МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)
Актуальность методической разработки определяется тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, ее диалогическая и монологические формы. Связная речь играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком связной речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом, дальнейшая успешность обучения в школе – все это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
m-r_mnemotehnika.docx | 86.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«По обучению детей по развитию речи
дошкольного возраста средствами мнемотехники»
Актуальность методической разработки определяется тем, что существует социальный заказ общества на формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия и решению коммуникативных задач, что обеспечивает успешную ее адаптацию и социализацию в современном социокультурном пространстве. В основе общения лежит развитая связная речь дошкольников, ее диалогическая и монологические формы. Связная речь играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Овладение ребенком связной речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности. Полнота познания окружающего мира, развитие личности в целом, дальнейшая успешность обучения в школе – все это и многое другое зависит от достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что речевое развитие дошкольников направлено на развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.
Наблюдения за детьми во время их общения со взрослыми и сверстниками, во время организованной образовательной деятельности и в режимных моментах показывают, что проблема развития связной речи касается почти всех моих воспитанников. Большинство детей не умеют вступать в диалог и поддерживать его, их ответы на вопросы односложны, они затрудняются описать предмет, рассказать о каком-либо событии, не умеют рассуждать. В речи детей существуют множество проблем: их речь скудная, односложная, состоящая лишь из простых предложений, часто предложения грамматически не связаны между собой и т.д.
Все это свидетельствует о том, что существует проблема: необходимость внедрения в образовательную деятельность детского сада эффективного средства по развитию связной речи детей. Таким средством является мнемотехника, которая представляет собой совокупность правил и приемов наглядности, облегчающих процесс запоминания словесной информации и на этой основе – развитие речи детей дошкольного возраста.
Проблема развития связной речи дошкольников рассмотрена в работах М.М. Алексеевой и В.И. Яшиной, О.С. Ушаковой и Е.М. Струниной и др. Эти авторы утверждают, что связная речь дошкольников является мощным резервом их умственного и познавательного развития. Овладение связной речью является обязательным условием полноценного развития ребенка и его активности в общении с окружающими людьми.
Вопросы, связанные с использованием мнемотехники в речевом развитии дошкольников освещены в работах разных авторов:
Л.Е. Белоусовой, Т.В. Большевой, Л.В. Омельченко, Т.Б. Полянской,
Т.А. Ткачеснко и др. Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В.К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т.А. Ткаченко – предметно-схематическими моделями, В.П. Глухов – блоками-квадратами, Т.В. Большева – коллажем, Л.Н. Ефименкова – схемой составления рассказа. Однако все авторы указывают, что это эффективное средство для развития памяти, внимания, связной речи дошкольников.
Мнемотехника в переводе с греческого – «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа и т.д.
Так как у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление и наглядный материал усваивается лучше, использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее. Ребенок дошкольного возраста с особым интересом относится к мнемотаблицам. Это таблицы, состоящие из картинок-символов. Такая картинка для ребенка – наглядная модель, графическое изображение явлений природы, персонажей стихотворения, рассказа, сказки, некоторых их действий. Используются мнемоквадраты – для составления словосочетаний и предложений; мнемодорожки – для составления коротких рассказов; мнемотаблицы – для заучивания стихотворений, составления рассказов и т.д.
Для изготовления мнемотаблиц не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов. Дети легко вспоминают картинку, а потом припоминают слова, последовательность предложения и воспроизводят текст. Мнемотаблица – ключ к запоминанию и воспроизведению информации.
Таким образом, суть метода мнемотехники состоит в том, что дети под руководством взрослого с помощью графической аналогии, а также с помощью заместителей-символов учатся понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи, рассказы. Так происходит развитие связной речи детей. Речевое развитие детей посредствами мнемотехники становится для дошкольников делом веселым, эмоциональным. Важно и то, что мнемотехника развивает память, внимание, мышление. Этот метод позволяет уводить детей от однообразия разговорной речи, подготовить к возможному
Цель и задачи
Цель создать условия для успешного развития речи дошкольников средствами мнемотехники.
Задачи
Образовательные задачи:
– формировать связную диалогическую и монологическую речь детей;
– обучать детей составлению описательных, повествовательных текстов, учить рассуждению;
– обучать навыкам кодирования и декодирования литературных произведений.
– учить читать наизусть стихотворение выразительно;
– учить детей пересказывать сказки, рассказы;
– учить детей составлять рассказы из личного опыта.
Развивающие задачи:
– развивать восприятие, память, внимание, наглядно-образное и логическое мышление, воображение через составление мнемотаблиц и заучивание стихотворений, сказок, рассказов с помощью мнемотехники;
– развивать умение соотносить знаковые символы мнемотаблицы с образами с ловами, фразами;
– прививать интерес к художественной литературе.
Воспитательные задачи:
– воспитывать любовь к родной природе;
– воспитывать нравственные качества детей: доброту, отзывчивость, сострадание и др.;
– воспитывать эстетический вкус, умение замечать прекрасное в природе.
Этапы работы
Методическая разработка рассчитана на работу с детьми 4-7 лет.
Она включает 3 этапа.
Первый этап (1-ый год обучения). Средняя группа.
