия по развитию речи. Тема  занятия: Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка»...

Конспект занятия по развитию речи Тема. "Звуковая культура речи: дифференциация звуков /з – ж/".

Цель: формирование слухового восприятия детей с помощью упражнений на различение звуков з-ж. Задачи: Упражнять в четком, внятном произнесении слогов, слов и фраз со звуками З и...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ Тема: «Деревья и кустарники»

Тема: Деревья и кустарники.Цель: Развитие речи и познавательных процессов у детей.Задачи: Закрепить представления детей о деревьях и кустарниках. Познакомить с понятиями: лиственные деревья, плодовые ...