Основная задача – формирование умений связной речи и умений составлять мнемотаблицы и пользоваться ими при заучивании текстов.
Второй этап (2-ой год обучения). Старшая группа.
Основная задача – развитие умений связной речи и умений составлять мнемотаблицы и пользоваться ими при заучивании текстов.
Третий этап (3-ий год обучения). Подготовительная к школе группа.
Основная задача – повторение и закрепление умений связной речи и умений составлять мнемотаблицы и пользоваться ими при заучивании текстов.
Условия реализации методической разработки
Методическая разработка «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» представляет собой систему оптимальных педагогических условий, обеспечивающих успешное развитие речи посредством мнемотехники.
К этим условиям относятся:
• Организационные условия – принципы и подходы к организации образовательной деятельности, организационные формы (ООД, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность детей).
• Содержательные условия – перспективные и календарно-тематические планы работы с детьми по развитию речи средствами мнемотехники, отбор содержания, адекватного возможностям и потребностям детей средней, старшей и подготовительной групп.
• Программно-методические условия – методические рекомендации воспитателям, картотека мнемотаблиц, творческие задания для детей.
• Технологические условия – средства, методы и приёмы развития речи детей с помощью мнемотехники.
• Материально-технические условия – обогащенная развивающая предметно-пространственная среда групп детского сада.
• Социокультурные условия – взаимодействие с родителями воспитанников.
• Мониторинговые условия – диагностический инструментарий: диагностические методики для контроля и оценки уровня развития речи у старших дошкольников.
Принципы реализации
Данная разработка
1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание разработки соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования).
3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности, позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала.
4. Обеспечивает единство обучающих, развивающий и воспитательных задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие личностные качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников.
5. Строится с учетом принципа интеграции содержания всех образовательных областей и разных видов детской деятельности в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей.
6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.
7. Предусматривает решение образовательных задач в организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.
9. Строится на принципе культур сообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.
#1055;остроена на принципе постепенного усложнения: от простого к сложному, который предполагает:
• постепенного увеличения длины текста стихотворения – начиная с двустишия и заканчивая стихотворениями из 10 и более сток;
• постепенного увеличения количества слов в строке;
• поэтапного увеличения сложности опорных схем для заучивания стихотворения – от использования схем с яркими и образными элементами к использованию схем с ахроматично окрашенными и стилизованными элементами;
• постепенного уменьшения количества картинок в схеме, замещение их схематичными элементами (цветными, ахроматичными, контурными прямоугольниками);
• постепенного усложнения смысловых характеристик стихотворений – от заучивания стихотворений, в которых отражены ситуации хорошо знакомые дошкольникам по житейскому опыту, к заучиванию стихотворений с образными выражениями.
Ожидаемые результаты
• К окончанию средней группы дети научатся:
– участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их;
– описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине;
– пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок;
– выразительно рассказывать наизусть стихотворения, небольшие рассказы с помощью мнемотаблиц;
– самостоятельно составлять мнемотаблицы и использовать их для заучивания текстов.
• К окончанию старшей группы дети научатся:
– поддерживать беседу;
– высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища;
– связно последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
– рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием;
– составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам;
- составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем;
– выразительно рассказывать наизусть стихотворения, сказки, рассказы, используя мнемотаблицы;
• К окончанию подготовительной к школе группы дети научатся:
– вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми;
– содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты;
– составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием;
– составлять рассказы из личного опыта.
• Планируемые результаты от реализации программы:
– увеличение количества детей с высоким и средним уровнем развития связной речи; отсутствие детей с низким уровнем;
– сформированность у детей умений пользоваться мнемотаблицами для составления описаний, рассказов, заучивания стихотворений наизусть;
– обогащение предметно-пространственной среды детского сада различными наглядными материалами по мнемотехнике;
– увеличение количества родителей, принимающих активное участие во взаимодействии с детским садом и удовлетворенных этим взаимодействием.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В соответствии с методической разработкой «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» работа с детьми ведется по следующим направлениям.
1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно детьми старшей и подготовительной групп).
2. Загадывание и отгадывание загадок.
3. Разучивание стихотворений.
4. Составление рассказов о временах года.
5. Описательные рассказы о животных и предметах.
6. Пересказ сказок.
7. Пересказ рассказов.
8. Дидактические игры.
Краткая характеристика направлений работы с детьми.
#1057;ОСТАВЛЕНИЕ МНЕМОТАБЛИЦ.
Мнемотаблица – это условно-наглядная схема, содержание которой (нарисованное на ней) понятно для ребенка. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.
Типы мнемотаблиц (схем), которые используются при заучивании стихотворений на разных этапах обучения:
1) схема, в которой одна часть слов изображена в виде картинок, точно отображающих слова в стихотворении, а другая часть слов – в виде цветных прямоугольников (при этом повторяющиеся слова изображены в виде одинаковых картинок и прямоугольников одного цвета);
2) схема, в которой часть слов изображена в виде стилизованных картинок или картинок-атрибутов (например: слово «машина» изображено в виде руля, слово «кружится – в виде изображения спирали и т.п.»), а часть слов в виде прямоугольников ахроматичных цветов (черный, серый);
3) схема, в которой часть слов изображена в виде контурных рисунков, другая часть – в виде контурных прямоугольников;
4) схема, в которой все слова изображены в виде цветных (ахроматичных или контурных) прямоугольников
Этапы работы с мнемотаблицами.
1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы.
3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. Чтение стихотворения с опорой на символы (образы), т.е. отработка метода запоминания.
Работа с мнемотаблицами в младшей и средней группах проходит с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.
Требования к мнемотаблицам:
#1052;одель должна отображать обобщённый образ предмета.
2. Модель должна раскрывать самое существенное в предмете.
#1057;одержание модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
2. ЗАГАДЫВАНИЕ И ОТГАДЫВАНИЕ ЗАГАДОК.
В игре «Загадки и отгадки» дети соотносят речевое описание предмета с его графическим изображением - читаем загадки, дети рассматривают имеющиеся у них картинки-символы. Если среди них находится предмет, являющийся отгадкой, ребенок говорит «Это про…». При этом он объясняет, почему он так думает. Потом ребенок сам рисует картинку – схему загадки, а другие дети отгадывают ее. В дальнейшем, взяв в руки эту своеобразную «шпаргалку», ребёнок сможет успешнее воспроизводить рифмы.
3. РАЗУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Разучивание стихотворений включает ряд этапов, которые могут сокращаться по мере усвоения дошкольниками действия заучивания стихотворений.
1. Сообщение педагога о предстоящем заучивании стихотворения, мотивация детей на выполнение данного задания.
2. Чтение стихотворения педагогом с использованием опорной схемы (в зависимости от этапа усвоения действия от 1 до 3 раз).
3. Вопросы к дошкольникам по содержанию прочитанного стихотворения.
4. Повторное чтение педагогом стихотворения с опорой на схему.
5. Совместное чтение стихотворения педагогом и дошкольниками, в процессе которого педагог начинает строку стихотворения, называя слова, обозначенные прямоугольниками, а дошкольники договаривают слова, обозначенные предметными картинками.
6. Хоровое и индивидуальное чтение стихотворение дошкольниками с опорой на схему (используется как в первый день заучивания, так и в последующие дни для закрепления).
7. Самостоятельное чтение стихотворения дошкольниками.
4. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ О ВРЕМЕНАХ ГОДА.
С этой целью используются обучающие мнемотаблицы «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». В работе с мнемотаблицами вводятся цветовые буквенные обозначения времен года: осень – желтая или оранжевая, буква «О»; зима – синяя буква «3»; весна – зеленая, буква «В», лето – красная буква «Л».
Далее детей знакомят с условными обозначениями (символами) характерными для каждого времени года явлений, например: дождь – капельки, снег – снежинки, солнце – изображение солнца и т.д.. Использование условных обозначений признаков времен года позволяет детям на основе мнемотаблицы составить рассказ об осени, зиме, весне и лете.
Для составления и заучивания рассказов о временах года используется наглядно-игровое мнемотехническое пособие «Круглый год». Оно знакомит ребенка с изменениями, происходящими в природе и жизни людей в разное время года. Пособие состоит из 4 разноцветных подвижных кубиков (синий, зеленый, красный, желтый,8*8см, закрепленных в деревянной раме). В пособии схематично отражены основные особенности сезонов («Название сезона», «Погода», «Растительный мир», «Сезонная одежда»).
Это пособие используется многофункционально:
• работа с использованием всех кубов пособия: рассказывание по готовому плану – схеме, поиск несоответствий данному в задании времени года, самостоятельный отбор картинок для описания, сравнительные рассказы о сезонных изменениях.
• работа по одному из кубов позволяет составлять рассказы по узким темам: «Сезонные изменения в природе», «Жизнь растений», «Сезонная одежда».
Данное пособие позволяет использовать индивидуальный подход к детям: учитывать индивидуальные особенности ребенка в области познания, восприятия, уровня развития речи.
Провожу игру «Составление описательного рассказа по опорным картинкам» с использованием наглядно-игрового пособия «Круглый год».
Цель: дать детям представления об особенностях климатической зоны проживания, упражнять в умении рассказывать о временах года с использованием наглядных пособий связно, в логической последовательности, формировать представления о причинно-следственных связях и закономерностях в явлениях природы.
Воспитатель предлагает детям прослушать рассказ о сезоне, по ходу рассказа обращая их внимание на картинки-схемы. После прослушивания предлагает детям объяснить, что обозначает каждая картинка. После декодирования дети составляют рассказ по цепочке, самостоятельно.
5. СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ О ЖИВОТНЫХ И ПРЕДМЕТАХ.
С помощью мнемотехники обучаю детей составлять описательные рассказы по темам «Дикие животные» и «Домашние животные». Детям предлагаются различные картинки с изображением животных. Используя схему, они составляют описательный рассказ о животном изображённом на картинке.
6. ПЕРЕСКАЗ СКАЗОК.
Педагог медленно читает сказку вслух и рисует мнемотаблицу (или использует уже готовую мнемотаблицу, постепенно в процессе чтения сказки открывая ее квадраты). Изображение главных героев сказки является опорным в таблице: через них идет осознание, понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг главных героев. В мнемотаблице схематично, но узнаваемо для детей изображаются персонажи сказки, явления природы, некоторые действия, то есть можно изобразить все то, что воспитатель посчитает нужным отразить.
Потом несколько детей пересказывают сказку, используя мнемотаблицу.
7. ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА
В этом виде рассказывания непосредственные действия с предметами и объектами заменяются картинками-символами на мнемотаблице. Наглядность представлена предметами, объектами и действиями с ними, изображенными на картинах мнемотаблицы. Их последовательность служи планом рассказа. Педагог сначала сам составляет рассказ по мнемотаблице, дети слушают, запоминают, а потом повторяют рассказ.
Методика работы с мнемотаблицами при пересказе:
#1059;чить детей заменять ключевые слова в предложениях значками-символами.
2. Учить детей самостоятельно с помощью знаков-символов заполнять схему-модель - мнемотаблицы.
#1059;чить использовать мнемотаблицу как план пересказа.
4. Закреплять изученный материал путем неоднократного повторения рассказа с опорой на составленную ранее мнемотаблицу.
8. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ.
Для проведения дидактических игр используется наглядно-игровое пособие «Мнемокубы: дикие животные наших лесов». Пособие представляет собой меховые кубы (8*8см, передающие основную окраску шерсти диких животных (волк - серый, заяц - белый, лиса – рыжая, тигр - пятнистый) и их отличительные особенности (заяц белый, длинные уши, короткий хвост, лиса пушистая хвост с белым кончиком, волк серый с длинным серым пушистым хвостом, тигр коричнево черный с длинным хвостом.). На передней стороне куба располагается мнемотаблица. К кубам прилагается комплект, состоящий из трех мнемотаблиц и цветных изображений диких животных. В мнемотаблице схематически отображен план описательного рассказа. Схемы усложняются в зависимости от возраста и речевого развития детей. Схемы легко заменить, благодаря съемной передней панели.
Формы работы с детьми
– организованная образовательная деятельность (ООД);
– совместная деятельность детей и взрослых (воспитателя и родителей);
– самостоятельная деятельность детей;
– коллективная, групповая и индивидуальная.
Индивидуальная работа, самостоятельная деятельность детей
Индивидуальная работа направлена на то, чтобы активизировать малоактивных детей, поддерживать их инициативу с помощью обращения к ним с вопросами, советами, рекомендациями, поощрения.
Самостоятельная деятельность детей организуется под руководством педагога: дети самостоятельно рисуют картинки к мнемотаблицам по стихотворениям, сказкам, рассказам, которые им называет педагог. Потом по этим мнемотаблицам дети составляют рассказы, пересказывают сказки, выразительно читают наизусть стихотворения.
Методы работы с детьми
Используется комплекс методов:
– словесные методы: беседа, объяснение, рассказ, пояснение;
– наглядные методы: показ схем-символов и поэтапного изготовления мнемотаблицы, рассматривание иллюстраций, фотографий;
– игровые методы: игровые ситуации, сюрпризные моменты; инсценирование сказок;
– практические методы: изготовление мнемотаблиц по образцу и самостоятельно по заданию педагога;
– творческие методы: выполнение творческих заданий (самостоятельно придумать схемы-символы для мнемотаблицы, саму мнемотаблицу, использовать мнемотаблицу для заучивания стихотворений, пересказа сказок, составления рассказов).
Взаимодействие с родителями
По мнению родителей в детском саду педагоги должны развивать у детей речь, мышление, внимание, память, воображение, мелкую моторику, воспитывать самостоятельность и инициативность. В связи с этим каждый воспитатель детского сада обязан обеспечить условия для успешного развития каждого ребенка по всем образовательным областям в соответствии с программными задачами в каждой возрастной группе.
Успешное развитие речи у детей возможно только при условии эффективного взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа с родителями строится на принципах системности и плановости; дифференцированного подхода и учета запросов родителей каждой семьи; доброжелательности и взаимного уважения; открытости образовательной деятельности.
Для эффективности взаимодействия с родителями и повышения уровня их компетентности используются различные формы работы:
• родительские собрания;
• консультации (групповые и индивидуальные);
• индивидуальные беседы;
• мастер-классы;
• теоретические семинары;
•семинары-практикумы;
• оформление информационного стенда на темы «Развиваем речь детей», «Мнемотехника – это полезно и увлекательно!».
• брошюры и памятки для родителей;
• выставки мнемотаблиц, составленных педагогами, детьми и родителями;
•детские проекты, раскрывающие семейный опыт работы по составлению и использованию мнемотаблиц для развития речи ребенка.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Перспективный план по использованию мнемотехники
в развитии речи детей (средняя группа)
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | #1054;знакомление детей с мнемотаблицами и символами для них. #1044;иагностика развития речи детей. | Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей. | |
Октябрь | 1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года». #1057;тихотворение И. Бланки «Листопад» | Закрепление стихотворения с детьми. Мастер-класс. | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Ноябрь | #1057;казка о глупом мышонке» С Маршака. #1057;тихотворение Саши Черного «Кто?» | Семинар-практикум. | Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие речи детей с помощью мнемотехники» |
Декабрь | ;Дети Севера» - стихотворение. #1057;тихотворение «Елка» К. Чуковского | Предложить стихи для закрепления с детьми | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Январь | #1056;ассказывание сказки «Лисичка со скалочкой». 2. Загадывание и отгадывание загадок о зиме. | Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство развития речи дошкольников» | |
Февраль | #1056;ассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года». 2. Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. | |
Март | #1057;тихотворение «Олененок» Ю. Кушака. «Дед хотел уху сварить» #1056;ассказ детей о приметах весны по мнемотаблице. Дидактическая игра «Времена года». | Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми «Олененок» Ю.Кушака. | Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники» |
Апрель | #1057;читалка про цифру (восемь). #1057;тихотворение «Весенняя песенка» С. Маршак. | Родителям предложить стихотворение для закрепления с детьми «Весенняя песенка» С. Маршак. | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Май | #1048;тоговая диагностика развития речи детей. #1057;тихотворение «Тучка» Т.Белозёров | Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей. |
Перспективный план по использованию мнемотехники
в развитии речи детей (старшая группа)
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | #1044;иагностика развития речи детей. #1057;тихотворение «Подарки Осени» Е. Трутневой | Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей. | |
Октябрь | 1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года». #1057;тихотворение В. Орлова «Ты скажи мне реченька…». | Предложить стих для закрепления с детьми В. Орлова «Ты скажи мне реченька…». Мастер-класс. | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Ноябрь | 1. Загадывание и отгадывание загадок об осени. #1057;тихотворение А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…». | Предложить стих для закрепления с детьми стихотворение А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…». Семинар-практикум «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники» | |
Декабрь | #1056;ассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года». #1057;тихотворение «Тает месяц молодой…». С. Маршака. | Предложить стих для закрепления с детьми стихотворение «Тает месяц молодой…». С. Маршака | Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие речи детей с помощью мнемотехники» |
Январь | 1. Описательные рассказы о животных зимнего леса. #1057;тихотворение «Зима» И. Сурикова | Предложить стих для закрепления с детьми стихотворение «Зима» И. Сурикова | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Февраль | #1055;ересказ сказки «Лиса и кувшин» с помощью мнемотаблицы. #1057;тихотворение «Февраль» С. Маршак | Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники» | |
Март | 1. Описательные рассказы предметах (по выбору педагога или детей). #1056;анняя весна. Разучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой | Родителям предложить стих для закрепления с детьми | Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство развития речи дошкольников» |
Апрель | #1056;ассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года». #1057;тихотворение «Удивительная кошка» Д.Хармса | Родителям предложить стих для закрепления с детьми | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Май | #1048;тоговая диагностика развития речи детей. #1057;тихотворение «У лукоморья дуб зеленый…» А.С. Пушкин. | Ознакомление с результатами диагностики развития речи у детей. |
Перспективный план по использованию мнемотехники
в развитии речи детей (подготовительная к школе группа)
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами |
Сентябрь | #1044;иагностика развития речи детей. #1047;аучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень». Рисование с детьми | Родителям предложить стих для закрепления с детьми | |
Октябрь | 1. Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года». #1047;аучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | Закрепление стихотворения с детьми А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало». Мастер-класс. | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Ноябрь | 1. Загадывание и отгадывание загадок об осени. #1047;аучивание стихотворения К. Чолиева «Деревья спят» | Семинар-практикум. Папка с образцами мнемотаблиц составленных по произведениям. (стихи, рассказы, сказки). | Выставка в методическом кабинете детского сада на тему «Развитие речи детей с помощью мнемотехники» |
Декабрь | 1. Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года». #1047;аучивание стихотворения Е. Трутнева «Первый снег» | Предложить стихи для закрепления с детьми | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Январь | #1054;писательные рассказы о животных зимнего леса. #1050;расота русской березки. Заучивание стихотворения С. Есенин «Белая береза» | Родителям предложить стих для закрепления с детьми | Консультация «Заучивание стихотворений с помощью мнемотехники» |
Февраль | 1. Пересказ сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова с помощью мнемотаблицы. #1047;аучивание стихотворения М. Лермонтов «На севере диком…» | Родителям предложить стих для закрепления с детьми | Мастер-класс: «Заучивание стихотворений с использованием мнемотехники» |
Март | #1056;ассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года». #1047;аучивание стихотворения В. Берестов «Праздник мам» | Родителям предложить стих для закрепления с детьми. | Взаимопосещение мероприятий с детьми, на которых используется мнемотехника. |
Апрель | #1054;писательные рассказы о предметах (по выбору педагога или детей). #1047;аучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки» | Родителям предложить стих для закрепления с детьми | Выступление с докладом по теме «Мнемотехника – эффективное средство развития речи дошкольников» |
Май | #1048;тоговая диагностика развития речи детей. #1047;аучивание стихотворения А. Усачёва «День победы» | Родителям предложить стих для закрепления с детьми |
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Данная программа рассчитана на 3 года обучения и предусмотрена для детей средней, старшей и подготовительной групп.
Основная форма организации детской деятельности – организованная образовательная деятельность (ООД).
В каждой группе (средней, старшей и подготовительной) за год проводится по 18 ООД (2 раза в месяц), на которых ведется работа по развитию связной речи детей с помощью мнемотехники и дети осваивают приемы мнемотехники.
Длительность ООД в средней группе – 20-25 минут, в старшей группе 25-30, в подготовительной к школе группе – 30-35мин.
Календарно-тематическое планирование. Средняя группа
Месяц | Неделя | Тема | Форма организации деятельности детей | Программное содержание |
Сентябрь | 2 | Ознакомление детей с мнемотаблицами и символами для них | ООД | Формировать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Диагностика развития речи детей | |||
Октябрь | 2 | Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года». | ООД | Формировать умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умения описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине. |
4 | Стихотворение И. Бланки «Листопад» | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. | |
Ноябрь | 2 | Сказка о глупом мышонке» С Маршака | ООД | Формировать умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умения описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине. |
4 | Стихотворение Саши Черного «Кто?» | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. | |
Декабрь | 2 | «Дети Севера» - стихотворение | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. |
4 | Стихотворение «Елка» К. Чуковского | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. | |
Январь | 2 | Рассказывание сказки «Лисичка со скалочкой» | ООД | Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь. Развивать грамматический строй речи, умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать диалогическую речь. Развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
4 | Загадывание и отгадывание загадок о зиме. | Совместная деятельность | Формировать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. | |
Февраль | 2 | Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Формировать умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умения описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине. |
4 | Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» | ООД | Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь. Развивать грамматический строй речи, умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать диалогическую речь. Развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. | |
Март | 2 | Стихотворение «Олененок» Ю. Кушака. «Дед хотел уху сварить» | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. |
4 | Рассказ детей о приметах весны по мнемотаблице. Дидактическая игра «Времена года». | ООД | Формировать умения участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Формировать умения описывать предмет, картину; составлять рассказы по картине. | |
Апрель | 2 | Считалка про цифру (восемь) | ООД | Формировать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Стихотворение «Весенняя песенка» С. Маршака | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. | |
Май | 2 | Итоговая диагностика развития речи детей | ||
4 | Стихотворение «Тучка» Т.Белозёров | ООД | Формировать умение читать стихотворение выразительно. Учить пользоваться мнемотаблицей. |
Календарно-тематическое планирование. Старшая группа
Месяц | Неделя | Тема | Форма организации деятельности детей | Программное содержание |
Сентябрь | 2 | Диагностика развития речи детей | ||
4 | Стихотворение «Подарки Осени» Е. Трутневой | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Октябрь | 2 | Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Стихотворение В. Орлова «Ты скажи мне реченька…» | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Ноябрь | 2 | Загадывание и отгадывание загадок об осени | Совместная деятельность | Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Стихотворение А.Фета «Кот поет, глаза прищуря…» | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Декабрь | 2 | Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Стихотворение «Тает месяц молодой…». С. Маршака | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Январь | 2 | Описательные рассказы о животных зимнего леса | ООД | Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Стихотворение «Зима» И. Сурикова | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Февраль | 2 | Пересказ сказки «Лиса и кувшин» с помощью мнемотаблицы | ООД | Познакомить детей с русской народной сказкой. Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь. Развивать грамматический строй речи, умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Развивать диалогическую речь. Развивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение. Воспитывать любовь к русским народным сказкам. |
4 | Стихотворение «Февраль» С. Маршака | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Март | 2 | Описательные рассказы предметах (по выбору педагога или детей) | ООД | Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Ранняя весна. Разучивание стихотворения «Весна» И. Токмаковой | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Апрель | 2 | Рассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Развивать умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Стихотворение «Удивительная кошка» Д.Хармса | ООД | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Май | 2 | Стихотворение «У лукоморья дуб зеленый…» А.С. Пушкина | Самостоятельная деятельность детей | Учить читать наизусть стихотворение выразительно. Развивать умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. |
4 | Диагностика развития речи детей |
Календарно-тематическое планирование.
Подготовительная к школе группа
Месяц | Неделя | Тема | Форма организации деятельности детей | Программное содержание |
Сентябрь | 2 | Диагностика развития речи детей | ||
4 | Заучивание стихотворения Е. Трутневой «Осень» | ООД | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Октябрь | 2 | Составление мнемотаблиц (педагогом, совместно педагогом и детьми, самостоятельно) для рассказов об осени. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Закреплять умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало» | ООД | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Ноябрь | 2 | Загадывание и отгадывание загадок об осени | Совместная деятельность | Закреплять умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Заучивание стихотворения К. Чолиева «Деревья спят» | ООД | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Декабрь | 2 | Рассказы о зиме с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Закреплять умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Заучивание стихотворения Е. Трутнева «Первый снег» | ООД | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Январь | 2 | Описательные рассказы о животных зимнего леса | ООД | Закреплять умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Красота русской березки. Заучивание стихотворения С. Есенин «Белая береза» | ООД | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Февраль | 2 | Пересказ сказки «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова с помощью мнемотаблицы | ООД | #1055;ознакомить детей с русской народной сказкой. #1059;чить отвечать полным предложением, активизировать словарь. #1056;азвивать грамматический строй речи, умения образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. #1056;азвивать диалогическую речь. #1056;азвивать умение следить за развитием действий, мышление, воображение. #1042;оспитывать любовь к русским народным сказкам. |
4 | Заучивание стихотворения М. Лермонтов «На севере диком…» | ООД | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Март | 2 | Рассказы о весне с помощью мнемотаблиц. Дидактическая игра «Времена года» | ООД | Закреплять умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Заучивание стихотворения В. Берестов «Праздник мам» | Самостоятельная деятельность детей | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Апрель | 2 | Описательные рассказы о предметах (по выбору педагога или детей) | ООД | Закреплять умения составлять схемы-символы и располагать их в мнемотаблице, а потом рассказывать по ней и заучивать наизусть. |
4 | Заучивание стихотворения Г.Новицкой «Вскрываются почки» | Самостоятельная деятельность детей | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. | |
Май | 2 | Заучивание стихотворения А. Усачёва «День победы» | Самостоятельная деятельность детей | #1055;родолжать знакомить детей с образами художественной литературы на материале русской поэзии. 2. Учить читать наизусть стихотворение выразительно, интонационно передавать восхищение, любование, чувство завороженности. 3. Закреплять умения пользоваться мнемотаблицей для запоминания стихотворения. |
4 | Диагностика развития речи детей |
Мониторинг. Диагностический инструментарий для оценки уровня развития речи дошкольников
В соответствии с ФГОС ДО при реализации программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках мониторинга и педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащих в основе их дальнейшего планирования).
Мониторинг развития речи у детей каждой возрастной группы проводится два раза в год (в сентябре и мае).
В начале учебного года (сентябрь) проводится основная первичная диагностика развития речи: выставляются стартовые условия (исходный уровень развития), определяются достижения ребенка к этому времени, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики воспитателем в сотрудничестве с педагогами-специалистами определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, а также выделяются достижения и индивидуальные проявления, требующие педагогической поддержки), определяются задачи и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.
В конце учебного года (май) проводится основная итоговая диагностика развития речи детей, по результатам которой оцениваются личностные достижения ребенка, степень решения воспитателями детского сада поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития речи данного ребенка.
Для изучения уровня развития связной речи детей 4-6 лет используется методика В.П. Глухова. Согласно этой методике наблюдение за речью детей осуществляется в процессе игровой, обиходно-бытовой и организованной образовательной деятельности. Основное внимание обращается на наличие и уровень сформированности у детей умений и навыков фразовой и монологической связной речи.
В целях комплексного исследования связной речи детей используется 6 диагностических заданий:
1) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам;
2) составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
3) пересказ текста (хорошо знакомой детям сказки);
4) составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
5) сочинение рассказа на основе личного опыта;
6) составление рассказа-описания.
Комплексное обследование позволяет оценить уровень развития связной речи каждого ребенка в разных формах речевых высказываний – от элементарных (составление фразы) до наиболее сложных (составление рассказов с элементами творчества).
Оценивание
- высокий уровень развития речи – ребенок самостоятельно и правильно выполняет все задания;
- средний уровень – ребенок выполняет задания с помощью взрослого;
- низкий уровень – ребенок не может выполнить задания, помощь взрослого ему не помогает.
Описание диагностических заданий представлено в приложении к программе.
Литература
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М.: Академия, 2014. – 207 с.
- Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
- Бизикова О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
- Белоусова Л.Е. Веселые встречи. Конспекты занятий по развитию речи с использованием элементов мнемотехники: Метод. пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений. – М.: Первое сентября, 2013. – 128 с.
- Большева Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. – М.: Детство-Пресс, 2005.
- Гризик Т.И., Тимощук Л.Е. Развитие речи детей 4-5 лет: метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Просвещение, 2013. – 221 с.
- Карпова С.Н. Психология речевого развития ребенка. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 198 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н.Ярцева. – М.: Российская энциклопедия, 2010. – 634 с.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников // Логопед. – 2008. – №4. – С. 34-36.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой,
М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 304 с. - Полянская Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2009. –
20 с. - Развитие речи детей дошкольного возраста / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 2009. – 223 с.
- Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников: метод. пособ. для педагогов дошкол. учр. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 230 с.
- Ткаченко Т.А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов. – М: Издательство ГНОМ и Д, 2001. – 16 с.
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб.-метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учр. – М.: Владос, 2012. – 287 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 // URL:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от г. № 273-ФЗ // URL:
- Чулкова А.В. Формирование диалога у дошкольников. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2011. – 220 с.
Приложение
ДИАГНОСТИКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 4-7 ЛЕТ
ПО МЕТОДИКЕ В.П. ГЛУХОВА
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Примечание: для детей старшей и подготовительной к школе группы используются те же типы заданий, но другой речевой материал – более сложный, чем для детей средней группы и более соответствующий их возрастным возможностям.
Цель диагностики: комплексное обследование связной речи дошкольников
Задание 1. Определить способность ребенка составлять законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию).
Материал: серия картинок следующего содержания:
• Мальчик поливает цветы
• Девочка ловит бабочку
• Мальчик ловит рыбу
• Девочка катается на санках
• Девочка везет куклу в коляске.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: "Скажи, что здесь нарисовано?". При отсутствии фразового ответа задается второй вспомогательный вопрос, непосредственно указывающий на изображенное действие ("Что делает мальчик/девочка?").
Оценка результатов:
3 балла - полный фразовый ответ;
2 балла - ответ с вспомогательным вопросом;
1балл - ребенок не смог самостоятельно установить смысловые отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы.
Задание 2. Выявление способности детей устанавливать лексико-смысловые отношения между предметами и переносить их в виде законченной фразы-высказывания.
Материал: Три картинки "девочка", "корзинка", "лес".
Инструкция: Назови картинки и составь предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Если ребенок составил предложение с учетом только одной-двух картинок (например, "Девочка гуляла в лесу"), задание повторяется с указанием на пропущенную картинку.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок справился с заданием, используя фразы, адекватные предложенному заданию;
2 балла - справился с заданием с помощью педагога;
1 балл - не смог составить предложение.
Задание 3. Выявить возможности ребенка воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст (связная монологическая речь).
Материал: знакомые детям сказки: "Репка", "Теремок", "Курочка ряба".
Текст произведения прочитывается дважды; перед повторным чтением дается установка на составление пересказа.
Инструкция: послушай и перескажи.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок справился с заданием, составил пересказ;
2 балла - справился с заданием с помощью педагога;
1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.
Примечание: особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа.
Задание 4. Составить связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов.
Материал: Серия картинок по сюжету сказки "Лиса и Журавль".
Картинки в нужной последовательности раскладываются перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть.
Инструкция: Рассмотри картинки и составь последовательный рассказ. (Составлению рассказа предшествует обзор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей.
При затруднении, помимо наводящих вопросов, применяется жестовое указание на соответствующую картинку или конкретную деталь).
Оценка результатов:
3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;
2 балла - справился с заданием с помощью педагога;
1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.
Задание 5. Составить рассказ на основе личного опыта - имеет целью выявить индивидуальный уровень и особенности владения связной фразовой и монологической речью при передаче своих жизненных впечатлений.
Инструкция: ребенку предлагается составить рассказ на близкую ему тему (например, "На нашем участке", "Игры на детской площадке") и дается план рассказа:
- что находится на площадке;
чем занимаются там дети;
в какие игры они играют;
назвать свои любимые игры;
Оценка результатов:
3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;
2 балла - справился с заданием с помощью педагога;
1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.
Примечание: обращается внимание на особенности фразовой речи, употребляемой детьми при составлении сообщения без наглядной текстовой опоры. Учитывается степень информативности рассказа, определяемая количеством значимых элементов, которые несут смысловую нагрузку. Установление количества информативных элементов и их характера (простое называние предмета или действия их развернутое описание) позволять, насколько полно отражена ребенком тема сообщения.
Задание 6. Составить описательный рассказ.
Материал: детям могут предлагаться как модели предметов (игрушки), так и их графические изображения, на которых достаточно полно и четко представлены основные свойства и детали предметов.
Инструкция: Ребенку предлагается в течение несколько минут внимательно рассмотреть предмет, а затем составить о нем рассказ по данному вопросному плану.
Например, при описании куклы дается следующая инструкция-указание: "Расскажи об этой кукле: как ее зовут, какая она по величине; назови основные части тела; из чего она сделана, во что одета, что у нее на голове" и т.п.
Оценка результатов:
3 балла - ребенок справился с заданием, составил рассказ;
2 балла - справился с заданием с помощью педагога;
1 балл - не справился с заданием даже при помощи педагога.
Примечание: обращается внимание на полноту и точность отражения в нем основных свойств предмета, наличие (отсутствие) логико-смысловой организации сообщения, последовательность в описании признаков и деталей предмета, использование языковых средств словесной характеристики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр
Методическая разработкапо обучению детей старшего дошкольного возраста элементам спортивных игр...
Методическая разработка Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»
Управление народного образованияГородского округа города Бор Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста рассказыванию по картине с элементами ТРИЗ»...
Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения
Данная методическая разработка позволяет системно и целенаправленно познакомить детей с правилами дорожного движения и безопаностью на дорогах....
Методическая разработка по обучению детей родному языку для детей дошкольного возраста в подготовительной к школе группе с использованием метода «Синквейн».
Методическая разработка по комплекту «Без инде хәзер зурлар, мәктәпкә илтә юллар» предназначена для родителей, детей, воспитателей, воспитателей по обучению татарскому языку дошкольных образоват...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА«По обучению детей по развитию речи дошкольного возраста средствами мнемотехники» (с 4 до 7 лет)...
«Методическая разработка по обучению дошкольников рассказыванию сказок посредством использования элементов мнемотехники»
Дошкольный возраст – это уникальный период, когда формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие. Известно, что в раннем возрасте ви...
«Методическая разработка по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам дорожного движения»
Проект «Знатоки дорожного движения!»Тип проекта: долгосрочный, информационный, творческо-исследовательский.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатель, ро...